АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
октября 2015 года | г. Архангельск | Дело № А05-7050/2015 |
Резолютивная часть решения объявлена октября 2015 года
Решение в полном объёме изготовлено октября 2015 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Филипьевой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кашиной Е.Ю.,
рассмотрев 01 октября 2015 года в судебном заседании дело по иску публичного акционерного общества «Газпром» (ОГРН <***>, 117997, <...>)
к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН <***>, 163000, <...>)
об урегулировании разногласий по договору,
установил:
публичное акционерное общество «Газпром» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее – министерство) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 18.08.2014 № 1697 аренды лесного участка, в котором просит изложить пункты 2.8, 3.1.3, 3.4.8, 3.4.9, 3.4.16, 6.2.2. договора, а также строки 5, 6, 8, 11 таблицы «Объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемых лесных участках» Приложения № 6 к договору в редакции истца.
Министерство с заявленными в требованиями не согласилось, просит оставить условия договора по спорным пунктам в редакции, предложенной министерством.
Стороны, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направили, в связи с чем дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без участия представителей сторон.
Изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
04.08.2014 министерство на основании заявления общества вынесло распоряжение № 631р о предоставлении обществу в аренду сроком до 01.07.2063 лесного участка площадью 0,0022 га, расположенного в кварталах № 26 (часть выдела 17), № 29 (части выделов 16, 19), № 30 (часть выдела 19), № 31 (часть выдела 21), (участок совхоз «Яренский») Яренского сельского участкового лесничества, в кварталах № 91 (часть выдела 9), № 92 (часть выдела 13), №93 (часть выдела 98), № 94 (часть выдела 97) (участок Яренское) Яренского лесничества для эксплуатации объектов газопровода-отвода к с.Яренск Архангельской области.
На основании вышеуказанного распоряжения был подготовлен и направлен Обществу проект договора аренды лесного участка от 18.08.2014 № 1697.
Общество подписало договор с протоколом разногласий от 23.01.2015, предложив свою редакцию ряда пунктов договора.
Министерство составило протокол согласования разногласий от 25.03.2015, в котором приняло редакцию Общества по ряду пунктов и не согласилось с редакцией истца по пунктам 2.8, 3.1.3, 3.4.8, 3.4.9, 3.4.16, 6.2.2. договора, а также Приложения № 6 к договору.
Общество, в свою очередь, направило Министерству протокол согласования разногласий от 15.04.2015, в котором настаивало на своей редакции пунктов 2.8, 3.1.3, 3.4.8, 3.4.9, 3.4.16, 6.2.2. договора, а также строк 5, 6, 8, 11 таблицы «Объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемых лесных участках» Приложения № 6 к договору.
Министерство в протокол урегулирования разногласий от 15.04.2015 не подписало, что явилось основанием для истца обратиться в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Оценив доводы сторон, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 45, частью 3 статьи 74 Лесного кодекса РФ лесные участки для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов предоставляются заинтересованным лицам в аренду без проведения аукциона.
Так, в соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса).
Исходя из принципа свободы договора, арбитражный суд при урегулировании разногласий в силу требований статьи 421 Гражданского кодекса применяет императивные нормы в случаях, когда усмотрение сторон не предусматривается. Там где стороны не достигли согласия по условиям, допускающему усмотрение сторон, суд должен руководствоваться диспозитивной нормой.
Согласно статье 446 Гражданского кодекса в случае передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Министерство предлагает изложить пункт 2.8. договора в следующей редакции: «За нарушение сроков внесения арендной платы Арендатор уплачивает неустойку (пуню) в размере 0,01 % от суммы задолженности за каждый день просрочки.».
Общество указывает, что поскольку предложенное условие устанавливает договорную неустойку, то это условие может быть включено в договор только по обоюдному согласию сторон.
Поскольку такое согласие сторонами не достигнуто, то истец настаивает на изложении пункта договора в его редакции: «За нарушение сроков внесения арендной платы Арендатор уплачивает неустойку (пуню) в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса РФ в размере учетной ставки банковского процента, действующей на день исполнения денежного обязательства от суммы недоимки за каждый день просрочки платежа. Пени взыскиваются в судебном порядке.».
Вместе с тем применение учетной ставки было предусмотрено пунктом 1 статьи 395 ГК РФ в редакции, действовавшей до 01.06.2015.
Согласно указанной редакции за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо - в месте его нахождения, учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.
В силу пункта 1 статьи 395 ГК РФ в редакции, действующей с 01.06.2015, размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Указанием Банка России от 13.09.2012 № 2873-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" ставка рефинансирования (учетная ставка) установлена в размере 8,25% годовых.
Согласно опубликованным данным Банка России действовали средние ставки банковского процента по вкладам физических лиц по Северо-Западному федеральному округу (по месту нахождения министерства) составляли: с 01.06.2015 по 14.06.2014 – 11,44 % годовых, с 15.06.2015 по 14.07.2015 – 11,37 % годовых, с 15.07.2015 по 16.08.2015 – 10,36 % годовых, с 17.08.2015 по 15.09.2015 – 10,11 % годовых, с 15.09.2015 – 9,55 % годовых.
При таких обстоятельствах, учитывая, что истец со ссылкой на статью 395 ГК РФ просит установить размер неустойки в размере ставки рефинансирования, а редакция указанной статьи, предусматривавшая применение такой ставки, утратила силу, суд не может принять предложенную истцом редакцию пункта 2.8.
Кроме того, в силу положений пункта 1 статьи 330, статьи 331 ГК РФ размер неустойки может быть предусмотрен либо законом, либо договором. При отсутствии предусмотренного законом размера неустойки этот размер может быть установлен только соглашением сторон.
Поскольку размер неустойки арендатора за нарушение порядка внесения арендной платы за пользование лесным участком не предусмотрен, а стороны не пришли к соглашению о его размере, то при отсутствии согласия сторон о размере неустойки, условие о неустойке не может быть включено в договор.
Учитывая предусмотренные законодательством меры, которые арендодатель (министерство) вправе принять при нарушении арендатором (обществом) сроков оплаты ресурса (начисление процентов на основании статьи 395 ГК РФ), расторжение договора), исходя при этом из баланса интересов сторон, суд исключает пункт 2.8. из условий договора.
В предложенной министерством редакции пункта 3.1.3 договора арендодатель имеет право «Привлекать Арендатора к тушению лесных пожаров в установленном законодательством порядке».
Пункт 3.4.8. договора изложен Министерством в следующей редакции: «Соблюдать на предоставленном ему в аренду лесном участке правила пожарной безопасности в лесах. В случае обнаружения лесного пожара на соответствующих лесных участках немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара. Осуществить за счет собственных средств противопожарное обустройство лесов на лесном участке, обеспечивать создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарное оборудование, снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах, определенных проектом освоения лесов.».
В пункте 3.4.9 договора в редакции Министерства на общество возложена обязанность иметь обученных специалистов по тушению лесных пожаров в режиме чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров.
Кроме того, в приложении 6 к договору в таблице «Объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемых лесных участках» в строках 5, 6, 8, 11 предусмотрены следующие мероприятия: «Создание НЗ ГСМ на пожароопасный сезон», «Создание пожарной дружины», «Установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах», «Очистка от захламленности полос шириной 15-20 м вокруг временных складов лесопродукции, ГСМ, стоянок техники».
Общество полагает, что в такая редакция пунктов 3.1.3., 34.8, 3.4.9. договора, а также строк 5,6,8,11 приложения 6 к договору в таблице «Объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемых лесных участках» не соответствует положениям законодательства в сфере противопожарной деятельности и использования лесных участков, незаконно возлагает на общество обязанность по тушению лесных пожаров.
В связи с изложенным Общество предлагает исключить спорные пункты и сроки приложения 6 из договора.
Рассмотрев доводы сторон относительно указанных пунктов, суд пришел к следующему.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 52 названного Кодекса охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
В части 1 статьи 53 ЛК РФ предусмотрено, что меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:
1) предупреждение лесных пожаров;
2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;
4) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Согласно части 2 названной статьи меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.
Согласно части 2 статьи 53.4 Лесного кодекса лица, использующие леса, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно обязаны сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара
В силу части 1 статьи 53.4 ЛК РФ тушение лесного пожара включает в себя: обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; локализацию лесного пожара; ликвидацию лесного пожара; наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; предотвращение возобновления лесного пожара.
Частью 3 статьи 53 ЛК РФ предусмотрено, что Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 53.6 ЛК РФ привлечение граждан, юридических лиц к осуществлению мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 (ред. от 14.04.2014) "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" привлечение юридических лиц и граждан для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и планами тушения лесных пожаров, разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном порядке.
Поскольку частью 4 статьи 53.6 ЛК РФ и названным Постановлением Правительства, принятым в порядке и в соответствии с федеральным законом, допускается привлечение юридических лиц и граждан для тушения лесных пожаров и предусмотрено, что оно осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и планами тушения лесных пожаров, разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном порядке, то суд считает, что сформулированное Министерством в спорном пункте 3.1.3. договора условие о праве арендодателя привлекать арендатора к тушению лесных пожаров не противоречит действующему законодательству и не возлагает на Общество обязательство по тушению лесных пожаров, поэтому суд не находит оснований для исключения данного пункта из договора.
Вместе с тем суд считает необходимым скорректировать условие пункта 3.1.3. в целях его соответствия положениям действующего законодательства, в связи с чем данный пункт следует изложить в редакции: «Привлекать Арендатора для тушения лесных пожаров в установленном законодательством порядке и случаях».
Позицию Общество относительно необходимости исключить пункт 3.4.9. суд считает обоснованной исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 52 ЛК РФ тушение пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий (лесных пожаров), осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» организация тушения пожаров - совокупность оперативно-технических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первых мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.
Кроме того, названной статьей определено понятие пожарной охраны как совокупности созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.
В соответствии с пунктом 3 Правил тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Минприроды России от 08.07.2014 № 313 работы по тушению лесных пожаров выполняются государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, иными организациями в соответствии с частями 2, 4 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - лесопожарные организации).
Таким образом, тушение лесных пожаров является непосредственной задачей специализированных организаций, которые должны иметь соответствующие технические и организационные средства и силы.
Суд отмечает, что в силу положения пункта «в» статьи 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 02.05.2015) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организации обязаны обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Из изложенных положений следует, что поскольку Общество не относится к специализированным организациям, созданным для тушения пожаров (в том числе лесных), то на него не может быть возложена обязанность иметь обученных специалистов по тушению лесных пожаров. Общество лишь обязано осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.
В связи с изложенным пункт 3.4.10 подлежит исключению из договора.
По пункту 3.4.8. договора суд также принимает позицию ответчика.
Частью 1 статьи 53.1 ЛК РФ определено, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
В силу части 2 указанной статьи меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; проведение работ по гидромелиорации; снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий; проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
Согласно части 3 статьи 53.1 ЛК РФ указанные в части 2 статьи 53.1 ЛК РФ меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Часть 5 статьи 53.1 ЛК РФ предусматривает, что обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
В соответствии с пунктом 7 статьи 53.1 ЛК РФ виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу подпункта "в" пункта 13 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417, юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденные Министерством природных ресурсов Российской Федерации, содержать средства пожаротушения в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
Приказом Минприроды России от 28.03.2014 № 161 утверждены виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров и нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов.
В части 5 приложения 2 к указанному приказу регламентированы наименование и количество средств предупреждения и тушения лесных пожаров для лиц, использующих лесные участки для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Поскольку перечень средств предупреждения и тушения лесных пожаров для арендатора установлен законодательно, при этом формирование запасов горюче-смазочных материалов этими нормативами не предусмотрено, суд находит обоснованным довод истца о необходимости изложить пункт 3.4.8. без учета слов: «обеспечивать создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарное оборудование, снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах, определенных проектом освоения лесов.».
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2011 № 281 "О мерах противопожарного обустройства лесов" определено, что к мерам противопожарного обустройства лесов помимо мер, указанных в части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, относятся: прочистка просек, прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление; эксплуатация пожарных водоемов и подъездов к источникам водоснабжения; благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах в соответствии со статьей 11 Лесного кодекса Российской Федерации; установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности; создание и содержание противопожарных заслонов и устройство лиственных опушек; установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах.
Соответственно, строка 8 приложения 6 к договору в таблице «Объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемых лесных участках» соответствует Постановлению Правительства РФ от 16.04.2011 № 281 и подлежит включению в договор аренды, строки 5, 6 той же таблицы исключаются судом из договора, поскольку не обоснованно возлагают на общество обязанности по созданию запаса горюче-смазочных материалов, пожарных дружин.
Спорная строка 11 таблицы также подлежит исключению, поскольку, учитывая вид использования лесного участка по договору (эксплуатация объектов газопровода-отвода), на общество не может быть возложена обязанность по очистке от захламленности полос вокруг временных складов лесопродукции, ГСМ, стоянок техники.
Суд при этом учитывает, что в соответствии с пунктом 1.5. договора от 18.08.2014 № 1697 лесной участок, передаваемый истцу, обременен правами третьих лиц по виду использования лесов – заготовка древесины. Указанные лица могут обладать временными складами лесопродукции, ГСМ, стоянками техники и нести обязанности по их обустройству в соответствии с противопожарными правилами. Доказательств наличия на лесных участках временных складов лесопродукции, ГСМ, стоянок техники, принадлежащих истцу, не представлено.
Разногласия по пункту 3.4.16. касаются вопроса о распределении между сторонами обязанности и расходов, связанных с государственной регистрацией договора и дополнительных соглашений к нему, включая расторжение договора.
По предложению Министерства, обязанность по государственной регистрации договора, соглашений и дополнений к нему, соглашения о расторжении договора и расходы, связанные с такой регистрацией возлагаются на Общество.
Общество согласно с тем, что на него возлагаются обязанность произвести государственную регистрацию за счет Общества договора аренды и соглашения о его расторжении.
В отношении дополнительных соглашений, заключаемых к договору, Общество предлагает возложить соответствующие обязательства на лицо, выступившее инициатором внесения изменений в договор.
Изучив доводы сторон, суд, учитывая, что распределение соответствующих обязанностей и расходов осуществляется по усмотрению и соглашению сторон, считает, что условия, предлагаемые Обществом, соответствуют критериям обоснованности и разумности, поэтому подлежат принятию.
Пунктом 6.2.2. договора предусмотрены основания для расторжения договора в судебном порядке.
Истец просит указать в условиях названного пункта количество сроков внесения арендной платы, при нарушении которых, договор подлежит расторжению - два срока подряд.
Такая формулировка не противоречит статье 619 ГК РФ, ответчиком возражений относительно такой формулировки не заявлено, в связи с чем суд принимает в данной части редакцию истца.
Оснований для отказа во включении в спорный пункт договора ссылки на пункты 3.4.4. и 3.4.5. суд также не находит.
Последний абзац спорного пункта принимается судом в редакции истца. Данный абзац предусматривает в качестве основания для расторжения договора полное или частичное невыполнение арендатором обязательств по объемам и целям использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на арендуемом лесном участке, указанным в приложениях 3, 6.
Истец в своей редакции исключение слова «полное или частичное».
Вместе с тем частичное невыполнение арендатором обязательств по объемам и целям использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов может носить значительный характер, арендодатель вправе рассчитывать на полное выполнение арендатором принятых обязательств по использованию, охране, защите, воспроизводству лесов, в связи с чем суд принимает спорное положение в редакции истца.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы относятся на сторон пропорционально размеру удовлетворенных требований.
При удовлетворении неимущественного требования (в том числе частично) расходы по уплате государственной пошлины взыскиваются с противоположной стороны по делу в полном объеме (пункт 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 №46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах").
Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
урегулировать разногласия, возникшие между публичным акционерным обществом «Газпром» и министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области при заключении договора от 18.08.2014 № 1697 аренды лесного участка.
Пункт 2.8. договора исключить.
Пункт 3.1.3. договора изложить в редакции: «Привлекать Арендатора для тушения лесных пожаров в установленном законодательством порядке и случаях».
Пункт 3.4.8 договор изложить в следующей редакции: «Соблюдать на предоставленном ему в аренду лесном участке правила пожарной безопасности в лесах. В случае обнаружения лесного пожара на соответствующих лесных участках немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара. Осуществить за счет собственных средств противопожарное обустройство лесов на лесном участке.».
Пункт 3.4.9. договора исключить.
Пункт 3.4.16. договора изложить в редакции: «Произвести за свой счет государственную регистрацию настоящего договора аренды, соглашения о расторжении договора аренды в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Регистрация соглашений и дополнений к договору аренды производится за счет стороны, инициировавшей их заключение».
Пункт 6.2.2. договора изложить в следующей редакции: «в судебном порядке:
- невнесение в полном объеме арендных платежей, установленных договором, в течение двух сроков подряд;
- отсутствие проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, отсутствие лесной декларации по истечении сроков, указанных в пунктах 3.4.4. и 3.4.5;
- полное или частичное невыполнение арендатором обязательств по объемам и целям использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на арендуемом лесном участке, указанным в приложениях 3, 6.»;
В приложении 6 к договору в таблице «Объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемых лесных участках:
- строку 5 «Создание НЗ ГСМ на пожароопасный сезон» - исключить,
- строку 6 «Создание пожарной дружины» - исключить,
- сроку 8 изложить в следующей редакции «Установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах»,
- строку 11 «Очистка от захламленности полос шириной 15-20 м вокруг временных складов лесопродукции, ГСМ, стоянок техники» - исключить.
Взыскать с министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в пользу публичного акционерного общества «Газпром» 6000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья | А.Б.Филипьева |