ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-7658/14 от 25.08.2014 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

25 августа 2014 года

г. Архангельск

Дело № А05-7658/2014   

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Калашниковой В.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы в сфере транспорта (ОГРН 1022900536010, 163000, г.Архангельск, ул.Урицкого, д.47) о привлечении индивидуального предпринимателя Дресвянкина Анатолия Афанасьевича (ОГРН 304290516100060; Россия, 165650, г.Коряжма, Архангельская обл.) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – заявитель, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Дресвянкина Анатолия Афанасьевича (далее – ответчик, предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Ответчик, извещенный надлежащим образом о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, отзыв на заявление суду не представил.

Дело рассмотрено по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке упрощенного производства.

В соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данное дело подведомственно арбитражному суду.

Поводом к возбуждению заявителем дела об административном правонарушении в отношении ответчика послужили следующие обстоятельства.

Дресвянкин Анатолий Афанасьевич зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №2 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу за основным государственным регистрационным номером 304290516100060. Ему выдана лицензия №АСС-29-201397 от 06.03.2013 на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.

С 09.06.2014 по 10.06.2014 на основании приказа от 07.05.2014 №49-АТК проведена плановая документарная проверка выполнения индивидуальным предпринимателем Дресвянкиным А.А. обязательных требований законодательства РФ в области автомобильных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом. Проверка проводилась на основании плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2014 год, утвержденного Прокуратурой Архангельской области.

Для проведения проверки предпринимателю было направлено уведомление –запрос от 20.05.2014 №205-К с требование представить необходимые документы. Указанное уведомление получено предпринимателем 22.05.2014 в соответствии с представленной в материалы дела копией почтового уведомления о вручении.

В ходе проведенной проверки было установлено, что индивидуальный предприниматель Дресвянкин А.А. осуществляет предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), так как не выполнил требования подпунктов «в», «з», «и» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 №280:

1) нарушен пункт 1 статьи 6 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 8 ноября 2007 года №259-ФЗ, - подпункт 2 пункта 5 «Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», утвержденных приказом Минтранса РФ от 18 сентября 2008 года №152, так как в сведениях о собственнике не полностью указан почтовый адрес предпринимателя; - подпункт 1 пункта 7 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, так как в путевых листах не указаны сведения о водителе (имя и отчество;

2) проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителя организовано с нарушением пункта 46 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 №99-ФЗ, поскольку предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр проводит гражданское лицо Дресвянкина Е.В.. При этом, документы, подтверждающие полномочия указанного лица проводить такие осмотры водителей, на проверку не представлены, из чего Управление сделало вывод об отсутствии лицензии на данный вид деятельности;

3) не выполнены требования Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.1995 года №647, а именно: - пункта 16, так как форма учета дорожно-транспортных происшествий не соответствует форме, утвержденной Приказом Минтранса России от 22.04.1996 №22; - пункта 18, так как согласно журналу Учета дорожно-транспортных происшествий, ежемесячные сверки с ОГИБДД не проводятся с 28.04.2010, чем не выполняются обязанности, предусмотренные статьей 20 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 №196-ФЗ.

Выявленные в ходе проверки нарушения заявитель отразил в акте проверки №21/99-К от 10.06.2014. Предприниматель копию акта получил под роспись.

10.06.2014 в соответствии с требованиями статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении предпринимателя (и в его присутствии) составлен протокол №50-к об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Копия протокола получена предпринимателем лично, о чем свидетельствует его подпись. При составлении протокола предпринимателю разъяснены содержание статьи 51 Конституции Российской Федерации, права и обязанности лиц, привлекаемых к административной ответственности, предусмотренные статьями 24.4, 25.1, 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем свидетельствуют его подписи. Протокол об административном правонарушении и копия заявления о привлечении к административной ответственности получены предпринимателем лично, о чем свидетельствуют его подписи на указанных документах.

В протоколе заявитель указал, что ответчик своими действиями нарушил требования подпунктов «в», «з», «и» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 №280 (далее – Положение №280); пунктов 16 и 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.1995 года №647; пункта 1 статьи 6 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 8 ноября 2007 года №259-ФЗ, подпункта 2 пункта 5, и подпункта 1 пункта 7 «Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», утвержденных приказом Минтранса РФ от 18 сентября 2008 года №152. Вследствие указанного в действиях (бездействиях) предпринимателя усматриваются признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исследовав представленные документы и доказательства, суд пришел к выводу о том, что предприниматель подлежит привлечению к административной ответственности в связи со следующим.

Подведомственность арбитражному суду дел о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определена частью 3 статьи 23.1 указанного Кодекса.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Статьёй 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.

Согласно статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств; оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что предприниматель является ответственным за организацию работы по обеспечению безопасности дорожного движения, а также выступает в качестве должностного лица, ответственного за осуществлением контроля на линии.

Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждено постановлением Правительства Российской Федерации №280 от 02.04.2012. Подпунктом «в» пункта 4 указанного Положения предусмотрено, что лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств, имеющего высшее или среднее профессиональное медицинское образование и прошедшего обучение по дополнительной образовательной программе «Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств», или наличие договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию; подпункте «з» - соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»; а подпункте «и» пункта 4 - соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В рассматриваемом случае нарушение положений законов и нормативных актов в области организации и осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом на момент проведения проверки подтверждается материалами дела (актом проверки и приложениями к нему, протоколом об административном правонарушении, копиями путевых листов и журнала учета нарушений ПДД и участия в ДТП) и предпринимателем не опровергается. В объяснениях, данных при составлении протокола об административном правонарушении, предприниматель указал, что «вину осознал».

Таким образом, нарушения, отраженные в заявлении и протоколе об административном правонарушении, акте проверки, подтверждаются представленными Управлением в материалы дела доказательствами.

Предприниматель при принятии решения об осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию, принял на себя обязательства выполнять требования и условия, предусмотренные специальным разрешением (лицензий) и установленные Положением о лицензировании. Нарушение этих требований является виновным действием или бездействием лицензиата независимо от того, наступили негативные последствия или нет. Соответственно, выпуская на линию транспортное средство, предприниматель должен соблюдать требования лицензионного законодательства, в том числе: выпускаемые на линию автобусы должны отвечать требованиям безопасности для перевозки пассажиров, оснащаться в установленном порядке необходимой аппаратурой и располагать соответствующей информацией; водителям должны выдаваться оформленные в установленном порядке путевые листы, в котором должны отражаться, в том числе, сведения о медицинском работнике (который проводит предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр); кроме того, предприниматель должен вести надлежащий учет дорожно-транспортных происшествий, проводить сверки с ОГИБДД.

При таких обстоятельствах, административный орган правомерно усмотрел в действиях предпринимателя нарушение лицензионных требований и при составлении протокола об административном правонарушении №50-к правильно квалифицировал совершенное административное правонарушение по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушения требований законодательства при проведении проверки в отношении предпринимателя, а также при возбуждении дела об административном правонарушении и составлении соответствующего протокола судом не установлены.

На момент рассмотрения дела в арбитражном суде не истёк срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу примечания к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Суд не усматривает оснований для освобождения предпринимателя от административной ответственности, предусмотренных статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку совершенное административное правонарушение не может быть признано малозначительным ввиду того, что посягает на правоотношения, регулирующие безопасность перевозки пассажиров.

Судом установлено, что предприниматель Дресвянкин А.А. к административной ответственности за совершение аналогичных административных правонарушений, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах срока, установленного статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не привлекался, административным органом доказательства обратного суду не представлены.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей. При этом, размер штрафа по указанной статье определяется для предпринимателей как для должностных лиц в соответствии с примечанием к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Нарушений процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли бы послужить основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности, не позволяющих полно и объективно рассмотреть настоящее дело, судом не установлено.

С учетом характера совершенного административного правонарушения, личности предпринимателя, отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о причинении вреда жизни и здоровью людей, осознания предпринимателем своей вины, суд считает необходимым и достаточным назначить предпринимателю административное наказание в виде штрафа в минимальном размере 3000 рублей. Указанный вид наказания в данном случае соответствует цели предупреждения совершения новых правонарушений, не освобождает предпринимателя от обязанности исполнить требования лицензионного законодательства, если он и в дальнейшем собирается заниматься видом деятельности по перевозке пассажиров.

В соответствии со статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения по следующим реквизитам: получатель штрафа - Управление Федерального казначейства по Архангельской области (администратор штрафа – Управление государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), расчётный счёт 40101810500000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Архангельской области, БИК 041117001, ИНН 2901043148, КПП 290101001, КБК 10611690040046000140, код ОКТМО 11701000.

При отсутствии у суда документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней с момента вступления в законную силу настоящего решения оно будет направлено судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Руководствуясь статьями 202-206, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Привлечь Дресвянкина Анатолия Афанасьевича, 08.02.1965 года рождения, уроженца г.Кич Городок Вологодской области, зарегистрированного в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №2 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу 13.03.2008 за основным государственным регистрационным номером 304290516100060, проживающего по адресу: 165651, Архангельская область, г.Коряжма, пр.Ленина, дом 51, кв. 82; к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 3000 рублей.

Настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья

В.А. Калашникова