ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-7509/2022 от 06.09.2022 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

сентября 2022 года

     г. Архангельск

Дело № А05-7509/2022

Резолютивная часть решения объявлена сентября 2022 года  

Полный текст решения изготовлен сентября 2022 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Юринской И.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Печурой М.А.,

рассмотрев в судебном заседании 06 сентября 2022 года дело по заявлению государственного автономного учреждения Архангельской области "Молодежный центр" (ОГРН <***>; ИНН <***>; адрес: 163001, <...>)

к контрольно-счетной палате Архангельской области (ОГРН <***>; ИНН <***>; адрес: 163069, <...>)

о признании недействительным представления в части,

при участии в судебном заседании представителей: от заявителя - ФИО1 по доверенности от 22.06.2022, от ответчика - ФИО2 по доверенности от 05.04.2022,

установил:

государственное автономное учреждение Архангельской области "Молодежный центр" (далее – заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к контрольно-счетной палате Архангельской области (далее – ответчик) о признании недействительными и отмене пунктов 1.2, 4.8 представления №01-02/581 от 03.06.2022.

Ответчик с требованием заявителя не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнениях к отзыву.

Основанием для обращения в суд послужили следующие обстоятельства.

В соответствии со статьями 157, 265, 268.1 Бюджетного кодекса Россий­ской Федерации, Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих прин­ципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Рос­сийской Федерации и муниципальных образований», областным законом от 30.05.2011 № 288-22-03 «О контрольно-счетной палате Архангельской области», планом экспертно-аналитической и контрольной деятельности контрольно-счет­ной палаты Архангельской области на 2022 год, распоряжением контрольно-счетной палаты Архангельской области от 07.02.2022 № 7-р, программой прове­дения контрольного мероприятия, утвержденной председателем контрольно-счетной палаты Архангельской области 09.02.2022, проведено контрольное ме­роприятие «Проверка финансово-хозяйственной деятельности государственного автономного учреждения Архангельской области «Молодежный центр», в ходе которого выявлены бюджетные нарушения и нарушения законода­тельства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, недо­статки (акт проверки от 11.04.2022, отчет о результатах контрольного мероприя­тия от 30.05.2022).

03.06.2022 в адрес заявителя внесено представление №01-02/581,  согласно которому заявителю требуется в срок до 05 декабря 2023 года включи­тельно следующее:

1. Принять меры по устранению выявленных бюджетных нарушений и иных нарушений законодательства и иных нормативных правовых актов Россий­ской Федерации, недостатков, а именно:

1.1      вернуть в областной бюджет ущерб в размере 19 334 007,64 руб. (подпункты 1.2, 2.1,2.2,3.2,4.3.2,4.5,4.8,4.9 представления),

1.2 принять меры к устранению нарушения, указанного в подпункте 4.1 представления.

2. Принять меры по пресечению и предупреждению нарушений законода­тельства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе:

2.1 обеспечить соблюдение требований бюджетного, трудового и иного за­конодательства, нарушения которого выявлены в ходе контрольного мероприя­тия,

2.2 рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности лиц, по вине ко­торых были допущены указанные нарушения.

О результатах выполнения настоящего представления необходимо проин­формировать контрольно-счетную палату Архангельской области в письменной форме, но не позднее 06 декабря 2023 года.

Не согласившись с внесенным представлением в части, учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением. Как указывает заявитель, в рамках представленной субсидии на иные цели в размере 8000000 руб. денежные средства распределены между грантополучателями, которые в свою очередь в рамках положения об областных конкурсах проектов в сфере государственной молодежной политики, утв. 17.02.2021 №12-1/12-ОД, полностью отчитались перед Учреждением о целевом использовании этих денежных средств. Заявитель обращает внимание, что  согласно пункту 10 Положения средства гранта не могут быть направлены на следующие виды расходов: расходы на финансовый аудит и консалтинг, банковские расходы. За 2021 год Учреждение согласно Плану Финансово-хозяйственной деятельности израсходовало 98,7% финансовых средств госзадания (49 703 421, 29 руб.) на текущую деятельность Учреждения. Учреждение считает ошибочным выводы ответчика о перечислении работникам премий, которые не относятся к выполнению госзадания, т.к. работы выполнялись для проведения мероприятий, на реализацию которых и предоставлена субсидия на иные цели, а не на премирование работников Учреждения. Премии работникам Учреждения начислялись по результатам успешного выполнения своих должностных обязанностей по реализации молодежной политики в целом, по созданию положительного имиджа Архангельской области и Учреждения. Ответчик ошибочно полагает, что Учреждению была выделена субсидия на иные цели для функционирования деятельности Учреждения и оплаты труда его работникам, т.к. субсидии согласно заключенным соглашениям предоставляются строго на определенные цели и задачи, в которые не входит финансирование деятельности самого Учреждения.

Исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований на основании  следующего.

По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

При этом в  соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).

В соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета  осуществляется государственный (муниципальный) финансовый контроль, который подразделяется на внешний и внутренний. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).

В силу пункта 1 статьи 268.1 БК РФ к полномочиям органов внешнего государственного финансового контроля относится контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета; контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".

Принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований установлены Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Закон № 6-ФЗ).

Как предусмотрено пунктом 3.1 статьи 270.2 БК РФ, представления органов внешнего муниципального финансового контроля составляются и направляются объектам контроля в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и Законом № 6-ФЗ.

В соответствии с положениями статьи 16 Закона № 6-ФЗ контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для принятия мер по устранению выявленных бюджетных и иных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (часть 1).

Органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, а также организации в указанный в представлении срок или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения обязаны уведомить в письменной форме контрольно-счетный орган о принятых по результатам выполнения представления решениях и мерах (часть 3).

Оспариваемое представление контрольно-счетной палаты обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку содержит властные указания по устранению выявленных проверкой нарушений, порождает для заявителя правовые последствия, обязывает его к совершению определенных действий, в том числе связанных с его экономической деятельностью, а также затрагивает сферу его имущественных прав и законных интересов.

Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно статье 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

В ходе проверки КСП установлено, учитывая то, что государственное задание на 2021 год от 05.02.2021 по работе «Консультационная и методическая поддержка в сфере молодежной по­литики» в полном объеме выполнено за счет консультирования по теме получе­ния гранта, предоставление которого осуществлялось в рамках мероприятий, фи­нансируемых за счет субсидии на иные цели, при расходовании субсидии на вы­полнение государственного задания в размере 16 785 862 руб. на достижение це­лей и задач, установленных при предоставлении субсидии на иные цели, нару­шены пункт 1 статьи 78.1 БК РФ, пункт 42 Порядка формирования госзаданий № 338-пп, пункты 1.1, 2.1 соглашения о предоставлении субсидии на выполнение государственного зада­ния от 05.02.2021 № 12/2021, то есть совершено нецелевое расходование средств указанной субсидии, что повлекло за собой причинение ущерба Архангельской области (пункт 1.2 представления).

Государственное задание на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов от 05.02.2021, доведенное до учреждения министерством по делам молодежи и спорту Архангельской области, включало в себя три работы:

- организация мероприятий в сфере молодежной политики, направленных на вовлечение молодежи в инновационную, предпринимательскую, добровольческую деятельность, а также на развитие гражданской активности молодежи и формирование здорового образа жизни,

- консультационная и методическая поддержка в сфере молодежной политики,

- консультационная и методическая поддержка в сфере содействия занятости молодежи.

На выполнение государственного задания в 2021 году учреждению на основании соглашения от 05.02.2021 № 12/2021 предоставлена субсидия (далее - субсидия на госзадание) в размере 50 348 600 руб.

В соответствии с пунктом 2.1 соглашения от 05.02.2021 № 12/2021 субсидия предоставляется на оказание государственных услуг (выполнение работ), установленных в государственном задании.

Субсидия на госзадание предоставлена на основании первого абзаца пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, Положения о порядке формирования государственных заданий государственным учреждениям Архангельской области и порядке финансового обеспечения выполнения этих заданий, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18.08.2015 № 338-пп (далее - Порядок формирования госзаданий № 338-пп).

Смета затрат на выполнение работ на 2021 год, разработанная в силу пункта 27 Порядка формирования госзаданий № 338-пп, содержит в себе следующий расчет:

- на выполнение работы «Организация мероприятий в сфере молодежной политики» в объеме 270 мероприятий в сумме 16 782 862 руб. (в среднем на проведение 1 мероприятия - 62 158,80 руб.), что составляет 33,33% от общего объема субсидии;

- на выполнение работы «Консультационная и методическая поддержка в сфере молодежной политики» в объеме 500 консультаций в сумме 16 785 862 руб. (в среднем на 1 консультацию - 33 565.70 руб.), или 33,33%;

- на выполнение работы «Консультационная и методическая поддержка в сфере содействия занятости молодежи» в объеме 2 000 консультаций в сумме 16 785 862 руб. (в среднем на 1 консультацию - 8 391,40 руб.), или 33,33%.

Для подтверждения выполнения государственной работы «Консультационная и методическая поддержка в сфере молодежной политики» к проверке представлен Журнал регистрации обращений молодых людей в возрасте с 14 до 35 лет за консультационными и методическими услугами в 2021 году, согласно которому произведено 673 консультации (с учетом технических ошибок в подсчете).

При анализе сведений данного журнала КСП  установлено, что в 2021 году 673 консультации оказаны 100 физическим лицам и сотрудникам 65 организаций, которые в 2021 году являлись грантополучателями за счет субсидии на иные цели.

Тематикой оказанных консультаций являлись заключение договора (61 консультация), по итогам конкурса (51 консультация), по критериям оценки (91 консультация), по пунктам положения конкурса (98 консультаций), по технической экспертизе (94 консультации), по вопросам сдачи отчета (231 консультация), по проекту в процессе реализации (47 консультаций).

Таким образом, все 673 консультации были оказаны по теме, связанной с получением гранта (от разъяснений положения конкурса до подачи отчета о расходовании гранта).

На основании второго абзаца пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, Положения о порядке определения объема и условиях предоставления государственным бюджетным и автономным учреждениям Архангельской области субсидий на иные   цели,   не   связанные   с   финансовым   обеспечением   выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 28.08.2012 № 369-пп (далее - Порядок по субсидиям на иные цели № 369-пп), учреждению в 2021 году предоставлялись также субсидии на иные цели.

Предоставление грантов учреждением осуществлялось из средств субсидии на иные цели, предоставленной по соглашению от 15.03.2021 № 19/2021, согласно которому из областного бюджета выделялись средства в виде субсидии на иные цели на реализацию государственной программы Архангельской области «Молодежь Поморья», утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 09.10.2020 № 659-пп (далее -госпрограмма «Молодежь Поморья»), в том числе на реализацию пункта 1.3 перечня мероприятий подпрограммы № 1 «Молодежная политика Архангельской области»: проведение областного конкурса проектов в сфере государственной молодежной политики (код субсидии 263-012).

Показатель результата мероприятия определен как реализация ежегодно не менее 63 проектов.

В разделе 2 «Характеристика сферы реализации подпрограммы № 1, описание основных проблем» госпрограммы «Молодежь Поморья» указано, что продолжается реализация грантовои системы поддержки социальных проектов молодежи через областной конкурс проектов в сфере государственной молодежной политики и поддержку детских и молодежных общественных объединений.

Согласно пункту 4 статьи 15 областного закона от 20.09.2005 № 83-5-03 «О молодежной политике в Архангельской области» молодежь, молодежные и детские общественные объединения вправе участвовать в конкурсах программ (проектов) на соискание государственных грантов в сфере молодежной политики в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области.

В 2021 году учреждением совместно с представителями министерства по делам молодежи и спорту Архангельской области проводились конкурсы проектов, представляемых соискателями гранта (некоммерческими организациями, физическими лицами, их объединениями) по определенным тематикам. По итогам конкурсов учреждением с победителями заключались договоры о предоставлении грантов, согласно которым учреждением перечислялись средства, устанавливались направления расходования грантов (сметы) и обязанность получателей отчитаться об их осуществлении.

В ходе проверки установлены факты многократных консультаций одного и того же обратившегося грантополучателя, в том числе в один и тот же день, по теме, связанной с предоставлением гранта.

В 2021 году заключено 59 договоров о передаче и целевом использовании финансовых средств (договор о предоставлении гранта), при этом по 4 проектом перечисленные гранты возвращены (приложение № 13 к акту проверки).

Согласно пункту 35 Порядка формирования госзаданий № 338-пп в состав затрат, включаемых в расчет объема финансового обеспечения выполнения государственного задания, не подлежат включению затраты, обеспечиваемые за счет субсидий из областного бюджета на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания.

Согласно подпункту 2 пункта 2 Порядка по субсидиям на иные цели № 369-пп, субсидии предоставляются государственным учреждениям на финансовое обеспечение мероприятий в рамках государственных программ Архангельской области (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств субсидий на выполнение государственных заданий государственных учреждений, и расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Архангельской области и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Архангельской области).

Как установлено пунктом 4 указанного порядка, субсидии на иные цели не могут предоставляться и использоваться на финансовое обеспечение выполнения госзадания.

Таким образом, цели предоставления и расходования субсидии на выполнение госзадания и субсидии на иные цели не могут быть идентичными, а одни и те же мероприятия не могут быть профинансированы из двух видов субсидий.

Следовательно, консультации, оказываемые в рамках государственного задания на 2021 год, не могут осуществляться с целью выполнения мероприятий, связанных с предоставлением гранта, то есть мероприятий, подлежащих финансированию из субсидии на иные цели.

По иным направлениям, не связанным с направлением субсидии на иные цели, консультации не осуществлялись.

Учитывая то, что государственное задание на 2021 год по работе «Консультационная и методическая поддержка в сфере молодежной политики» в полном объеме было выполнено за счет консультирования по теме получения гранта, предоставление которого осуществлялось в рамках мероприятий, финансируемых за счет субсидии на иные цели, в том числе в 2021 году по соглашению о предоставлении центру субсидии на иные цели от 15.03.2021 № 19/2021, при расходовании субсидии на госзадание в размере 16 785 862 руб. на достижение целей и задач, установленных при предоставлении субсидии на иные цели, нарушены пункт 1 статьи 78.1 БК РФ, пункт 42 Порядка формирования госзаданий № 338-пп, пункты 1.1 и 2.1 Соглашения по субсидии на госзадание от 05.02.2021 № 12/2021, то есть осуществлено нецелевое расходование средств указанной субсидии.

В связи с чем при использовании учреждением в 2021 году субсидии на госзадание в размере 16 785 862 руб. на мероприятия, подлежавшие финансированию за счет субсидии на иные цели, Архангельской области причинен ущерб в указанном размере.

Довод учреждения о том, что мероприятия, финансируемые за счет субсидий на иные цели по соглашению от 15.03.2021 № 19/2021, не подразумевают консультирование молодежи, не исключает выводов ответчика. Кроме того, в процесс организации и проведения конкурса входит весь спектр информационного обеспечения участников конкурса и заинтересованных им лиц на протяжении всех конкурсных этапов.

Так, пункты 19, 21 Положения об областных конкурсах проектов в сфере государственной молодежной политики, утвержденного 17.02.2021 № 13-1/21-ОД предусмотрено проведение информационно-методических семинаров по подготовке заявки, а также консультирование по вопросам подготовки заявок на участие в конкурсе.

Таким образом, проведение конкурса само по себе предполагает осуществление консультационной поддержки его потенциальных участников, в связи с чем ее осуществление за счет субсидии на выполнение госзадания влечет ее нецелевое использование.

При таких обстоятельствах оснований для признания недействительным представления в указанной части у суда не имеется.

Как установлено пунктом 4.8 оспариваемого представления, поскольку работы, за выполнение которых работникам учреждения пе­речислена премия, не относятся к государственному заданию на 2021 год и они выполнялись для проведения мероприятий, на реализацию которых предостав­лена субсидия на иные цели, учитывая пункты 19,28,35 Порядка формирования госзаданий № 338-пп, выплата в течение 2021 года работникам учреждения еже­месячных премий за выполнение особо важных и сложных работ за выполнение указанных мероприятий на сумму 1915 749,01 руб. противоречит пункту 1 ста­тьи 78.1 БК РФ, пункту 42 Порядка формирования госзаданий № 338-пп, пунктам 1.1,2.1 соглашения о предоставлении субсидии на выполнение государственного задания от 05.02.2021 № 12/2021, в связи с чем использование указанных средств является нецелевым расходованием средств указанной субсидии и привело к воз­никновению ущерба Архангельской области.

Согласно пункту 24 Положения о системе оплаты труда работников государственного автономного учреждения Архангельской области «Молодежный центр», утвержденного приказом директора учреждения от 23.08.2018, премиальная выплата за выполнение особо важных и сложных работ начисляется работникам единовременно по итогам выполнения особо важных и сложных работ с целью поощрения работников за оперативность и качественный результат труда.

Премиальная выплата за выполнение особо важных и сложных работ начисляется в абсолютном размере или в процентах к окладу (должностному окладу). Размер премиальной выплаты за выполнение особо важных и сложных работ определяется приказом директора учреждения.

В ходе проверки законности оплаты труда работников учреждения установлено следующее: на основании ежемесячных ходатайств заместителя директора перечисленным в них работникам учреждения в течение 2021 года выплачивалась премия за выполнение особо важных и сложных работ за счет субсидии на выполнение государственного задания (КФО 4).

При анализе указанных ходатайств в ходе проверки установлено, что единственным основанием поощрения всех работников являлись «оперативность и качественный результат труда, отчет по исполнению государственных программ», информация о том, какие конкретно особо важные и сложные работы ежемесячно выполняли работники, поименованные в ходатайствах для исчисления данной стимулирующей выплаты, отсутствовала.

В связи с этим ответчиком учреждению направлен запрос от 01.03.2022 № 01-02/7/1, в котором предложено представить документы, конкретизирующие участие каждого работника учреждения, получившего премию за выполнение особо важных и сложных работ в выполнении ежемесячных важных и сложных работ (участие в конкретном мероприятии, акции, проекте, фестивале, конкурсе или работе за 2021 год и материалы, подтверждающие степень участия каждого сотрудника в них).

Учреждением представлены приложения к ходатайствам, в которых перечислены организованные и проведенные учреждением мероприятия государственного задания и госпрограммы «Молодежь Поморья», которые, в свою очередь, распределены по мероприятиям подпрограмм (по пунктам), а также дан список поощряемых работников в разрезе мероприятий, ими выполненных.

Финансирование выполнения государственного задания на 2021 год осуществлялось в рамках подпрограммы № 1 "Молодежная политика Архангельской области" (п. 1.1 подпрограммы № 1) госпрограммы «Молодежь Поморья».

Между министерством по делам молодежи и спорту Архангельской области и учреждением заключено несколько соглашений о предоставлении субсидии на иные цели, в том числе:

- соглашение о предоставлении из областного бюджета субсидии на иные цели от 26.03.2021 № 24/2021, согласно которому средства выделяются на реализацию государственной программы Архангельской области «Обеспечение общественного порядка, профилактика преступности, коррупции, терроризма, экстремизма и незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Архангельской области», утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 11.10.2013 № 478-пп. в том числе:

в сумме 1 800 000 руб. на информационно-методическое обеспечение деятельности специалистов по работе с молодежью по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (проведение обучающих семинаров и конференций); на проведение мероприятий   по   профилактике   незаконного   потребления   наркотических средств и психотропных веществ, пропаганде здорового образа жизни в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; на проведение мероприятий по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, пропаганде здорового образа жизни среди молодежи (код субсидии 263-009),

в сумме 4 740 000 руб. на реализацию проекта «Наставник» для молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации и состоящей на различных видах профилактических учетов; на проведение мероприятий по профилактике преступлений и правонарушений через вовлечение молодежи в позитивные направления уличных субкультур; на проведение мероприятий по профилактике преступлений и правонарушений через вовлечение молодежи в экстремальные (уличные) виды спорта (код субсидии 263-010);

в сумме 600 000 руб. на проведение информационно-просветительских мероприятий, направленных на профилактику экстремизма и терроризма в информационно-коммуникационной сети «Интернет» (код субсидии 263-011).

В рамках реализации целей предоставления указанной субсидии учреждением осуществлены проведение обучающих семинаров, закупка услуг по проведению рекламной кампании, работ по разработке методической программы, приобретена продукция (в том числе брендированная).

- соглашение о предоставлении из областного бюджета субсидии на иные цели от 15.03.2021 № 19/2021, согласно которому из областного бюджета выделяются средства в виде субсидии на иные цели на реализацию госпрограммы «Молодежь Поморья» на следующие цели (в редакции дополнительного соглашения от 23.12.2021 № 10):

1) в рамках подпрограммы № 1 «Молодежная политика Архангельской области» в том числе на: проведение областного конкурса проектов в сфере государственной молодежной политики (код субсидии 263-012); обеспечение участия молодежи в региональных, межрегиональных и всероссийских мероприятиях (код субсидии 263-013); проведение мероприятий по федеральному проекту «Безопасность дорожного движения» (код субсидии 263-029-R3); организацию мероприятий по самореализации талантливой молодежи (код субсидии 263-036); организацию мероприятий по профориентации и трудоустройству молодежи (код субсидии 263-037); на реализацию мероприятий, направленных на закрепление на территории сельской молодежи (код субсидии 263-038); организация       цикла      мероприятий,       направленных      на самореализацию подростков (код субсидии 263-039); на организацию мероприятий по развитию международного и межрегионального сотрудничества среди молодежи (код субсидии 263-041);

2) в рамках подпрограммы № 3 «Кадровое, научно-методическое, информационное и инфраструктурное обеспечение молодежной политики и патриотического воспитания» в том числе на: реализацию проекта «Открытые пространства» (код субсидии 263-021); организация медиа-освещения деятельности в сфере молодежной политики (код субсидии 263-039).

Таким образом, организация и проведение мероприятий, проектов, послуживших основаниями для выплаты за счет субсидии на госзадание указанным в приложении № 22 к акту проверки работникам учреждения премии за выполнение особо важных и сложных работ, включены в цели (направления) и результаты предоставления субсидии на иные цели в соответствии с соглашениями от 15.03.2021 № 19/2021 и от 26.03.2021 № 24/2021 и не относятся к видам работ, установленным государственным заданием на 2021 год.

Следовательно, выплата в течение 2021 года премии за выполнение особо важных и сложных работ в общей сумме 1915 749,01 руб.  работникам учреждения за счет средств субсидии на выполнение государственного задания (КФО 4) за выполнение мероприятий и проектов, проводимых за счет субсидии на иные цели для реализации целей (направлений), установленных соглашениями от 15.03.2021 № 19/2021 и от 26.03.2021 № 24/2021 (КФО 5), противоречит цели предоставления субсидии на выполнение государственного задания, так как данные виды работ не связаны с выполнением работ, установленных государственным заданием на 2021 год. Финансирование мероприятий, установленных соглашениями от 15.03.2021 № 19/2021 и от 26.03.2021 № 24/2021, подлежит осуществлению за счет средств на иные цели.

Таким образом, суд находит обоснованным довод КСП о том, что, поскольку работы, за выполнение которых работникам учреждения перечислена премия за 2021 год, не относятся к государственному заданию на 2021 год и они выполнялись для проведения мероприятий, на реализацию которых предоставлена субсидия на иные цели, учитывая пункт 35 Порядка формирования госзаданий № 338-пп, а также в совокупности нормы Порядка формирования госзаданий № 338-пп и Порядка по субсидиям на иные цели № 369-пп о различных целях направления двух видов субсидий, выплата из средств субсидии на госзадание работникам учреждения премии за выполнение особо важных и сложных работ за выполнение указанных мероприятий на сумму 1 915 749.01 руб. противоречит пункту 1 статьи 78.1 БК РФ, пункту 42 Порядка формирования госзаданий № 338-пп, пунктам 1.1, 2.1 соглашения от 05.02.2021 № 12/2021, в связи с чем использование указанных средств является нецелевым расходованием средств субсидии на госзадание.

Оснований для удовлетворения требования заявителя в указанной части не имеется.

Таким образом, требование заявителя о признании недействительным представления в части пункта 1.2, 4.8 представления №01-02/581 от 03.06.2022 не подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Отказать государственному автономному учреждению Архангельской области "Молодежный центр" в удовлетворении заявления о признании недействительным, проверенного на соответствие нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации ненормативного правового акта – представления Контрольно-счетной палаты Архангельской области №01-02/581 от 03.06.2022 в части пунктов 1.2 и 4.8.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

И.С. Юринская