АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Архангельск
Дело № А05-7373/2010
16 августа 2010 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе
председательствующего Полуяновой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тетериной О.А..
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Юридическая компания «Лукрум»
к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске
о признании недействительным требования № 03900140006734 от 18.06.2010
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – не явился (извещен)
от ответчика – ФИО1
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Юридическая компания «Лукрум» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным требования государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске (далее – ответчик, учреждение, Пенсионный фонд) № 03900140006734.
Заявитель в судебное заседание не явился. В материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения заявителя о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем, судебное заседание без его участия проведено в порядке части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представитель ответчика в ходе судебного заседания указал, что требование было выставлено ошибочно и в настоящее время аннулировано, о чем общество извещено письмом от 21.07.2010, действий по взыскания задолженности не предпринималось.
Заслушав представителя ответчика, исследовав доказательства по делу, суд находит заявленные требования, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Пенсионный фонд выставил обществу требование №03900140006734 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 18.06.2010, которым предложил в срок до 09.07.2010 уплатить пени за несвоевременную уплату страховых взносов в размере 175 рублей 64 копеек.
Из представленных Пенсионным фондом расчета пеней следует, что общая сумма пеней, указанная в требовании №03900140006734 включает в себя:
- 137 рублей 64 копейки пеней, начисленных за период с 16.02.2010 по 29.04.2010 просрочки уплаты страховых взносов, направляемых на финансирование страховой части пенсии за 1 квартал 2010 года,
- 37 рублей 75 копеек пеней, начисленных за период с 16.02.2010 по 30.03.2010 просрочки уплаты страховых взносов, направляемых на финансирование накопительной части пенсии за 1 квартал 2010 года.
Общество, считая указанное требование нарушающим его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Тот факт, что Пенсионным фондом оспариваемое требование было аннулировано, не имеет правового значения, поскольку, как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в пункте 18 информационного письма от 22.12.2005 № 99 «Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) названный Закон регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Общество в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон №167-ФЗ) является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Пунктом 2 статьи 14 Закона № 167-ФЗ установлена обязанность страхователей своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.
В соответствии со статьей 15 Закона № 212 -ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства.
В силу пунктов 1, 2 статьи 25 Закона № 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Законом № 212-ФЗ сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Как следует из пояснений сторон, 09.12.2009 Пенсионный фонд направил в адрес Общества письмо № 10-16-06/00332, в котором указал реквизиты для перечисления страховых взносов. По указанным пенсионным фондом реквизитам Общество платежными поручениями № 1384, № 1385 от 30.01.2010 перечислило страховые взносы, направляемые на финансирование страховой и накопительной частей пенсии соответственно. 27.02.2010 Обществом было подано заявление об уточнении кода бюджетной классификации, а именно в 14 разряде кода бюджетной классификации «0» был заменен на «1».
Подпунктом 4 пункта 4 статьи 18 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что в случае неправильного указания плательщиком страховых взносов в поручении на перечисление суммы страховых взносов кода бюджетной классификации, повлекшего неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства, обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной.
В связи с этим обязанность по уплате страховых взносов признается неисполненной, если неверное указание КБК повлекло неперечисление суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
Согласно абзацу 2 статьи 6 Бюджетного кодекса РФ бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Статьей 10 Бюджетного кодекса РФ установлено, что бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетам бюджетной системы РФ.
В силу статьи 18 Бюджетного кодекса РФ бюджетная классификация является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Из приведенных норм права следует, что код бюджетной классификации - это цифровое обозначение группы доходов (расходов) бюджета, в связи с чем конкретному виду дохода присваивается код бюджетной классификации. Следовательно, правильное указание кода бюджетной классификации необходимо лишь для правильного распределения средств как между бюджетами, так и внутри бюджета.
Порядок применения бюджетной классификации РФ установлен Приказом Министерства финансов РФ от 30.12.2009 № 150н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ» (далее - Указания).
В соответствии с Приложением 1 «Классификация доходов бюджетов» к Указаниям поступление сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями, в доход бюджета: Пенсионного фонда РФ отражается по кодам 00010202010060000160 «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии», 00010202020060000160 «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии».
Согласно положениям пунктом 4 раздела II «Классификация доходов бюджетов» Указаний по доходам от взимания налогов, сборов, регулярных платежей за пользование недрами (ренталс), таможенных пошлин, таможенных сборов, взимания государственной пошлины, а также доходам от поступления страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов первый знак кода подвида доходов используется для раздельного учета обязательного платежа, пеней и процентов, денежных взысканий (штрафов) по данному платежу. При этом главные администраторы указанных доходов (за исключением вывозных таможенных пошлин на сырую нефть) обязаны доводить до плательщиков полный код бюджетной классификации в соответствии со следующей структурой кода подвида доходов:
1000 - сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному);
2000 - пени и проценты по соответствующему платежу;
3000 - суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству РФ.
Судом установлено, что Обществом при указании КБК при уплате страховых взносов неправильно указан подвид дохода (14- 17 разряды КБК), при указании 14 разряда КБК, а именно: вместо 1000 - сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) в КБК указано 0000.
Указанное обстоятельство, по мнению суда, не повлекло неперечисление суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
Поскольку в данном случае из-за неправильного указания Обществом кода бюджетной классификации ущерб для бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации не наступил, то у Пенсионного фонда отсутствовали основания для начисления пеней.
При таких обстоятельствах суд считает, что требование от 18.06.2010 № 3900140006734 принято Пенсионным фондом с нарушением положений Закона № 212-ФЗ и нарушает права и законные интересы Общества. В связи с этим заявление Общества подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьями 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу подлежат отнесению на ответчика.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Признать недействительным требование государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске № 03900140006734 от 18.06.2010 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов.
Взыскать с государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске в пользу общества с ограниченной ответственностью «Юридическая компания «Лукрум» 2000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий
Н.М. Полуянова