ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-6807/17 от 21.08.2017 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

22 августа 2017 года

г. Архангельск

Дело № А05-6807/2017

Резолютивная часть решения объявлена 21 августа 2017 года

Решение в полном объёме изготовлено 22 августа 2017 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Хромцова В.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Александровой Е.А.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>; место нахождения: 163057, <...>)

к Государственному учреждению – Архангельскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН <***>; место нахождения: 163045, <...>)

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Архангельску (ОГРН <***>; место нахождения: 163000, <...>)

о признании недействительным решения № 05/31-183 от 17.01.2017.

В судебном заседании приняли участие представители:

заявителя: ФИО1 (предъявлен паспорт), ФИО2 (по доверенности от 14.06.2017),

ответчика: ФИО3 (по доверенности от 13.12.2016),

третьего лица: не явился (извещен).

Суд установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее –заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным, вынесенного государственным учреждением – Архангельским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ответчик, фонд) решения от 17.01.2017 № 05/31-183 о прекращении со страхователем правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и о снятии страхователя в регистрационного учета.

Представитель заявителя в судебном заседании предъявленные требования поддержал.

Представитель ответчика с требованиями заявителя не согласился по доводам, изложенным в отзыве.

Третье лицо отзыв на заявление не представило.

Поводом к оспариванию решения фонда от 17.01.2017 № 05/31-183 послужили следующие фактические обстоятельства, установленные арбитражным судом при рассмотрении дела.

Как следует из материалов дела, ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 17.10.2014, о чем внесена запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером <***>.

12.11.2015 в региональное отделение фонда поступило заявление предпринимателя о вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

На основании данного заявления предприниматель 13.11.2015 зарегистрирована фондом в качестве лица, добровольно вступившего в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, с присвоением регистрационного номера страхователя 2900500830, о чем предпринимателем лично 13.11.2015 получено уведомление.

Для получения права на страховое обеспечение в 2017 году, лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2016 году и ранее, необходимо было уплатить страховые взносы в размере 2 158 руб. 99 коп. в срок до 31.12.2016 на счет отделения фонда в Управлении Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу по коду бюджетной классификации 39311706020076000180 «Прочие неналоговые поступления в ФСС РФ».

Страховые взносы в размере 2 158 руб. 99 коп., перечисленные предпринимателем платежным поручением от 26.12.2016 № 53147, поступили на счет отделения фонда в Управлении Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу по коду бюджетной классификации 39310202090071000160 «Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», то есть на неправильный код бюджетной классификации.

При указанных обстоятельствах, фонд пришел к выводу о том, что в срок до 31.12.2016 предприниматель не уплатила в предусмотренном порядке страховые взносы и приняло решение от 17.01.2017 № 05/31-183 о прекращении со страхователем правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и о снятии страхователя в регистрационного учета.

Не согласившись с указанным решением фонда, предприниматель обратилась в суд с настоящим заявлением.

Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, объяснения представителей участвующих в деле лиц, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 7 и подпунктом 7 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Федеральный закон № 165-ФЗ) одним из видов социальных страховых случаев является беременность и роды, а соответствующим страховым обеспечением - пособие по беременности и родам.

Исходя из положений пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Федеральный закон № 255-ФЗ) названный Закон определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.

В силу части 3 статьи 2 Федерального закона № 255-ФЗ индивидуальные предприниматели подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по данному виду страхования, и уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со статьей 4.5 указанного Закона.

Согласно части 6 статьи 4.5 Федерального закона № 255-ФЗ лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты ими в соответствии с частью 4 настоящей статьи страховых взносов в размере, определяемом в соответствии с частью 3 настоящей статьи (произведение минимального размера оплаты труда и тарифа страховых взносов, увеличенное в 12 раз), за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.

Уплата страховых взносов производится не позднее 31 декабря текущего года, начиная с года подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию (часть 4 статьи 4.5 Федерального закона № 255-ФЗ).

Порядок уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе порядок прекращения с ними правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяется Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 № 790 «О порядке уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Правила уплаты страховых взносов).

В соответствии с пунктом 3 Правил уплаты страховых взносов страхователи уплачивают страховые взносы страховщику исходя из стоимости страхового года, определяемой в соответствии с частью 3 статьи 4.5 Федерального закона № 255-ФЗ.

Пунктом 6 Правил уплаты страховых взносов предусмотрено, что страхователи приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты ими страховых взносов за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.

В пункте 7 Правил уплаты страховых взносов установлено, что в случае если страхователь не уплатил страховые взносы за очередной календарный год в размере, установленном пунктом 3 настоящих Правил, до 31 декабря текущего года, правоотношения с ним по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством считаются прекратившимися с 1 января следующего года. Соответствующее решение территориального органа страховщика направляется страхователю в срок не позднее 20 января следующего года. Форма решения о прекращении со страхователем правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Судом установлено, что платежный документ от 24.12.2016 на перечисление страховых взносов в сумме 2 158 руб. 99 коп. самим предпринимателем оформлен надлежащим образом с указанием правильного кода бюджетной классификации 39311706020076000180 «Прочие неналоговые поступления в ФСС РФ».

Ошибка в указании неверного кода бюджетной классификации 39310202090071000160 «Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», допущена работником банка при оформлении чека-ордера на перечисление денежных средств.

Как следует из пункта 1 статьи 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации, доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им поручению (уведомлению). Органы Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после дня получения от учреждения Центрального банка Российской Федерации выписки со своих счетов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, осуществляют перечисление указанных доходов на единые счета соответствующих бюджетов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации, денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.

Сам факт неправильного указания кода бюджетной классификации не является основанием для признания обязанности по уплате страховых взносов неисполненной. Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.

Из имеющегося в материалах дела ответа ПАО «Сбербанк России», представленного на запрос предпринимателя от 07.07.2017, следует, что денежные средства в размере 2 158 руб. 99 коп. были перечислены банком 26.12.2016 на соответствующий счет Управления Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (государственное учреждение – Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации».

С учетом положений статьи 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации, правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.2002 № 202-О, принимая во внимание установленный факт поступления перечисленной предпринимателем суммы страховых взносов на соответствующий счет казначейства, суд пришел к выводу о том, что из-за неправильного указания КБК нельзя считать обязанность предпринимателя по перечислению страховых взносов неисполненной.

При этом суд также учитывает, что платежный документ оформлен самим предпринимателем правильно и предъявлен в банк в установленный для уплаты страховых взносов срок.

Кроме того, согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в функции администратора доходов бюджета, которым в спорном периоде являлся ответчик, входят принятие решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства.

С учетом изложенных обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что решение фонда от 17.01.2017 № 05/31-183 о прекращении со страхователем правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и о снятии страхователя с учета, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя и, соответственно, подлежит признанию недействительным.

На основании изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьями 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу подлежат отнесению на ответчика.

Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Признать недействительным решение от 17.01.2017 № 05/31-183 о прекращении со страхователем правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и о снятии страхователя в регистрационного учета, принятое государственным учреждением – Архангельским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1.

Обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с государственного учреждения – Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 300 рублей расходов по государственной пошлине.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

В.Н. Хромцов