АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
сентября 2014 года | г. Архангельск | Дело № А05-7234/2014 |
Резолютивная часть решения объявлена августа 2014 года
Решение в полном объеме изготовлено сентября 2014 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шишовой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кожевниковой О.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Союзалкоголь» (ОГРН <***>; место нахождения: 165300, г.Котлас, Архангельская обл., ул. 7-го Съезда Советов, д.101)
к ответчику – Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН <***>; место нахождения: 191028, <...>; Россия, 163045, <...>)
о признании незаконным отказа,
при участии в заседании представителей:
от заявителя – не явился (извещен);
от ответчика – ФИО1 (доверенность от 06.08.2014),
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Союзалкоголь» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – ответчик, управление) о признании незаконным выраженного в письме от 24.04.2014 № 55-1/10848 отказа в исключении эксплуатируемых опасных производственных объектов из государственного реестра опасных производственных объектов.
Заявитель о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии с положениями части 2 статьи 200 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя общества.
Представитель ответчика в судебном заседании с требованиями общества не согласился по основаниям, указанным в отзыве на заявление.
Заслушав представителя управления, изучив материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.
Как следует из материалов дела и установлено судом, общество является владельцем четырех опасных производственных объектов, зарегистрированных в государственном реестре опасных производственных объектов (свидетельство о регистрации от 27.08.2013 № А27-02112), а именно:
- сети газопотребления предприятия, адрес: 165300, <...>. Регистрационный номер А27-02112-0001;
- сети газопотребления предприятия, адрес: 165300, <...>. Регистрационный номер А27-02112-0002;
- сети газопортебления предприятия, адрес: 165300, <...> л.101, корп. 1. Регистрационный номер А27-02112-0003;
- сети газопортебления предприятии; адрес: 165300, <...>. Регистрационный номер А27-02112-0004.
Ссылаясь на отсутствие признаков опасности у указанных объектов, общество обратилось в управление с заявлением от 31.03.2014 № 217 об исключении их из государственного реестра опасных производственных объектов.
Письмом от 24.04.2014 № 55-1/10848 управление сообщило обществу об отказе в исключении спорных объектов из государственного реестра опасных производственных объектов.
Полагая, что указанный отказ является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением. Заявитель в обоснование своих требований указывает, что в соответствии с внесенными в Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» изменениями сети газопотребления не являются опасными производственными объектами и подлежат исключению из государственного реестра опасных производственных объектов.
Ответчик с заявленными требованиями не согласился, указав в отзыве на заявление, что позиция общества основана на неверном толковании норм действующего законодательства Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов.
По результатам рассмотрения заявления общества, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц установлен главой 24 АПК РФ.
В силу положений статей 65, 200 АПК РФ ответчик обязан доказать законность и обоснованность оспариваемого ненормативного правового акта, действия (бездействия).
Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон № 116-ФЗ) определяет промышленную безопасность опасных производственных объектов как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В силу статьи 2 Закона № 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 указанной статьи Закона опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности:
I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности;
II класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности;
III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности;
IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности.
Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре (пункт 4 статьи 2 Закона № 116-ФЗ).
При этом согласно пункту 5 статьи 2 Закона № 116-ФЗ руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1371 (далее – Правила № 1371).
Пунктом 5 указанного постановления предусмотрена обязанность юридических лиц независимо от организационно-правовой формы, эксплуатирующих опасные производственные объекты, представлять в установленном порядке Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) сведения, необходимые для формирования и ведения государственного реестра опасных производственных объектов.
Как предусмотрено пунктом 10 Правил № 1371, утверждение требований к регистрации объектов в государственном реестре и к ведению этого реестра обеспечивает в пределах своих полномочий Ростехнадзор.
Приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 № 606 утвержден Административный регламент по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (далее – Административный регламент).
В пункте 4.3 Административного регламента предусмотрено, что осуществление государственной функции по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов регистрирующий орган проводит на основании результатов идентификации, проведенной организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты.
Регистрация объектов в реестре осуществляется на основании заявления организации, эксплуатирующей эти объекты, и представленных ею сведений, характеризующих каждый объект. Заявителем является организация (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель без образования юридического лица) вне зависимости от ее организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющая эксплуатацию опасных производственных объектов на правах собственности или аренды или ином законном праве, определяющем ее юридическую ответственность (пункт 5 Правил № 1371, пункты 14, 15, 23.1 Административного регламента).
В соответствии с пунктом 7 Правил № 1371 исключение опасного производственного объекта из государственного реестра производится в случаях: а) ликвидации объекта или вывода его из эксплуатации; б) утраты объектом признаков опасности, указанных в приложении 1 к Закону № 116-ФЗ; в) предусмотренного нормативными правовыми актами Российской Федерации изменения критериев отнесения объектов к категории опасных производственных объектов или требований к идентификации опасных производственных объектов.
Порядок исключения опасного производственного объекта из государственного реестра установлен Регламентом, а именно пунктом 23.3.1, согласно которому при осуществлении исключения опасного производственного объекта (снятия с учета) из государственного реестра опасных производственных объектов в связи с изменениями, в результате которых у опасного производственного объекта не стало признаков опасности или самого объекта, эксплуатирующая организация направляет в регистрирующий орган установленный этим пунктом пакет документов.
Как следует из письма управления от 24.04.2014 № 55-1/10848, основанием для отказа обществу в исключении опасных производственных объектов из реестра послужил факт отнесения спорных объектов к III классу опасности.
Согласно Федеральному закону от 04.03.2013 № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 22-ФЗ) в новой редакции Закона № 116-ФЗ изложены Приложение 1 «Опасные производственные объекты» и Приложение 2 «Классификация опасных производственных объектов».
В соответствии с пунктом 1 Приложения 1 к Закону № 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в Приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества, в том числе воспламеняющие вещества – газы.
В силу пункта 1 Приложения 2 к Закону № 116-ФЗ классы опасности опасных производственных объектов, указанных в пункте 1 Приложения 1 к настоящему Федеральному закону (за исключением объектов, указанных в пунктах 2, 3 и 4 настоящего Приложения), устанавливаются исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, в соответствии с таблицами 1 и 2 настоящего Приложения.
В первой строке таблицы 2 Приложения 2 к Закону № 116 указано, в случае нахождения на опасном производственном объекте воспламеняющихся и горючих газов в количестве 2000 т и более опасный производственный объект относится к I классу опасности; 200 т и более, но менее 2000 т – опасный производственный объект относится ко II классу опасности; 20 т и более, но менее 200 т – опасный производственный объект относится к III классу опасности; 1 т и более, но менее 20 т – опасный производственный объект относится к IV классу опасности.
Таким образом, в случае если на объекте одновременно находится или может находиться газ в количестве менее 1 т, такой объект к опасным производственным объектам не относится.
В силу пункта 4 Приложения 2 к Закону № 116-ФЗ для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливаются следующие классы опасности:
1) II класс опасности – для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля;
2) III класс опасности – для опасных производственных объектов, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта.
Учитывая указанные выше положения, в соответствии с которыми к опасным производственным объектам относятся объекты, на которых одновременно находятся или могут находиться газы в количестве более 1 т, классификация опасных производственных объектов, предусмотренная пунктом 4 Приложения 2 к Закону № 116-ФЗ применяется в случае, если на объекте одновременно находятся или могут находиться газы в количестве более 1 т.
В соответствии с подпунктом а) пункта 2 Приложения 1 к Закону № 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся также объекты, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля газа.
Таким образом, определяющим, первичным критерием опасного производственного объекта является количество опасного вещества (более 1 т), а давление является вторичным критерием.
Согласно пункту 7 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870, сеть газопотребления – единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные и внутренние газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, газоиспользующее оборудование, размещенный на одной производственной площадке и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления, до отключающего устройства перед газоиспользующим оборудованием.
В силу пункта 4.3 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 № 9 к опасным производственным объектам относятся газораспределительная сеть поселений, сеть распределительная межпоселковая, в том числе здания и сооружения, эксплуатация которых осуществляется одной газораспределительной организацией, а также объекты газопотребления промышленных, сельскохозяйственных и других производств, ТЭЦ, РТС, а также котельные, эксплуатируемые одной организацией, за исключением отмеченных в пункте 1.1.5, использующие газ в виде топлива.
На основании пункта 11 приложения к Требованиям к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в Государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.04.2011 № 168, опасные производственные объекты газоснабжения, в том числе сеть газопотребления, система теплоснабжения идентифицируются, в частности, по признаку использования и транспортирования опасных веществ.
Как указывалось ранее, регистрация опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов осуществляется регистрирующими органами на основании заявления организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, по результатам их идентификации.
В материалы дела представлены карты учета опасных производственных объектов, согласно которым спорные объекты идентифицированы самим обществом по признаку транспортирования опасных веществ, указанных в Приложении 1 к Закону № 116-ФЗ с опасными веществами в количестве, установленном Приложением 2 к Закону № 116-ФЗ.
Спорные производственные объекты на основании заявления общества (владельца объектов) зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов как сети газопортебления с присвоением III класса опасности.
Общество ссылается, что технические устройства, используемые на объектах предприятия, работают под давлением намного меньше 0.07 МПа. В подтверждение своего довода заявитель ссылается на справку ОАО «Котласгазсервис» от 05.06.2014 № 2078. Из указанной справки следует, что давление в сети газопотребления низкого давления не превышает 0.005МПа.
Вместе с тем, из письма ОАО «Котласгазсервис» от 05.06.2014 № 2078 не усматривается, в отношении каких объектов предоставлен ответ и на основании, каких данных ОАО «Котласгазсервис» предоставляет такую информацию.
Кроме того, из представленных заявителем в материалы дела Сведений, характеризующих опасный производственный объект, подписанных руководителем общества, следует, что общество эксплуатирует три площадки котельных и сеть газопортребления, в качестве топлива используется опасное вещество – природный газ. В графе «Технические устройстава, марка, рег.№, заводской №» названных Сведений обществом указаны: газопроводы высокого и низкого давления, газорегуляторная установка, котлы водогрейные, трубы дымовые, газовая горелка.
Таким образом, обществом в составе опасного производственного объекта – сеть газопотребления (165300, <...>) использует газопровод высокого давления.
Информация в отношении максимально возможного давления природного газа в указанной сети газопотребления заявителем не представлена.
Вместе с тем, подтвердить максимально возможное давление природного газа в сети газопотребления общество, как эксплуатирующая организация, могло, в том числе, данными проектной документации, заключением специалиста. Таких данных в материалы дела не представлено.
В письме Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23.08.2013 № 00-01-35/955 руководителям эксплуатирующих организаций рекомендовано для определения максимально возможной массы природного газа, сетей газораспределения и газопотребления пользоваться произведением объема сети, вычисленного посредством суммирования отдельных участков сети, на максимально возможное давление газа в сети, умноженной на плотность природного газа.
Общество представило расчет расхода газа, который составил, по объекту рег. № А27-02112-0001 – 0.00015 т, по объекту рег. № А27-02112-0002 – 0.00032 т, по объекту рег. № А27-02112-0003 – 0.00113 т, по объекту рег № А27-02112-0004 – 0.00016 т. В подтверждение этому представлены таблицы расчета.
Вместе с тем из информации, содержащейся в представленных таблицах, не представляется возможным установить, что расход газа сопоставим с количеством воспламеняющегося и горючего газа, рассчитанного по максимальному объему технических устройств и технологического оборудования, в котором они могут храниться, использоваться или транспортироваться.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что заявитель в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представил надлежащих доказательств того, что спорные объекты включены в государственный реестр опасных производственных объектов неправомерно, также как и доказательств того, что на основании представленных с заявлением от 31.03.2014 № 217 сведений и информации у управления имелись основания для вывода об утрате объектами признаков опасности (предоставление документов, предусмотренных пунктом 23.3.1).
Принимая во внимание изложенное, суд отказывает в удовлетворении заявленного требования.
С учетом применения общего порядка распределения судебных расходов, предусмотренного главой 9 АПК РФ, государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ подлежит отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Отказать обществу с ограниченной ответственностью «Союзалкоголь» в удовлетворении заявления о признании незаконными действий Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по отказу в исключении эксплуатируемых опасных производственных объектов (сеть газопотребления предприятия, адрес: 165300, <...>, рег.№ А27-02112-0001; сеть газопотребления предприятия, адрес: 165300, <...>, рег.№ А27-02112-0002; сеть газопортебления предприятия, адрес: 165300, <...> л.101, корп. 1, рег.№ А27-02112-0003; сеть газопортебления предприятии; адрес: 165300, <...>, рег.№ А27-02112-0004) из государственного реестра опасных производственных объектов, выраженному в письме от 24.04.2014 № 55-1/10848.
Оспариваемые действия проверены на соответствие требованиям Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья | Л.В. Шишова |