АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
сентября 2016 года | г. Архангельск | Дело № А05-7046/2016 |
Резолютивная часть решения объявлена сентября 2016 года
Решение в полном объёме изготовлено сентября 2016 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Козьминой С.В.,
при ведении протокола в судебном заседании помощником судьи Юринской И.С.,
рассмотрев 02 и 08 сентября 2016 года в открытом судебном заседании дело по заявлению товарищества собственников жилья «Кондор» (ОГРН <***>; место нахождения:Россия, 163045, <...> стр.6; Россия, 164514, г.Северодвинск, Архангельская область, ул.Ломоносова, д.102 - А, кв.246)
к государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 163072, <...>)
о признании незаконными действий,
при участии в заседании до и после перерыва: от заявителя - председателя ТСЖ ФИО1 (протокол общество собрания собственников от 15.11.2012 № 1), ФИО2 по доверенности от 18.07.2016, ФИО3 по доверенности от 10.07.2016, от ответчика – ФИО4 по доверенности от 11.01.2016,
установил:
товарищество собственников жилья «Кондор» (далее – ТСЖ) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Государственной жилищной инспекции Архангельской области (далее – инспекция) по возврату документов об открытии товариществом собственников жилья «Кондор» спецсчета для формирования фонда капитального ремонта дома, в качестве способа устранения нарушенных прав и законных интересов, ТСЖ просит обязать инспекцию внести информацию о многоквартирном доме по адресу: <...>, в информационные системы: www.gkh.dyinaland.ru. www.reformagkh.ru. www.dom.gosuslugi.ruи реестр специальных счетов о формировании фонда капитального ремонта дома на спецсчете товарищества собственников жилья «Кондор»(заявленное требование указано с учетом его уточнения в предварительном судебном заседании).
Заявитель поддержал заявленное требование, представил дополнительные пояснения по делу, соответствующие доказательства.
Инспекция с заявленным требованием не согласна, по доводам, изложенным в отзыве, дополнении к отзыву, просит отказать в удовлетворении заявленного требования.
В судебном заседании 02 сентября 2016 года в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) был объявлен перерыв до 14час. 00мин. 08 сентября 2016 года.
Основанием для обращения в суд послужили следующие фактические обстоятельства.
Собственники многоквартирного дома 15 ноября 2012г. (протокол общего собрания №1) выбрали в качестве способа управления многоквартирным домом по адресу <...> управление товариществом собственников жилья «Кондор».
Решением общего собрания собственников многоквартирного дома от 17 мая 2015г. (протокол общего собрания №9) собственники выбрали способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома на специальном счете ТСЖ «Кондор», по данной повестке дня положительно проголосовало 86,2% собственников многоквартирного дома, принимавших участие в собрании.
ТСЖ 28.04.2016 обратилось в инспекцию с заявлением, в котором требовало уведомить регионального оператора о том, что владельцем спецсчета в доме №12а по ул.Ломоносова в г.Северодвинске является ТСЖ «Кондор». К заявлению были приложены копия протокола общего собрания собственников помещений о принятии решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете и справка банка об открытии счета.
Инспекция письмом от 04.05.2016 №01-25/451 отказала ТСЖ во внесении информации о многоквартирном доме по адресу <...> реестр специальных счетов и возвратила ТСЖ уведомление, копию протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 17.05.2015 и оригинал справки банка об открытии специального счета.
Основанием для возврата в письме указано, что в результате проверки представленной копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, от 17.05.2015 о выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого выбрано ТСЖ «Кондор» установлено, что в голосовании приняли участие собственники, обладающие 6157,09 голосов (или 58,23% от общего числа голосов), что составляет менее двух третей от общего числа голосов собственников помещений, тогда как в соответствии со статьей 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) такие решения принимаются большинством не менее двух третей голосов (66,7%) от общего числа голосов собственников помещений.
ТСЖ считает, что такие действия инспекции незаконны, поскольку инспекция не реализовала своё право на обращение в суд на оспаривание законного решения общего собрания собственников о выборе способа формирования фонда капитального ремонта и выборе владельца спецсчета. Проверка законности проведенного общего собрания собственников многоквартирного дома 17.05.2015 административным органом не проводилась, документарно не проверялась.
В дополнении к заявлению от 02.09.2016 заявитель ссылается на то, что согласно уведомлению ПАО «Сбербанк» от 25.05.2015 ТСЖ открыт специальный счет на формирование фонда капитального ремонта многоквартирного дома, по счету в 2015-2016гг. осуществляется движение денежных средств, по состоянию на 16.08.2016 на специальном счете товарищества находится 104030,08руб. Доказательств наличия оснований, предусмотренных пунктом 9 Приказа руководителя Государственной жилищной инспекции Архангельской области от 04.06.2014 №04-45/60 «О порядке ведения органом государственного жилищного надзора Архангельской области реестра уведомлений владельцев специальных счетов о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта и реестра специальных счетов», для возвращения уведомления и приложенных к нему документов, по состоянию на дату рассмотрения спора инспекцией не представлено. Запрос об уточнении или исправлении представленных сведений, возможность которого установлена пунктом 10 Приказа, в адрес ТСЖ не направлялись. Решение общего собрания собственников о формировании фонда капитального ремонта на счете ТСЖ принято 88% собственников, опубликовано в общедоступном месте, размещено в информационных системах и на момент рассмотрения спора в суде ни кем не оспорено в суде.
Отсутствие информации в информационных системах www.gkh.dyinaland.ru. www.reformagkh.ru. www.dom.gosuslugi.ruи реестре специальных счетов о формировании фонда капитального ремонта на спецсчете ТСЖ препятствует ТСЖ в полной мере осуществлять полномочия, предусмотренные главой 16 ЖК РФ, в том числе не позволяет производить операции с денежными средствами зачисленными на специальный счет.
Инспекция в отзыве и в дополнении к отзыву ссылается на то, что в результате проверки представленной копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, от 17.05.2015 о выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого выбрано ТСЖ «Кондор» установлено, что в голосовании приняли участие собственники, обладающие 6157,09 голосов (или 58,23% от общего числа голосов), что составляет менее двух третей от общего числа голосов собственников помещений, тогда как в соответствии со статьей 146 ЖК РФ такие решения принимаются большинством не менее двух третей голосов (66,7%) от общего числа голосов собственников помещений. В соответствии со статьей 181.5 Гражданского кодекса РФ такое решение ничтожно и не требует решения суда для признания его недействительным. Проверка в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не проводилась, поскольку данный федеральный закон не распространяется на проверку общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. Общее собрание собственников не является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Порядок проведения проверки общего собрания собственников помещений действующим законодательством не предусмотрен. При рассмотрении документов, предоставленных ТСЖ, было установлено, что протокол общего собрания собственников от 17.05.2015 № 9 является ничтожным. Согласно пункту 9 Приказа руководителя государственной жилищной инспекции Архангельской области от 04.06.2014 № 04-45/60 «О порядке ведения органом государственного жилищного надзора Архангельской области реестра уведомлений владельцев специальных счетов о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта и реестра специальных счетов» основаниями для возврата уведомления являются: несоответствие уведомления установленной форме; отсутствие приложений к уведомлению, установленных пунктом 6 настоящего Порядка; представление уведомления неуполномоченным лицом. В ходе рассмотрения документов установлено отсутствие действительного протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома в соответствии с пунктом 9 Приказа. Порядок проведения проверки документов, поступивших в инспекцию, для включения в реестр уведомлений и реестр специальных счетов действующим законодательством не предусмотрен.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования на основании следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 135 ЖК РФтовариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Органами управления товарищества собственников жилья в соответствии со статьей 144 ЖК РФ являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.
Согласно части 1 статьи 46 ЖК РФ, в редакции Федерального закона от 27.09.2009 №228-ФЗ, действующей в момент проведения собрания 17.05.2015, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1-3.1. части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1.1. части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.
Из протокола №9 от 17.05.2015 следует, что общее количество собственников в многоквартирном доме 10574,5 голосов; общее количество голосов собственников в многоквартирном доме, принявших участие в голосовании 6157,09 голосов, что составляет 58,23%, по вопросу выбора способа формирования фонда капитального ремонта в доме проголосовали за перечисление взносов на капитальный ремонт на спецсчет ТСЖ 88%, таким образом, в собрании не принимало участие большинство не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (7049, 66голосов).
В соответствии со статьей 181.5 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято при отсутствии необходимого кворума.
При этом в пункте 104 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что правила главы 9.1 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются к решениям собраний постольку, поскольку законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное (пункт 1 статьи 181.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). В частности, Федеральным законом от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральным законом от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», главой 6 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены специальные правила о порядке проведения общего собрания соответственно акционеров, участников общества, собственников помещений в многоквартирном доме, принятия ими решений, а также основания и сроки оспаривания таких решений. Нормы главы 9.1 Гражданского кодекса Российской Федерации к решениям названных собраний применяются в части, не урегулированной специальными законами, или в части, конкретизирующей их положения, например, о сведениях, указываемых в протоколе (пункты 3-5 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации), о заблаговременном уведомлении участников гражданско-правового сообщества о намерении обратиться в суд с иском об оспаривании решения собрания (пункт 6 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации), об основаниях признания решения собрания оспоримым или ничтожным (пункты 1,2,7 статьи 181.4, статья 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, исходя из данного толкования Гражданского кодекса Российской Федерации, решение собственников помещений многоквартирного дома может являться ничтожным в том случае, если оно принято при отсутствии необходимого кворума.
В силу части 1 статьи 181.3 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение); недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
В данном случае решение общего собрания относительно выбора способа формирования фонда капитального ремонта от 17.05.2015 ничтожно, в силу прямого указания закона, поэтому суд отклоняет довод ТСЖ о том, что инспекция не реализовала своё право на обращение в суд на оспаривание законного решения общего собрания собственников о выборе способа формирования фонда капитального ремонта и выборе владельца спецсчета; проверка законности проведенного общего собрания собственников многоквартирного дома 17.05.2015 административным органом не проводилась, документарно не проверялась.
Суд считает обоснованной позицию инспекции относительно того, что в данном случае проверка в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не проводилась, поскольку данный федеральный закон не распространяется на проверку общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. Общее собрание собственников не является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
При рассмотрении документов, предоставленных ТСЖ, было установлено, что протокол общего собрания собственников от 17.05.2015 №9 по выбору способа формирования фонда капитального ремонта является ничтожным. Согласно пункту 9 Приказа руководителя государственной жилищной инспекции Архангельской области от 04.06.2014 № 04-45/60 «О порядке ведения органом государственного жилищного надзора Архангельской области реестра уведомлений владельцев специальных счетов о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта и реестра специальных счетов» основаниями для возврата уведомления являются: несоответствие уведомления установленной форме; отсутствие приложений к уведомлению, установленных пунктом 6 настоящего Порядка; представление уведомления неуполномоченным лицом. Порядок проведения проверки документов, поступивших в инспекцию, для включения в реестр уведомлений и реестр специальных счетов действующим законодательством не предусмотрен.
В соответствии с пунктом 8 Порядка в случае несоответствия уведомления установленным требованиям уведомление возвращается владельцу специального счета в течении пяти рабочих дней со дня регистрации уведомления с мотивированным письменным отказом в его приемке. Согласно пункту 9 Порядка одним из оснований для возврата уведомления является отсутствие приложений к уведомлению, установленных пунктом 6 Порядка.
Поскольку при проверке полноты и соответствия уведомления требованиям, установленным Порядком, инспекция установила, что решение собственников помещений, оформленное Протоколом №9 от 17.05.2015, является ничтожным, инспекция оценила данное обстоятельство как отсутствие действительного протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, в соответствии с пунктом 9 Порядка.
Довод заявителя о том, что согласно уведомлению ПАО «Сбербанк» от 25.05.2015 ТСЖ открыт специальный счет на формирование фонда капитального ремонта многоквартирного дома, по счету в 2015-2016гг. осуществляется движение денежных средств, по состоянию на 16.08.2016 на специальном счете товарищества находится 104030,08руб. суд отклоняет, поскольку данное обстоятельство не отменяет ничтожность решения собственников помещений, оформленное Протоколом №9 от 17.05.2015.
Довод заявителя относительно того, что решение общего собрания собственников о формировании фонда капитального ремонта на счете ТСЖ принято 88% собственников, опубликовано в общедоступном месте, размещено в информационных системах и на момент рассмотрения спора в суде ни кем не оспорено, суд отклоняет.
Такое решение принято 88% собственников от принявших участие в собрании, тогда как в силу части 1 статьи 46 ЖК РФ должно было быть принято большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Кроме того, суд учитывает, что в инспекцию 17.03.2016 поступила жалоба от жителей дома №102а <...> относительно того, что счет открыт не на капитальный ремонт, в инспекцию не представлено уведомление об открытии спецсчета, в фонд не представлено уведомление об открытии спецсчета. Инспекция провела проверку порядка правомерности выставления платы по статье «взносы на капитальный ремонт» и установила, что ТСЖ «Кондор» неправомерно выставляет платежные квитанции по оплате взноса на капитальный ремонт. Представитель заявителя в судебном заседании подтвердила, что в добровольном порядке был осуществлен перерасчет начислений платы по статье «взнос на капитальный ремонт». Из акта проверки от 20.04.2016 №ОК-03/07-01/438 (копия которого представлена в материалы дела) следует, что ТСЖ «Кондор» представило информацию об устранении выявленных нарушений. Таким образом, жители дома выразили свое несогласие и инспекция провела проверку в установленном законом порядке, однако, ТСЖ устранило нарушения в добровольном порядке и не воспользовалось правом оспорить результаты проверки.
С учетом изложенного, действия инспекции соответствуют действующему законодательству, поэтому не могут нарушать права и законные интересы заявителя. Оснований для удовлетворения заявленного требования не имеется.
Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Отказать товариществу собственников жилья «Кондор» в удовлетворении заявления о признании незаконными, проверенными на соответствие нормам Жилищного кодекса Российской Федерации , действий Государственной жилищной инспекции Архангельской области по возврату документов об открытии спецсчета для формирования фонда капитального ремонта дома.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья | С.В. Козьмина |