ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-7552/07 от 23.10.2007 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163069, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Архангельск

Дело №

А05-7552/2007

Дата принятия (изготовления) решения  октября 2007 года    

Арбитражный суд Архангельской области в составе: судья Калашникова В.А.

при ведении протокола судебного заседания Калашниковой В.А.

рассмотрев в судебном заседании 23 октября 2007 года дело

заявитель - Областное государственное учреждение «Северодвинский лесхоз»

ответчик - Управление Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу

о признании недействительным в части решения от 06.07.2007 № 02-16/09441

при участии в заседании представителей:

от заявителя – ФИО1 - доверенность от 03.08.2007 № 08

от ответчика – ФИО2 - доверенность от 30.01.2007, ФИО3 – доверенность от 19.09.2007

установил:

Областное государственное учреждение «Северодвинский лесхоз» (далее – Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области о признании недействительным в части решения  Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – Управление, ответчик) от 06.07.2007 № 02-16/09441 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Управление с заявленным требованием не согласилось, просит в удовлетворении заявленных требований отказать. Мотивы изложены в отзыве от 20.09.2007.

Как следует из материалов дела, Управление провело повторную выездную проверку соблюдения Учреждением законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2003 по 31.12.2004 по налогу на прибыль и по налогу на добавленную стоимость, о чем составлен акт от 25.05.2007 № 02-10/2435.

В ходе проверки Управление выявило ряд нарушений, в том числе неуплату налога на прибыль за 2003 год в размере 932 425 руб., за 2004 год – 1 218 767 руб., налога на добавленную стоимость в размере 10 861 руб. 05 коп.

По результатам проверки Управление приняло решение от 06.07.2007 № 02-16/09441 о доначислении Учреждению налогов, начислении пеней и привлечении его к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

Учреждение оспаривает решение ответчика по эпизодам доначисления налога на прибыль.

Управление выявило неуплату налога за 2003 и 2004 годы вследствие невключения Учреждением в налоговую базу средств, полученных согласно договорам пожертвования в качестве безвозмездной помощи от юридических и физических лиц на нужды лесного хозяйства.

В силу статьи 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом прибылью в целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с данной главой.

Статьей 321.1 НК РФ предусмотрены особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями.

Согласно пункту 1 статьи 321.1 НК РФ налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, или получающие средства в виде оплаты медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

В целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации иными источниками - доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 321.1 НК РФ в составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств.

Факт ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников, Инспекция не оспаривает.

В пункте 14 статьи 250 НК РФ указано, что внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств. В отношении бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.

В силу статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. К неналоговым доходам относятся доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления. Неналоговые доходы и иные поступления считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета с момента совершения кредитным учреждением операции по зачислению денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет (пункт 2 статьи 40 БК РФ).

Пунктом 5 статьи 41 БК РФ к безвозмездным и безвозвратным перечислениям отнесены перечисления в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.

Согласно статье 161 БК РФ бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основании сметы доходов и расходов, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного предприятия.

В соответствии с Инструкцией о порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.06.2001 № 46н, и приказом Минфина России от 30.03.2004 № 34н «Об утверждении Порядка зачисления в доход федерального бюджета в 2004 году средств, контролируемых отдельными федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами и учреждениями, находящимися в их ведении» как прочие безвозмездные перечисления в федеральный бюджет по коду 000 3 03 02010 01 0000 180 классифицируются операции по поступлению средств в виде добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, получаемые федеральными учреждениями.

Таким образом, получаемые учреждениями средства в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц и юридических лиц относятся к неналоговым доходам соответствующего бюджета, а следовательно, средства, полученные по договору пожертвования на осуществление уставной деятельности, не учитываются в составе доходов, подлежащих обложению налогом на прибыль.

Управление выявило неуплату налога вследствие включения Учреждением в состав расходов, уменьшающих налоговую базу, начислений по оплате труда, включающих надбавки работникам стимулирующего характера за напряженность в работе, доплаты за совмещение профессий, компенсации за неиспользованный отпуск.

В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом обложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибылью в целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации признаются для российских организаций полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

В целях данной главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (пункт 2 статьи 252 НК РФ).

В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 253 НК РФ в расходы, связанные с производством и (или) реализацией, включаются расходы на оплату труда.

Согласно статье 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

К расходам на оплату труда в целях настоящей главы относятся, в частности, другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором (пункт 25 статьи 255 НК РФ).

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика в виде суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, за исключением перечисленных в статье 270 Кодекса (подпункт 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ).

Как установлено судом, Учреждение включило в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, затраты по выплате ежемесячной надбавки за напряженность и сложность в труде к должностным окладам работников. Эти выплаты предусмотрены пунктом 2.5.2 коллективного договора на 2003 - 2006 годы (с учётом изменений и дополнений от 09.07.2003).

В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат работникам организаций со смешанным финансированием (бюджетное финансирование и доходы от предпринимательской деятельности) устанавливается законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций.

Указанные выплаты произведены Учреждением также в соответствии с Приказом Главного Управления природных ресурсов и окружающей среды МПР России по Архангельской области от 14.04.2003 № 207.

При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что Учреждение правомерно в силу приведенных норм включил в расходы, связанные с ведением своей деятельности, уменьшающие полученный доход выплаты работникам.

Выплата надбавки за напряженность и сложность в труде выплатой, непосредственно связанной с выполнением трудовых функций и получением дохода, входит в установленную в учреждении систему оплаты труда и, следовательно, подлежит включению в расходы при исчислении налога на прибыль, как и начисленные на сумму этой выплаты единый социальный налог и взносы.

Заявитель оспаривает расчет суммы доначисленного в ходе выездной налоговой проверки налога на прибыль в связи с непринятием Управлением во внимание размера налога, доначисленного и уплаченного налогоплательщиком по решению № 02-16/09441 Инспекции ФНС по г.Северодвинску.

В соответствии с частью 3 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.

Согласно части 4 статьи 170 АПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения может быть указано только на признание иска ответчиком и принятие его судом.

В связи с признанием ответчиком требования о неправомерности исчисления налога на прибыль без учета признанного и уплаченного налогоплательщиком по результатам первоначально проведенной Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Северодвинску налоговой проверки, которое в письменном виде приобщено в материалы дела и принято судом, в указанной части заявленное требование подлежит удовлетворению.

Управление выявило неуплату НДС за 2004 год в связи с неотражением хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета по договорам подряда на производство лесохозяйственных работ от 09.02.2004 № 5 и от 07.05.2004 № 38, заключенных с предпринимателем ФИО4

Управлением установлено в ходе проверки, что в нарушение п.2 ст. 10 Федерального закона «О бухгалтерском учёте» заявителем не отражены в регистрах бухгалтерского учёта хозяйственные операции по передаче древесины по трем договорам подряда на производство лесохозяйственных работ, заключенных с предпринимателем ФИО4, на общую сумму 71 220 руб. (в том числе НДС 10 861 руб. 05 коп.), счета-фактуры не выставлены в адрес покупателя, в книге продаж данные операции не отражены.

Учреждение не согласилось с налоговым органом, подтверждая включение суммы 71 220 руб. в налоговую базу по НДС за 2005 год записью в книге продаж за период с 01.02.2005 по 28.02.2005 счета-фактуры от 10.02.2005 № 19 на указанную сумму, в том числе НДС – 10 861руб. 05 коп.

Счет-фактура от 10.02.2005, выставленный Учреждением предпринимателю, оплачен ФИО4 платежным поручением № 1 от 10.02.2005 на сумму 48 250 руб. и в сумме 22 970 руб. произведенным взаимозачетом на основании бухгалтерской справки за декабрь 2005 года. Фактическая отгрузка древесины в хлыстах ФИО4 произведена не в 2004 году, как утверждает налоговый орган, а в феврале 2005 года, что подтверждено накладной от 08.02.2005. Указанные документы представлены заявителем в материалы дела.

Согласно пункту 1 статьи 167 НК РФ в целях главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) моментом определения налоговой базы в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения является:

1) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере отгрузки и предъявлении покупателю расчетных документов, - день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг);

2) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств, - день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

В пункте 12 статьи 167 НК РФ указано, что принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации.

Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации.

Таким образом, для применения учетной политики – «по оплате» налогоплательщик должен отразить данный момент определения налоговой базы в приказе об учетной политике.

Как установлено Управлением и отражено в оспариваемом заявителем решении, в проверяемом периоде Учреждение определяло момент определения налоговой базы в целях исчисления НДС «по отгрузке». Соответственно поскольку хлысты были переданы ФИО4 только в феврале 2005 года, доначисление налога произведено Управлением за 2004 год неправомерно.

Соответственно, решение Управления о занижении базы по НДС в оспариваемой части подлежит признанию недействительным.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Признать недействительным решение Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 06.07.2007 № 02-16/09441 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения Областное государственное учреждение «Северодвинский лесхоз» в части доначисления налога на прибыль за 2003 год в размере 932 425 руб., за 2004 год – 1 218 767 руб., налога на добавленную стоимость в размере 10 861 руб. 05 коп., а также соответствующих пеней и налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу Областного государственного учреждения «Северодвинский лесхоз» 3 000 руб. расходов по уплате госпошлины.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

В.А. Калашникова