ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-7388/2021 от 02.09.2021 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

сентября 2021 года

г. Архангельск

Дело № А05-7388/2021   

Резолютивная часть решения объявлена сентября 2021 года

Полный текст решения изготовлен сентября 2021 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Калашниковой В.А.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Швакинские известняки» (ОГРН <***>; адрес: Россия 164254, п.Первомайский Плесецкого района, Архангельская область, Швакинский карьер)

к Северному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН <***>; адрес: Россия 163069, г.Архангельск, Архангельская область, пр.Троицкий, дом 14)

об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности.

В заседании суда принимали участие представители:

заявителя – не явился, извещен ;

административного органа – Глухарева К.Е. по доверенности; Юрова М.А. по доверенности .

Протокол судебного заседания вела секретарь судебного заседания Медникова А.Г.

Суд установил следующее:

Общество с ограниченной ответственностью «Швакинские известняки» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением об оспаривании постановлений Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – административный орган, Управление) о назначении административного наказания от 31.05.2021 №06-02-95/2021 по части статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде наложения штрафа в сумме 100 000 руб. за неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и от 31.05.2021 №06-03-22/2021 по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 300 000 руб. за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.

В материалы дела заявителем представлено ходатайство об уточнении заявленных требований от 27.07.2021, согласно которому общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявило о частичном отказе от заявленных требований в части требования о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 31.05.2021 №06-02-95/2021 по части 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в сумме 100 000 руб. за неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства.

Отказ общества от заявленного требования о признании незаконным и отмене постановления от 31.05.2021 №06-02-95/2021 о назначении административного наказания по части 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принят судом. Производство по делу в данной части подлежит прекращению.

Поводом к оспариванию постановления от 31.05.2021 №06-03-22/2021 по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ, вынесенного Управлением в отношении заявителя послужили следующие обстоятельства.

Как усматривается в материалах дела, 12.12.2007 обществу выдана лицензия на право пользования недрами АРХ 01238 ТЭ со сроком действия до 02.02.2024 с целевым назначением – добыча известняков на Восточном участке Швакинского месторождения в административных границах МО «Плесецкий муниципальный район» Архангельской области.

В период с 02 марта по 12 апреля 2021 года на основании распоряжения руководителя Управления от 16.02.2021 №36-ра и распоряжения от 30.03.2021 №76-ра проведена плановая выездная проверка общества на предмет соблюдения юридическим лицом требований природоохранного законодательства, в том числе в части соблюдения законодательства в сфере недропользования.

По результатам  плановой выездной  проверки составлен акт проверки от  12.04.2021 №41-36/1-2021.

В ходе проверки установлено,    что    общество    осуществляет    хозяйственную деятельность    на    объекте    Производственная    территории    ООО    «Швакинские известняки», расположенном по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, п.Первомайский, Швакинский карьер, код объекта №11-0129-001499-11; категория объекта – III, категория риска- умеренная (5).

В ходе контрольных мероприятий Управлением установлено, что обществом не выполняются лицензионные условия установленные лицензией на право пользования недрами АРХ 01238 ТЭ, а именно, согласно разделу 10 Требований по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами Условий пользования участком недр, пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.

В 2015 году общество разработало Программу организации и ведения горно­экологического мониторинга Восточного участка Швакинского месторождения известняка, утвержденного 28.04.2015 главным инженером общества (далее - Программа). Данная Программа была рассмотрена и согласована на заседании Научно-технического совета (далее - НТС) по Архангельской области (Протокол №07-АРХ/2015 от 24.07.2015). Согласно названному Протоколу общество осуществляет пользование недрами в рамках лицензии АРХ01238ТЭ. В соответствии с лицензионными условиями и требованиями законодательства недропользователь обязан обеспечить проведение мониторинга окружающей природной среды на месторождении и в зоне его влияния.

Целью мероприятия является снижение вредного влияния горных работ на окружающую природную среду, обеспечение безопасного ведения работ и охраны недр посредством информационного обеспечения управления в области рационального и комплексного использования минеральных ресурсов, охраны окружающей среды и промышленной безопасности горных работ.

В Программе приведена характеристика исследуемого участка, его основных географических и геологических особенностей, выделены основные объекты и направления  мониторинга, определены зоны мониторинга.

Состав видов работ по Программе включает: 1) Визуальное обследование состояния откосов на карьере и отвалах, экспертные оценки - 1 раз в год; 2) Наблюдение за загрязнением недр, атмосферы, поверхностных вод и геологической среды на карьере и прогнозирование степени загрязнения - 1 раз в год; 3) Наблюдения за условия стока поверхностных вод и атмосферных осадков и за уровнем грунтовых вод на карьере в паводковые и летние периоды - 2 раза в год; 4) Учет и нормирование потерь полезных ископаемых - 2 раза в год; 5) Учет накопления в отвалах и использования вскрышных пород - 1 раз в квартал; 6) Учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, прогнозирование - 1 раз в квартал; 7) Учет земель, нарушенных горными работами и рекультивируемых земель - 1 раз в квартал.

Программойгорно-эколоическогомониторингапредусмотрены литохимические исследования почв или почвогрунтов. В Проекте технического перевооружения Восточного участка Швакинского месторождения известняка также включен мониторинг состояния подземных вод с помощью наблюденной скважины. Приведена методика и регулярность наблюдений, установлены контролируемые показатели.

Согласно пунктам 25 и 30 Приказа Ростехнадзора от 13.11.2020 №439 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила обеспечения устойчивости бортов и уступов карьеров, разрезов и откосов отвалов» (далее - Правила) гидрогеологическое изучение месторождения (участка недр) должно включать: оценку и типизацию гидрогеологических условий участка недр, предоставленного в пользование и (или) площадей залегания полезных ископаемых; схематизацию условий фильтрации подземных вод к горным выработкам и водоприемным системам осушения; оценку и прогноз  техногенного режима подземных вод, общих притоков в горные  выработки  и распределение удельных водопритоков по бортам  карьеров и разрезов; оценку и прогноз абсолютных значений и изменения величины гидростатических напоров в прибортовых массивах с установлением величины водопритоков в горные выработки; оценку влияния поверхностных и подземных вод на устойчивость бортов, уступов, откосов; оценку влияния изменения гидрогеологических условий в процессе отработки месторождения на охраняемые природные и техногенные объекты.

По результатам проведенного гидрогеологического изучения должны быть разработаны: мероприятия по управлению режимом подземных и поверхностных вод, влияющих на устойчивость бортов, уступов, откосов; способы дренажа месторождения (участка недр) (пункт 25 Правил).

Наблюдения за уровнями (напорами) подземных вод должны выполняться в одно время с замерами водопритоков в горные выработки, дебитов водозаборов, уровней поверхностных водоемов и водотоков (пункт 30 Правил).

По пункту 1 Программы обществом проводятся визуальное обследование состояния откосов на карьере и отвалах, представлены журналы горно-экологического мониторинга, в которых отражены наблюдения за окружающей средой, но экспертная оценка таких наблюдений отсутствует.

По пункту 2 Программы наблюдение за загрязнением недр, поверхностных вод и геологической среды на карьере и прогнозирование степени их загрязнения обществом не проводятся.

По пункту 3 Программы наблюдения за условиями стока поверхностных вод и атмосферных осадков, не выполняются (результаты таких наблюдений в ходе проверки не представлены).

Наблюдения за состоянием подземных вод ведется с помощью наблюдательных скважин, представлены журналы наблюдения за уровнем подземных вод. Замеры уровня подземных вод осуществляется 2 раза в год, только в межень (зимой - январь, февраль; летом - июль). В весенне-осенние (паводковые) периоды уровень подземных вод в наблюдательных скважинах не определяется, что ведет к искажению результатов наблюдения (их недостоверности).

Обществом замеры уровня подземных вод осуществляются с помощью хлопушки. Для более достоверных данных при осуществлении замеров уровня подземных вод в наблюдательных скважинах необходимо использовать уровнемеры.

Согласно подпункту 5.3.1 раздела 5 «Методика производства наблюдений» Методических рекомендаций организации и производства наблюдений за режимом уровня, напора и дебита подземных вод 1983 года на выбор частоты измерений решающее влияние оказывает целевое назначение наблюдений, а также динамика процесса, т.е. степень внутригодовой и многолетней изменчивости подземных вод. Как правило, частота и сроки наблюдений за уровнем, напором и дебитом подземных вод определяются на основании опыта предыдущих исследований.

Частота измерений уровня, дебита и напора должна быть таковой, чтобы зафиксировать при необходимости эпизодические, суточные, сезонные, годовые и многолетние колебания. В условиях нарушенного режима частота измерений должна обеспечить выявление особенностей воздействия антропогенных факторов.

По пунктам 4 и 5 Программы обществом проводится учет и нормирование потерь полезных ископаемых и учет накопления в отвалах и использования вскрышных пород. Представлены журналы.

По пункту 6 Программы обществом проводится учет выбросов в атмосферный воздух. В ходе проверки представлены данные учета работы стационарных источников выбросов загрязняющих веществ. Учет выбросов источников, не учтенных в материалах инвентаризации не ведется, а также не проводится прогнозирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

По пункту 7 Программы учет земель, нарушенных горными отводами, обществом осуществляется только техническая рекультивация земель. Результаты литохимического исследования почв или почвогрунтов обществом в ходе проверки не представлены.

По имеющейся в Управлении информации мониторинг подземных и поверхностных вод на Швакинском месторождении известняка проводился в 2000 и 2001 годах (Акт-предписание №07-82-200 от 11.09.2000). Создана мониторинговая сеть, состоящая из двух наблюдательных скважин глубиною 25,0 м каждая: скважина 1Н - в зоне влияния выработанной части карьера, 2Н -  фоновая. Водоотводная канава, расположенная в южной части северо-восточного борта карьера, по направлению реки Большая Кяма. Отбор проб воды выполняется как из подземных, так и из поверхностных источников. Содержание фенолов в скважинах составляет < 0,001 мг/дм3, в канаве 2- 0,002 мг/дм3 (протоколы испытаний от 11.05.2000 №3.0395). Концентрация нефтепродуктов в фоновой скважине 2Н - 0,018мг/дм3, в скважине 1Н - 0,094 мг/дм3 (протоколы испытаний №3.0371 от 11.05.2000) при ПДК 0,1 мг/дм3 в канаве 1 - 0,025 мг/дм3.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 5 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2016 №94 (далее - Правила), установлено, что к профилактическим мероприятиям относятся наблюдение за химическим, микробиологическим и радиационным состоянием подземных вод и их уровнем путем анализов проб воды и измерений уровней подземных вод в эксплуатационных водозаборных и наблюдательных скважинах.

В настоящее время обществом мониторинг за химическим состоянием
подземных вод на Восточном участке Швакинского месторождения ведется только по
содержанию  ионов    аммония,    сульфат-ионов,    нитрат-ионов,    нитрит-ионов, химическому потреблению кислорода (ХПК), представлены результаты протоколов испытаний воды природной за ноябрь 2020 год за №1690 и №1691.

Обществом наблюдения по содержанию нефтепродуктов в подземных водах на территории Восточного участка Швакинского месторождения известняка не проводятся.

В связи с тем, что в карьере работает горнодобывающая техника, основным загрязняющим веществом подземных вод является нефтепродукты. Таким образом, отбор проб подземных вод на содержание в них нефтепродуктов является обязательным.

Обществом не представлены паспорта наблюдательных скважин в связи, с чем определить   их   глубину,   конструкцию,   геологический   разрез   не   представляется возможным.

Таким образом, из представленной информации следует, что обществом организация и ведения горно-экологического мониторинга Восточного участка Швакинского месторождения известняка проводится не в полном объеме, что является нарушением пункта 10 требований лицензионного соглашения изменений к лицензии на пользования недрами АРХ 011238 ТЭ, зарегистрированного в Департаменте по недропользованию по СЗФО (Роснедра) 19.07.2016 №784. Не выполняются требования пунктов 7, 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах, пунктов 25, 30 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 13.11.2020 №439.

Согласно Программе целью ведения мониторинга является информационное обеспечение отдела геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по   Северо-Западному   Федеральному   округу,    на    континентальном   шельфе    и в   Мировом   океане   по   Архангельской   области   (Архангельскнедра).   Основными задачами является прогноз состояния окружающей среды (разработка рекомендаций по снижению вредного влияния горных работ на окружающую среду, рациональному использованию запасов и охране недр), что общество не осуществляет.

В соответствии с пунктом 8 Программы информационные отчеты с данными по мониторингу месторождения предоставляются в Архангельскнедра для включения в систему государственного мониторинга состояния недр ежегодно в течение месяца следующего за отчетным периодом.

На момент проверки отчеты о проведении мониторинга на Восточном участке Швакинского месторождения известняков за 2019-2020 год обществом не представлены в адрес Архангельскнедра, что подтверждается письмом Архангельскнедра от 18.03.2021 №01-06-06/10.

Тем самым общество нарушило требования пункт 10 Условий пользования недрами к лицензии на право пользования недрами АРХ 01238 ТЭ (изменения к лицензии на пользования недрами АРХ 011238 ТЭ, зарегистрированные в Департаменте по недропользованию по СЗФО (Роснедра) 19.07.2016 №784). Нарушены пункты 2, 7, 10 части 2 статьи 22, статьи 23.2 Закона о недрах.

Производственная территория общества, в т.ч. горный отвод по лицензии №12 АРХ 01238 ТЭ (Код объекта НВОС 11-0129-001499-П) располагается на земельных участках с кадастровыми номерами 29:15:030301:16, 29:15:030301:12 и 29:15:030301:27.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРП) земельный участок с кадастровым номером 29:15:030301:12 (от 10.04.2021 № КУВИ-002/2021-35682917) адрес (местоположение) земельного участка: Архангельская область, Плесецкий р-н, Озерское лесничество Обозерского лесхоза, в кв. 26, 27. Площадь 84800 +/ -510 м. Категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Вид разрешенного использования для размещения промышленных объектов, карьер известняка. Правообладатель - Российская Федерация. Вид, номер и дата государственной регистрации права: собственность, 29-29-12/005/2008-335 от 19.05.2008. Ограничение прав и обременение объекта недвижимости не зарегистрировано.

Согласно письму общества от 23.03.2021 №б/н организацией предпринимались неоднократные попытки оформления правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером 29:15:030301:12, расположенный внутри горного отвода по лицензии АРХ 01238 ТЭ.

В частности, общество обращалось в Арбитражный суд Архангельской области с требованием о понуждении Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области к заключению договора купли-продажи указанного земельного участка. Согласно решению суда от 20.07.2012 по делу №А05-5083/2012 обществу отказано в удовлетворении исковых требований в виду отсутствия земельного участка в пределах границ, определенных кадастровым паспортом от 23.08.2011.

В 2014 году Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области отказало в предоставлении земельного участка по тем же основаниям.

Управлением в рамках проведения плановой проверки общества был направлен запрос в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе от 25.03.2021 №06-03-19/2673 о возможности предоставления земельного участка с кадастровым номером 29:15:030301:12, расположенного в месте размещения Швакинского месторождения известняка для его разработки (карьера), состоящего на учете в ЕГРН и являющегося собственностью Российской Федерации, в пользование общества.

Согласно письму 08.04.2021 №29/2181 Межрегиональным территориальным управлением в период 2014-2015 год направлялись отказы на обращения общества о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 29:15:030301:12. С 2016 года по настоящее время заявления о предоставлении в аренду указанного земельного участка от заявителя не поступали. При направлении соответствующего заявления обществом МГУ Росимущества в Архангельской области и Ненецком автономном округе вернется к рассмотрению о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 29:15:030301:12.

На момент проведения плановой проверки правоустанавливающие документы на земельный участок с кадастровым номером 29:15:030301:12 у общества отсутствуют.

Таким образом, не выполняется пункт 3 Условий пользования недрами к лицензии АРХ 01238 ТЭ в части предоставления пользователю недр земельных, лесных участков, водных объектов необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, что является нарушением требований пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах.

Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами является административным правонарушением, предусмотренным частью 2 статьи 7.3. КоАП РФ.

По факту выявленного административного правонарушения 19.05.2021 государственным инспектором Управления в отношении общества составлен протокол №06-03-22/2021 об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения материалов административного дела постановлением Управления от 31.05.2021 №06-03-22/2021 общество привлечено к административной ответственности по указанной норме Кодекса, заявителю назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в суд.

Согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В силу положений частей 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.

Согласно части 2 статьи 7.3 КоАП РФ нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объективной стороной указанного административного правонарушения является пользование недрами с нарушением условий лицензии.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

На основании статьи 12 указанного Закона условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

Согласно части второй статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами; представление геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения; представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения, в органы государственной статистики; безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования; безопасность горных выработок, буровых скважин и иных связанных с пользованием недрами сооружений, расположенных в границах предоставленного в пользование участка недр; сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами; сохранность ценных и опасных грузов, геологической, маркшейдерской и иной документации, специальной корреспонденции, а также грузов, содержащих носители сведений, отнесенных к государственной тайне; исключение негативного воздействия на окружающую среду при размещении в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей.

Под пользованием недрами с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), понимается: изменение целевого назначения работ, связанных с пользованием недрами; невыполнение недропользователем установленного в лицензии срока, в течение которого он (недропользователь) должен был приступить к пользованию недрами в предусмотренных объемах; невыполнение условий реализации установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ; нарушение требований, предусмотренных техническим проектом, утвержденным в установленном порядке.

Материалами дела - актом проверки от 12.04.2021 №41-36/1-2021, письмом общества от 06.04.2021 о направлении журнала горно-экологического мониторинга на Восточном участке Швакинского месторождения известняков за 2019 – 2021 годы, а также дополнительных материалов (журнал горно-экологического мониторинга, журналы наблюдений за уровнем и температурой подземных вод, протоколы испытаний, протоколы исследований) подтверждается факт совершения обществом указанных в оспариваемом постановлении нарушений.

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Частью 2 статьи 2.1 названного Кодекса определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, приведенных в обоснование отсутствия вины, в рассматриваемом случае возлагается на заявителя.

Доказательств, подтверждающих невозможность соблюдения обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказывающих принятие обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, не представлено.

С учетом изложенных выше обстоятельств, суд считает, что Управление пришло к правомерному и обоснованному выводу о наличии в деянии заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

На дату вынесения оспариваемого постановления срок давности привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.

Существенных процессуальных нарушений, являющихся самостоятельным основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, Управлением не допущено.

Ссылки заявителя на превышение полномочий должностных лиц Управления подлежат отклонению.

Следует отметить, что согласно письму МТУ Росимущества в Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 30.08.2021 №29/5081, направленному  в адрес Управления, общество в настоящее время обратилось с заявлением на получение правоустанавливающих документов на участок с кадастровым номером 29:15:030301:12, в его адрес направлен проект договора аренды указанного земельного участка, который в настоящее время находится у него на подписании.

Исключительных обстоятельств, являющихся основанием для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного обществом деяния малозначительным, суд не усматривает.

Суд учитывает при этом характер общественных отношений, на которые посягает допущенное обществом правонарушение, а также принимает во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения и наличие угрозы причинения вреда окружающей среде.

Размер установленного Управлением административного штрафа соответствует санкции части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением общества, суд также не усматривает, поэтому правовые основания для снижения размера штрафа применительно к частям 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ отсутствуют.

При таких обстоятельствах, суд пришёл к выводу об отказе в удовлетворении заявленного обществом требования.

Руководствуясь статьями 49, 150, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

принять отказ Общества с ограниченной ответственностью «Швакинские известняки» от заявленного требования о признании незаконным и отмене постановления Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 31.05.2021 №06-02-95/2021 о назначении административного наказания по части 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Производство по делу в данной части прекратить.

Отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления от 31.05.2021 №06-03-22/2021 о назначении административного наказания по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принятого Северным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Швакинские известняки», зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, находящегося по адресу: Россия 164254, п.Первомайский Плесецкого района, Архангельская области, Швакинский карьер.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья

В.А. Калашникова