АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
17 июля 2014 года
г. Архангельск
Дело № А05-7356/2013
Резолютивная часть решения объявлена 17 июля 2014 года
Решение в полном объёме изготовлено 17 июля 2014 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Дмитревской А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Смирновой Г.М.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Счетной палаты Ненецкого автономного округа (ОГРН <***>; место нахождения 166000, Ненецкий автономный округ, <...>)
к Контрольно-ревизионному комитету Ненецкого автономного округа (ОГРН <***>; место нахождения 166000, Ненецкий автономный округ, <...>)
о признании незаконными и отмене постановления по делу об административном правонарушении по делу № 10-2013 и определения от 06.06.2013
при участии в заседании представителей:
заявителя – ФИО1 (доверенность от 18.02.2014)
ответчика – не явился
установил: Счетная палата Ненецкого автономного округа (далее – заявитель) обратилась в арбитражный суд с требованиями:
- о признании незаконным и отмене постановления Контрольно-ревизионного комитета Ненецкого автономного округа (далее – ответчик, Комитет) № 314 от 06.06.2013 по делу об административном правонарушении № 10-2013, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50000 руб.,
- о признании незаконным и отмене определения Комитета от 06.06.2013 об отказе в удовлетворении ходатайства о прекращении производства по административному делу № 10-2013.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленное требование, представила пояснения от 16.07.2014 и распоряжение Комитета от 06.06.2014 № 14 «О исполнении решения суда».
Ответчик извещён судом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
В соответствии с ч.3 ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
Заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил:
На основании приказа Комитета от 07.05.2013 № 8-кру «О проведении внеплановой проверки в Счетной палате Ненецкого автономного округа» в период с 17.05.2013 по 22.05.2013 была проведена внеплановая камеральная проверка соблюдения Заказчиком – Счетной палатой НАО требований Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ (далее – Закон № 94-ФЗ) при размещении планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Счетной палаты НАО на 2013 год.
По результатам проверки Комитетом принято решение от 22.05.2013 по делу № 01-12/8-2013, которым в действиях Счетной палаты НАО признаны нарушения требований пунктов 5 и 9 примечания к форме заполнения плана-графика размещения заказов, являющегося приложением № 2 к совместному приказу Минэкономразвития Российской Федерации № 761 и Федерального казначейства Российской Федерации № 20н от 27.12.2011 «Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков» (далее – Совместный приказ), пунктов 5.1, 7 статьи 16 Закона № 94-ФЗ.
28.05.2013 заявителю вручено уведомление № 283 о составлении протокола по ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ (на 31.05.2013 в 14-00).
Согласно разделу 2 Положения о Контрольно-ревизионном комитете Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 13.12.2012 № 386-п, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Ненецкого автономного округа органом исполнительной власти Ненецкого автономного округа в спорный период являлся Комитет.
31.05.2013 ведущим консультантом отдела по контролю в финансово-бюджетной сфере и за размещением заказов Комитета, в отсутствие представителя заявителя, в отношении Счетной палаты НАО составлен протокол № 10-2013 об административном правонарушении по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
В протоколе указано, что в нарушение п.5 примечания к форма планов-графиков размещения заказов не заполнен столбец 7 «единица измерения» Счетной палатой НАО в плане-графике заказов на 2013 год, утвержденном распоряжением Счетной палаты НАО от 21.12.2012 № 90.
В нарушение п.9 примечания к форме планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков в плане-графике заказов на 2013 год указано по графе «срок размещения заказа» порядковый номер заказа № 1 – 1 квартал 2013 года, по графе «срок исполнения контракта» порядковый номер заказа № 1 – февраль – декабрь 2013 года.
При внесении изменений в план-график размещения заказов на 2013 год, утверждённых распоряжением Счетной палаты НАО от 12.04.2013 № 18, указано по графе «срок размещения заказа» порядковый номер заказа № 1 – 2 квартал 2013 года.
В нарушение установленного порядка Счетная палата НАО при размещении плана-графика размещения заказов вместо установленного формата указания срока размещения заказов в виде месяца и года, указан срок размещения заказа в формате квартал и год, тем самым увеличив планируемый период размещения заказа в 3 раза (1 квартал = 3 месяцам) и в такой же кратности уменьшила определенность со сроком размещения заказа для бизнес-сообщества.
Копия протокола вручена заявителю 31.05.2013.
В протоколе указана информация о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (06.06.2013 в 10-00).
06.06.2013 Счетная палата НАО представила в Комитет ходатайство, в котором, ссылаясь на положения пунктов 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, просила прекратить производство по делу об административном правонарушении № 10-2013 в связи с отсутствием события и состава правонарушения.
06.06.2013 председателем Комитета вынесено определение об отказе в удовлетворении ходатайства.
В соответствии с ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) опубликование должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, специализированной организацией в официальном печатном издании или размещение на официальном сайте в сети "Интернет" информации о размещении заказа, подлежащей в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд такому опубликованию или такому размещению, с нарушением требований законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения такой документации, порядка приема заявок на участие в конкурсе, заявок на участие в аукционе или заявок на участие в запросе котировок - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч.1 ст.23.66 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.7.30 КоАП РФ, рассматривают органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков.
06.06.2013 председателем Комитета вынесено постановление № 314 по делу № 10-2013, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Заявитель считает названные определение и постановление незаконными, ссылается на то, что в нарушение Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» от 07.02.2011 № 6-ФЗ (далее – Закон № 6-ФЗ) проверка проводилась Комитетом без соблюдения порядка, установленного частью 2 статьи 20 указанного закона, что повлекло за собой нарушение принципа независимости, являющегося основой статуса контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации.
На основании части 2 статьи 20 Закона № 6-ФЗ до проведения как плановой, так и внеплановой проверки, Комитет обязан обратиться в Собрание депутатов НАО по вопросу о принятии последним соответствующего постановления. Только после вступления в силу такого постановления Собрания депутатов НАО, Комитет был бы правомочен проводить внеплановую проверку Счетной палаты. Такого постановления Собранием депутатов НАО не принималось.
Также заявитель считает, что при проведении внеплановой проверки Комитетом не был соблюден порядок, регламентированный главой 8 Закона № 94-ФЗ.
В нарушение части 1 статьи 60 Закона № 94-ФЗ информация о нарушении законодательства о размещении заказов не была размещена Комитетом на официальном сайте в сети Интернет, что повлекло за собой невозможность для Счетной палаты реализовать права, предусмотренные частью 2 статьи 60 Закона № 94-ФЗ, а именно: подготовить соответствующие возражения на аргументы информации о нарушении законодательства о размещении заказов, участвовать через своего представителя при рассмотрении материалов внеплановой выборочной камеральной проверки и заявлять при таком участии доводы и возражения в защиту своих прав.
Поскольку внеплановая камеральная проверка была проведена Комитетом без соблюдения (с нарушением) порядка, предусмотренного главой 8 Закона № 94-ФЗ, ее результаты не могут быть признаны законными и служащими основанием для привлечения к административной ответственности Счетной палаты НАО.
По мнению заявителя, в его действиях отсутствуют, как событие, так и состав административного правонарушения.
В столбце 7 плана-графика размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Счетной палаты Ненецкого автономного округа от 21.12.2012 действительно не заполнен. Однако указанную информацию содержит столбец 8 Плана-графика, в котором помимо натурального выражения количества товара (цифры 5) содержится информация о единицах товара (5 программ).
В столбце 11 Плана-графика срок размещения заказа определен как 1 квартал 2013 года.
Вместе с тем, в Совместном приказе (в том числе, как в столбце 11 формы (Приложение № 2), так и в пункте 9 примечания) не содержится обязанности указывать конкретный месяц размещения заказа. В Примечании к форме предложено указывать планируемую дату размещения заказов в формате мм. ггг, то есть путем исчисления в месяцах.
Вместе с тем, частью 2 статьи 192 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к сроку, исчисляемому кварталами года, применяются правила для сроков, исчисляемых месяцами. При этом квартал считается равным трем месяцам, а отсчет кварталов ведется с начала года.
Исходя из приведенной нормы, термин «1 квартал 2013 года» и термин «январь, февраль, март 2013 года» являются равнозначными, поскольку имеют единую смысловую нагрузку.
Гражданский кодекс Российской Федерации в силу части 1 статьи 2 Закона № 94-ФЗ является составляющей законодательства о размещении заказов.
В столбце 12 Плана-графика содержится информация не только о конечном сроке исполнения контракта (декабрь 2013 года), но и о начальном сроке исполнения (февраль 2013 года).
В пояснениях от 16.07.2014 заявитель также ссылается на то, что вступившим в законную силу решением арбитражного суда по делу № А05-9157/2013 подтверждено, что Счетная палата НАО не допустила нарушений законодательства о размещении заказов.
В отзыве ответчик указал, что в соответствии с Положением о Контрольно-ревизионном комитете Ненецкого автономного округа, утвержденным постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 13.12.2012 № 386-п (пункт 1.1, подпункты 2.1.5, 2.1.8), Комитет является органом исполнительной власти Ненецкого автономного округа, уполномоченным осуществлять контроль в сфере размещения заказов соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Ненецкого автономного округа, и вправе проводить внеплановые проверки в случае поступления информации о нарушении законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов.
В Комитет 06.05.2013 поступила информация о нарушении Счетной палатой НАО законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов.
Согласно части 5 статьи 17 Закона № 94-ФЗ, пункта 2.1.8 Положения о Комитете внеплановая проверка осуществляется в случае обращения участника размещения заказа с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации или оператора электронной площадки либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, поступления информации о нарушении законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов, а также в целях контроля за исполнением предписаний, выданных в соответствии с частью 9 данной статьи.
При этом рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 8 Закона № 94-ФЗ. В случае, если внеплановая проверка осуществляется на основании жалобы участника размещения заказа, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения указанной жалобы принимается единое решение.
В соответствии с чем, и в связи с поступлением от гражданина информации о нарушении Счетной палатой законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов, приказом Комитета от 07.05.2013 № 8-кру была назначена внеплановая проверка.
Правовая позиция по вопросу о круге лиц, имеющих право обратиться с жалобой на нарушения законодательства о размещении заказов, определена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.11.2011 №6274/11.
Размещение планов-графиков на официальном сайте, утвержденных и оформленных с нарушением установленного Порядка, свидетельствует опубликованию заказчика, с нарушением требований законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В Уставе Ненецкого автономного округа от 11.09.1995, Законе Ненецкого автономного округа «О Счетной палате Ненецкого автономного округа» от 15.11.2011, постановлении «О Счетной палате Ненецкого автономного округа» от 08.12.2011 № 282-сд, Законе № 94-ФЗ не предусмотрена процедура обращения Комитета в Собрание депутатов НАО по вопросу о принятии последним постановления, касающегося контроля о размещении заказов.
В данном случае речь идёт о контроле соблюдения законодательства о размещении заказов, а не о контроле за использованием бюджетных средств и государственного имущества,
Суд пришел к выводу, что требование заявителя о признании незаконным и отмене постановления от 06.06.2013 является обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно часть 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 АПК РФ).
В соответствии с частями 3, 4 статьи 17 Закона № 94-ФЗ плановые, внеплановые проверки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, а также нужд федеральных бюджетных учреждений, нужд субъектов Российской Федерации, а также нужд бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации или муниципальных нужд, а также нужд муниципальных бюджетных учреждений осуществляются соответственно уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района, городского округа с учетом положений части 2 названной статьи.
Согласно статьям 35, 36 Устава Ненецкого автономного округа, статьями 20-22 Закона Ненецкого автономного округа от 06.01.2005 № 542-ОЗ «Об администрации Ненецкого автономного округа и иных органах исполнительной власти Ненецкого автономного округа», Постановлением главы администрации Ненецкого автономного округа от 29.04.2009 № 40-пг «О структуре органов исполнительной власти Ненецкого автономного округа», Положением о Контрольно-ревизионном комитете Ненецкого автономного округа, утвержденным постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 13.12.2012 № 386-п, Комитет является органом исполнительным власти Ненецкого автономного округа, осуществляющим финансовый контроль и контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Ненецкого автономного округа.
Согласно разделу 2 Положения о Контрольно-ревизионном комитете Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 13.12.2012 № 386-п, Комитет осуществляет контроль в сфере размещения заказов соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Ненецкого автономного округа заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией, конкурсной, аукционной или котировочной комиссией; проводит внеплановые проверки в случае обращения участника размещения заказа с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации или оператора электронной площадки либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, поступления информации о нарушении законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов, о неисполнении вынесенных им предписаний либо получения информации о совершении указанными лицами действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения, а также в целях осуществления контроля за исполнением выданных им предписаний.
Таким образом, полномочия Комитета по проведению внеплановых проверок в сфере размещения заказов определены федеральным законодательством – положениями Закона № 94-ФЗ, а также Положением о Комитете.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 05.05.2014 по делу № А05-9157/2013 установлено наличие у Комитета оснований и полномочий для проведения внеплановой камеральной проверки соблюдения Счетной палатой законодательства о размещении заказа.
В рассматриваемый период отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений регулировались Законом № 94-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 16 Закона № 94-ФЗ официальным сайтом Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг является www.zakupki.gov.ru .
При этом в силу части 6 статьи 16 Закона № 94-ФЗ к информации о размещении заказов относятся предусмотренная настоящим Федеральным законом информация и полученные в результате принятия решения о размещении заказа и в ходе размещения заказа сведения, в том числе сведения, содержащиеся в извещении о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, извещении о проведении запроса котировок, конкурсной документации, документации об аукционе, изменениях, вносимых в такие извещения и такую документацию, разъяснениях такой документации, протоколах, составляемых в ходе размещения заказа, а также информация о поступлении жалоб участников размещения заказа и об их содержании, о решениях, принятых по результатам рассмотрения таких жалоб, предписаниях, выданных уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Помимо указанной информации в соответствии с частью 5.1 статьи 16 Закона № 94-ФЗ заказчики, уполномоченные органы размещают на официальном сайте планы-графики размещения заказов в порядке и по форме, установленным нормативным правовым актом, указанным в части 7 настоящей статьи (часть 5.1 статьи 16 Закона № 94-ФЗ).
В силу части 7 статьи 16 Закона № 94-ФЗ порядок регистрации на официальном сайте пользователей, осуществляющих размещение на официальном сайте информации о размещении заказов, в том числе сроки регистрации, а также порядок размещения на официальном сайте и форма планов-графиков размещения заказа, порядок пользования официальным сайтом и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Совместным приказом утвержден Порядок размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков (далее – Порядок) и форма планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков.
Из пункта 5 Порядка следует, что планы-графики размещаются на официальном сайте не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете.
На основании пункта 6 Порядка в случае внесения изменений в планы-графики такие изменения размещаются на официальном сайте не позднее трех рабочих дней со дня внесения изменений в планы-графики.
В плане-графике приводится перечень товаров, работ, услуг на один календарный год, размещение заказов на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения открытого конкурса, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок или путем размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), за исключением случаев, перечисленных в пунктах 6, 8 - 14, 14.1, 32, 33 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ (пункт 2 Порядка)
Размещение указанных планов-графиков должно осуществляться в соответствии с требованиями совместного Приказа Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 14.12.2010 № 646/21н «Об утверждении Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом».
План-график заказов на 2013 год, утвержденный распоряжением Счетной палаты от 21.12.2012 № 90, размещен на официальном сайте 21.12.2012.
16.04.2013 на официальном сайте размещен план-график размещения заказов Счетной палаты на 2013 год в редакции, утвержденной распоряжением председателя Счетной палаты от 12.04.2013 № 18.
07.05.2013 на официальном сайте размещен план-график размещения заказов Счетной палаты на 2013 год в новой редакции, утвержденной распоряжением председателя Счетной палаты от 29.04.2013 № 25.
Согласно п.5 примечания к форме планов-графиков Приложения № 2 к Совместному приказу в столбце 7 указываются единицы измерения товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа.
В п.9 примечания к форме планов-графиков Приложения № 2 к Совместному приказу указано, что в столбце 11 указывается планируемая дата размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса, открытого аукциона в электронной форме и запроса котировок или планируемая дата заключения контракта в случае размещения заказа у единственного поставщика (в формате мм.гггг).
Согласно п.10 примечания к форме планов-графиков Приложения № 2 к Совместному приказу в столбце 12 указывается планируемый срок исполнения контракта (в формате мм.гггг).
Закон № 94-ФЗ регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов (часть 1 статьи 1 Закона № 94-ФЗ).
Вместе с тем контроль в сфере размещения заказов призван в каждом конкретном случае гарантировать достижение значимых целей (часть 1 статьи 1 Закона № 94-ФЗ) посредством полного, объективного и всестороннего выяснения соответствующих обстоятельств и решения вопроса о придании незавершенной процедуре торгов законного начала и (или) дальнейшего развития и конечного результата. Именно в связи с этим контролирующий орган реализует полномочия, предусмотренные частью 9 статьи 17 Закона № 94-ФЗ, опираясь не на абстрактное право (полномочие), а на выявленные обстоятельства дела. Он всегда должен действовать, руководствуясь не субъективным усмотрением (безотносительно фактических оснований), а законно полученными и подтвержденными результатами контрольного мероприятия. При этом формальная констатация нарушения процедуры размещения заказов не может служить конечной целью проверки; необходимо сопоставить нарушение с действительными либо возможными негативными последствиями (ввиду целей размещения заказа) для выбора адекватной меры контрольного реагирования.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 05.05.2014 по делу № А05-9157/2013 признаны незаконными действия Контрольно-ревизионного комитета Ненецкого автономного округа по принятию решения по результатам внеплановой камеральной проверки соблюдения законодательства о размещении заказа Счетной палатой Ненецкого автономного округа от 22.05.2014 № 01-12/8-2013.
Данное решение не было обжаловано, вступило в законную силу.
При рассмотрении дела № А05-9157/2013 суд установил, что Закон № 94-ФЗ и Совместный приказ не содержат требований, устанавливающих обязанность заказчика заполнять все графы формы плана-графика без исключения. Указанное подтверждается позицией Федерального казначейства, принявшего Совместный приказ, изложенной в письме от 19.04.2013 № 42-7.4-05/6.3-432 «О направлении обзорного письма Федерального казначейства по проблемным вопросам, возникающим в деятельности территориальных органов Федерального казначейства при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг», поскольку в общероссийском классификаторе единиц измерения (ОКЕИ) отсутствует единица измерения для обозначения работы, услуги, в рассматриваемом случае - сопровождение, обновление и пополнение компьютерных программ.
Согласно части 1 статьи 2 Закона № 94-ФЗ законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях ГК РФ, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Из толкования положений части 1 статьи 2 Закона № 94-ФЗ следует, что на порядок исчисления сроков, в том числе, установленных частью 2.1 статьи 57 Закона, распространяются нормы ГК РФ, поскольку сам Закон № 94-ФЗ не содержит норм о порядке исчисления сроков, отличных от того, как это закреплено в ГК РФ.
В соответствии со статьей 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
В силу части 2 статьи 194 ГК РФ письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.
Указание Счетной палатой срока размещения заказа «1 квартал 2013 года» и «2 квартал 2013 года», а также срок исполнения контракта - «февраль-декабрь 2013 года», по мнению суда, не могло ввести в заблуждение потенциальных участников размещения заказа, претендующих на заключение государственного контракта.
В рассматриваемом случае судом установлено и подтверждается материалами дела, что выявленные в ходе проверки Комитетом и вмененные заявителю как нарушения, действия Счетной палаты при размещении заказа на услуги по сопровождению, обновлению и пополнению «Консультант+» не воспрепятствовали развитию добросовестной конкуренции, обеспечению гласности и прозрачности размещения заказа. Поскольку документация, размещенная заказчиком, содержала необходимую информацию для потенциальных участников, а также источник ее получения, суд пришёл к выводу об отсутствии со стороны заявителя нарушений требований Закона № 94-ФЗ, соответственно, оснований у ответчика для вынесения в его адрес соответствующего решения.
На основании ч.2 ст.69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно ч.1 ст.16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Распоряжением председателя Комитета от 06.06.2014 № 14 во исполнение решения Арбитражного суда Архангельской области от 05.05.2014 по делу № А05-9157/2013: считать незаконным и недействующим решение по результатам внеплановой камеральной проверки соблюдения законодательства о размещении заказа Счетной палатой НАО от 22.05.2013 № 01-12/8-2013.
На основании изложенного, оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене.
В отношении требования заявителя о признании незаконным и отмене определения Комитета от 06.06.2013 об отказе в удовлетворении ходатайства по делу об административном правонарушении № 10-2013 суд пришёл к выводу, что производство по делу в данной части подлежит прекращению.
Определением от 06.06.2013 № 10-2013 Счетной палате НАО было отказано в удовлетворении ходатайства о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Указанное определение ответчика не устанавливает факт административного правонарушения и не предопределяет субъекта ответственности, а оформляет в предусмотренном законом порядке решение административного органа по результатам рассмотрения ходатайства, заявленного при производстве по делу об административном правонарушении, что не противоречит положениям статей 29.1 и 29.7 КоАП РФ.
Факт правонарушения и его субъект до рассмотрения материалов административного дела не устанавливаются, наличие либо отсутствие нарушения требований о размещении информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков определяются непосредственно в ходе рассмотрения дела, по итогам которого административным органом принимается соответствующее постановление.
Таким образом, определение от 06.06.2013 № 10-2013 не может быть предметом самостоятельного судебного обжалования, поскольку является процессуальным документом, принятым в рамках производства по делу, что не исключает возможности для заявителя его оспаривать при обжаловании принятого по результатам рассмотрения дела постановления.
В связи с этим, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ производство по делу в части оспаривания определения Комитета от 06.06.2013 № 10-2013 подлежит прекращению.
Арбитражный суд, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 151, 167 – 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить постановление Контрольно-ревизионного комитета Ненецкого автономного округа от 06.06.2013 по делу об административном правонарушении № 10-2013 о привлечении Счетной палаты Ненецкого автономного округа (зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным № <***>; место нахождения Ненецкий автономный округ, <...>) к административной ответственности по части 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Прекратить производство по делу в части требования Счетной палаты Ненецкого автономного округа о признании незаконным определения Контрольно-ревизионного комитета Ненецкого автономного округа об отказе в удовлетворении ходатайства по делу об административном правонарушении № 10-2013 от 06.06.2013.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Судья
А.А. Дмитревская