АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
04 октября 2011 года
г. Архангельск
Дело № А05-7982/2011
Резолютивная часть решения объявлена 30 сентября 2011 года
Решение в полном объёме изготовлено 04 октября 2011 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Панфиловой Н.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тарасовой А.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН <***>)
к Войсковой части 28108 (ОГРН <***>)
о взыскании 5950руб.38коп.,
при участии в заседании представителей:
от заявителя – не явился,
от ответчика – ФИО1 (доверенность от 29.08.2011),
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением № 2.4-13/10667 от 05.08.2011 о взыскании с Войсковой части 28108 задолженности в сумме 5950руб.38коп., в том числе 5747руб. налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2010 года и 203руб.38коп. пеней за период с 26.11.2010 по 18.01.2011, начисленных за неуплату в установленные законом сроки налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2010 года.
Заявитель в судебное заседание не явился, о слушании дела извещён надлежащим образом.
Представитель ответчика в судебном заседании с требованиями заявителя не согласился по доводам, изложенным в отзыве.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Ответчик в отзыве и в судебном заседании указал, что заявителем неверно определён ответчик по делу, так как Войсковая часть 28108 является филиалом Федерального бюджетного учреждения – Управление Ленинградского военного округа. По мнению ответчика, данный вывод подтверждается отсутствием у филиала свидетельства о государственной регистрации юридического лица (имеется лишь уведомление о постановке на учёт российской организации в налоговом органе по месту нахождения её обособленного подразделения от 22.12.2009 № 525377). Вместе с тем, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 15 по Санкт-Петербургу 11.12.2009 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании Федерального бюджетного учреждения – Управление Ленинградского военного округа (свидетельство серии 78 № 007609759).
В подтверждение указанных доводов ответчик в материалы дела представил копию Положения о филиале Федерального бюджетного учреждения – Управление Ленинградского военного округа – Войсковая часть 28108, утверждённого Командующим войсками Ленинградского военного округа ФИО2 24.11.2009, копию письма
№ 24-38-06/255 от 14.01.2011 Управления Федерального казначейства по Архангельской области о закрытии лицевого счёта Войсковой части 28108, копию Приказа Командующего войсками Ленинградского военного округа № 498 от 30.12.2009 «О назначении правопреемников воинским частям, учреждениям и организациям, подлежащим реорганизации (ликвидации) и зачисляемым с 1 января 2010 года на финансовое обеспечение в федеральные бюджетные учреждения (их филиалы) и другие учреждения», копии Приказов Министра обороны Российской Федерации № 1045 от 28.09.2009 «О создании федеральный бюджетных учреждений в Ленинградском военном округе», № 861 от 08.07.2010 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Ленинградского военного округа, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации», копии извещений
№ 2400/49 от 29.04.2011, № 4/2400 от 09.01.2011, копии свидетельств о государственной регистрации и постановке на учёт в налоговом органе Федерального бюджетного учреждения – Управление Ленинградского военного округа, копию уведомления о постановке на учёт российской организации в налоговом органе на территории Российской Федерации № 525377 от 22.12.2009.
Согласно письменным пояснениям, представленным заявителем в материалы дела, налоговый орган сведениями о реорганизации ответчика путём присоединения в Федеральному бюджетному учреждению – Управление Ленинградского военного округа не располагает, согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, Войсковая часть 28108 находится в процессе реорганизации в форме присоединения (прекращает деятельность после реорганизации).
Согласно пункту 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В силу пунктов 1, 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
В силу статьи 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов. Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
В силу пунктов 1, 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Ответчиком в материалы дела не представлено доказательств того, что в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о том, что Войсковая
часть 28108 прекратила свою деятельность в связи с реорганизацией в форме присоединения. Представленные ответчиком документы не подтверждают, что он является филиалом другого юридического лица в соответствии с положениями статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В то же время, заявителем в материалы дела представлена выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, в соответствии с которой Войсковая
часть 28108 является действующим юридическим лицом, находящемся в процессе реорганизации в форме присоединения.
Таким образом, из материалов дела следует, что Войсковая часть 28108 зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц за № <***>, сведений о прекращении деятельности данного лица реестр не содержит, следовательно, ответчик является действующим юридическим лицом. Доказательств обратного ответчиком не представлено и судом не установлено.
Обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги предусмотрена статьёй 23 Налогового кодекса Российской Федерации. Эта обязанность обеспечивается пенями (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), которые подлежат уплате налогоплательщиком в случае, если налоговая обязанность исполняется им в более поздние, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, сроки.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральное государственное учреждение Войсковая часть 28108 является плательщиком налога на добавленную стоимость.
В силу статьи 163 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым период по налогу на добавленную стоимость устанавливается как квартал.
Согласно положениям статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации исчисленные суммы налога на добавленную стоимость за истёкший налоговый период подлежат уплате на позднее 20-го числа месяца, следующего за истёкшим налоговым периодом.
Судом установлено, что ответчик представил в налоговый орган декларацию по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2010 года, в соответствии с которой сумма исчисленного налога составила 17 239 руб., в том числе 5747руб. по сроку уплаты 20.12.2010.
Как указал заявитель, сумму исчисленного налога по сроку уплаты 20.12.2010 ответчик не уплатил. Кроме того, заявитель ссылается на то, что ответчиком в установленные законом сроки не уплачен налог на добавленную стоимость по срокам уплаты 20.10.2010 и 20.11.2010.
Ссылаясь на то, что ответчиком в нарушении статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации своевременно не уплачен налог на добавленную стоимость за 3 квартал 2010 года заявитель в соответствии со статьёй 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислил ответчику пени за период с 26.11.2010 по 18.01.2011 в размере 203руб.38коп. в соответствии с представленным в материалы дела расчётом пеней.
Требованием № 75 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 18.01.2011 заявитель предложил ответчику уплатить 5747руб. налога на добавленную стоимость
за 3 квартал 2010 года по сроку уплаты 20.12.2010 и 203руб.38коп. пеней со сроком исполнения до 07.02.2011. Требование № 75 от 18.01.2011 направлено ответчику, но в установленный срок в добровольном порядке не исполнено.
В связи с неисполнением Требования № 75 от 18.01.2011 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу обратилась арбитражный суд с заявлением о взыскании 5747руб. налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2010 года и 203руб.38коп. пеней за период с 26.11.2010 по 18.01.2011, начисленных за неуплату в установленные законом сроки налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2010 года, с Войсковой части 28108.
Ответчик в отзыве и в судебном заседании указал, что Войсковая часть 28108 уплатила налог на добавленную стоимость за 3 квартал 2010 года, в подтверждение чего представил копию платёжного поручения № 293568 от 20.10.2010 об уплате 17 239 руб.
В связи с указанными обстоятельствами суд определением от 01.09.2011 попросил заявителя проверить уплату взыскиваемой суммы данным платёжным поручением. В ответ на указанное определение налоговым органом представлены письменные пояснения
от 27.09.2011, в которых указано, что сумма 17 329 руб. уплачена по платёжному поручению № 293568 от 20.10.2010 предприятием Войсковая часть 28108 – филиал Федерального бюджетного учреждения – Управление Ленинградского военного округа (ИНН: <***>) и разнесено в лицевой счёт плательщика по налогу на добавленную стоимость (начислений у данного предприятия нет, числится переплата).
При этом заявитель указывает, что ответчиком по делу является Войсковая часть 28108 (ИНН: <***>), за которой по данным лицевого счёта числится недоимка по налогу на добавленную стоимость и пеням, заявленные ко взысканию в данном деле.
Также налоговый орган указал, что в Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на учёте состоит 4 налогоплательщика, имеющие наименование «Войсковая часть 28108» с разными ИНН.
При проверке указанных обстоятельств судом установлено, что ответчиком по делу является Войсковая часть 28108, зарегистрированная в Едином государственном реестре юридических лиц 24.12.2002 за № <***>. Указанному юридическому лицу присвоен ИНН <***>.
Однако, ответчиком начата процедура реорганизации в форме присоединения путём образования из Войсковой части 28108 (ОГРН <***>, ИНН <***>) филиала Федерального бюджетного учреждения – Управление Ленинградского военного округа. При этом, в ходе реорганизации в органах федерального казначейства были закрыты лицевые счета ответчика, она была исключена из реестра бюджетополучателей.
На основании Приказа Командующего войсками Ленинградского военного округа
№ 498 от 30.12.2009 «О назначении правопреемников воинским частям, учреждениям и организациям, подлежащим реорганизации (ликвидации) и зачисляемым с 1 января 2010 года на финансовое обеспечение в федеральные бюджетные учреждения (их филиалы) и другие учреждения» правопреемником Войсковой части 28108 является Войсковая часть 28108 – филиал Федерального бюджетного учреждения – Управление Ленинградского военного округа.
Судом также установлено, что Федеральное бюджетное учреждение – Управление Ленинградского военного округа зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 11.12.2009 за № 1099847024903, ему присвоен ИНН <***>. При этом согласно уведомлению № 525377 от 22.12.2009 Федеральное бюджетное учреждение – Управление Ленинградского военного округа 11.12.2009 поставлено на учёт в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения: Войсковой части 28108 – филиал Федерального бюджетного учреждения – Управление Ленинградского военного округа.
Таким образом, Войсковая часть 28108 одновременно продолжает состоять на учёте в налоговом органе в качестве юридического лица, так как в Единый государственный реестр юридических лиц не внесены сведения о том, что Войсковая часть 28108 прекратила свою деятельность, а также состоит на учёте в качестве обособленного подразделения Войсковая часть 28108 – филиал Федерального бюджетного учреждения – Управление Ленинградского военного округа. В связи с изложенным, ответчик ошибочно полагал, что не является юридическим лицом, так как состоит на учёте в качестве филиала ФБУ – Управление Ленинградского военного округа. В отзыве ответчик также ссылался на данные обстоятельства. При этом, полагая, что является филиалом, ответчик уплачивал обязательные платежи, в том числе налог на добавленную стоимость, с указанием реквизитов плательщика – филиала (содержащихся в Уведомлении № 525377 от 22.12.2009).
В платёжном поручении № 293568 от 20.10.2010 также указан ИНН <***>,
КПП 292143001, которые соответствует реквизитам Войсковой части 28108 – филиалу Федерального бюджетного учреждения – Управление Ленинградского военного округа, содержащимся в Уведомлении № 525377 от 22.12.2009. Платёж на сумму 17 239 руб., произведённый данным платёжным поручением, поступил в налоговый орган и разнесён в лицевом счёте плательщика (филиала), на счету которого числится переплата, так как начисления отсутствуют. Данные обстоятельства подтверждается пояснениями заявителя и представленными им документами.
В соответствии со статьёй 58 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога производится в наличной или безналичной формах. Уплата налога организациями производится в безналичной форме – либо с расчётного счёта, открытого в банке или иной кредитной организации, либо с лицевого счёта, открытого в органе федерального казначейства.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
На основании пункта 1 статьи 27 Налогового кодекса Российской Федерации законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или её учредительных документов.
В силу пункта 1 статьи 29 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченным представителем налогоплательщика признаётся физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Учитывая изложенное, суд полагает, что, поскольку ответчик, считая, что не является юридическим лицом, при уплате исчисленного Войсковой частью 28108 налога на добавленную стоимость указал в платёжном поручении № 293568 от 20.10.2010 реквизиты Войсковой части 28108 – филиала Федерального бюджетного учреждения – Управление Ленинградского военного округа, которая согласно Приказу Командующего войсками Ленинградского военного округа № 498 от 30.12.2009 является правопреемником Войсковой части 28108, то ответчиком была исполнена обязанность по уплате налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2010 года.
В связи с изложенным, так как взыскиваемая сумма налога на добавленную стоимость по сроку уплаты 20.12.2010 поступила в доход соответствующего бюджета, она не может быть повторно взыскана с ответчика.
Заявленные ко взысканию пени за период с 26.11.2010 по 18.01.2011 также не подлежат взысканию с ответчика, так как начислены на недоимку по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2010 года, уплаченную платёжным поручением
№ 293568 от 20.10.2010, которое проведено Управлением Федерального казначейства по Архангельской области 21.10.2010, то есть в период начисления пеней недоимка отсутствовала.
Учитывая изложенное, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 167 – 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Отказать Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу во взыскании с Государственного учреждения Войсковая часть 28108 задолженности по налогу на добавленную стоимость и пеням на общую сумму 5950руб.38коп.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья
Н.Ю. Панфилова