АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
20 июля 2017 года
г. Архангельск
Дело № А05-7969/2017
Резолютивная часть решения объявлена 19 июля 2017 года
Решение в полном объёме изготовлено 20 июля 2017 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Козьминой С.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Юринской И.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 163000, <...>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Уютный город» (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 165160, г.Шенкурск, Архангельская область, ул.Кудрявцева, д.5, корп.А, оф.2)
о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании представителей: от заявителя – не явились, от лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО1 по доверенности от 13.07.2017
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области (далее – Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Уютный город» (далее – общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Управление о слушании дела извещено надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило,
Данное дело подведомственно арбитражному суду в силу части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, согласно которой судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.
Управление о слушании дела извещено надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило,
Обществом заявлено ходатайство о замене административного штрафа на предупреждение на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.
В Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Архангельской области поступили материалы из прокуратуры Шенкурского района от 21.04.2017 № 7-12-2017 (вход. № 2256 от 24.04.2017).
Согласно представленным документам ООО «Управляющая компания «Уютный город» в 2016 и 2017 годах заключило договоры на размещение твердых бытовых отходов на территории свалки по адресу: МО «Шенкурский муниципальный район» Архангельской области, кв. 51 Шенкурского лесничества.
Согласно данным государственного реестра объектов размещения отходов, размещенным в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://rpn.gov.ru/node/853 в Государственном реестре объектов размещения отходов, формируемом Росприроднадзором в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденном Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792, объект размещения отходов по адресу: МО «Шенкурский муниципальный район» Архангельской области, кв. 51 Шенкурского лесничества отсутствует.
Определением от 03.05.2017 № 06-02-55/2017 в отношении ООО «УК «Уютный город» возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование по статье 8.2 КоАП РФ.
Определением об истребовании сведений от 03.05.2017 у Общества запрошены сведения, необходимые для разрешения дела об административном правонарушении. Общество письмом от 15.05.2017 № 23 направило в адрес Управления пояснительную записку и копии запрошенных документов.
Согласно материалам инвентаризации свалка принадлежит Администрации МО «Шенкурский муниципальный район». ООО «УК «Уютный город» эксплуатирует её на основании договора аренды от 28.05.2010 № 10/54-11.
Обществом заключены договора на предоставление услуг по утилизации (захоронению) твердых и жидких бытовых отходов с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в Шенкурском районе Архангельской области. Пунктами 1.1 договоров определено, что ООО «УК «Уютный город» осуществляет захоронение отходов на свалке бытовых отходов по адресу: МО «Шенкурский муниципальный район» Архангельской области, кв. 51 Шенкурского лесничества. Так же Обществом 06.02.2017 в адрес Управления представлена годовая статистическая форма 2-ТП (отходы) за 2016 год. Согласно данной форме в 2016 году на свалке было размещено 21436,2 тонн отходов IV и V класса. Из них отходы V класса составляют 1284,9 тонн, а отходы IV класса - 20151,3 тонны. В 2017 году по данным первичного учета и бухгалтерской справке захоронено 4113,20 куб.м. твердых отходов и 5242,5 куб.м. жидких бытовых отходов.
Таким образом, ООО «УК «Уютный город» осуществляет хозяйственную деятельность по размещению отходов IV класса опасности на свалке бытовых отходов по адресу: МО «Шенкурский муниципальный район» Архангельской области, кв. 51 Шенкурского лесничества.
ООО «УК «Уютный город» ранее имело лицензию, выданную Управлением от 24.12.2010 № ОП-0007 (29) на деятельность по сбору, транспортированию и размещению отходов IV класса опасности. Срок действия лицензии - 24.12.2015. Таким образом, в настоящее время срок действия лицензии истек. Общество не обращалось в Управление за получением новой лицензии.
Соответственно, ООО «УК «Уютный город» осуществляет эксплуатацию объекта размещения отходов в отсутствие лицензии на деятельность по размещению отходов, чем нарушает требования части 1 и 2 статьи 30 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 30 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», взимая при этом плату за размещение принятых и размещенных отходов.
Уведомлением от 26.05.2017 общество извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
По результатам расследования в отношении ООО «УК Уютный город» 13.06.2017 государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по территории Архангельской области ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении № 06-02-72/2017, предусмотренном частью 2 статьей 14.1 КоАП РФ. Копия протокола направлена обществу 16.06.2017
Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя общества, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, являются общественные отношения в области осуществления предпринимательской деятельности. При этом данные отношения непосредственно касаются установленного государственного порядка и права на занятие той или иной предпринимательской деятельностью, на осуществление которой необходимо получение специального разрешения (лицензии). Объективной стороной этого правонарушения является осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) определено, что отходы производства и потребления (далее – отходы) – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов.
В силу части 1 статьи 30 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию. В части 2 данной статьи указано, что перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливается федеральными законами.
В силу пункта 30 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
В соответствии со статьей 9 Закона № 89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона.
Материалами дела подтверждается, что обществом осуществлялась деятельность по размещению отходов IV класса опасности в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает доказанным событие вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Доказательств невозможности соблюдения обществом установленных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств в материалах дела не имеется.
С учетом изложенного, суд считает доказанным состав вменяемого обществу административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ, которые могут послужить основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности, не позволяющих полно и объективно рассмотреть настоящее дело, судом не установлено.
В материалах дела отсутствуют данные, которые позволили бы суду квалифицировать совершенное правонарушение в качестве малозначительного. Ответчик в течение длительного периода времени осуществлял деятельность, подлежащую лицензированию, при отсутствии необходимой лицензии. Суд полагает, что осуществление такой деятельности без лицензии влечет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.
На момент рассмотрения дела в арбитражном суде не истёк срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность ответчика, судом не установлено, о наличии таких обстоятельств сторонами суду не заявлено.
Суд отклоняет ходатайство ответчика о замене штрафа на предупреждение на основании следующего.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Ответчик ссылается, в том числе на то, что выявленное нарушение не причиняет вреда и не создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Вместе с тем, лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.
Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.
В случае безлицензионного осуществления деятельности по сбору, транспортировке и размещению отходов 4 класса опасности нарушается не только установленный порядок лицензирования, как разрешительной системы государства на занятие определенным видом деятельности, но и требования экологической безопасности. Данная деятельность затрагивает сферу жизни и здоровья населения. Специфика указанного вида деятельности при отступлении от предусмотренных законом требований создает реальную возможность нанесения ущерба правам и законным интересам граждан, охраняемым государством общественным отношениям. До получения лицензии нельзя признать подтвержденной наличие у организации-соискателя лицензии возможности осуществлять лицензируемый вид деятельности с учетом прав и интересов граждан, охраняемых общественных отношений.
На основании изложенного, с учетом характера совершенного административного правонарушения, отсутствия отягчающих ответственность обстоятельств, суд считает, что общество подлежит привлечению к административной ответственности, установленной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в минимальном размере – 40 000 рублей.
В соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения по следующим реквизитам: Получатель: УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (администратор платежа - Управление Росприроднадзора по Архангельской области л/с <***>, ИНН <***>, КПП 290101001); р/с получателя 40101810500000010003 в отделении Архангельск г.Архангельск. БИК 041117001, ОКТМО 11701000; КБК 048 1 16 07000 01 6000 140; УИН – 0.
При отсутствии у суда документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней с момента вступления в законную силу настоящего решения оно будет направлено судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
В резолютивной части решения от 19.07.2017 допущена опечатка, а именно указана дата регистрации ответчика в ЕГРЮЛ «06.02.2019», тогда как следовало указать «06.02.2009».
В соответствии с частью 3 статьи 179 АПК РФ арбитражный суд, принявший решение, по заявлению лица, участвующего в деле, судебного пристава - исполнителя, других исполняющих решение арбитражного суда органа, организации или по своей инициативе вправе исправить допущенные в решении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения его содержания. Допущенная опечатка в резолютивной части решения Арбитражного суда Архангельской области от 19.07.2017 по делу № А05-7969/2017 подлежит исправлению в порядке, определенном статьей 179 АПК РФ, поскольку не изменяет содержание принятого решения.
Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Уютный город», зарегистрированное 06.02.2009 в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***>, находящееся по адресу: Россия, 165160, г.Шенкурск, Архангельская область, ул.Кудрявцева, д.5, корп.А, офис 2, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Судья
С.В. Козьмина