АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
163069, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Архангельск
Дело №
А05-780/2008
Резолютивная часть решения объявлена 26 марта 2008 года
Полный текст решения изготовлен 27 марта 2008 года
Арбитражный суд Архангельской области
в составе судьи Чуровой А.А.,
(при ведении протокола судебного заседания судьей, рассматривающим дело),
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлениюзакрытого акционерного общества «Боброво-2»
к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску
о признании недействительным решения № 13-23/420 от 19.12.2007 г.,
при участии в заседании представителей:
от заявителя - ФИО1 по доверенности №15 от 27.11.2007 г.;
от ответчика – ФИО2 по доверенности №03-07/43815 14.12.2007 г.
установил:
Закрытое акционерное общество «Боброво-2» (далее – ЗАО «Боброво – 2», общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску (далее – налоговый орган, инспекция) №13-23/420 от 19.12.2007 г. об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость (далее – НДС), заявленной к возмещению, в сумме 179 665 руб. 58 коп.
Представитель заявителя на заявленных требованиях настаивает.
Налоговый орган с заявленными требованиями не согласен по мотивам, изложенным в отзыве на заявление.
Исследовав документы, представленные в материалы дела, заслушав мнение представителей сторон, принявших участие в судебном заседании, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению.
Как следует из представленных в материалы дела документов, налоговый орган провел камеральную налоговую проверку налоговой декларации ЗАО «Боброво – 2» по НДС за 2 квартал 2007 года, в ходе которой установил, что сумма налога, предъявлена к возмещению необоснованно. Результаты проверки отражены в акте № 13-23/1854 от 01.11.2007г.
С учетом возражений налогоплательщика, инспекцией 19 декабря 2007 года вынесено решение об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.
Не согласившись с принятым налоговым органом решением, ЗАО «Боброво - 2» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В обоснование своей позиции заявитель указал, что сумма НДС, заявленная к вычету, уплачена им ЗАО «Архангельскгеолразведка» за выполненные в июне 2007 года работы по проведению ликвидации и консервации разведочных скважин, рекультивации земель на Северодвинском месторождении йодных вод согласно договору от 11.04.2007г.
Налоговый орган, отказывая в возмещении налога, указывает, что скважины, которые не были введены в эксплуатацию, не могли участвовать в производственном процессе общества, работы произведены не для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС; работы по ликвидации, консервации скважин фактически были проведены в 2000 – 2002 годах.
Суд находит доказанным правомерность применения обществом налоговых вычетов по НДС с учетом следующих фактических обстоятельств дела, установленных в судебном заседании.
Как установлено судом, в соответствии с договором подряда № 37/6 на выполнение геологоразведочных работ от 02.11.1999г. и дополнительных соглашений к нему ЗАО «Боброво – 2» поручило ЗАО «Архангельскгеолразведка» выполнить геологоразведочные работы на Северодвинском месторождении йодных вод.
В ходе проводимых работ ЗАО «Архангельскгеолразведка» произвело бурение скважин на опытных участках и провело геологоразведочные и опытные работы. Указанные работы были произведены в период 2000 – 2003 годов, что подтверждается условиями договора, графиками, программой работ. Объемы произведенных поисково-разведочных работ отражены в актах, представленных заявителем в материалы дела.
11 апреля 2007 года ЗАО «Боброво – 2» заключило договор подряда с ЗАО «Архангельскгеолразведка» на проведение в срок до 31.08.2007г. ликвидации, консервации разведочных скважин и технической рекультивации земель на Северодвинском месторождении йодных вод, согласно проекту.
Приложением №3 к договору определены этапы работ, сроки проведения и определена стоимость работ на каждом этапе.
Выполненные в июне 2007 года работы приняты по акту сдачи и оплачены по счету – фактуре № 00271 от 29.06.2007г. на сумму 1 177 807 руб. 69 коп., в том числе НДС – 179 665 руб. 58 коп.
Сумма уплаченного налога указана обществом в декларации за 2 квартал 2007 года к возмещению.
Как следует из пункта 1 статьи 171 НК РФ, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, которые предъявлены налогоплательщику и уплачены им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Следовательно, для реализации предусмотренного пунктом 1 статьи 172 НК РФ права на налоговые вычеты налогоплательщик должен представить доказательства понесенных им затрат по уплате НДС при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектом обложения НДС, и принятия товаров на учет при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии со статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Претензий по порядку оформления и выставления счета – фактуры № 00271 от 29.06.2007г. налоговый орган не имеет. Факт оплаты заявителем по указанному счету не оспаривает.
Актами от 24.06.2007г., от 22.06.2007г., от 19.06.2007г., от 23.06.2007г., от 17.06.2007г. зафиксировано, что на скважинах №№5н/1, 8н/1, 4ц-1/1, 7н/1, 4н/1 произведены работы по тампонированию и ликвидации устьев скважин.
Суд принимает довод заявителя о том, что проведение работ по консервации скважин является обязанностью общества, в связи с чем такую деятельность следует относить к производственной, а расходы на ее проведение - объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.
В соответствии с лицензией АРХ 00523 МЭ ЗАО «Боброво – 2» имеет право осуществлять работы по геологическому изучению, разведке и разработке Северодвинского месторождения йодных вод.
Факт проведения бурения скважин в 2000 – 2002 годах подтверждается материалами дела (акты обмера выполненных работ в рамках выполнения разведочных работ на Северодвинском месторождении йодных вод; ФИО3 участок).
В соответствии с пунктом 8 статьи 22 ФЗ «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.
Порядок ликвидации скважин определен в «Инструкции о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов», утвержденной Постановлением Госгортехнадзора России от 22.05.2002г. № 22, которая определяет порядок ликвидации и консервации опорных, параметрических, поисковых, разведочных, эксплуатационных, нагнетательных, контрольных (пьезометрических, наблюдательных), специальных (поглощающих, водозаборных), йодобромных, бальнеологических и других скважин, которые закладываются с целью поисков, разведки, эксплуатации месторождений нефти, газа и газового конденсата, теплоэнергетических, промышленных и минеральных вод, геологических структур для создания подземных хранилищ нефти и газа, захоронения промышленных стоков, вредных отходов производства, а также скважин, пробуренных для ликвидации газовых и нефтяных фонтанов и грифонов.
Согласно пункту 1.3 названной Инструкции пользователь недр обязан обеспечить ликвидацию в установленном порядке буровых скважин, не подлежащих использованию, а также обеспечить сохранность скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождения и (или) в иных хозяйственных целях.
Ликвидация (консервация) скважин производится по инициативе предприятия - пользователя недр, других юридических или физических лиц, на балансе которых находится скважина (далее - владелец), или в случаях, установленных законодательством.
В данном случае, общество произвело консервацию непродуктивных разведочных скважин.
Для налогоплательщика - общества, основным направлением деятельности которого является геологическое изучение, разведка и разработка недр, расходы по строительству, тампонированию и консервации поисковых скважин являются расходами, обусловленными особенностями производства и необходимыми для выполнения работ по добыче полезных ископаемых (йодных вод), поскольку, не выполнив данные работы, общество не сможет осуществлять добычу полезных ископаемых, выручка от реализации которых является объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.
Поскольку бурение разведочных скважин №№5н/1, 8н/1, 4ц-1/1, 7н/1, 4н/1 для изучения лицензионного участка, проведение комплекса геологических работ с использованием этих скважин, а также их последующая ликвидация являлись необходимыми условиями разработки Северодвинского месторождения, то выполнение данных работ необходимо для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС.
Довод налогового органа о том, что поскольку общество скважины в эксплуатацию не вводило, не принимало их к учету в качестве основного средства, на их стоимость не начислялась амортизация, то суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядной организацией при проведении их консервации, заявлены необоснованно, отклоняется судом как неправомерный.
По мнению суда, вопрос о скважине как об основном средстве может быть поставлен лишь в случае использования этой скважины для реализации добытой через нее йодной воды. Особенности разведки и разработки месторождений полезных ископаемых посредством бурения скважин состоят в том, что возможность определения продуктивности скважины зависит от наличия на исследуемых участках залежей такой йодной воды, в связи с чем до выяснения указанного обстоятельства затраты по бурению поисковой скважины учитываются как сумма фактически произведенных затрат на освоение природных ресурсов.
При этом признание скважины непродуктивной и принятие решения о ее ликвидации свидетельствуют о том, что расходы по ее строительству являются расходами на освоение природных ресурсов, а не расходами, связанными с созданием объекта основных средств.
В данном случае, работы по консервации скважин отражены обществом на счете 20 (затраты в незавершенном производстве).
Таким образом, применение (списание) затрат в отношении консервируемых скважин обуславливает применение налогового вычета сумм НДС в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 171 и пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты.
Исходя из изложенного, суд находит заявленное требование общества обоснованным, а отказ в применении налогового вычета по НДС незаконным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, уплаченная лицом, участвующим в деле, в пользу которого принят судебный акт, взыскивается арбитражным судом со стороны.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Признать недействительным, как несоответствующее Налоговому кодексу РФ, решение инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску № 16-23/1654 от 19.12.2007г. об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.
Обязать инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Архангельску устранить допущенные нарушения прав и законных интересов закрытого акционерного общества «Боброво – 2» путем возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 179 665 руб. в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по г.Архангельску в пользу закрытого акционерного общества «Боброво - 2» 2000 руб. 00 коп. государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья Чурова