ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-7969/16 от 22.09.2016 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

22 сентября 2016 года

г. Архангельск

Дело № А05-7969/2016

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Бекаровой Е.И.

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению публичного акционерного общества «Архангельская сбытовая компания» (ОГРН <***>; место нахождения: 369000, <...>)

к ответчику – государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: 163072, <...>)

о признании незаконным и отмене постановления № 01-10/410 от 28.03.2016,

установил:

публичное акционерное общество «Архангельская сбытовая компания» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к государственной жилищной инспекции Архангельской области (далее – ответчик, инспекция) о признании незаконным и отмене постановления № 01-10/410 от 28.03.2016 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 5000 рублей.

Определением от 02.08.2016 заявление принято судом к рассмотрению в порядке упрощённого производства. Определение суда получено сторонами согласно уведомлениям организации почтовой связи.

Заявитель полагает оспариваемое постановление незаконным и подлежащим отмене в связи с тем, что административным органом не доказан факт совершения обществом вменяемого ему правонарушения, так как замеры напряжения в электрической сети были произведены вне зоны ответственности гарантирующего поставщика (внутри жилого помещения в розетке указанного жилого дома, а не на вводных изоляторах дома – месте соединения коллективного (общедомового) прибора учёта с соответствующей инженерной сетью, входящей в жилой дом) в нарушение п.8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства от 13.08.2006 №442. Кроме того, заявитель ссылается на то замер напряжения произведён должностным лицом жилищной инспекции недостоверно ввиду использования прибора АРРА 80, не предназначенного для измерения установившегося отклонения напряжения, нарушения методики измерений, а также применён недействующий стандарта – ГОСТ 13109-97.

Инспекция представила в дело отзыв на заявление, в котором с требованиями общества не согласилась, полагая привлечение к административной ответственности законным и обоснованным. Инспекция просит в удовлетворении заявления обществу отказать.

Поводом к оспариванию постановления от 28.03.2016 №01-10/410 явились следующие обстоятельства, установленные в ходе исследования имеющихся в деле доказательств.

По обращению жителей многоквартирного дома №18 по ул.Свердлова в г.Онеге Архангельской области на основании распоряжения от 19.01.2016 №СЗ-02/10-11/44 государственным жилищным инспектором ФИО1 02.02.2016 проведена внеплановая проверка общества на предмет соблюдения жилищного законодательства в сфере предоставления коммунальных услуг.

В ходе проверки установлено, что напряжение электрического тока в жилом доме №18 по ул.Свердлова в г.Онеге (далее – жилой дом) составляет от 164В до 180В, что не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (пункт 5.2 ГОСТ 13109-97), что является нарушением п.10 Приложения №1 (Требования к качеству коммунальных услуг) к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее – Правила №354). Замеры выполнены мультиметром цифровым АРРА 80, свидетельство о поверке №61729 от 16.12.2016. По результатам проверки составлен акт проверки соблюдения законодательства в сфере предоставления коммунальных услуг №СЗ-02/10-02/13 от 02.02.2016.

02.02.2016 инспекцией в отношении общества вынесено предписание №СЗ-02/10-06/73 об устранении выявленных нарушений.

04.02.2016 государственным жилищным инспектором ФИО1 в присутствии представителя общества ФИО2, действующего по доверенности от 16.04.2015 №01-07/16-2/87, в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении №СЗ-02/10-04/66 о совершении административного правонарушения, ответственность за которое наступает по ст.7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель общества в письменных объяснениях, содержащихся в протоколе об административном правонарушении, указал на несогласие с протоколом, так как отсутствуют надлежащие доказательства события административного правонарушения

Определением от 04.02.2016 №СЗ-02/03-44/57 дело об административном правонарушении назначено к рассмотрению на 15.02.2016 в 11 час 30 мин. Определение получено обществом 04.02.2016.

По ходатайству представителей общества в соответствии со ст.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определением от 15.02.2016 №03-46/346 срок рассмотрения дела административным органом продлён, рассмотрение дела назначено на 14.03.2016.

Дело рассмотрено 14.03.2016 в присутствии представителей общества ФИО3 и ФИО4, действующих на основании доверенностей соответственно от 01.02.2016 №01-07/16-2/4 и от 01.02.2016 №01-07/16-2/12.

По результатам рассмотрения дела вынесено постановление №01-10/410 о назначении административного наказания от 28.03.2016, согласно которому общество привлечено к административной ответственности по ст.7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 5000 руб.

Постановление направлено по почте с сопроводительным письмом от 15.07.2016 №01-34/3858 и получено обществом 19.07.2016 (вх.№4068), что подтверждается копией уведомления организации почтовой связи о вручении почтового отправления.

Общество не согласилось с законностью привлечения его к административной ответственности и 29.07.2016 обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене. Заявление общества рассматривается в настоящем деле.

Проанализировав представленные в дело доказательства, суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии со ст.7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Такие показатели качества электрической энергии в сети потребителя как напряжение и частота относятся к режиму обеспечения населения коммунальными услугами и указаны в пункте 10 приложения N 1 к Правилам N 354, следовательно, несоответствие напряжения в электрической сети действующему законодательству правильно квалифицировано административным органом по ст.7.23. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 под коммунальной услугой понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); под коммунальными ресурсами - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.

Также указанной нормой установлено, что потребителем коммунальных услуг является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставку электрической энергии ее потребителям, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

ОАО "Архэнергосбыт" как исполнитель коммунальной услуги получает от потребителей жилого дома плату за оказание коммунальной услуги по электроснабжению.

Таким образом, общество как исполнитель коммунальной услуги по электроснабжению принял на себя обязательства по поставке электроэнергии конкретным потребителям, в связи с чем, в соответствии с пунктом 149 Правил N 354 несет ответственность за нарушение качества предоставленной услуги для граждан, проживающих в жилом доме №18 по ул.Свердлова в г.Онеге.

Пунктом 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, установлено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подпунктом "в" пункта 3 Правил №354 установлено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении 1.

Согласно подпункту "а" пункта 31 названных Правил №354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 10 Приложения №1 к Правилам №354 требованием к качеству коммунальной услуги по обеспечению электрической энергией является постоянное соответствие напряжения и частоты электрического тока требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ 13109-97 и ГОСТ 29322-92), отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.

ГОСТ 13109-97 утратил силу на территории Российской Федерации с 01.07.2014 и с этого момента в действие вступил ГОСТ 32144-2013.

«ГОСТ 32144-2013. Межгосударственный стандарт. Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения» (введен в действие Приказом Росстандарта от 22.07.2013 N 400-ст) устанавливает показатели и нормы качества электрической энергии (КЭ) в точках передачи электрической энергии пользователям электрических сетей низкого, среднего и высокого напряжения систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц.

Показатели и нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения в жилых домах проверяются на соответствие, в том числе требованиям ГОСТ 32144-2013, который устанавливает обязательные для соблюдения во всех режимах работы систем электроснабжения общего назначения показатели и нормы качества в электрических сетях систем электроснабжения и распространяет свое действие на электрические сети систем электроснабжения общего назначения.

Согласно пункту 3.1.1 ГОСТ 32144-2013 система электроснабжения общего назначения определяется как совокупность электроустановок и электрических устройств, предназначенных для обеспечения электрической энергией различных потребителей электрических сетей.

Согласно пункту 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 показателями КЭ, относящимися к медленным изменениям напряжения электропитания, являются отрицательное и положительное отклонения напряжения электропитания в точке передачи электрической энергии от номинального/согласованного значения, %:

; (2)

, (3)

где , - значения напряжения электропитания, меньшие и большие соответственно, усредненные в интервале времени 10 мин в соответствии с требованиями ГОСТ 30804.4.30, подраздел 5.12;

- напряжение, равное стандартному номинальному напряжению или согласованному напряжению .

В электрических сетях низкого напряжения стандартное номинальное напряжение электропитания равно 220 В (между фазным и нейтральным проводниками для однофазных и четырехпроводных трехфазных систем) и 380 В (между фазными проводниками для трех- и четырехпроводных трехфазных систем).

Для указанных выше показателей КЭ установлены следующие нормы: положительные и отрицательные отклонения напряжения в точке передачи электрической энергии не должны превышать 10% номинального или согласованного значения напряжения в течение 100% времени интервала в одну неделю.

Допустимые значения положительного и отрицательного отклонений напряжения в точках общего присоединения должны быть установлены сетевой организацией с учетом необходимости выполнения норм настоящего стандарта в точках передачи электрической энергии.

В электрической сети потребителя должны быть обеспечены условия, при которых отклонения напряжения питания на зажимах электроприемников не превышают установленных для них допустимых значений при выполнении требований настоящего стандарта к КЭ в точке передачи электрической энергии.

При оценке соответствия электрической энергии нормам КЭ, относящимся к медленным изменениям напряжения, установленным в настоящем стандарте, должны быть проведены измерения по ГОСТ 30804.4.30, подраздел 5.12, класс A, при этом маркированные данные не учитываются.

В соответствии с пунктом 3.1.6 ГОСТ 32144-2013 точка передачи электрической энергии: точка электрической сети, находящаяся на линии раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном законами основании, определенная в процессе технологического присоединения.

В соответствии с пунктом 3.1.9 ГОСТ 32144-2013 напряжение электропитания: среднеквадратическое значение напряжения в определенный момент времени в точке передачи электрической энергии пользователю электрической сети, измеряемое в течение установленного интервала времени.

Представленный в материалы дела акт от 02.02.2016 №СЗ-02/10-02/73, в котором государственный жилищный инспектор делает вывод о несоответствии качества электроэнергии, поскольку напряжение электрического тока составляет от 160В до 180В, не содержит данных о том, в какой конкретно точке производились измерения, в том время как действующий ГОСТ 32144-2013 предусматривает, что измерения должны быть произведены в точке передачи электрической энергии. Кроме того, административным органом не представлены результаты измерений (в течение какого периода времени производились измерения, какие показатели напряжения установлены и т.п.).

Изложенные недостатки акта с учётом того, что измерения были произведены жилищным инспектором, технический специалист, имеющий специальные познания в данной области, административным органом не привлекался, в акте отсутствуют ссылки на действующие нормативные акты, регулирующие спорные правоотношения на момент проверки (сделана ссылка на утративший силу ГОСТ 13109-97, а не на существующий ГОСТ 32144-2013, отсутствует ссылка на методику измерений, установленную ГОСТ 30804.4.30-2013), не позволяют с достоверностью утверждать, что в ходе проведения проверки в жилом доме должностным лицом инспекции было установлено, что качество услуги по электроснабжению не соответствует действующим нормативам по показателю уровень напряжения, что подтверждено соответствующим актом проверки.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Оценив представленные сторонами доказательства в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришёл к выводу, что вывод инспекции о наличии нарушений обществом нормативного уровня обеспечения населения электрической энергией не обоснован, оспариваемое постановление не соответствует закону, нарушает права и законные интересы общества, подлежит отмене ввиду недоказанности события правонарушения.

Руководствуясь статьями 207-211, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, , Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление №01-10/410 от 28 марта 2016 года о назначении административного наказания, принятое в г.Архангельске Государственной жилищной инспекцией Архангельской области в отношении публичного акционерного общества "Архангельская сбытовая компания" (ОГРН <***>; место нахождения: 369000, <...>, Россия, <...>) о привлечении к административной ответственности по ст.7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 5000 руб.

Настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия.

Судья

Е.И. Бекарова