АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
октября 2022 года | г. Архангельск | Дело № А05-7262/2022 |
Резолютивная часть решения объявлена октября 2022 года
Полный текст решения изготовлен октября 2022 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Тарасовой А.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шваревой И.В.,
рассмотрел в судебном заседании 3 и 10 октября 2022 года (с объявлением перерыва в судебном заседании) с использованием системы веб-конференции посредством информационной системы «Картотека арбитражных дел» дело
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищный центр» (ОГРН <***>; адрес: 162560, <...>; 160014, <...>)
к Северному межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН <***>; адрес: 160000, <...>, <...>)
о признании незаконным отказа в выдаче лицензии, выраженного в уведомлении от 04.02.2022 № 05-01-24/1406,
при участии в заседании представителей (посредством веб-конференции):
от заявителя – ФИО1 (доверенность от 25.05.2022), ФИО2 (доверенность от 30.09.2022),
от ответчика – ФИО3 (доверенность от 14.06.2022).
Суд установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищный центр» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Северному межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – ответчик) о признании незаконным отказа в выдаче лицензии, выраженного в уведомлении от 04.02.2022 № 05-01-24/1406 (заявленные требования изложены с учетом их уточнения в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в соответствии с ходатайством исх. № 77 от 05.10.2022, принятого протокольным определением от 10.10.2022).
Представители заявителя в судебном заседании заявленные требования с учетом их уточнения поддержали по доводам, изложенным в заявлении. Представитель ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился по доводам отзыва.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.
Заявитель обратился в Управление с заявлением № ЖЦ/2021-008 от 24.11.2021 о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (вх. № 16177).
Уведомлением № 20 (письмо от 26.11.2021 № 05-01-06/15394) Управление уведомило заявителя о необходимости устранения выявленных нарушений требований, установленных ст. 18 Федерального закона 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», п. 24 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного приказом Росприроднадзора от 26.07.2021 № 464, а именно: в заявлении о предоставлении государственной услуги не указан адрес электронной почты юридического лица (указан адрес электронной почты доверенного лица); предоставленный список отходов содержит неполную информацию о наименованиях заявленных видов отходов.
В ответ на уведомление № 20 Общество в письме от 07.12.2021 № ЖЦ/2021-009 сообщило о несогласии с требованиями Управления. В ответе от 09.12.2021 № 05-01-24/16144 Управление повторно сообщило о необходимости устранения выявленных нарушений согласно Уведомлению № 20 от 26.11.2021.
20.12.2021 в адрес Управления поступило заявление о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности № ЖЦ/2021-010. На основании решения Управления от 22.12.2021, в соответствии с которым Общество планирует осуществлять: транспортирование отходов III-IV класса опасности; а также сбор и размещение отходов IV класса опасности, указанное заявление принято к рассмотрению.
На основании распоряжения от 22.12.2021 №336-р в отношении соискателя лицензии Управлением проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой составлен акт проверки от 24.12.2021 №05-01-21/2021-28. Как следует из содержания указанного акта, по результатам проверки нарушений не выявлено, дополнительные документы для проведения проверки и правильного разрешения дела не запрашивались.
Кроме того, на основании распоряжения от 20.01.2022 №10-рв Управлением проведена внеплановая выездная проверка Общества, по результатам которой составлен акт проверки от 28.01.2022 №08-01-21/2022-01. Как следует из содержания указанного акта, по результатам проверки сделаны выводы о нарушениях лицензионных требований, а именно, несоответствие лицензионным требованиям, указанным в подпункте «е» пункта 3 "Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности", утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290 (далее - Положение № 2290).
Как следует из материалов дела, в ходе внеплановой выездной проверки установлено, что для выполнения работ по сбору и размещению отходов IV класса опасности Общество планирует эксплуатировать полигон ТБО на основании договора аренды муниципального имущества от 25.05.2020 № 14 и договора аренды земельного участка от 25.05.2020 № 50, заключенных между Комитетом по управлению имуществом администрации Устюженского муниципального района и заявителем на период с 25.05.2020 по 24.05.2025. На проектную документацию «Строительство полигона ТБО для муниципальных образований Никольское, Никифоровское Устюженского района Вологодской области» получено положительное заключение государственной экологической экспертизы от 23.03.2012 № 352.
В ходе проверки Управление пришло к выводу и в акте проверки отразило, что соискателем лицензии заявлено использование объекта государственной экологической экспертизы при осуществлении деятельности при размещении отходов с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, а именно: согласно заключению государственной экологической экспертизы от 23.03.2012 № 352 полигон ТБО предназначен для изоляции, захоронения ТБО, образующихся от населения, организаций и учреждений территории муниципальных образований Никольское, Никифоровское, однако в соответствии с перечнем отходов, планируемых для размещения на полигоне ТБО, указаны отходы, такие, как золошлаки при производстве генераторного газа и углей (код ФККО 64299111204), отходы одоризации природного газа с применением хлорной извести (код ФККО 64363111394), отходы (мусор) от уборки электроподвижного состава метрополитена (код ФККО 73420201724), отходы (мусор) от уборки подвижного состава городского электрического транспорта (код ФККО 73420221724), мусор, смет и отходы бортового питания от уборки воздушных судов (код ФККО 73420411724) и т.д. По информации, имеющейся в распоряжении Управления, подобные отходы на территории МО Никольское, Никифоровское не образуются.
С учетом изложенного, приказом от 03.02.2022 № 18-пв заявителю отказано в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, на основании пункта 2 части 7 статьи 14 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ), подпункта «е» пункта 3 Положения о лицензировании №2290.
Уведомлением от 04.02.2022 № 05-01-24/1406 сведения об отказе в предоставлении лицензии и его причинах доведены до Общества.
Заявитель, полагая, отказ в предоставлении лицензии неправомерным и необоснованным, обратился в суд с заявлением о признании данного отказа, выраженного в уведомлении от 04.02.2022 № 05-01-24/1406, недействительным. В обоснование заявленных требований Общество указывает, что при расчетах технических параметров объекта размещения отходов (далее - ОРО) за основу берется расчетное количество образуемых отходов в районе строительства полигонов, расчетные параметры полигонов, их вместимость и мощность, имеют прямую зависимость от количества поступающих отходов, а не от их видов. Проектная документация на строительство полигона содержит технические параметры ОРО и расчетные данные о площади, высоте, мощности и вместимости полигона ТБО, которые зависят от количества планируемых к размещению отходов и не зависят от видов отходов, планируемых к размещению. Проектная документация на строительство полигона ТБО содержит сведения о расчетных предполагаемых качественных и количественных характеристиках влияния ОРО на окружающую среду именно при заданных технических параметрах. При этом проектная документация не содержит конкретного перечня видов отходов к размещению на рассматриваемом полигоне ТБО по Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО) в соответствии с приказом Росприроднадзора, действующего в 2012 году. Заключение государственной экологической экспертизы не содержит конкретный перечень отходов по ФККО соответствующего приказу Росприроднадзора, действующего в 2012 году и разрешенных к размещению на полигоне ТБО для муниципальных образований Никольское, Никифоровское Устюженского района Вологодской области.
Общество указывает, что проектная документация не является разрешительным документом в области охраны окружающей среды, а сведения о виде, составе и планируемом объеме отходов производства, подлежащих утилизации и захоронению, с указанием класса опасности отходов, указанные в проектной документации, не имеют самостоятельного правового значения для осуществления деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Кроме того, заявитель отмечает, что правовые нормы в области природоохранного законодательства Российской Федерации не содержат прямого запрета размещения на действующих ОРО отходов IV-V класса опасности, образующихся в иных регионах.
Ответчик представил в материалы дела отзыв, в котором указал, что с заявленными требованиями не согласен, так как на территории района отсутствуют предприятия и учреждения, образующие подобные виды отходов (информация о предприятиях промышленности, экономики Устюженского района размещена на официальном портале Правительства Вологодской области).
Заявитель в дополнении к заявлению исх. № 47 от 12.09.2022 указал, что согласно приложению В1 к Территориальной схеме обращения с отходами Вологодской области, утвержденной приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области № 3 от 10.01.2022, на полигон Никифоровское планируются отходы не только с Никольского и Никифоровского поселений Устюженского района, а еще с Желябовского, Залесского, Устюженского поселений и городского поселения Устюжна, в подтверждение чего представил копию переписки с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области. Общество, ссылаясь на отсутствие в проектной документации и заключении государственной экологической экспертизы перечня отходов, указывает также, что утвержденный приказом Росприроднадзора от 26.07.2021 № 464 перечень видов отходов I-IV классов опасности не содержит информации о месте образования отходов.
Ответчик в письменных пояснениях от 13.09.2022 № 01/10195 в обоснование довода о том, что заявленные соискателем лицензии виды отходов на территории муниципальных образований Никольское, Никифоровское не образуются, дополнительно ссылается на сведения, полученные в результате обработки первичных статистических данных, сводной информации, полученные в результате обработки статистической отчетности по ф. 2-ТП (отходы), по видам образующихся на территории Устюженского муниципального района отходов. В дополнительных письменных пояснениях от 23.09.2022 № 03-01-21/10510 указывает, что схема загрузки полигона принята проектной документацией (стр. 6-10 Приложения Заключения ГЭЭ 1.3. Основные технологические решения), в связи с чем расширение перечня видов отходов является отступлением от проектной документации.
Заявитель в возражениях исх. № 70 от 27.09.2022 указывает, что расчетные параметры полигонов, их вместимость и мощность имеют прямую зависимость от количества поступающих отходов, а не от их видов; при расчетах технических параметров объектов размещения отходов за основу берется расчетное количество образуемых отходов в районе строительства полигона; проектная документация на строительство полигона содержит технические параметры объекта размещения отходов и расчетные данные (площадь, высота, мощность и вместимость полигона ТБО), которые зависят от количества планируемых к размещению отходов и не зависят от видов отходов, планируемых к размещению). Заявитель обращает внимание на то, что ни проектная документация, ни заключение государственной экологической экспертизы не содержат конкретный перечень отходов по ФККО. Заявитель также указывает, что МО Никифоровское и Никольское Устюженского района Вологодской области упразднены и являются частью Устюженского муниципального округа Вологодской области, направление потоков отходов может значительно измениться, что не противоречит действующему законодательству.
Ответчик в пояснениях к отзыву от 05.10.2022 указал, что в соответствии с перечнем отходов, планируемых для размещения на полигоне, указан вид отходов "Пыль табачная" (код ФККО 30139002423), относящийся к III классу опасности, а также обратил внимание, что в рамках осмотра установлено и зафиксировано в акте проведения внеплановой выездной проверки от 28.01.2022 № 08-01/21/2022-01 отсутствие средств измерения массы твердых коммунальных отходов (весового контроля) на территории полигона ТБО.
Изучив доводы заявителя и ответчика, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
На основании пункта 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Отказ в предоставлении лицензии выражен Управлением в уведомлении от 04.02.2022 № 05-01-24/1406. Заявление о признании данного отказа недействительным подано Обществом в арбитражный суд посредством сервиса "Мой Арбитр" 01.07.2022, что следует из информации о документе дела (том 1, л.д. 7).
Вместе с тем в дополнении к заявлению исх. № 38 от 29.08.2022 заявитель просит считать причины пропуска срока уважительными, так как им последовательно принимались меры по оспариванию решения ответчика посредством обращения с возражениями в Управление исх. № ЖЦ/2022-008 от 11.02.2022, ответ от Управления был получен 11.03.2022; с заявлением в Арбитражный суд Вологодской области, определением суда от 05.04.2022 заявление возвращено, так как при рассмотрении вопроса о принятии заявления к производству судом сделан вывод о подсудности спора другому арбитражному суду; 21.06.2022 направлена жалоба в вышестоящую инстанцию - Северное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования через портал Росприроднадзора, ответ на которую направлен почтой России 22.07.2022.
На основании изложенного, заявитель просит считать причины пропуска срока уважительными, учесть принятие заявителем всех действий по восстановлению нарушенного права в связи с чем, по мнению Общества, пропущенный процессуальный срок подлежит восстановлению в связи с его незначительностью.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 18.11.2004 № 367- О указал на то, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Кодекса, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
При оценке причин пропуска процессуального срока арбитражный суд по общему правилу действует по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока.
Нормы арбитражно-процессуального законодательства не раскрывают понятия уважительности причин пропуска срока, поэтому в каждом конкретном случае суд самостоятельно, с учетом конкретных обстоятельств дела, определяет, являлась ли уважительной причина пропуска срока обращения в суд.
Вопрос признания тех или иных причин пропуска срока для подачи заявления уважительными относится к компетенции суда, рассматривающего вопрос о восстановлении указанного срока.
Кроме того, из положений пункта 1 статьи 11, статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 4, части 1 статьи 198 АПК РФ следует, что судебная защита в форме оспаривания решений, действий (бездействия) субъектов публичной власти гарантируется любому лицу при наличии оснований полагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат и они были нарушены.
Рассмотрев ходатайство заявителя о восстановлении срока на судебное обжалование, суд находит возможным признать причины пропуска срока уважительными и восстановить срок на обращение с заявлением в суд.
В силу статьи 2 АПК РФ одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительными является их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Для признания незаконными действий и решений государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого бездействия закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ) лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон № 99-ФЗ) с учетом положений настоящего Закона.
При этом статья 1 Закона № 89-ФЗ содержит основные понятия, используемые в названном Законе. Так, под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; под размещением отходов - их хранение, т.е. складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения, и их захоронение, т.е. изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; под сбором отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение; под транспортированием отходов - перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах.
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона № 99-ФЗ лицензируемый вид деятельности - это вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
На основании статьи 30 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон № 7-ФЗ) отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию. Перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливается федеральными законами.
Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, определен статьей 12 Закона № 99-ФЗ, в силу пункта 30 части 1 которой деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Закона № 99-ФЗ в перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены следующие требования:
1) наличие у соискателя лицензии и лицензиата производственных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и право пользования или в случаях, установленных положением о лицензировании конкретного вида деятельности, право пользования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
2) наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности;
3) наличие у соискателя лицензии и лицензиата необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля;
4) соответствие соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами;
5) иные требования, установленные федеральными законами и (или) международными договорами Российской Федерации, не требующими издания внутригосударственных актов для их применения и действующими в Российской Федерации.
В силу частей 1, 3 статьи 13 Закона № 99-ФЗ для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если соответствующая услуга предоставляется через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом либо индивидуальным предпринимателем и в котором указываются соответствующая информация, перечень которой установлен частью 1 статьи 13 Закона № 99-ФЗ.
К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются в случае, если это предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности, в том числе, копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами, за исключением документов, на которые распространяется требование пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"; опись прилагаемых документов.
Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии указывать в заявлении о предоставлении лицензии сведения, не предусмотренные частью 1 настоящей статьи, и представлять документы, не предусмотренные частью 3 настоящей статьи (часть 4 статьи 13 Закона № 99-ФЗ).
Согласно части 8 статьи 13 Закона № 99-ФЗ в случае, если заявление о предоставлении лицензии оформлено с нарушением требований, установленных частью 1 настоящей статьи, и (или) документы, указанные в части 3 настоящей статьи, представлены не в полном объеме, в течение трех рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган направляет соискателю лицензии в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа, уведомление о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют.
В силу части 9 указанной статьи в течение трех рабочих дней со дня представления надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов, которые представлены соискателем лицензии в соответствии с частями 8 и 8.1 настоящей статьи, уполномоченное должностное лицо лицензирующего органа принимает решение о рассмотрении этого заявления и прилагаемых к нему документов или в случае их несоответствия положениям частей 1 и (или) 3 настоящей статьи о возврате этого заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата.
Порядок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии установлен статьей 14 Закона от № 99-ФЗ, частью 1 которой установлено, что в срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе оценку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, в порядке, установленном статьей 19.1 настоящего Федерального закона, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.
Согласно частей 2, 6 статьи 14 Закона № 99-ФЗ решение о предоставлении лицензии принимается лицензирующим органом в форме приказа (распоряжения) и подписывается уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа; решение об отказе в предоставлении лицензии оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа, который подписывается уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа.
Частью 6.1 статьи 14 Закона № 99-ФЗ установлено, что в случае принятия решения об отказе в предоставлении лицензии лицензирующий орган в течение трех рабочих дней со дня принятия этого решения направляет соискателю лицензии в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, уведомление об отказе в предоставлении лицензии с мотивированным обоснованием причин отказа и со ссылкой на конкретные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся основанием такого отказа, или, если причиной отказа является установленное в ходе оценки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям, реквизиты акта оценки соискателя лицензии. В случае, предусмотренном частью 6 статьи 13 настоящего Федерального закона, указанное уведомление лицензирующий орган вручает в течение трех рабочих дней со дня принятия решения об отказе в предоставлении лицензии соискателю лицензии или направляет соискателю лицензии заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона направляет соискателю лицензии по его выбору в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
При этом согласно части 7 статьи 14 Закона № 99-ФЗ основанием отказа в предоставлении лицензии является: наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации; установленное в ходе оценки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям; наличие у юридического лица или индивидуального предпринимателя, обратившихся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на конкретный лицензируемый вид деятельности, действующей лицензии на данный вид деятельности, предоставленной этим лицензирующим органом, если иное не предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
В приказе (распоряжении) лицензирующего органа об отказе в предоставлении лицензии указываются сведения, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 2 статьи 21 настоящего Федерального закона, и мотивированное обоснование причин отказа в предоставлении лицензии. Решение лицензирующего органа об отказе в предоставлении лицензии или бездействие лицензирующего органа может быть обжаловано соискателем лицензии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (части 7.1, 8 статьи 14 Закона № 99-ФЗ).
Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, установлен "Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 № 2290 (далее - Положением № 2290).
Согласно пункту 3 Положения № 2290 (в редакции, действовавшей до 01.03.2022, т.е. на дату рассмотрения заявления о предоставлении лицензии) лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются:
- для работ по сбору отходов I - IV классов опасности (подпункт "а" пункта 3 Положения № 2290):
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих требованиям статьи 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления";
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности;
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые используются или которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;
- для работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности (подпункт "б" пункта 3 Положения № 2290):
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих требованиям статьи 16 Федерального закона "Об отходах производства и потребления";
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности;
- для работ по размещению отходов I - IV классов опасности (подпункт "е" пункта 3 Положения № 2290):
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих требованиям статьи 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления";
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или ином законном основании земельного участка, необходимого для осуществления лицензируемого вида деятельности;
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности;
наличие у соискателя лицензии положительного заключения государственной экологической экспертизы (в случаях, определенных Федеральным законом"Об экологической экспертизе"), за исключением периода со дня вступления в силу Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и до дня вступления в силу Федерального закона"О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также использование лицензиатом объекта размещения отходов I - IV классов опасности в соответствии с документацией, получившей указанное положительное заключение государственной экологической экспертизы;
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые используются или планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами.
Согласно пункту 5 Положения № 2290 для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии в соответствии с порядком, установленным статьей 13 Закона № 99-ФЗ, в котором указывает:
- для работ по сбору отходов I - IV классов опасности (подпункт "а" пункта 5 Положения № 2290):
виды отходов I - IV классов опасности и (или) группы, подгруппы отходов I - IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах отходов, в отношении которых предоставляется лицензия, и соответствующие видам отходов и (или) группам, подгруппам отходов виды деятельности;
реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;
- для работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности - виды отходов I - IV классов опасности и (или) группы, подгруппы отходов I - IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах отходов, в отношении которых предоставляется лицензия, и соответствующие видам отходов и (или) группам, подгруппам отходов виды деятельности (подпункт "б" пункта 5 Положения № 2290);
- для работ по размещению отходов I - IV классов опасности (подпункт "е" пункта 3 Положения № 2290):
виды отходов I - IV классов опасности и (или) группы, подгруппы отходов I - IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах отходов, в отношении которых предоставляется лицензия, и соответствующие видам отходов и (или) группам, подгруппам отходов виды деятельности;
реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;
реквизиты положительного заключения государственной экологической экспертизы в случаях, определенных Федеральным законом "Об экологической экспертизе", за исключением периода со дня вступления в силу Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и до дня вступления в силу Федерального закона"О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации";
реквизиты документов о праве собственности или ином законном основании пользования земельным участком, необходимым для осуществления лицензируемого вида деятельности.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Управление с заявлением о предоставлении лицензии на тарнспортирование отходов III-IV класса опасности по адресу: <...>; а также по сбору, размещению отходов IV класса опасности по адресу: Вологодская область, Устюженский район, кадастровый номер: 35:19:0310020:179.
Уведомлением от 04.02.2022 №05-01-24/1406 в предоставлении лицензии отказано на основании подпункта "е" пункта 3 Положения № 2290, поскольку Управлением установлено в ходе проверки несоответствие Общества лицензионным требованиям: соискателем лицензии заявлено использование объекта государственной экологической экспертизы при осуществлении деятельности по размещению отходов с отступлением от документации, получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Под экологической экспертизой, как следует из статьи 1 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон об экологической экспертизе), понимается установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Согласно статье 27 Закона об экологической экспертизе заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В соответствии со статьей 11 Закона об экологической экспертизе проектная документация объектов капительного строительства, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов, является объектом государственной экологической экспертизы.
Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Согласно части 1 статьи 18 Закона об экологической экспертизе заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как следует из содержания акта проверки от 28.01.2022 № 08-01-21/2022-01 (стр. 8-10 указанного акта), Управление пришло к выводу о несоответствии Общества лицензионным требованиям, поскольку на полигоне ТБО планируется размещать отходы, не предусмотренные проектной документацией на строительство полигона, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, так как в соответствии с заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы на проектную документацию "Строительство полигона ТБО для муниципальных образований Никольское, Никифоровское Устюженского района Вологодской области", утвержденной приказом Управления Росприроднадзора по Вологодской области от 23.03.2012 № 352, полигон ТБО предназначен для изоляции и захоронения ТБО, образующихся от населения, организаций и учреждений на территории муниципальных образований Никольское, Никифоровское.
К такому выводу Управление пришло исходя из имеющейся в распоряжении ответчика информации о том, что указанные в перечне отходов, планируемых для размещения на полигоне ТБО, содержащемся в заявлении о предоставлении лицензии, на территории МО Никольское, Никифоровское не образуются, в частности, указаны такие отходы, как золошлаки при производстве генераторного газа и углей (код ФККО 64299111204), отходы одоризации природного газа с применением хлорной извести (код ФККО 64363111394), отходы (мусор) от уборки электроподвижного состава метрополитена (код ФККО 73420201724), отходы (мусор) от уборки подвижного состава городского электрического транспорта (код ФККО 73420221724), мусор, смет и отходы бортового питания от уборки воздушных судов (код ФККО 73420411724) и т.д.
При этом суд отмечает, что ни уведомление от 04.02.2022 № 05-01-24/1406, ни акт проверки от 28.01.2022 № 08-01-21/2022-01, не содержат исчерпывающего перечня отходов, которые, по мнению Управления, не образуются на территории МО Никольское, Никифоровское; а также не указано, на основании какой именно имеющейся в распоряжении Управления информации сделан вывод о том, что такие виды отходов не образуются. Следовательно, выводы Управления, изложенные в акте проверки от 28.01.2022 № 08-01-21/2022-01, на основании которого принято решение об отказе в предоставлении лицензии, ответчиком должным образом не мотивированы.
Кроме того, как указано в акте проверки от 28.01.2022 № 08-01-21/2022-01 (стр. 9), виды отходов, предлагаемые для размещения на объектах размещения отходов, определяются проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, ввиду чего в части работ по размещению отходов I-IV классов опасности хозяйствующему субъекту необходимо руководствоваться перечнем отходов, который указан в проектной документации объектов капитального строительства, прошедшей государственную экологическую экспертизу и получившую положительное заключение.
Вместе с тем, заключение государственной экологической экспертизы проектной документации "Строительство полигона твердых бытовых отходов для муниципальных образований Никольское, Никифоровское Устюженского района Вологодской области", утвержденное приказом Управления Росприроднадзора по Вологодской области от 23.03.2012 № 352, не содержит конкретный перечень отходов, разрешенных к размещению на полигоне ТБО.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В ходе рассмотрения дела суд неоднократно, в том числе определением от 14.09.2022, предлагал ответчику представить, в том числе, подробные пояснения о наличии отступлений от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, в заявленном соискателем лицензии использовании объекта, с указанием номеров листов, разделов документации, отступление от которых послужило основанием для отказа в выдаче лицензии, с представлением подтверждающих документов, в том числе соответствующих листов, разделов документации.
Как следует из позиции ответчика, изложенной в отзыве, представленных в материалы дела письменных пояснений, а также озвученной представителями ответчика в ходе рассмотрения дела, Управлением сделан вывод о том, что размещение на полигоне ТБО таких отходов, как золошлаки при производстве генераторного газа и углей (код ФККО 64299111204), отходы одоризации природного газа с применением хлорной извести (код ФККО 64363111394), отходы (мусор) от уборки электроподвижного состава метрополитена (код ФККО 73420201724), отходы (мусор) от уборки подвижного состава городского электрического транспорта (код ФККО 73420221724), мусор, смет и отходы бортового питания от уборки воздушных судов (код ФККО 73420411724) и т.д., свидетельствует об эксплуатации полигона не в соответствии с требованиями проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, основывается на том, что данные виды отходов на территории муниципальных образований Никольское и Никифоровской Устюженского района Вологодской области не образуются. При этом ответчик, не оспаривая отсутствие в проектной документации и в заключении государственной экологической экспертизы проектной документации "Строительство полигона твердых бытовых отходов для муниципальных образований Никольское, Никифоровское Устюженского района Вологодской области", утвержденном приказом Управления Росприроднадзора по Вологодской области от 23.03.2012 № 352, конкретного перечня отходов, планируемого к размещению на полигоне, указывает, что проектной документацией принята схема загрузки полигона (стр. 6-10 Приложения Заключения ГЭЭ 1.3. Основные технологические решения), рассчитанная на эксплуатацию сооружения с учетом объема образования отходов муниципальных образований Никифоровское, Никольское Устюженского района Вологодской области, расширение перечня отходов будет являться отступлением от проектной документации.
Вместе с тем, как обоснованно указывает заявитель, расчетные параметры полигона, их вместимость и мощность имеют прямую зависимость от количества поступающих отходов, а не от их видов.
В обоснование позиции о том, что соответствующие виды отходов на территории муниципальных образований Никольское, Никифоровское Устюженского района Вологодской области не образуются, ответчик ссылается на информацию о предприятиях промышленности, экономики Устюженского района, которая размещена на официальном портале Правительства Вологодской области. Судом отклоняются ссылки ответчика на указанную информацию, поскольку последняя не содержит перечня отходов, образуемых на соответствующей территории, и подтверждать (опровергать) образование отходов не может.
Суд не принимает ссылки Управления на статистические данные за период 2019-2021 годов о размещении отходов на полигоне ТБО для МО ФИО4, в виду того, что такие статистические данные не могут объективно отражать предполагаемый перечень образуемых отходов ТБО, в том числе их видов с учетом кодов по ФККО, в период, заявленный для осуществления лицензируемого вида деятельности, поскольку такой перечень не является постоянным и неизменным. Кроме того, обязанность соискателя лицензии по указанию в заявлении о предоставлении лицензии только тех видов отходов, которые ранее размещались на полигоне ТБО, либо только тех видов отходов, которые ранее образовывались на территории муниципальных образований, для которых планировалось строительство полигона ТБО, Управлением не обоснована, ссылками на положения нормативных правовых актов не мотивирована.
При этом документом, определяющим, в том числе, место размещения отходов в зависимости от источника их образования, содержащим схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, является не проектная документация полигона ТБО, получившая положительное заключение государственной экологической экспертизы, а территориальная схема обращения с отходами.
Как обоснованно указано заявителем, границы территорий муниципальных образований могут изменяться, муниципальные образования могут упраздняться и преобразоваться.
При этом частью 1 статьи 13.3 Закона № 89-ФЗ установлено, что в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами.
Данные, которые должны быть включены в территориальную схему обращения с отходами, установлены частью 3 указанной статьи: данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации); данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта Российской Федерации с разбивкой по видам и классам опасности отходов; данные о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, установленных в субъекте Российской Федерации (с разбивкой по годам); данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации; данные о месте нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов; данные о месте нахождения объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; схема потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов; оценку объема соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов; прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, рассчитанные в соответствии с требованиями к составу и содержанию территориальных схем; сведения о зонах деятельности регионального оператора; электронную модель территориальной схемы обращения с отходами.
Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования (часть 2 статьи 13.3 Закона № 89-ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 13.3 Закона № 89-ФЗ порядок разработки, рассмотрения, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем обращения с отходами и порядок разработки, утверждения и корректировки федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию указанных схем устанавливаются Правительством Российской Федерации. Проект территориальной схемы обращения с отходами направляется на рассмотрение в федеральные органы исполнительной власти, российскому экологическому оператору и на общественное обсуждение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти и российский экологический оператор рассматривают территориальную схему обращения с отходами на предмет соответствия проекта территориальной схемы обращения с отходами требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на предмет экономической обоснованности решений о размещении и технических характеристиках объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, а также рассматривают схему потоков отходов на предмет достоверности информации, содержащейся в проекте территориальной схемы обращения с отходами. Российский экологический оператор проводит экспертизу проекта территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с учетом позиции федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности в отношении обращения с отходами I и II классов опасности, и при необходимости представляет рекомендации по корректировке проекта территориальной схемы обращения с отходами. Рассмотрение разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, российским экологическим оператором, федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности или между субъектами Российской Федерации при разработке и корректировке территориальных схем обращения с отходами, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При разработке и корректировке федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами российский экологический оператор вправе представить субъекту Российской Федерации рекомендации по корректировке территориальной схемы обращения с отходами.
На основании части 6 статьи 13.3 Закона № 89-ФЗ территориальная схема обращения с отходами должна быть опубликована в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте субъекта Российской Федерации для всеобщего и бесплатного доступа.
На основании пункта 22 "Правил разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 № 1130, уполномоченный орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 2-дневный срок со дня размещения проекта территориальной схемы на официальном сайте направляет уведомление о размещении проекта территориальной схемы с приложением проекта территориальной схемы на электронном носителе в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования рассматривает проект территориальной схемы и направляет в уполномоченный орган предложения и замечания в части наличия объектов размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов, баланса количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов на территории субъекта Российской Федерации.
Как следует из письма Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области от 08.09.2022 № ИХ.08-7742/22, копия которого представлена заявителем в материалы дела (том 2, л.д. 16), в 2022-2024 годах на полигон ТБО для МО Никифоровское должны поступать ТКО в общем объеме 3,45 тыс.тонн/год с территории Желябовского, Залесского, Никифоровского, Никольского, Устюженского сельских поселений и городского поселения Устюжна Устюженского муниципального района.
Изложенное также подтверждается сведениями, отраженными в территориальной схеме обращения с отходами Вологодской области, которая размещена в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Таким образом, выводы Управления о том, что соискателем лицензии заявлено использование объекта государственной экологической экспертизы при осуществлении деятельности по размещению отходов с отступления от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, несостоятельны.
При таких обстоятельствах, оспариваемый отказ Управления в выдаче лицензии, изложенный в уведомлении от 04.02.2022 № 05-01-24/1406, не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем подлежит признанию недействительным.
На основании изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В качестве способа устранения нарушенных прав и законных интересов заявитель просил суд обязать Управление выдать Обществу лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
При этом, как следует из дополнения к отзыву от 05.10.2022 № 04-01-26/10990, в соответствии с перечнем отходов, планируемых для размещения на полигоне ТБО, указан код отходов "Пыль табачная" (код ФККО 30139002423), который по степени негативного воздействия на окружающую среду относится к III классу опасности (стр. 8 приложения), в то время как к складированию на полигон могут приниматься только отходы IV-V класса опасности.
Одновременно Управление обращает внимание, что в рамках осмотра установлено и зафиксировано в акте проведения внеплановой выездной проверки от 28.01.2022 № 08-01-21/2022-01 отсутствие средств измерения массы твердых коммунальных отходов (весового контроля) на территории полигона ТБО, что является нарушением пункта 29 Единых требований к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 № 1657.
Вместе с тем, из содержания акта проверки от 28.01.2022 № 08-01-21/2022-01, уведомления об отказе в предоставлении лицензии от 04.02.2022 № 05-01-24/1406, иных материалов дела не следует, что данные обстоятельства послужили основанием для отказа в выдаче лицензии. Более того, наличие в перечне отходов, планируемых для размещения на полигоне ТБО кода отходов "Пыль табачная" (код ФККО 30139002423), который по степени негативного воздействия на окружающую среду относится к III классу опасности, Управлением в ходе проверки установлено не было, в акте проверке, иных составленных в ходе проверки ответчиком документах не отражено, впервые о данном обстоятельстве Управлением заявлено в ходе рассмотрения дела в суде. Отсутствие средств измерения массы твердых коммунальных отходов (весового контроля) на территории полигона ТБО не является основанием для отказа в выдаче лицензии, на что также указал представитель ответчика в судебном заседании 10.10.2022.
В данном случае единственным основанием для отказа в выдаче лицензии послужил вывод административного органа о том, что некоторые из заявленных соискателем лицензии видов отходов на территории МО Никифоровское и Никольское Устюженского района Вологодской области не образуются, что следует из содержания акта проверки от 28.01.2022 № 08-01-21/2022-01, уведомления об отказе в предоставлении лицензии от 04.02.2022 № 05-01-24/1406, подтверждается материалами дела и Управлением не опровергнуто.
Суд, рассматривая вопрос о возможности принятия каких-либо мер к устранению допущенных обжалуемым отказом нарушений прав и законных интересов заявителя, учитывает ссылку Управления на данные обстоятельства. При выборе правовосстановительной меры арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Меры восстановления нарушенного права применяются для восстановления состояния правоотношений, соответствующего требованиям права, поэтому решение суда о принятии таких правовосстановительных мер должно соответствовать действующему законодательству и быть исполнимым.
При этом требование заявителя об обязании публичного органа совершить какие-либо действия не является самостоятельным и рассматривается лишь в качестве предлагаемой им меры по восстановлению нарушенных прав. Суд не связан требованием заявителя о способе устранения его нарушенных прав.
Определение конкретных действий, обязанность совершить которые возлагается судом на уполномоченное лицо, зависит от фактических обстоятельств конкретного дела и составляет предмет дискреции рассматривающего его суда (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2019 № 2556-О).
В данном случае объективных предпосылок для избрания такого способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, как обязание Управления выдать Обществу лицензию, с учетом изложенных обстоятельств, у суда не имеется.
В силу положений п. 4 ст. 3 Закона № 89-ФЗ, пункта 2 Положения № 2290 принятие решения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии относится к компетенции Управления, при этом с учетом положений статьи 19.1 Закона № 99-ФЗ и пункта 12(1) Положения № 2290 оценка соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям в соответствии со статьей 19.1 Закона № 99-ФЗ проводится в форме документарной и выездной оценки по решению лицензирующего органа.
Принимая во внимание изложенное, учитывая обстоятельства настоящего спора и предмет заявленных требований, суд, не подменяя компетенцию административного органа, считает соразмерным и адекватным способом устранения нарушения прав и законных интересов заявителя обязать Управление повторно рассмотреть заявления Общества от 20.12.2021 № 17616 о предоставлении лицензии.
Согласно пункту 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" в случае если ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, а истцу, в пользу которого принят судебный акт, которым заканчивается рассмотрение спора по существу, была предоставлена отсрочка ее уплаты и государственная пошлина истцом не уплачена, государственная пошлина не взыскивается с ответчика, поскольку отсутствуют основания для ее взыскания в федеральный бюджет.
Руководствуясь статьями 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Признать недействительным проверенный на соответствие нормам Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" отказ Северного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в выдаче лицензии обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищный центр", выраженный в уведомлении от 04.02.2022 № 05-01-24/1406.
Обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем повторного рассмотрения заявления общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищный центр" от 20.12.2021 № 17616 о предоставлении лицензии.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья | А.С. Тарасова |