АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050
E-mail: arhangelsk.info@arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
14 августа 2012 года
г. Архангельск
Дело № А05-7983/2012
Резолютивная часть решения объявлена 07 августа 2012 года
Полый текст решения изготовлен 14 августа 2012 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Максимовой С.А.
при ведении протокола помощником судьи Поповым Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
инспекции государственного строительного надзора Архангельской области (ОГРН 1042900009151; место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Попова, д. 17)
о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
общества с ограниченной ответственностью «АрхНовоСтрой» (ОГРН 1102901006680; место нахождения: 163002, Архангельская область, г. Архангельск, ул. Павла Усова, 12, 7)
при участии в заседании представителей:
заявителя – Плотниковой Е.В. по доверенности от 11.01.2012,
лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении – не явился, извещён 19.07.2012,
установил:
инспекция государственного строительного надзора Архангельской области (далее – Инспекция, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «АрхНовоСтрой» (далее – Общество) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации (протокол об административном правонарушении от 07.06.2012 № 54).
ООО «АрхНовоСтрой» отзыв на заявленные требования не представило.
В судебном заседании представитель заявителя на привлечении к ответственности настаивала.
ООО «АрхНовоСтрой», извещённое о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии с частью 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей ООО «АрхНовоСтрой».
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью «АрхНовоСтрой» зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1102901006680 и на основании агентского договора от 01.12.2011 (л.д. 18-19) выполняет функции заказчика при строительстве объекта капитального строительства «Здание общественно-делового центра по ул. Садовая в Октябрьском территориальном округе г. Архангельска (без трансформаторной подстанции)» (разрешение на строительство № RU29301000-«304», выданное мэрией города Архангельска) (л.д. 12).
Как следует из материалов дела, 04.04.2012 ООО «АрхНовоСтрой» представило в административный орган извещение от 04.04.2012 № 01-12 о завершении устройства земляных работ и выноса водопровода на указанном объекте капитального строительства (л.д. 23-24).
В связи с поступлением названного извещения 12.04.2012 консультантом отдела строительного надзора и методического обеспечения инспекции государственного строительного надзора Архангельской области Андреевой Е.В. на основании распоряжения руководителя инспекции государственного строительного надзора Архангельской области от 05.04.2012 № 260-р (л.д. 25-26) в присутствии представителя ООО «АрхНовоСтрой» Егошина Д.В., действовавшего на основании доверенности от 10.01.2012 (л.д. 22), была проведена плановая проверка соответствия выполняемых Обществом работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства объекта капитального строительства «Здание общественно-делового центра по ул. Садовая в Октябрьском территориальном округе г. Архангельска (без трансформаторной подстанции)» требованиям технических регламентов, проектной документации.
Копия распоряжения от 05.04.2012 № 260-р была направлена Обществу по факсу 06.04.2012 согласно представленной в материалы дела копии отчёта об отправке (л.д. 26 на оборотной стороне). Номер факса-получателя указан «AKVILON-INVEST», так как Общество входит в состав строительно-инвестиционного холдинга «Аквилон-Инвест» в соответствии с письмом от 31.05.2012 № 111 (л.д. 54).
В ходе проверки был выявлен ряд нарушений законодательства в сфере строительства.
По результатам проверки был составлен акт проверки от 13.04.2012 № 81 (л.д. 27-29), с которым директор ООО «АрхНовоСтрой» Шкулев Н.А. ознакомлен под роспись согласно отметке в представленной в материалы дела копии акта (л.д. 29).
На основании указанного акта 13.04.2012 административным органом было выдано предписание № 81-1 об устранении нарушений при строительстве (л.д. 30-31). ООО «АрхНовоСтрой» было предложено в срок до 18.05.2012 уведомить административный орган о выполнении предписания.
Копия предписания № 81-1 была получена Шкулевым Н.А. 27.04.2012 лично согласно отметке на представленной в материалы дела копии предписания (л.д. 31).
В установленный срок ООО «АрхНовоСтрой» не известило административный орган о выполнении требований предписания № 81-1.
29 мая 2012 года консультантом отдела строительного надзора и методического обеспечения инспекции государственного строительного надзора Архангельской области Андреевой Е.В. на основании распоряжения руководителя инспекции государственного строительного надзора Архангельской области от 24.05.2012 № 347-р (л.д. 39-40) была проведена внеплановая выездная проверка выполнения ООО «АрхНовоСтрой» требований предписаний от 13.04.2012 №№ 81-1, 81-2.
Копия распоряжения от 24.05.2012 № 347-р была направлена Обществу по факсу 24.05.2012 согласно представленной в материалы дела копии отчёта об отправке (л.д. 40 на оборотной стороне). Номер факса-получателя указан «AKVILON-INVEST», так как Общество входит в состав строительно-инвестиционного холдинга «Аквилон-Инвест» в соответствии с письмом от 31.05.2012 № 111 (л.д. 54).
В ходе проверки было установлено, что ООО «АрхНовоСтрой» не устранены следующие нарушения, указанные в предписании от 13.04.2012 № 81-1:
- строительная площадка не оборудована дорогами в твердом исполнении (плиты уложены только при въезде на площадку; с территории стройплощадки не полностью вывезены ларьки, контейнеры и другие строения; не установлена схема движения транспорта; не установлены стенды с противопожарным инвентарём; не представлены согласование стройгенплана с ГИБДД и УАТК мэрии города (пункт 1 предписания);
- не представлена исполнительная документация на работы по выносу водопровода, попадающего в пятно застройки, и на замену камеры ВК - сущ.; не представлен акт приёмки работ МУП «Водоканал», выполненных согласно выданным условиям № 1130 от 11.03.2008; не представлено согласование ГИБДД на разрытие проезжей части по ул. Гайдара (пункт 2 предписания);
- не выполнены работы по устройству шпунтовой стенки откосов котлована в соответствии с проектной документацией и требованиями технических регламентов (шпунтовая стенка без изменений, корректировки проекта от проектировщика не представлены) (пункт 3 предписания);
- не представлен договор на авторский надзор, приказ о назначении лица, ответственного за авторский надзор, журнал авторского надзора для регистрации (пункт 8 предписания);
- не представлен акт о соответствии выполненных внутриплощадочных подготовительных работ по форме Приложения И к СП «Безопасность труда в строительстве» ч. 1, подтверждающий передачу заказчиком строительной площадки подрядчику (пункт 10 предписания);
- не обеспечено устранение выявленных недостатков и приостановка работ до составления актов об устранении выявленный недостатков и предоставления в инспекцию извещений об устранении нарушений в соответствии с п. 6 ст. 52 ГК РФ (работы по отрытию котлована продолжались и начаты работы по забивке свай в осях 1 -7/А-С) (пункт 12 предписания).
По результатам проверки был составлен акт проверки от 29.05.2012 № 115 (л.д. 41-44).
На основании указанного акта 07 июня 2012 года консультантом отдела строительного надзора и методического обеспечения инспекции государственного строительного надзора Архангельской области Андреевой Е.В. в отношении ООО «АрхНовоСтрой» составлен протокол № 54 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ (л.д. 46-50).
Протокол составлен в отсутствие представителей ООО «АрхНовоСтрой», уведомленного в времени и месте его составления надлежащим образом уведомлением от 30.05.2012 № 01-16/367, направленным Обществу заказной корреспонденцией 31.05.2012 по факсу 31.05.2012 согласно представленным в материалы дела копиям почтовой квитанции и отчёта об отправке (л.д. 45 на оборотной стороне). По исследованным судом в ходе судебного заседания сведениям официального сайта ФГУП «Почта России» в сети Интернет заказное письмо с названным уведомлением 01.06.2012 не было вручено Обществу по не зависящим от органа почтовой связи обстоятельствам (временное отсутствие адресата). Номер факса-получателя указан «AKVILON-INVEST», так как Общество входит в состав строительно-инвестиционного холдинга «Аквилон-Инвест» в соответствии с письмом от 31.05.2012 № 111 (л.д. 54).
Копия протокола была направлена Обществу заказной корреспонденцией 09.06.2012 согласно представленным в материалы дела копиям почтовых квитанций и описей вложений в заказные письма (л.д. 51). Номер факса-получателя указан «AKVILON-INVEST», так как Общество входит в состав строительно-инвестиционного холдинга «Аквилон-Инвест» в соответствии с письмом от 31.05.2012 № 111 (л.д. 54).
В заявлении в арбитражный суд Инспекция просит привлечь ООО «АрхНовоСтрой» к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Обществу в вину вменяется совершение административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ данное дело подведомственно арбитражному суду.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Часть 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Объектом правонарушения в данном случае являются общественные отношения, возникающие в сфере государственного строительного надзора.
Объективная сторона выражается в невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Субъектами данного правонарушения являются лица, обязанные выполнять законные предписания указанных органов.
Материалами дела подтверждается и Обществом не оспаривается, что оно на основании агентского договора от 01.12.2011 (л.д. 18-19) выполняет функции заказчика при строительстве объекта капитального строительства «Здание общественно-делового центра по ул. Садовая в Октябрьском территориальном округе г. Архангельска (без трансформаторной подстанции)» (разрешение на строительство № RU29301000-«304», выданное мэрией города Архангельска) (л.д. 12).
Согласно пункту 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства могут осуществляться физическими и юридическими лицами, которые соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к лицам, осуществляющим строительство.
Лицами, осуществляющими строительство, могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным частью 2 данной статьи (часть 3 статьи 52 ГрК РФ).
Таким образом, обязанность по выполнению предписаний уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена как на подрядчика, застройщика, так и на субподрядную организацию, непосредственно осуществляющую работы по строительству.
При таких обстоятельствах, ООО «АрхНовоСтрой» относится к субъектам административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 54 ГрК РФ установлено, что государственный строительный надзор осуществляется при: 1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ либо является типовой проектной документацией или ее модификацией; 2) реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ.
С учётом положений статьи 49 ГрК РФ при строительстве объекта капитального строительства «Здание общественно-делового центра по ул. Садовая в Октябрьском территориальном округе г. Архангельска (без трансформаторной подстанции)» должен осуществляться государственный строительный надзор.
В соответствии с частью 4 статьи 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 статьи 54 ГрК РФ, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
Согласно части 3 статьи 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 ГрК РФ, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие ГрК РФ.
При таких обстоятельствах с учётом положений пункта 5.1 статьи 6, части 3 статьи 54, статьи 48.1 ГрК РФ при строительстве объекта капитального строительства «Здание общественно-делового центра по ул. Садовая в Октябрьском территориальном округе г. Архангельска (без трансформаторной подстанции)» государственный строительный надзор должен осуществляться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора.
В соответствии с пунктом 1 Положения об инспекции государственного строительного надзора Архангельской области, утверждённого Постановлением Администрации Архангельской области от 19.04.2007 № 81-па, инспекция государственного строительного надзора Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере осуществления регионального государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Таким образом, должностные лица инспекции государственного строительного надзора Архангельской области были вправе проводить проверку соблюдения ООО «АрхНовоСтрой» требований строительного законодательства.
Согласно подпункту «а» пункта 2 части 5 статьи 54 ГрК РФ проверки проводятся в том числе на основании поступивших в орган государственного строительного надзора извещения от застройщика (заказчика) или лица, осуществляющего строительство, направленного в соответствии с частями 5 и 6 статьи 52 настоящего Кодекса, а также об устранении нарушений, об окончании строительства.
Частью 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Основанием для проведения проверки также является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного органом государственного строительного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований (подпункт «б» пункта 3 части 5 статьи 54 ГрК РФ).
В соответствии с частью 6 статьи 54 ГрК РФ по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что административным органом при назначении и проведении проверки были соблюдены требования законодательства.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки соответствия выполняемых Обществом работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства объекта капитального строительства «Здание общественно-делового центра по ул. Садовая в Октябрьском территориальном округе г. Архангельска (без трансформаторной подстанции)» требованиям технических регламентов, проектной документации, проведённой 12.04.2012, был выявлен ряд нарушений.
Согласно части 1 статьи 52 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется ГрК РФ, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 14.06.2012 по делу № А05-6346/2012, в котором участвовали те же лица, были установлены следующие обстоятельства: «Департамент городского хозяйства мэрии г. Архангельска письмом № 035-14/3247 от 20.06.2011 согласовал стройгенплан по объекту «Здание общественно-делового торгового центра по ул. Садовая» при условии:
в период строительства:
- запрещается загрязнение дорожного покрытия проезжей части и прилегающих территорий колёсами автотранспортных средств,
- организовать площадку для мойки шасси автомобилей,
- при въезде (выезде) со строительной площадки ворота должны открываться вовнутрь,
- обеспечить безопасное движение пешеходов на всём протяжении строительной площадки,
- запрещается складирование мусора на тротуаре или проезжей части улиц,
- содержание территорий возле ограждения строительной площадки возлагается на застройщика.
Администрация Октябрьского территориального округа мэрии г.Архангельска письмом № 204/30301 от 11.08.2011 согласовала стройгенплан по данному объекту при выполнении следующих условий:
- согласовать стройгенплан с управлением дорог и мостов ДГХ мэрии города, ГИБДД, собственниками земельных участков на границе с которыми устанавливается ограждение стройплощадки,
- организовать строительную площадку в соответствии с п.8.2 «Правил благоустройства и озеленения города Архангельска»,
- выполнить ограждение строительной площадки из сплошных панелей профнастилом высотой 2 метра с устройством защитного козырька на участках движения пешеходов и пешеходного тротуара вдоль ограждения по ул.Гайдара и ул.Нагорная шириной не менее 1,2 м с защитным экраном со стороны движения автотранспорта высотой не менее 1,1 м,
- обеспечить безопасное движение пешеходов на всём протяжении строительной площадки,
- предусмотреть мероприятия по предотвращению выноса грязи колёсами автотранспорта с территории стройплощадки,
- осуществлять содержание стройплощадки, прилегающих к ограждению пешеходных тротуаров, подъездных путей и прилегающей территории по периметру ограждения, в соответствии с требованиями «Правил благоустройства и озеленения города Архангельска»».
Как следует из материалов дела, между ООО «Ризалит Плюс» (Принципал) и ООО «АрхНовоСтрой» (Агент) 01.12.2011 заключён агентский договор на выполнение функций заказчика.
По данному договору Принципал, выступая в качестве лица, имеющего право строительства здания общественно-делового центра на земельном участке по адресу: г. Архангельск, ул. Садовая, в границах земельных участков с кадастровыми номерами 29:22:040614:6, 29:22:040614:34, 29:22:040614:24 (Объект), поручает Агенту выполнение функций заказчика, а Агент обязуется выполнить юридические и иные действия, указанные в п.3.1 настоящего Договора, от своего имени, но за счёт принципала.
Агент обязуется, в частности, обеспечить строительство Объекта и выполнение всех работ по его строительству в полном объёме, на арендованном Принципалом земельном участке (пункт 3.1.5 Договора).
Одной из основных функций Агента является контроль и надзор за ходом строительства.
Согласно пункту 5.2 Договора Агент несет ответственность за соблюдение качества работ и сроки ввода Объекта в эксплуатацию.
Правила благоустройства и озеленения города Архангельска утверждены Решением Архангельского городского Совета от 31.05.2006 № 169 (далее – Правила благоустройства и озеленения города Архангельска).
Согласно п. 8.2.2 Правил благоустройства и озеленения города Архангельска запрещается осуществлять строительство, реконструкцию, снос, ремонт объекта капитального строительства без обустройства строительных площадок.
Пунктом 8.2.4 Правил благоустройства и озеленения города Архангельска предусмотрено, что обустройство строительной площадки включает в себя устройство ограждения, освещения, установку информационного щита, обустройство внутриплощадочных и внеплощадочных подъездных путей, установку мусоросборников для твердых бытовых отходов, бункеров для складирования крупногабаритного мусора, биотуалетов, организацию объезда, обхода. Конкретные места установки временных сооружений, дорог, дорожных знаков, а также их количество должны быть отражены в стройгенплане, согласованном в установленном порядке.
В пункте 9.2.3 Правил благоустройства и озеленения города Архангельска указано, что место производства работ должно быть оборудовано защитными ограждениями, соответствующими установленным нормам и правилам, дорожными знаками, указателями и освещением, информационным щитом, в котором указываются: а) наименование лица, осуществляющего земляные работы, с указанием почтового адреса и номера телефона ответственного за производство работ; б) реквизиты разрешения на производство земляных работ; в) наименование организации, выдавшей разрешение, и органов мэрии города, уполномоченных на осуществление контроля за проведением земляных работ и восстановлением нарушенного благоустройства, с указанием их почтовых адресов и номеров телефонов.
При производстве разрытий в местах движения транспорта и пешеходов лицо, получившее разрешение (ордер) на право проведения земляных работ, и подрядная организация, производящая работы, должны обеспечивать безопасность движения транспорта и пешеходов. Для обеспечения безопасности каждое место производства земляных работ должно быть ограждено, оборудовано перекидными пешеходными мостиками с перилами, в темное время суток - световыми красными сигналами, оборудовано средствами сигнализации и временными знаками с обозначениями направления объезда или обхода в соответствии со схемой организации движения транспорта и пешеходов, согласованной в ГИБДД и мэрией города.
В соответствии с пунктом 5 «Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации. РД-11-04-2006», утверждённого приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1129 (далее – РД-11-04-2006), застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее чем за 7 рабочих дней до начала осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, направляет в орган государственного строительного надзора извещение (по образцу, приведенному в Приложении № 2 к настоящему Порядку) о начале таких работ с приложением документов, предусмотренных частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В извещении о начале строительства, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства указываются сведения: а) о застройщике или заказчике; б) об объекте капитального строительства; в) о разрешении на строительство; г) о заключении государственной экспертизы проектной документации; д) о дате начала и окончания строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства; е) перечень прилагаемых к извещению документов.
Согласно пункту 6 РД-11-04-2006 извещение, указанное в пункте 5 РД-11-04-2006, с прилагаемыми к нему документами является основанием для разработки должностным лицом органа государственного строительного надзора программы проведения проверок в течение 7 рабочих дней с даты получения такого извещения.
В силу пункта 3 «Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства. РД-11-05-2007», утверждённого Приказом Ростехнадзора от 12.01.2007 № 7 (далее – РД-11-05-2007), общий журнал работ, в котором ведется учет выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства (далее - общий журнал работ), является основным документом, отражающим последовательность осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, в том числе сроки и условия выполнения всех работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, а также сведения о строительном контроле и государственном строительном надзоре.
Специальные журналы работ, в которых ведется учет выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства (далее - специальные журналы работ), являются документами, отражающими выполнение отдельных видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Согласно пункту 4 РД-11-05-2007 общие и (или) специальные журналы работ (далее - журналы работ) подлежат передаче застройщиком или заказчиком заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства одновременно с извещением, направляемым в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в орган государственного строительного надзора в случаях, если в соответствии с частью 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор.
Подлежащие передаче в орган государственного строительного надзора журналы работ должны быть сброшюрованы и пронумерованы застройщиком или заказчиком, титульные листы указанных журналов должны быть заполнены.
В соответствии с пунктом 4.4 «СП 48.13330.2011. Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004», утверждёнными Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 № 781 (далее – СП 48.13330.2011), базовыми функциями застройщика являются: получение разрешения на строительство; получение права ограниченного пользования соседними земельными участками (сервитутов) на время строительства; привлечение подрядчика (генподрядчика) для осуществления работ по возведению здания или сооружения в качестве лица, осуществляющего строительство, в случае осуществления работ по договору; обеспечение строительства проектной документацией, прошедшей экспертизу и утвержденной в установленном порядке; обеспечение выноса в натуру линий регулирования застройки и создание геодезической разбивочной основы; привлечение в соответствии с 7.4 авторского надзора лица, осуществившего подготовку проектной документации, за строительством объекта; извещение о начале любых работ на строительной площадке органа государственного строительного надзора, которому подконтролен данный объект; обеспечение строительного контроля застройщика (заказчика); приемка законченного строительством объекта строительства в случае осуществления работ по договору; организация наладки и опробования оборудования, пробного производства продукции и других мероприятий по подготовке объекта к эксплуатации; принятие решений о начале, приостановке, консервации, прекращении строительства, о вводе законченного строительством объекта недвижимости в эксплуатацию; предъявление законченного строительством объекта строительства органам государственного строительного надзора и экологического надзора (в случаях, предусмотренных законодательством о градостроительной деятельности); предъявление законченного строительством объекта строительства уполномоченному органу для ввода в эксплуатацию; комплектование, хранение и передача соответствующим организациям исполнительной и эксплуатационной документации.
Согласно пункту 4.7 СП 48.13330.2011 базовой функцией лица, осуществившего подготовку проектной документации (далее - проектировщика), в процессе строительства является внесение в установленном порядке изменений в проектно-сметную и рабочую документацию в случае изменения после начала строительства градостроительного плана земельного участка или действующих нормативных документов (выполняется в качестве дополнительной работы).
Дополнительными организационными функциями проектировщика в процессе строительства, выполняемыми в соответствии с соглашениями между участниками строительства, являются: внесение изменений в проектно-сметную документацию в связи с необходимостью учета технологических возможностей подрядчика; разработка дополнительных проектных решений в связи с необходимостью обеспечения производства; ведение авторского надзора по договору с застройщиком (заказчиком), в том числе в случаях, предусмотренных действующим законодательством; согласование допущенных отклонений от рабочей документации, в том числе принятие решений о возможности применения несоответствующей продукции.
Пунктом 4.8 СП 48.13330.2011 установлено, что строительство в соответствии с действующим законодательством ведется под контролем органов местного самоуправления и государственного строительного надзора. Для обеспечения такой возможности упомянутые органы должны быть заблаговременно извещены застройщиком (заказчиком) о сроках начала работ на строительной площадке, о приостановке, консервации и (или) прекращении строительства, о готовности объекта к вводу в эксплуатацию.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
Из материалов дела (копия акта проверки от 13.04.2012 № 81) следует, что ООО «АрхНовоСтрой» в процессе строительства объекта капитального строительства «Здание общественно-делового центра по ул. Садовая в Октябрьском территориальном округе г. Архангельска (без трансформаторной подстанции)» допустило нарушение указанных выше положений нормативных правовых актов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что предписание от 13.04.2012 № 81-1 было выдано законно и обоснованно. Копия предписания № 81-1 была получена директором ООО «АрхНовоСтрой» Шкулевым Н.А. 27.04.2012 лично согласно отметке на представленной в материалы дела копии предписания (л.д. 31).
Кроме того, факт наличия нарушений, указанных в предписании № 81-1, подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 14.06.2012 по делу № А05-6346/2012, в котором участвовали те же лица.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Факт невыполнения указанного предписания в установленный административным органом срок подтверждён имеющимися в материалах дела доказательствами и Обществом не оспаривается.
Суд с учётом положений части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает эти обстоятельства признанными Обществом, поскольку они прямо им не оспорены. Возражения относительно существа заявленных требований с приложением соответствующих доказательств Обществом не представлены.
Ответственность за нарушение положений Градостроительного кодекса Российской Федерации установлена в статье 58 ГрК РФ, где указано, что лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ООО «АрхНовоСтрой» в данном случае выражается в том, что, занимаясь деятельности по строительству объектов капитального строительства, оно могло и должно было соблюдать обязательные требования, установленные нормативными правовыми актами в области строительства, а также исполнять законные требования уполномоченных органов исполнительной власти, обязательные для исполнения, но не сделало этого.
На основании изложенного суд пришёл к выводу о том, что в действиях ООО «АрхНовоСтрой» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Согласно указанной статье невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьёй 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения настоящего решения не истёк.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершённого административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Совершённое Обществом правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере строительства. Следовательно, ООО «АрхНовоСтрой» не может быть освобождено от ответственности, поскольку в данном случае признаки малозначительности правонарушения отсутствуют.
Частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 указанной статьи).
Обстоятельством, смягчающим ответственность, суд считает совершение правонарушения впервые.
Об иных обстоятельствах, смягчающих либо отягчающих ответственность, суду не заявлено, из материалов дела данные обстоятельства судом не усматриваются.
На основании изложенного с учётом характера совершённого административного правонарушения суд считает, что ООО «АрхНовоСтрой» может быть привлечено к административной ответственности, установленной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде взыскания административного штрафа в размере 50000 рублей.
Лицу, привлечённому к административной ответственности, внести или перечислить сумму административного штрафа на счёт получателя штрафа - Управления Федерального казначейства Минфина РФ по Архангельской области (администратор штрафа – инспекция госстройнадзора АО), расчётный счёт 40101810500000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Архангельской области, БИК 041117001, ИНН 2901123682, КПП 290101001, код дохода 73211690040040000140, код ОКАТО 11401000000. Назначение платежа: административный штраф.
Лицу, привлечённому к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу представить в арбитражный суд копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, принудительное исполнение решения арбитражного суда производится в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
привлечь общество с ограниченной ответственностью «АрхНовоСтрой», зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1102901006680, находящееся по адресу: 163001, г. Архангельск, ул. Павла Усова, дом 12, офис 7, к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 50000 рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Судья
С.А. Максимова