АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
163069, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17
г. Архангельск | Дело № | А05-7709/2007 |
Дата принятия (изготовления) решения октября 2007 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе: судья Калашникова В.А.
при ведении протокола судебного заседания Калашниковой В.А.
рассмотрев в судебном заседании 22 октября 2007 года дело
заявитель - Открытое акционерное общество «Севзапмонтажавтоматика»
ответчик - Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Северодвинску Архангельской области
об обязании возвратить ошибочно уплаченные страховые взносы в сумме 37 110 руб.
при участии в заседании представителей:
от заявителя – Торопыгина А.Р. – по доверенности от 12.07.2007
от ответчика – Кирина А.Г. – по доверенности от 09.01.2007
установил:
Открытое акционерное общество «Севзапмонтажавтоматика» (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Северодвинску (далее – инспекция, налоговый орган) возвратить 37 110 руб. ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату накопительной части трудовой пенсии.
В ходе судебного заседания представитель заявителя поддержал заявленные требования, настаивает на их удовлетворении.
Налоговый орган не согласился с заявленными требованиями по мотивам, изложенным в представленном в материалы дела отзыве. Данную позицию представитель налогового органа поддержал в судебном заседании.
Заслушав представителей сторон и исследовав письменные доказательства по делу, суд установил следующие фактические обстоятельства дела.
В результате ошибочно уплаченной заявителем суммы страховых взносов в разрезе бюджета Пенсионного фонда по накопительной части образовалась переплата в сумме 37 110 руб.
После обнаружения ошибки заявитель с заявлением от 28.07.2006 обратился в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Северодвинске о возврате излишне уплаченных страховых взносов.
Письмом от 09.08.2006 территориальное отделение Пенсионного фонда РФ оставило заявление общества без удовлетворения.
Общество 05.07.2007 обратилось в инспекцию с заявлением о проведении зачета излишне уплаченной суммы страховых взносов в счет уплаты единого социального налога в федеральный бюджет и в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату накопительной части трудовой пенсии, на основании статьи 78 НК РФ.
Налоговый орган письмами от 07.07.2007 № 7295 и № 7296 сообщил заявителю, что проводит зачеты (возвраты) излишне уплаченных сумм налогов, сборов, пени, а зачеты (возвраты) неналоговых платежей, которыми являются страховые взносы, в его функции не входят. Заявление общества было оставлено без исполнения, в связи с чем, заявитель обратился в арбитражный суд.
В ходе рассмотрения спора в суде заявитель дополнительно к ранее поданным заявлениям о зачете ошибочно уплаченных денежных средств, обратился в инспекцию с заявлением о возврате суммы 37 110 руб. (вход. № 18256 от 20.09.2007).
Решением от 30.09.2007 № 12325 налоговый орган отказал обществу в осуществлении возврата суммы страховых взносов.
Исследовав материалы дела, выслушав в судебном заседании представителей сторон, суд считает, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно абзацу 6 статьи 3 Закона № 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определены законодателем как индивидуальные возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ и назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному страхованию.
Таким образом, страховые взносы не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 НК РФ.
Однако в соответствии со статьей 25 Федерального закона № 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
В данном споре денежные средства, перечисленные заявителем ошибочно, привели к образованию переплаты по коду бюджетной классификации 18210202030061000160 (страховые взносы в виде фиксированного платежа), в связи с чем заявитель обратился в порядке ст. 78 НК РФ к налоговому органу о проведении возврата излишне уплаченных сумм.
В силу пункта 3 статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21.03.1997 № 5-П, единство экономического пространства и, следовательно, единство налоговой системы обеспечиваются единой системой федеральных налоговых органов.
Согласно пункту 1 статьи 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроляза соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.
В соответствии с этой нормой, а также статьей 11 Федерального закона от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» Министерством финансов Российской Федерации изданы Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 21 декабря 2005 г. № 152н (далее – Указания). Подразделом 1 раздела II этих Указаний установлено, что администраторами поступлений в бюджет являются налоговые органы, иные органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления, юридические лица, уполномоченные указанными органами государственной власти, а также созданные этими органами государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
Согласно разделу II Указаний три первых знака двадцатизначного кода являются кодами администраторов бюджетных средств, соответствующих перечню главных распорядителей средств соответствующего бюджета. То есть администраторы бюджетных средств являются главными распорядителями средств соответствующего бюджета.
В приложении № 11 к названным Указаниям в качестве главного распорядителя средств федерального бюджета – администратора поступлений в бюджеты Российской Федерации под кодом 182 указана Федеральная налоговая служба, в том числе и в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и в отношении страховых взносов в виде фиксированного платежа.
На основании приведенных норм права Министерством финансов Российской Федерации издан приказ от 16.12.2004 №116н, которым утвержден Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Пунктом 18 Порядка установлено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
Следовательно, государственными органами, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов по ним, являются органы Федеральной налоговой службы.
В силу статьи 10 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» должностные лица налоговых органов выполняют обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.
Суд отклоняет как основание отказа в удовлетворении заявления общества довод инспекции о том, что в Налоговом кодексе Российской Федерации не указано на то, что именно налоговый орган должен произвести действия по возврату страховых взносов.
Отсутствие в Налоговом кодексе Российской Федерации порядка реализации прав органами Пенсионного фонда Российской Федерации на возврат (зачет) излишне (ошибочно) уплаченных страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не может являться основанием для отказа в их совершении.
Как следует из пункта 2 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые органы помимо перечисленных в пункте 1 этой статьи обязанностей несут также другие обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 22 «Обеспечение и защита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов)» Налогового кодекса Российской Федерации права налогоплательщика (плательщика сборов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов. То есть налоговый орган обязан обеспечить соблюдение законного права налогоплательщика (в данном случае плательщика страховых взносов) и в том случае, если соответствующая обязанность налоговых органов (их должностных лиц) прямо не названа в Налоговом кодексе Российской Федерации и иных федеральных законах.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено данным Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей.
Пунктом 13 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что такие же правила применяются при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» предусмотрено, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 25 названного Закона контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложен на налоговые органы и осуществляется в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Таким образом, суд пришел к выводу, что полномочия на проведение возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложены на налоговые органы.
При таких обстоятельствах действия по возврату заявителю излишне перечисленных страховых взносов в сумме 37 110 руб. должен произвести налоговый орган, осуществляющий контроль за поступлением страховых взносов в Пенсионный фонд, а именно Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Северодвинску.
Переплата подтверждается представленной в материалы дела справкой о состоянии расчетов по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации по состоянию на 17.10.2007.
Расходы по уплате госпошлины по заявлению в размере 1 484 руб. подлежат взысканию с ответчика.
Государственная пошлина в размере 179 руб., излишне уплаченная заявителем при обращении в суд, подлежит возврату из федерального бюджета в соответствии со статьей 104 АПК РФ, п.1 ч.1 ст. 333.40 НК РФ.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Северодвинску устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Открытого акционерного общества «Севзапмонтажавтоматика» и произвести в 10-дневный срок с даты принятия настоящего решения действия по возврату суммы ошибочно уплаченных 37 110 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Северодвинску в пользу Открытого акционерного общества «Севзапмонтажавтоматика» 1 484 руб. 40 коп. расходов по уплате госпошлины, уплаченной при обращении с заявлением в суд.
Возвратить Открытому акционерному обществу «Севзапмонтажавтоматика» излишне уплаченную по платежному поручению от 31.07.2007 № 1168 госпошлину в размере 179 руб.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья | В.А. Калашникова |