ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-7883/2022 от 14.09.2022 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

14 сентября 2022 года

г. Архангельск

Дело № А05-7883/2022

Резолютивная часть решения объявлена 14 сентября 2022 года

Полный текст решения изготовлен 14 сентября 2022 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Юринской И.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Печурой М.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Котласский» (ОГРН 1022901028204; ИНН 2913003189; адрес: 165300, Архангельская область, г.Котлас, ул.Дзержинского, д.8)

о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Орион» (ОГРН 1202900002040; ИНН 2905014116; адрес: 197343, Санкт-Петербург, вн.тер.г. МО Ланское, ул.Матроса Железняка, д.57, лит.А, кв.226) к административной ответственности,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области (ОГРН 1022900530278; адрес: 163069, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18),

при участии в судебном заседании: от заявителя – не явились, от ответчика – Некрасовой И.Н. по доверенности от 16.12.2020, от третьего лица - не явились,

установил:

Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Котласский» (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Орион» (далее – ответчик) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Ответчик с требованием не согласен, указывает, что не был извещен о приостановлении действия лицензии, просит не применять наказание в виде конфискации алкогольной продукции.

В соответствии частью 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя.

Обществу 24.05.2021 выдана лицензия на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания № 29РПО0001024, сроком действия с 24.05.2021 до 23.05.2022.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 № 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" действие лицензии продлено до 23.05.2023.

Согласно лицензии ООО "Орион" осуществляет деятельность в объектах, расположенных по адресам: Архангельская области: г.Коряжма, просп. имени М.В. Ломоносова, д.5-В, пом. 8-Н, бар (пом.№8, часть пом.№1, цокольный этаж) (КПП 290501001); г.Коряжма, ул. им.Дыбцына, д.8, бар (пом.№ 30, пом. №№ 34-41, части пом. № 25,26, 1 этаж) (КПП 290545002); Коряжма, ул.Кирова, д.17А, бар (часть пом.№2 (1 этаж) часть пом. №1 (мансардный этаж)) (КПП 290545001); г.Котлас, просп.Мира, д.29, бар (пом.№13, часть пом. №2; 1 этаж) (КПП 290445001); г.Котлас, ул.Маяковского, д.15, бар (пом. № 1,4, часть пом.№2, 1 этаж) (КПП 290445002); Котласский муниципальный район, СНТ "Садоводы Севера", в 2-х км от деревни Борки, бар (КПП 290445003).

Распоряжением министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области (далее - министерство) от 26.05.2022 № 393-рл действие лицензии ООО "Орион" приостановлено до 26.07.2022 и обществу установлен срок до 25.07.2022 для направления в министерство заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии с приложением копий платежных документов, подтверждающих уплату административных штрафов.

30.05.2022 за вх № 8324 в ОМВД России "Котласский" из лицензирующего органа поступила информация о том, что лицензирующим органом 26.05.2022 вынесено распоряжение № 393-рл "О приостановлении действия лицензии ООО "Орион".

31.05.2022 в 09 часов 57 минут сотрудниками ОМВД России «Котласский» при проведении мероприятия на предмет установления фактов нарушения требований Федерального закона №171-ФЗ от 22.11.1995 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в баре «Винный погреб», принадлежащем ООО «Орион» ИНН 2905014116 и расположенном на первом этаже многоквартирного жилого дома по адресу: Архангельская область, г.Котлас, пр.Мира, д.29, непосредственно установлен факт незаконной продажи алкогольной продукции: 1 бутылки водки «Архангельская северная выдержка», объемом 0,5 литра, с содержанием алкоголя 40 %., федеральная специальная марка № 307 27473050 по цене 470 рублей без лицензии на право розничной продажи алкогольной продукции.

На основании ст.27.1 КоАП РФ и в соответствии со ст.27.8 КоАП РФ осмотрено помещение бара «Винный погреб» ООО «Орион». Осмотром установлено, что на реализации находится крепкая алкогольная продукция в большом ассортименте, выставлена на витринах, предлагается к продаже. В складских помещениях обнаружен большой объем крепкой алкогольной продукции в большом ассортименте, данная продукция приготовлена к продаже. Осмотр проведен с применением технических средств, произведена видеосъемка. По результатам осмотра составлен протокол осмотра помещений бара, территорий и находящихся там вещей и документов. По результатам осмотра произведено изъятие находящейся в незаконном обороте алкогольной продукции, а также обнаруженных документов, в соответствии с требованиями ст.27.10 КоАП РФ, составлен протокол изъятия. Копия протокола вручена представителю общества.

Дополнительно у лицензирующего органа была запрошена информация исх.№ 15-4253 от 30.05.2022. По состоянию на 31.05.2022 лицензирующий орган сообщил (исх.№205-04/2740 от 31.05.2022), что на указанную дату сведения об оплате штрафов ООО «Орион» отсутствуют, штрафы являются неоплаченными, в связи с чем действие лицензии ООО «Орион», приостановленное распоряжением № 393-рл от 26.05.2022, не возобновлялось.

Административный орган пришел к выводу, что на момент 31.05.2022 ООО «Орион» не имело действующей лицензии на право розничной продажи алкогольной продукции по адресу: г.Котлас, пр.Мира, д.29 и не имело право на розничную продажу алкогольной продукции.

По данному факту заместителем начальника отдела по исполнению административного законодательства ОМВД России "Котласский" 14.07.2022 в отношении общества составлен протокол 29 АК № 278307 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.

Протокол об административных правонарушениях вместе с заявлением и иными доказательствами по делу направлены в арбитражный суд для рассмотрения по подведомственности на основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ и статьи 202 АПК РФ.

Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения, лицо его совершившее, его вина. Указанные обстоятельства подлежат доказыванию в порядке, определенном главой 26 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными указанным кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В части 3 статьи 14.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.

Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации.

На основании статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закон

В соответствии со статьей 18 Закона № 171-ФЗ оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляется организациями при наличии соответствующих лицензий.

Согласно пункту 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ запрещается производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий.

Как указано в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок.

Вместе с тем, как уже отмечалось выше, 24.05.2021 обществу была выдана лицензия на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания N 29РПО0001024, сроком действия с учетом постановления Правительства РФ от 12.03.2022 № 353, до 23.05.2023.

Согласно пункту 2 статьи 20 Закона N 171-ФЗ действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции прекращается по истечении срока действия такой лицензии и в случае ликвидации лицензиата или в случае принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия такой лицензии на основании заявления лицензиата.

Следовательно, законом определены следующие случаи прекращения действия лицензии:

- истечение срока действия лицензии;

- ликвидация лицензиата;

- принятие лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании заявления лицензиата.

Кроме того, пунктами 3, 3.1 и 3.2 статьи 20 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда по обращению лицензирующего органа или решением Росалкогольрегулирования, а также установлен исчерпывающий перечень оснований для аннулирования лицензий в судебном и административном (внесудебном) порядке.

В рассматриваемом случае лицензия на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания N 29РПО0001024 по состоянию на 31.05.2022 (день выявления вменяемого обществу административного правонарушения) не прекратила свое действие и не была аннулирована по решению суда либо вступившему в законную силу решению Росалкогольрегулирования.

Распоряжением министерства от 26.05.2022 № 393-рл действие названной лицензии было лишь приостановлено до 26.07.2022.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что, вопреки позиции административного органа, на момент выявления вменяемого Обществу административного правонарушения лицензия на розничную продажу алкогольной продукции была действующей (не прекращенной и не аннулированной), хотя ее действие и было приостановлено с 26.05.2022.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП Российской Федерации, образуют противоправные действия организации, связанные с оборотом (в том числе розничной продажей) алкогольной продукции в отсутствие соответствующей лицензии

Приостановление же действия лицензии не означает прекращение ее действия (при соблюдении определенных условий действие лицензии может быть возобновлено), в связи с чем совершение неправомерных операций, связанных с оборотом алкогольной продукции (например, розничная ее продажа), в период приостановления действия соответствующей лицензии не может быть квалифицировано по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.

Из содержания положений частей 1 и 3 статьи 14.17 КоАП РФ следует, что законодатель рассматривает производство и оборот алкогольной продукции без соответствующей лицензии в качестве правонарушения, имеющего значительно большую общественную опасность для сферы государственного регулирования в данной области в сравнении с производством или оборотом такой продукции с нарушением лицензионных требований (условий), что находит отражение в несопоставимости размеров санкций, установленных данными нормами.

На необходимость учета судами подобных обстоятельств при разграничении (квалификации) административных правонарушений обращено внимание в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 марта 2018 года.

Из подпункта 1 пункта 9 статьи 19 и пункта 4 статьи 23.2 Закона N 171-ФЗ следует, что применительно к деятельности, связанной с производством и оборотом алкогольной продукции, лицензионными признаются требования, установленные в статьях 2, 8, 9, 10.1, 11, 14.1, 16, 19, 20, 25 и 26 данного Закона.

В свою очередь, в силу пункта 1 статьи 20 Закона N 171-ФЗ в период приостановления действия лицензии организация не вправе осуществлять оборот алкогольной продукции (в том числе розничную ее продажу).

Анализ имеющихся доказательств позволяет сделать вывод о нарушении обществом положений статей 19, 20 Закона N 171-ФЗ, выразившихся в обороте алкогольной продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, а именно, оборот алкогольной продукции в период приостановления действия лицензии.

Несоблюдение данного лицензионного требования (условия), то есть невыполнение решения лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии, является основанием для применения мер государственного принуждения, в том числе в виде административной ответственности по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ.

Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 14.17 КоАП РФ, являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и оборота этилового спирта, лицензирования и соблюдения лицензионных требований и условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Объективную сторону данного административного правонарушения образует, в том числе, оборот алкогольной продукции, включая розничную ее продажу, с нарушением условий лицензионных требований.

Наличие в действиях общества события правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в том числе протоколом об административном правонарушении от 14.07.2022, актом закупа от 31.05.2022, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 31.05.2022, протоколом изъятия от 31.05.2022, чеком, ценниками, фотоматериалами, объяснениями представителя общества по доверенности от 01.01.2022 Пятлиной В.В. от 31.05.2022, объяснениями продавца Чемодановой А.Н. от 31.05.2022, распоряжением министерства от 26.05.2022 о приостановлении действия лицензии, копией договора аренды от 29.10.2020.

В пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.

В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" также разъяснено, что несмотря на обязательность указания в протоколе об административном правонарушении наряду с другими сведениями, перечисленными в части 2 статьи 28.2 КоАП Российской Федерации, конкретной статьи КоАП Российской Федерации или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП Российской Федерации относит к полномочиям судьи.

Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП Российской Федерации, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что они являются достаточными для квалификации противоправных действий ООО "Орион", выразившихся в розничной продаже алкогольной продукции в период приостановления действия лицензии, по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Статьей 26.1 КоАП РФ также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суд приходит к выводу о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по исполнению требований законодательства, регулирующего правоотношения по обороту алкогольной продукции, в используемом им торговом объекте. Доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения таких требований материалы дела не содержат.

Довод общества о том, что оно не было извещено о приостановлении действия лицензии судом не принимается. Копия распоряжения министерства от 26.05.2022 № 393-рл о приостановлении действия лицензии направлена в адрес общества по адресу электронной почты ООО "Орион", указанному в лицензии, и по которому в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 19 Закона № 171-ФЗ лицензирующий орган осуществляет переписку, а также заказным почтовым отправлением 27.05.2022. Кроме того, как указало министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области, представитель общества 26.05.2022 уведомлен о приостановлении действия лицензии по телефону, указанному в заявлении на выдачу лицензии ООО "Орион".

Факт извещения общества о приостановлении действия лицензии подтверждается также объяснениями представителя общества по доверенности от 01.01.2022 Пятлиной В.В. от 31.05.2022, из которых следует, что на 31.05.2022 действие лицензии приостановлено, о чем она узнала примерно позавчера, на электронную почту общества поступило извещение.

На момент рассмотрения дела в суде срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

Нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ, которые могут послужить основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности, не позволяющих полно и объективно рассмотреть настоящее дело, судом не установлено.

Суд не усматривает оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, поскольку в силу нормы, содержащейся в статье 2.9 КоАП РФ, а также разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пунктах 18 и 18.1 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Совершенное правонарушение посягает на установленный государством порядок, который должен носить устойчивый характер, соблюдение его является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере.

В рассматриваемом случае суд не усматривает каких-либо исключительных обстоятельств, послуживших причиной совершения ООО "Орион" достаточно грубого административного правонарушения, выразившегося в реализации алкогольной продукции, с нарушением лицензионных требований, а именно в период приостановления действия лицензии.

Санкция части 1 статьи 14.17 КоАП РФ предусматривает для юридических лиц наказание в виде административного штрафа в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

В силу части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

С учетом характера совершенного административного правонарушения, суд полагает, что общество подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 10000 руб.

В соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения по следующим реквизитам: наименование получателя платежа: Получатель платежа: УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (УМВД России по Архангельской области), ИНН: 2901071427, КПП: 290101001, р/с: 03100643000000012400, банк получателя: Отделение Архангельск Банка России/УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, КБК: 18811601331010000140, БИК: 011117401, ОКТМО: 11710000, УИН: 18880429220292783079.

При отсутствии у суда документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней с момента вступления в законную силу настоящего решения оно будет направлено судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ установлено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.

В силу пункта 2 части 3 указанной статьи передаче в соответствующие организации или уничтожению подлежат вещи, изъятые из оборота.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 15.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте, то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ вещи, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения в соответствии с частью 3 статьи 3.7 КоАП РФ у лиц, которые владеют данным имуществом на законных основаниях, лишь на том основании, что оно используется с нарушением установленных законом требований, недопустимо.

Исключением из этого правила являются случаи, прямо предусмотренные законом (например, пунктом 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ) (пункт 23.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

Под случаи и критерии, перечисленные в пункте 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ, изъятая алкогольная продукция не подпадает.

Указанное согласуется с разъяснениями, изложенными по этому вопросу в Обзоре практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.09.2018.

Алкогольная продукция, изъятая на основании протокола изъятия от 31.05.2022, не изъята из оборота. То обстоятельство, что алкогольная продукция реализована обществом с нарушением лицензионных требований само по себе не влечет признание данной продукции находящейся в незаконном обороте.

С учетом установленных по настоящему делу обстоятельств и отсутствие доказательств нахождения спорной продукции в незаконном обороте, изъятая алкогольная продукция по протоколу от 31.05.2022, подлежит возврату обществу.

Изъятые по протоколу изъятия от 31.05.2022 ценники, являющиеся вещественным доказательством, подлежат оставлению в деле.

Товарно-транспортные накладные, реестр документов к ТТН, тетрадь с записями в обложке зеленого цвета, подлежат возврату обществу, после вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Привлечь общество с ограниченной ответственности «Орион» (ОГРН 1202900002040; ИНН 2905014116; адрес: 197343, Санкт-Петербург, вн.тер.г. МО Ланское, ул.Матроса Железняка, д.57, лит.А, кв.226) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 100000 руб.

Изъятые по протоколу изъятия от 31.05.2022 алкогольная продукция, товарно-транспортные накладные, реестр документов к ТТН, тетрадь с записями в обложке зеленого цвета, подлежат возврату обществу с ограниченной ответственностью "Орион".

Изъятые по протоколу изъятия от 31.05.2022 ценники, являющиеся вещественным доказательством, подлежат оставлению в деле в течении всего срока его хранения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья

И.С. Юринская