ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-7340/2012 от 26.07.2012 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050

E-mail: arhangelsk.info@arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

02 августа 2012 года

г. Архангельск

Дело № А05-7340/2012

Резолютивная часть решения объявлена 26 июля 2012 года

Решение в полном объёме изготовлено 02 августа 2012 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Калашниковой В.А.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Группа «Илим»», открытое акционерное общество «Группа «Илим»» (ОГРН 5067847380189; место нахождения: 191025, г.Санкт-Петербург, ул.Марата, дом 17) 

к Территориальному органу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Котласское лесничество (ОГРН 1072904001565; место нахождения: 165300, Архангельская область, г.Котлас, ул.Ленина, дом 52) 

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации

В заседании суда принимали участие представители:

заявителя – Зязина М.В. по доверенности;

ответчика – не явился, извещен;

Протокол судебного заседания вела секретарь судебного заседания Тропникова Е.А.

Суд установил следующее:

Открытое акционерное общество «Группа «Илим»» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением об оспаривании постановления №17 от 25.05.2012 о назначении административного наказания по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа 30 000 руб., принятое Территориальным органом министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – Котласским лесничеством (далее – ответчик, административный орган) на основании протокола об административном правонарушении №9-к от 14.05.2012.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнительных пояснениях, представленных в суд.

Ответчик с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на заявление от 27.06.2012 №8.4.1/03-46/2695.

Рассмотрев материалы дела, изучив представленные доказательства, а также заслушав представителя заявителя, суд установил следующие фактические обстоятельства дела.

Открытое акционерное общество «Группа «Илим»» зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц, за основным государственным регистрационным номером 5067847380189.

В связи с производственной необходимостью, связанной с лесозаготовительной деятельностью, обществом издан Приказ от 10.12.2010 №ГД-228 «О создании структурных подразделений», не являющихся филиалами или представительствами, не имеющих самостоятельного баланса и расчетных и иных счетов, в том числе Лесозаготовительный участок Котласский, расположенный по адресу: 165346, Архангельская область, Котласский район, п.Черемушский, ул.Железнодорожная, д.2-а, бокс2.

20.03.2012 на основании распоряжения руководителя Котласского лесничества от 06.03.2012 №156 «О проведении рейда» в отношении общества проведена готовности к пожароопасному периоду 2012 года в соответствии с Приказом Минсельхоза России от 22.12.2008 №549 «Об утверждении норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов».

В ходе проверки главным специалистом-экспертом Котласского участкового лесничества Юренским К.В. установлено, что на пункте сосредоточения противопожарного оборудования и средств пожаротушения, находящемся на производственной базе ОСП ЛЗУ «Котласский» по адресу: Архангельская область, г. Котлас, ул. Вяткина, д. 7, отсутствуют: лесопожарное модульное оборудование (съемные цистерны или резиновые емкости для воды объемом 1500л) – 1шт., лесопатрульная пожарная машина - 1шт., напорный пожарный рукав – 300м, зажигательные аппараты – 4шт., лопаты – 50шт., ведра или иные емкости объемом до 12л – 2шт., топоры – 5шт., возимые и носимые радиостанции КВ или УКВ диапазона – 2шт., воздуходувка – 1шт., электромегафон – 1шт., аптечка первой помощи – 1шт., мотопомпа – 1шт., а также индивидуальные перевязочные пакеты, кружки для воды и дежурная спецодежда (сапоги кирзовые, брюки, куртка, рукавицы).

По результатам проверки Территориальным органом составлен акт от 20.03.2012. По мнению административного органа, указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении обществом подпункта «а» пункта 3, пункта 5, подпункта «в» пункта 13 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 №417 (далее – Правила).

По данному факту государственным лесным инспектором, государственным охотничим и пожарным инспектором в лесах Архангельской области и Ненецкого автономного округа, главным специалистом-экспертом Территориального органа Юренским К.В., в присутствии представителя общества по доверенности от 16.05.2011 Крапивина В.В., составлен протокол об административном правонарушении от 14.05.2012 №9-К. Деяние общества квалифицировано по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ.

Старшим государственным лесным инспектором, государственным охотничим и пожарным инспектором в лесах Архангельской области и Ненецкого автономного округа, руководителем Территориального органа Куделиной И.Н. по результатам рассмотрения протокола и приложенных к нему материалов, в присутствии представителя общества Крапивина В.В., вынесено постановление от 25.05.2012 №17, которым общество признано виновным по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Общество, не согласившись с постановлением административного органа, обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.

В обоснование заявленного требования общество ссылается на то обстоятельство, что фактическое количество средств пожаротушения по ОСП ЛЗУ «Котласский» превышает нормы, установленные Приказом №549 от 22.12.2008 «Об утверждении норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов» (далее – Приказ №549).

На это же ссылался и представитель общества Дурапов С.Л. при подписании акта проверки от 20.03.2012, где он отметил, что с актом не согласен, на пункте структурного подразделения общества имеется инвентарь в количестве, предусмотренном пунктом 4 Приказа №549.

В соответствии со статьей 24 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекса) использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

Согласно части 1 статьи 25 Кодекса леса могут использоваться, в том числе для заготовки древесины (пункт 1). Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (пункт 3).

Частью 1 статьи 53.1 Кодекса определено, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

При этом в силу части 2 статьи 53.1 Кодекса меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; проведение работ по гидромелиорации; снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий; 8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; 9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры.

Указанные в части 2 статьи 53.1 Кодекса противопожарное обустройство лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

Согласно пункту 5 статьи 53.1 Кодекса обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.

В соответствии с пунктом 7 статьи 53.1 Кодекса виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно подпункту «а» пункта 3 Правил пожарной безопасности меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров).

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что указанные в подпунктах «а» и «б» пункта 3 Правил меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.

В силу подпункта «в» пункта 13 Правил, юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны, в том числе, соблюдать Нормы наличия средств пожаротушения, содержать средства пожаротушения в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.

Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов (далее - Нормы наличия средств пожаротушения, Нормы) утверждены Приказом №549.

Разделом II указанных Норм утверждены нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов для заготовки древесины. При этом пунктом 3 установлены нормы наличия средств пожаротушения на пунктах сосредоточения средств пожаротушения юридических и физических лиц, осуществляющих заготовку древесины, не имеющих структурных подразделений по заготовке древесины; пунктом 4 установлены нормы на лесопожарном пункте структурного подразделения юридического и физического лица, осуществляющего заготовку древесины.

Доказательствами по делу об административном правонарушении, как установлено статьей 26.2 КоАП РФ, являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

В силу статей 67 и 68 АПК РФ арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу (относимые); обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (допустимые).

По смыслу приведенных норм вопросы о наличии события и состава вменяемого обществу правонарушения должны решаться судом исходя из совокупности имеющихся в деле документов, собранных в рамках административного расследования, представленных участниками спора в ходе судопроизводства, а также запрошенных арбитражным судом по своей инициативе.

В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно приказу общества «О закреплении мест хранения и передаче средств пожаротушения на ОСП ЛЗУ «Котласский» от 27.02.2012 №105а на данном лесопожарном пункте закреплено наличие средств пожаротушения в количестве, превышающем минимально необходимые нормы, установленные Приказом №549.

Судом установлено, что в данном случае проверяющий при составлении акта исходил не из фактического наличия средств пожаротушения на данном пункте на момент проверки, а из количества средств пожаротушения, приходящихся при распределении их на каждый из договоров аренды лесных участков, заключенных обществом. Указанное подтверждается самим Территориальным органом в отзыве на заявление общества, представленном в суд.

Поскольку действующим законодательством не установлена зависимость наличия пожарного инвентаря от количества заключенных предприятиями, организациями договоров аренды лесных участков, такой подход Территориального органа к подсчету фактического наличия противопожарного инвентаря на лесопожарном пункте, суд считает неправомерным. Количество, схема расположения и районы ответственности указанных пунктов сосредоточения (лесопожарных пунктов) согласованы обществом с Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, что подтверждается письмом от 22.03.2012 №204-06/1271.

Кроме того, самостоятельным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным является следующее.

Согласно статье 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня обнаружения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

В данном случае проверка проведена 20.03.2012, акте проверки составлен 20.03.2012, где, по мнению административного органа, зафиксированы выявленные нарушения. Следовательно, датой обнаружения (совершения) правонарушения является 20.03.2012.

Оспариваемое постановление, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ, вынесено 25.05.2012.

Соответственно, срок давности привлечения к административной ответственности за «допущенные заявителем правонарушения» на дату вынесения постановления истек. Указанное подтверждается судебно-арбитражной практикой, в том числе постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2011 по делу №А13-8306/2011.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 №2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», поскольку сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части.

Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление №17 от 25.05.2012 о назначении административного наказания по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа 30 000 руб., принятое Территориальным органом министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – Котласским лесничеством в отношении открытого акционерного общества «Группа «Илим»», зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 5067847380189, находящегося по адресу: 191025, г.Санкт-Петербург, ул.Марата, дом 17.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья

В.А. Калашникова