ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-6974/2021 от 28.09.2021 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

сентября 2021 года

     г. Архангельск

Дело № А05-6974/2021

Резолютивная часть решения объявлена сентября 2021 года  

Полный текст решения изготовлен сентября 2021 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Кашиной Е.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Никифоровой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН <***>, 163069, <...>)

к акционерному обществу "Архангельская областная энергетическая компания" (ОГРН <***>; адрес: 163069, <...>)

третье лицо – ФИО1

о взыскании 5 812 руб. 98 коп.,

при участии в судебном заседании:

от истца – не явился (извещен);

от ответчика –  не явился (извещен);

от третьего лица – ФИО2 (доверенность от 18.04.2019);

установил следующее:

государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) (далее – истец, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Архангельская областная энергетическая компания" (далее – ответчик, Общество) о взыскании 5 812 руб. 98 коп. убытков, возникших в связи с ошибочным начислением страховой пенсии ФИО1 с учетом индексации размера фиксированной выплаты к ней и корректировки размера страховой пенсии за период с 01.07.2019 по 30.11.2019.

Определением Арбитражного суда Архангельской области от 02.09.2021 произведена замена истца по делу №А05-6974/2021 – государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (Межрайонное) (ОГРН <***>) на его правопреемника – государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН <***>).

Истец и ответчик, извещённые о дате и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд своих представителей не направили.

Ответчик в процессе рассмотрения дела с заявленными требованиями не соглашался.

Представитель третьего лица в заседании поддержал позицию Фонда, отметив, что оснований для взыскания спорных денежных сумм с ФИО1 не имеется.

Дело рассмотрено в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствие сторон.

Изучив письменные материалы дела, заслушав объяснения представителя третьего лица, суд пришел к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат в связи со следующим.

 Как следует из материалов дела, ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее – Закон № 400-ФЗ).

По сведениям индивидуального (персонифицированного) учета ФИО1  являлся работником ответчика, который в порядке статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете  в системе обязательного пенсионного страхования" (далее – Закон № 27-ФЗ) представлял в  Пенсионный Фонд Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные Законом № 27-ФЗ.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представляет о каждом работа­ющем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-право­вого характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том чис­ле договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере на­логоплательщика застрахованного лица).

В связи с тем, что в сведениях о работающих застрахованных лицах, представленных ответчиком за июль 2019 года по форме СЗВ-М, ФИО1 не значился, Фондом было принято решение об осуществлении ФИО1 выплаты страховой пенсии с учетом индексации с 01.07.2019.

Фондом по итогам проверки, проведенной с целью контроля правильности заполнения, полноты и своевременности представления ответчиком ежемесячной отчетности "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М, составлен протокол о выявлении излишне выплаченных гражданину сумм пенсии №524 от 09.06.2020.

            Из указанного протокола следует, что пенсионеру ФИО1 была необоснованно произведена индексация страховой пенсии как неработающему пенсионеру за период с 01.07.2019 по 30.11.2019, в связи с чем возникла переплата пенсии в общей сумме 5 812 руб. 98 коп.

            Фонд направил в адрес ответчика претензию №9/3025 от 21.06.2020, протокол в отношении ФИО1 с расчетом ущерба, с требованием возместить сумму переплаты в размере 5 812 руб. 98 коп.

            Неисполнение требований претензии послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

Согласно статье 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее – Закон №167-ФЗ) Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

            В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона №167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

            На основании статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее – Закон № 27-ФЗ) страхователь обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенных указанным законом.

Как установлено судом, приказом руководителя АО "Архангельская областная энергетическая компания" в лице Лешуконского филиала №464-К от 26.06.2019 в соответствии с подпунктом "а" пункта 6 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации ФИО1 уволен за однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей – прогул.

ФИО1 обратился в Октябрьский районный суд города Архангельска с требованием о восстановлении на работе.

Решением Октябрьского районного суда города Архангельска от 22.08.2019 по делу №2-4562/2019 исковые требования ФИО1 удовлетворены, приказ об увольнении работника признан незаконным; ФИО1 восстановлен на работе в АО "Архангельская областная энергетическая компания" с 29.06.2019.

Решение о восстановлении на работе подлежит немедленному исполнению.

При этом ответчиком сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за июль 2019 года в отношении ФИО1 представлены в Пенсионный фонд 12.03.2020.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случаях невыполнения или ненадлежащею выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона № 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в   порядке, установленном законодательство Российской Федерации (часть 3 статьи 28 Закона № 400-ФЗ).

Порядок и условия возмещения причиненного ущерба установлены главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная  выгода) (пункт  2   статьи   15  ГК РФ).

В соответствии с пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.

Таким образом, для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками.

В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Закона №400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии.

В силу части 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.

Частью 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом № 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 – 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Приказом Минтруда России от 17.11.2014  № 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее - Правила).

Согласно части 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона  № 27-ФЗ.

В части 7 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено  решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.

В случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности (часть 8 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).

В части 10 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ указано, что при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь необходимые сведения о каждом работающем у него застрахованном лице предоставляет ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Как следует из материалов дела, излишняя выплата пенсии ФИО1 в размере 5812 руб. 98 коп. за период с 01.07.2019 по 30.11.2019 была обусловлена предоставлением ответчиком в Фонд отчетности в форме электронного документа по форме СЗВ-М за июль 2019 года, в которой отсутствовали сведения о застрахованном лице.

Однако исходная отчетность по форме СЗВ-М за июль 2019 (без сведений о ФИО1) была представлена ответчиком истцу с соблюдением установленных действующим законодательством сроков. Недостоверных сведений данная отчетность не содержала, поскольку на тот момент ответчик исходил из прекращения трудовых отношений с третьим лицом.

Как указано выше, на дату представления исходной отчетности за июль 2019 года по форме СЗВ-М действовал приказ об увольнении ФИО1 с занимаемой должности; решение суда о восстановлении ФИО1 на работе принято судом 22.08.2019 (дата изготовления мотивированного решения – 27.08.2019).

Таким образом, у суда нет оснований считать, что ответчик за июль 2019 года предоставлял недостоверные сведения. Напротив, содержание отчетности за этот период в части отсутствия сведений о застрахованном лице – ФИО1 было достоверным.

При таких обстоятельствах, суд считает, что в действиях ответчика отсутствовала противоправность, как обязательный элемент для наступления гражданской ответственности в виде возмещения убытков. Нормы пенсионного законодательства ответчиком нарушены не были.  Также отсутствует причинно-следственная связь между выплатой Фондом ФИО1 повышенной пенсии за июль 2019 года и непредставлением ответчиком сведений в отношении данного физического лица за указанный период.

При таких обстоятельствах суд отказывает в иске Пенсионного Фонда в части взыскания убытков за июль 2019 года.

После вынесения решения о восстановлении ФИО1 на работе, у ответчика имелась обязанность подать уточненные формы СЗВ-М за июнь и июль 2019 года, а также включить третье лицо в списки сотрудников в исходную форму СЗВ-М за август 2019 года (которая подается до 15.09.2019).

Как установлено судом, в период с августа по ноябрь 2019 года ответчик не представлял сведения персонифицированного учета в отношении ФИО1 В представленных формах СЗВ-М (исход.) за август 2019 года (получена ПФ РФ 09.09.2019), за сентябрь 2019 года (получена ПФ РФ 14.10.2019), за октябрь 2019 года (получена ПФ РФ 13.11.2019), за ноябрь 2019 года (получена ПФ РФ 10.12.2019) в списке сотрудников ФИО1 не значится.

14.09.2019 ответчиком представлена отчетность по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за август 2019 года, в соответствии с которой ФИО1 состоит в перечне застрахованных лиц. Аналогичным образом 14.10.2019 ответчиком представлена отчетность по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за сентябрь 2019 года, в соответствии с которой ФИО1 состоит в перечне застрахованных лиц.

В предмет доказывания по спору о взыскании с работодателя убытков в виде излишне выплаченных сумм пенсии следует включать вопрос о том, имелась ли у Пенсионного фонда возможность из иных источников, помимо исходных отчетов по форме СЗВ-М, установить непрерывность трудового стажа работника.

Согласно пункту 36 Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 №766н (далее – Инструкция; действовала до 26.07.2020), контроль за достоверностью индивидуальных сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

            При обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

            Представленные страхователем индивидуальные сведения, содержащие ошибки и (или) несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также не соответствующие установленным формам и форматам, в лицевые счета застрахованных лиц не вносятся.

            Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

Как было указано выше, 14.09.2019 ответчиком представлена дополняющая форма СЗВ-М за август 2019 года, в соответствии с которой ФИО1 состоит в перечне застрахованных лиц. Поскольку на дату принятия решения об индексации пенсии (24.09.2019) Фонд был уведомлен о том, что ФИО1 продолжает работать у ответчика, суд приходит к выводу об осведомленности Фонда об отсутствии права данного работника на индексацию пенсии.

При наличии сомнений в статусе застрахованного лица, истцу следовало обратиться в адрес ответчика с уведомлением об устранении несоответствий. Однако истец этого не сделал и в течение октября-ноября 2019 года производил выплату пенсии ФИО1 с учетом индексации размера фиксированной выплаты.

Получение уточненных сведений за август 2019 года в установленный срок (14.09.2019) позволяло Пенсионному фонду при должном контроле не производить выплату работающему пенсионеру страховой пенсии в увеличенном размере. Вместе с тем, в период, когда сведения о работающем пенсионере уже были переданы страхователем, Фонд принял решение об индексации и начал производить выплату пенсии с учетом повышения. Однако вина Общества в таком начислении и причинно-следственная связь между действиями ответчика и возникшим ущербом, отсутствует.

            Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что Фонд не доказал совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на ответчика ответственности в виде возмещения убытков в сумме 5812 руб. 98 коп., в связи с чем, в иске о взыскании убытков следует отказать.

Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Е.Ю. Кашина