АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Архангельск
29 марта 2011 года
Дело № А05-686/2011
Резолютивная часть решения объявлена 29 марта 2011 года
Полный текст решения изготовлен 29 марта 2011 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Дмитревской А.А.,
при ведении протокола судебного заседания ФИО1 – помощником судьи,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в лице Главного управления по Архангельской области
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
третье лицо – Администрация муниципального образования «Северодвинск» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительными решения и предписания от 26.11.2010 по делу № 81-10
при участии в заседании представителей сторон:
заявителя – ФИО2, ФИО3
ответчика – ФИО4
третье лицо – по заявлению без участия
установил: ОАО «Территориальная генерирующая компания № 2» (далее – заявитель, Общество) в лице Главного управления по Архангельской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения от 26.11.2010 (исх. № 02-04/6828) и предписания от 26.11.2010 (исх. № 02-04/6832), вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – ответчик, Управление) по делу № 81-10.
В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленное требование, представлены письменные объяснения от 25.03.2011 № 2000-06/03-21/3112.
Представитель ответчика с заявлением не согласен, доводы в отзыве.
Третье лицо извещено судом о времени и месте судебного разбирательства. Третьим лицом представлено ходатайство о рассмотрении дела без его участия, а также представлены письменные пояснения от 25.03.2011 (исх. № 01-03-28/872).
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил:
24.08.2010 в Управление из Прокуратуры Архангельской области (письмом № 7-748-2010 от 20.08.2010) поступило для рассмотрения обращение мэра МО «Северодвинск».
Письмом № 01-03-17/2680 от 13.08.2010 и.о. мэра Северодвинска обратился в прокуратуру с жалобой на действия Общества, указав, что Администрация МО «Северодвинск» (далее – Администрация) обратилась в адрес директора городских тепловых сетей ГУ ОАО «ТГК-2» по Архангельской области (письма от 29.01.2010 № 01-03-17/240, от 09.02.2010 №01-03-17/341) с запросом подготовить и направить в адрес Администрации технические условия на присоединение к системе теплоснабжения по каждому указанному в письме объекту капитального строительства.
Подготовленные Обществом предварительные технические условия на присоединение к тепловым сетям не отвечают установленным законодательством требованиям; в частности, не указан срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий установлен менее 2 лет с даты их выдачи, отсутствует информация о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Администрация неоднократно обращалась в ГУ ОАО «ТГК-2» по Архангельской области с просьбой пересмотреть представленную в предварительных технических условиях информацию и направить технические условия, оформленные в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.
На данные обращения в адрес Администрации ГУ ОАО «ТГК-2» по Архангельской области были направлены для рассмотрения образцы бланка технических условий и заявка, в которых вновь отсутствует указание срока подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, установлен срок действия технических условий менее 2 лет с даты их выдачи и другие нарушения.
Приказом руководителя Управления от 26.10.2010 № 300 в отношении ОАО «ТГК-2» возбуждено дело № 81-10 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее – Закон № 135-ФЗ), выразившегося в ущемлении интересов Администрации Муниципального образования «Северодвинск», путем выдачи технических условий на подключение к теплосети с нарушением норм «Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 (далее – Правила № 83).
Управлением установлено, что письмами от 22.01.2010 № 01-03-17/156, от 29.01.2010 № 01-03-17/238, от 29.01.2010 № 01-03-17/240 и от 09.02.2010 № 01-03-17/341 Администрация МО «Северодвинск» направила Обществу запрос технических условий на осуществление технологического присоединения к системе теплоснабжения объектов, планируемых к проектированию и строительству.
Письмом от 26.02.2010 № 2202-07-21/126 Общество направило в адрес Администрации подготовленные предварительные технические условия для проведения торгов согласно запросам от 22.01.2010 № 01-03-17/156, от 29.01.2010 № 01-03-17/238 и от 29.01.2010 № 01-03-17/240. Также в данном письме Общество уведомило Администрацию о перечне информации, предоставление которой необходимо для подготовки технических условий в соответствии с пунктом 8 Правил № 83.
В нарушение части 9 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, пунктов 10 и 11 Правил в направленных в адрес Администрации предварительных условиях ОАО «ТГК-2» не указало данные о тарифе на подключение, а также установило срок действия технических условий менее 2 лет (6 месяцев).
В письме № 2000-06/2-09/12174 от 03.11.2010 Общество сообщило в антимонопольный орган, что запросы Администрации от 22.01.2010 № 01-03-17/156, от 29.01.2010 № 01-03-17/238, от 29.01.2010 № 01-03-17/240 и от 09.02.2010 № 01-03-17/341 не отвечали требованиям п.8 Приказа № 83 (к запросам не были приложены нотариально заверенные копии учредительных документов заявителя, а также документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего запросы; правоустанавливающие документы на земельные участки, указанные в запросах). Возможность выдачи предварительных технических условий предусмотрена пунктом 21 Приказа Госстроя РФ от 21.04.2000 № 92. Выдача предварительных технических условий не противоречит требованиям Правил № 83. Предварительные технические условия не являются и не приравниваются к техническим условиям, в связи с чем требования, установленные для выдачи технических условий, не распространяются на выдачу предварительных технических условий. Технические условия, отвечающие критериям Правил № 83, будут подготовлены и направлены в Администрацию после безусловного выполнения требования п.8 Правил № 83.
Управление пришло к выводу, что в данном случае Общество имело право приостановить исполнение своего обязательства - выдачу технических условий с уведомлением Администрации о причинах приостановки.
Общество не воспользовалось своим правом и выдало технические условия, содержание которых противоречит нормам Правил (срок действия технических условий установлен меньше 2 лет, отсутствует информация о размере платы за подключение).
Приказом от 17.12.2008 № 168/29 ОАО «Территориальная генерирующая компания № 2» включено в реестр доминирующих хозяйствующих субъектов на рынке города Северодвинска по производству и реализации тепловой энергии (ОКВЭД 40.30.11.40.30.3) с занимаемой долей равной 100 %.
Выдача технических условий на подключение к тепловым сетям является неотъемлемой частью технологического процесса по передаче тепловой энергии. Осуществить присоединение к тепловым сетям, эксплуатируемым ОАО «ТГК-2», может только само Общество. Таким образом, осуществить технологическое присоединение к теплосетям на территории МО «Северодвинск», равно как и выдать технические условия имеет возможность только ОАО «ТГК-2».
Рассматриваемые Правила антимонопольный орган относит к правилам недискриминационного доступа, следовательно, нарушение Правил приводит к созданию дискриминационных условий.
Таким образом, ОАО «ТГК-2», нарушив Правила, нарушило запрет установленный пунктом 8 части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ, тем самым ущемило интересы Администрации МО «Северодвинск».
Решением Управления от 26.11.2010 № 02-04/6828 со стороны Открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» признано наличие нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении пунктов 10 и 11 «Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», что ущемило интересы Администрации Муниципального образования «Северодвинск», связанные с правом последней на получение технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Обществу выдано предписание № 02-04/6832 от 26.11.2010, которым предписано не нарушать Правила № 83 впредь.
Заявитель оспаривает данные решение и предписание, ссылается на то, что запросы Администрации от 22.01.2010 № 01-03-17/156, от 29.01.2010 № 01-03-17/238, от 29.01.2010 № 01-03-17/240 и от 09.02.2010 № 01-03-17/341 не отвечали требованиям, установленным пунктом 8 Правил № 83, а именно: к указанным запросам не были приложены нотариально заверенные копии учредительных документов заявителя, а также документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего запросы; правоустанавливающие документы на земельные участки, указанные в запросах. Таким образом, у ОАО «ТГК-2» отсутствовали законные основания для предоставления технических условий.
ОАО «ТГК-2» письмом от 26.02.2010 № 2202-07-21/126 направило в адрес Администрации МО «Северодвинск» сообщение об указанном несоответствии запросов на выдачу технических условий. Одновременно в адрес Администрации МО «Северодвинск» были направлены «предварительные технические условия», возможность выдачи которых предусмотрена пунктом 21 Приказа Госстроя РФ от 21.04.2000 № 92 «Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации» (далее - Приказ № 92).
Согласно Приказу № 92 «предварительные технические условия» не приравниваются к «техническим условиям» и не являются таковыми, в связи с чем требования, установленные для выдачи технических условий, не распространяются на выдачу предварительных технических условий.
При повторном обращении в ОАО «ТГК-2» с письмом от 09.03.2010 № 04-01-12/335 Администрацией МО «Северодвинск» были предоставлены копии дополнительных документов по п. 8 Правил № 83, заверенные отделом по документационному обеспечению Администрации Северодвинска: распоряжение Мэра от 25.05.2009 № 143-р «О разграничении компетенции»; распоряжение о переводе работника на другую работу от 20.11.2006 № 1/952-Рл; Устав Северодвинска, свидетельство о государственной регистрации Устава муниципального образования от 24.04.2006, свидетельство о
включении муниципального образования в государственный реестр муниципальных образований.
Вместе с тем, правоустанавливающие документы на земельный участок и нотариально заверенные копии учредительных документов, требуемые в соответствии с п.8 Правил № 83, предоставлены не были.
Основной причиной выдачи именно предварительных технических условий явилось то, что ОАО «ТГК-2» не имеет перспективного плана развития города Северодвинска (последние данные предоставлялись в 2006 году, исх. № 03-21/2330 от 15.12.2006 и не соответствуют действительности), на основании которого возможно планирование развития тепловых сетей на перспективу. И в случае выдачи технических условий на 2 года, по ориентировочным данным (тепловым нагрузкам и срокам подключения), резко возрастает вероятность отказа в подключении к тепловым сетям будущим правообладателям других земельных участков, расположенных в районах выдачи технических условий, в связи с резервированием тепловой нагрузки по ранее выданным техническим условиям и ограничением пропускной способности тепловых сетей.
Технические условия, предусмотренные Правилами № 83, фактически не выдавались в адрес Администрации по причине непредставления ею документов, являющихся обязательными для выдачи технических условий, предусмотренных действующими Правилами № 83 (пункт 8).
После получения от Администрации запросов, отвечающих требованиям, установленным пунктом 8 Правил № 83, Северодвинские городские тепловые сети ГУ ОАО «ТПС-2» по Архангельской области письмом от 15.11.2010г. исх. № 2202-07-21/780 направили Администрации МО «Северодвинск» технические условия подключения к тепловым сетям, соответствующие требованиям Правил № 83.
Заявитель указал также, что копия указанного письма (от 15.11.2010г., исх. № 2202-07-21/780) и приложенные к нему технические условия были предоставлены в Управление 16 ноября 2010г. до принятия комиссией обжалуемого решения по существу, следовательно, правовых и фактических оснований для принятия оспариваемого решения не было.
По мнению заявителя, действия ОАО «ТГК-2» не выходят за рамки допустимых приделов осуществления гражданских прав и какие-либо нарушения действующего законодательства в таких действиях отсутствуют.
В отзыве Управление указало, что согласно с мнением ОАО «ТГК-2» о том, что у Общества отсутствовали законные основания для предоставления технических условий на запросы администрации МО «Северодвинск», направленные в Главное Управление ОАО «ТГК-2» по Архангельской области письмами от 22.01.2010 № 01-03-17/156, от 29.01.2010 № 01-03-17/238, от 29.01.2010 № 01-03- 17/240 и от 09.02.2010 № 01-03-17/341 только в части их несоответствия действующему законодательству.
ОАО «ТГК-2» в случае неполучения всего пакета документов, необходимого для выдачи технических условий, имело право осуществить два действия: отказать в выдаче технических условий (в том числе сославшись на часть 2 статьи 328 Гражданского Кодекса Российской Федерации); выдать технические условия, соответствующие действующему
законодательству. По мнению Управления, ОАО «ТГК-2», выдав технические условия, отказалось от своего права на отказ в выдаче технических условий.
Управление считает, что Правила № 83 являются императивной нормой, таким образом, не допускают выбора действий теплоснабжающей организации при осуществлении процедуры определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Таким образом, Общество должно чётко придерживаться положений указанного постановления.
В данном случае ОАО «ТГК-2» имело право приостановить исполнение своего обязательства - выдачу технических условий с уведомлением Администрации о причинах приостановки. ОАО «ТГК-2» не воспользовалось своим правом и выдало технические условия, содержание которых противоречит нормам Правил № 83 (срок действия технических условий установлен меньше 2 лет, отсутствует информация о размере платы за подключение).
По мнению Управления, в связи с тем, что законодатель не указал подобного этапа в процедуре определения и выдачи технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, этот этап не должен присутствовать при определении и выдаче технических условий на подключение во избежание оказания данной услуги на дискриминационных условиях.
Правила недискриминационного доступа, к которым, как указывалось выше, антимонопольный орган относит Правила № 83, должны содержать закрытый перечень этапов процедуры выдачи технических условий. В противном случае энергоснабжающая организация (в данном случае ОАО «ТГК-2») получит право свободно трактовать рассматриваемые правила, предоставляя услугу для разных хозяйствующих субъектов на разных условиях, что, в свою очередь, может привести к дискриминации прав неограниченного круга лиц.
В связи с тем, что выдача «предварительных технических условий» Постановлением № 83 не предусмотрена, Управление расценивает данный документ как технические условия.
Приказ № 92 в данном случае не может рассматриваться как нормативный правовой акт, регулирующий процедуру определения и выдачи технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Ответчик не согласен с мнением Общества о том, что в результате выдачи технических условий подключения сроком меньше чем 2 года, возрастает вероятность отказа в подключении к тепловым сетям будущим правообладателям других земельных участков, расположенных в районах выдачи технических условий, в связи с резервированием тепловой нагрузки по ранее выданным техническим условиям и ограничением пропускной способности тепловых сетей, т.к. выдача условий со сроком действия менее двух лет противоречит действующему законодательству.
Кроме того, пунктом 16 Правил предусмотрено, что обязательства организации, выдавшей технические условия, по обеспечению подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с такими техническими условиями прекращаются в случае, если в течение 1 года с даты получения технических условий правообладатель земельного участка не определит необходимую ему подключаемую нагрузку и не обратится с заявлением о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Таким образом, законодатель предусмотрел возможность отказа теплоснабжающей организации от исполнения обязательств по подключению, установив вышеуказанный срок и процедуру прекращения обязательств по техническим условиям.
В отношении довода ОАО «ТГК-2» о том, что технические условия, предусмотренные Правилами № 83, были выданы администрации МО «Северодвинск» до вынесения решения Управления по существу ответчик сообщил, что получателем письма от 15.11.2010 № 2202-07-21/780 является Администрация МО «Северодвинск», копия данного письма представлена представителями ОАО «ТГК-2» в заседании комиссии от 16.11.2010. Из перечня приложений, указанных в данном письме, Управлению были представлены технические условия только по одному из объектов, копии других технических условий представлены не были.
Из письма от 15.11.2010 № 2202-07-21/780 следует, что вместе с ним в адрес Главы Администрации МО «Северодвинск» направляются технические условия по 11 объектам. Вместе с тем, письмами от 22.01.2010 № 01-03-17/156, от 29.01.2010 № 01-03-17/238. от 29.01.2010 № 01-03-17/240 и от 09.02.2010 № 01-03-17/341 Администрация направила в ОАО «ТГК-2» запрос технических условий на осуществление технологического присоединения к системе теплоснабжения 12 объектов, планируемых к проектированию и строительству.
Письмом от 26.02.2010 № 2202-07-21/126 ОАО «ТГК-2» направило в адрес Администрации МО «Северодвинск» технические условия по 12 запрошенным объектам. Данные технические условия не соответствовали требованиям, предъявляемым в соответствии с действующим законодательством требованиям.
Таким образом, по мнению Управления, ОАО «ТГК-2», откорректировав технические условия и направив их в адрес Администрации по 11 объекгам (вместо запрошенных 12 объектов) не устранило в полном объеме нарушение антимонопольного законодательства до вынесения решения Управлением (технические условия по объектам индивидуального жилищного строительства, расположенным на земельных участках в границах квартала 111: Южный переулок - ул. Садовая - ул. Некрасова - ул. Николая Островского, квартала 113: в районе жилого дома по пер. 5-й Южный, д. 30 не были приведены в соответствие с положениями правил определения и выдачи технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения).
На основании вышеуказанного у Управления отсутствовала возможность для прекращения дела о нарушении антимонопольного законодательства по основаниям, указанным в части 1 статьи 48 Закона № 135-ФЗ.
Администрация МО «Северодвинск» в отзыве от 22.02.2011 № 01-03-17/513 указала, что направила Обществу заявки № 01-03-21/3548..-57 от 09.11.2010, отвечающие требованиям п.8 Правил № 83, с приложением схем расположения земельных участков. Северодвинские тепловые сети ГУ ОАО «ТГК-2» по Архангельской области с сопроводительным письмом от 15.11.2010 № 2202-07-21/780 направили в Администрацию технические условия подключения к тепловым сетям, соответствующие требованиям Постановления Правительства от 13.02.2006 № 83.
Письмом от 11.11.2010 № 01-03-21/3583 Администрация информировала Управление об отсутствии разногласий с Обществом по получению технических условий.
Таким образом, на 26.11.2010, то есть на момент рассмотрения комиссией дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Общества, отсутствовали обстоятельства, послужившие основанием для обращения Администрации в прокуратуру.
Между Администрацией и Обществом налажены взаимоотношения в рамках действующего законодательства в сфере ТЭК, технические условия, предусмотренные Правилами № 83, предоставлены в установленный ч.7 ст.48 ГрК РФ и п.9 данных Правил срок с момента предоставления Администрацией полного пакета документов.
Письмом № 01-03-28/872 от 25.03.2011 Администрация также сообщила, что после получения ответа прокуратуры Архангельской области от 04.10.2010 № 7-748-10 с выводом о том, что оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется, Администрация направила в адрес ГУ ОАО «ТГК-2» заявки от 09.11.2010 № 01-03-21/3547 - 3557 о выдаче технических условий, но по 11 объектам, в соответствии с требованиями пункта 8 Правил № 83.
Заявка на выдачу технических условий по 12-му объекту, расположенному на земельных участках в границах квартала 111 (Южный переулок - ул. Садовая - ул. Некрасова - ул. Николая Островского) и квартала 113 (в районе жилого дома по пер. 5-й Южный, д.№ 30), Администрацией адрес Общества не направлялась в связи с отсутствием необходимости.
15.11.2010 в адрес Администрации поступили технические условия на подключение к тепловым сетям, и технические условия в полной мере отвечали требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83.
Таким образом, Администрация Северодвинска считает, что до рассмотрения дела № 81-10 Управлением со стороны ГУ ОАО «ТГК-2» технические условия были предоставлены Администрации в полном объеме. Указанный факт направления и получения технических условий по 11 объектам подтверждается письмом ГУ ОАО «ТГК-2» «Северодвинские городские тепловые сети» от 15.11.2010 № 2202-07-21/780.
Суд пришёл к выводу, что требование заявителя обоснованно и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом не установлено в действиях заявителя нарушения п.8 ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.10 Закона № 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): создание дискриминационных условий.
В пункте 4 постановления от 30.06.08 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона № 135-ФЗ для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 № 135-ФЗ, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. Оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона № 135-ФЗ и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Следовательно, антимонопольный орган, квалифицируя действия лица как нарушение части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ, обязан оценить соотношение этих действий с допустимыми пределами реализации гражданских прав, при установлении несоответствия таких действий требованиям законодательства подтвердить это надлежащими документами. При этом он должен доказать, что такое действие заявителя повлекло или могло повлечь последствия в виде недопущения, ограничения или устранения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц.
В пределах территории, охваченной присоединенной сетью, заявитель оказывает услуги, связанные с производством и реализацией теплоэнергии, осуществляет в установленном порядке подключение к тепловой сети. Согласно приказу Управления от 17.12.2008 № 168 Общество включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара (производство и реализация тепловой энергии) долю более 35 процентов, в значимых географических границах. Следовательно, компания занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.
Абзацем 3 пункта 1 части 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в определенном порядке, в том числе, проводятся работы по формированию земельного участка, такие как определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с ч.9 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления не позднее чем за тридцать дней до дня проведения соответствующих торгов, либо до дня принятия решения о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для строительства, либо до дня принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, информацию о плате за подключение, а также о плате за технологическое присоединение к электрическим сетям.
В силу ч.10 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 утверждены «Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения».
Пунктом 10 Правил № 83 предусмотрено, что технические условия должны содержать следующие данные:
максимальная нагрузка в возможных точках подключения;
срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ;
срок действия технических условий, но не менее 2 лет с даты их выдачи. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.
Согласно п.11 Правил № 83 информация о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения должна содержать:
данные о тарифе на подключение, утвержденном на момент выдачи технических условий в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
дату окончания срока действия указанного тарифа (если период действия этого тарифа истекает ранее окончания срока действия технических условий);
дату повторного обращения за информацией о плате за подключение (если на момент выдачи технических условий тариф на подключение на период их действия не установлен).
Если для подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, плата за подключение не взимается.
Если у организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства, отсутствуют утвержденные инвестиционные программы, подключение осуществляется без взимания платы за подключение, а вместо информации о плате за подключение выдаются технические условия в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.
Судом установлено, материалами дела подтверждается, сторонами и третьим лицом не оспаривается, что запросы Администрации от 22.01.2010 № 01-03-17/156, от 29.01.2010 № 01-03-17/238, от 29.01.2010 № 01-03-17/240 и от 09.02.2010 № 01-03-17/341 о предоставлении технических условий (в отношении 12 объектов) не соответствовали требованиям п.8 Правил № 83.
В силу п.8 Правил № 83 запрос органа местного самоуправления либо правообладателя земельного участка о предоставлении технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения должен содержать:
наименование лица, направившего запрос, его местонахождение и почтовый адрес;
нотариально заверенные копии учредительных документов, а также документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего запрос;
правоустанавливающие документы на земельный участок (для правообладателя земельного участка);
информацию о границах земельного участка, на котором планируется осуществить строительство объекта капитального строительства или на котором расположен реконструируемый объект капитального строительства;
информацию о разрешенном использовании земельного участка;
информацию о предельных параметрах разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, соответствующих данному земельному участку;
необходимые виды ресурсов, получаемых от сетей инженерно-технического обеспечения;
планируемый срок ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства (при наличии соответствующей информации);
планируемую величину необходимой подключаемой нагрузки (при наличии соответствующей информации).
К вышеназванным запросам Администрации не были приложены нотариально заверенные копии учредительных документов заявителя, а также документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего запросы; правоустанавливающие документы на земельные участки, указанные в запросах.
Таким образом, у ОАО «ТГК-2» отсутствовали законные основания для предоставления технических условий (и ответчик с этим соглашается).
Письмом от 26.02.2010 № 2202-07-21/126 Общество направило в адрес Администрации предварительные технические условия и разъяснило, какие документы необходимо представить.
Администрация письмом от 09.03.2010 № 04-01-12/335 предоставила Обществу часть документов по п.8 Правил № 83, однако правоустанавливающие документы на земельный участок и нотариально заверенные копии учредительных документов, требуемые в соответствии с п.8 Правил № 83, предоставлены не были.
Лишь 10.11.2010 Администрация представила Обществу заявки № 01-03-21/3547…3557 на выдачу технических условий подключения к тепловым сетям, с приложением всех необходимых документов (в отношении 11 объектов), и 15.11.2010 Администрации были выданы технические условия от 12.11.2010 (сроком действия 2 года, с указанием информации о плате за подключение и другими необходимыми сведениями).
Суд согласен с доводом заявителя о том, что выдача предварительных технических условий не может являться злоупотреблением доминирующим положением, т.к. это не запрещено, а, наоборот, рекомендовано действующим законодательством.
В соответствии с п. 21 Приказа Госстроя РФ от 21.04.2000 № 92 «Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации» в случаях, когда технические условия выдаются по нескольким вариантам возможного присоединения объекта к системе теплоснабжения, а также в случае проектирования объекта со сложной схемой теплоснабжения, технические условия следует выдавать в две стадии: предварительные и окончательные. Предварительные технические условия будут являться частью задания на проектирование соответствующих объектов.
В предварительных технических условиях указано, что они выданы на проектирование присоединения к тепловой сети в соответствующем квартале. В них указаны параметры присоединения к тепловой сети, которые необходимо заложить при подготовке проекта и строительстве тепловых сетей потенциального застройщика, в частности: уточнить напор в точке подключения (см. 4), уточнить необходимый диаметр трубопроводов по результатам гидравлического расчета (п.5), способ прокладки по проекту (п. 6), требования к антикоррозийному покрытию (п. 7), требования тепловой изоляции (п. 8) и т.д.
На основании изложенного, суд считает, что ответчик неправомерно расценивает выданные предварительные технические условия как технические условия.
Кроме того, суд считает, что даже если согласиться с ответчиком о том, что Обществом было допущено нарушение Закона № 135-ФЗ, дело о нарушении антимонопольного законодательства должно было быть прекращено Управлением на основании п.1 ч.1 ст.48 Закона № 135-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ч.1 ст.48 Закона № 135-ФЗ Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
Письмом № 01-03-21/3583 от 11.11.2010 (входящий Управления от 12.11.2010 № 6440) Администрация сообщила в Управление о том, что разногласия между ею и Обществом урегулированы, технические условия находятся на подписи в ОАО «ТГК-2» в г.Ярославле и будут представлены до 16.11.2010.
15.11.2010 в адрес Администрации Северодвинска поступили технические условия на подключение к тепловым сетям (по всем поданным 11 заявкам).
В судебном заседании 29.03.2011 представитель ответчика пояснил, что Управление считает, что Обществом не устранено в добровольном порядке выявленное нарушение, т.к. не выданы технические условия по 12-му объекту.
Суд учитывает пояснения Администрации Северодвинска, в которых Администрация указала, что направила в адрес «ТГК-2» заявки от 09.11.2010 по 11 объектам, а заявка на выдачу технических условий по 12-му объекту, расположенному на земельных участках в границах квартала 111 (Южный переулок - ул. Садовая - ул. Некрасова - ул. Николая Островского) и квартала 113 (в районе жилого дома по пер. 5-й Южный, д. №30), Администрацией Северодвинска не направлялась в связи с отсутствием необходимости.
Таким образом, даже если и считать, что Обществом было допущено нарушение законодательства о защите конкуренции, в любом случае нарушение было полностью устранено до вынесения оспариваемого решения и предписания.
На основании изложенного, оспариваемые решение и предписание подлежат признанию недействительными.
При обращении в суд заявителем было уплачено 4000 руб. государственной пошлины.
Определением суда от 29.03.2011 заявителю возвращено 2000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
В соответствии с ч.3 ст.110 АПК РФ расходы заявителя по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. подлежат отнесению на ответчика.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Признать недействительными, принятыми в нарушение Федерального закона «О защите конкуренции», решение № 02-04/6828 от 26.11.2010 и предписание № 02-04/6832 от 26.11.2010, принятые Управлением Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по делу № 81-10.
Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области в пользу Главного управления Открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» по Архангельской области 2000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья
А.А. Дмитревская