АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
марта 2022 года | г. Архангельск | Дело № А05-8057/2021 |
Резолютивная часть решения объявлена марта 2022 года
Полный текст решения изготовлен марта 2022 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Булатовой Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Искусовой Н.В,
рассмотрев в судебном заседании 03 и 09 марта 2022 года (с объявлением перерыва) дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Птицефабрика «Архангельская» (ОГРН <***>; адрес: 163502, <...>)
к Администрации муниципального образования «Уемское» (ОГРН <***>; адрес: 163502, <...>)
третьи лица:
1. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН <***>; место нахождения: 163000, <...>),
2. Аадминистрация муниципального образования «Приморский муниципальный район» (ОГРН <***>; адрес: 163002, <...>),
3. общество с ограниченной ответственностью «Предприятие коммунального снабжения» (ОГРН <***>, адрес: 163069, <...>)
об обязании подать заявление о постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества,
при участии в заседании представителей: от истца – ФИО1 (доверенность от 23.11.2021), от ответчика – ФИО2 (доверенность от 09.12.2021), от третьего лица (администрации) – ФИО3 (доверенность от 19.07.2021), от ООО «Предприятие коммунального снабжения»- ФИО4 (директор, выписка из ЕГРЮЛ),
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Птицефабрика «Архангельская» (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Уемское» (далее – ответчик) об обязании ответчика подать заявление в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества:
- канализационные очистные сооружения, кадастровый номер 29:16:000000:0000:100048/33, расположенные по адресу: Архангельская область, Приморский район, Уемская поселковая администрация, <...>,
- земельный участок, на котором расположены указанные сооружения, кадастровый номер 29:16:080501:471,
а также присудить в пользу истца судебную неустойку в размере 300 000 руб. на случай неисполнения судебного решения в случае удовлетворения исковых требований.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, определениями суда привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, администрация муниципального образования «Приморский муниципальный район», общество с ограниченной ответственностью «Предприятие коммунального снабжения».
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал, представитель ответчика с иском не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на иск.
Представители третьих лиц, присутствующие в судебном заседании с иском не согласились, поддержали позицию ответчика.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее- Росреестр).
Изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, за истцом на праве собственности зарегистрирован объект недвижимого имущества коммунального хозяйства:
- канализационные очистные сооружения, расположенные по адресу: <...>.
Указанный объект недвижимости был зарегистрирован 25 июня 2004 года на основании Договора купли-продажи недвижимого имущества от 29 апреля 2004 года и акта приемки-передачи недвижимого имущества от 29 апреля 2004 года, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 25 июня 2004 года.
Истцу также принадлежит на праве собственности земельный участок, на котором расположены указанные сооружения, кадастровый номер 29:16:080501:471, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 29.11.2017.
Письмом от 8 июля 2020 года № 28 истец уведомил ответчика от права собственности на канализационные очистные сооружения, расположенные по адресу: Архангельск Приморский р-н, Уемская поселковая администрация,<...>, и предложил их принять как бесхозяйный объект недвижимости, для чего подать в 5 -дневный срок в Росреестр заявление постановке данного объекта на учет в ЕГРП в качестве объекта бесхозяйного недвижимого имущества.
Письмом от 8 июля 2020 года № 27 истец уведомил ответчика oб отказе от права собственности на земельный участок, на котором расположены указан канализационно - очистные сооружения, кадастровый номер земельного участка 29:16:080501:471.
Письмом от 7 августа 2020 года № 44 истец повторно уведомил ответчика, а также администрацию МО «Приморский муниципальный район» об отказе от права собственности на канализационно - очистные сооружения и земельный участок, на котором они расположены, и предложил принять данные бесхозяйные объекты недвижимого имущества и в течение 5 дней подать в Росреестр заявление о постановке объектов на учет в ЕГРН.
Впоследствии истец обратился в Росреестр с заявлениями о государственной регистрации прекращения права собственности на канализационные сооружения и земельный участок под ними. Согласно Уведомлению Управления Росреестра по Архангельской области и НАО об отказе государственной регистрации прав от 21 сентября 2020 года № КУВД-001/2020-6034012/3 причиной отказа в государственной регистрации прекращения права собственности послужила неподача ответчиком заявления в Росреестр о принятии на учет канализационно - очистных сооружений как бесхозяйного объекта недвижимости.
В соответствии с Уведомлением Росреестра об отказе государственной регистрации прав от 21 сентября 2020 года № КУВД-001/2020-6033876/3 причиной отказа в государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок послужил отказ в регистрации прекращения права собственности на канализационно - очистные сооружения.
Поскольку претензия истца о постановке объектов недвижимости на учет в качестве бесхозяйного имущества была оставлена ответчиком без удовлетворения, истец обратился с настоящим иском в суд.
Заслушав представителей сторон, оценив представленные по делу доказательства, суд признает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу пункта 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее- Федеральный закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу п. 5, 6 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством. Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 7 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ) к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 10.12.2015 № 931 установлен Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Порядок № 931), из пункта 2 которого следует, что принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав; территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
На основании решений федерального органа принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей может осуществлять подведомственное ему государственное бюджетное учреждение.
В пункте 3 Порядка № 931 предусмотрено, что на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
По смыслу пункта 5 названного Порядка, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления. В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.
Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, в том числе, в случае отказа собственника от права собственности.
Согласно распоряжению Администрации МО «Уемское» № 126 от 12.11.2021 была определена ресурсоснабжающая организация для бесперебойного предоставления услуг по водоснабжению и водоотведению на территории населенных пунктов муниципального образования «Уемское» - общество с ограниченной ответственностью «Предприятие коммунального снабжения».
В ходе рассмотрения дела сторонами был проведен осмотр спорных канализационно- очистных сооружений (КОС), о чем составлен акт от 12.01.2022.
Как следует из пояснений представителя ответчика и представителя указанного третьего лица в судебном заседании, согласно схеме водоснабжения и водоотведения в муниципальном образовании функционируют централизованные системы бытовой канализации, в том числе: КОС, пос. Уемский, ул. Большесельская. В <...> в том числе из многоквартирных домов хозяйственно-бытовые сточные воды собираются самотечной канализационной коллекторной сетью и самотеком попадают в канализационные насосные станции, откуда по напорным трубопроводам сбрасываются на спорные канализационные очистные сооружения (КОС). То есть водоотведение осуществляется без заключения договора с истцом через принадлежащие ему через КОС. Спорные КОС для ведения хозяйственной деятельности истца не используются, что не оспаривается сторонами.
Следовательно, учитывая изложенное, ответчик обязан совершить действия по подаче требуемого заявления в Россреестр в отношении КОС в силу возложенных на него законом полномочий, с учетом возложенных на нее функций и имеющейся компетенции по решению вопросов местного значения.
Доводы ответчика о ненадлежащем состоянии КОС, отраженных в акте осмотра от 12 января 2022 года, в данном случае не принимаются судом, поскольку не влияют на обязанность ответчика обратиться с соответствующим заявлением в Россреестр, принимая во внимание использование КОС в целях водоотведения из многоквартирных домов, расположенных на территории МО «Уемское» и учитывая отсутствие в настоящий момент иных КОС, для водоотведения с ул.Большесельской в пос. Уемский. Разработка ответчиком проектной документации по строительству напорной канализационной сети от объектов по ул.Большесельская до КОС по ул. Заводская также не подтверждает отсутствие обязанности ответчика по совершению действий по подаче требуемого заявления в Россреестр в части спорных КОС.
В силу положений статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании статьи 236 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом (ст. 236 ГК РФ).
Таким образом, принятие на учет бесхозяйного имущества само по себе до возникновения права собственности на объект у другого лица не исключает бремени содержания имущества (ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации) и возлагается на лицо, сохраняющее в силу абзаца 2 статьи 236 ГК РФ статус собственника данного имущества.
Из этого следует, что сама по себе процедура постановки на учет данных КОС не нарушает права ответчика.
Таким образом, обращение в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного входит в компетенцию ответчика и является предусмотренным нормативно-правовыми актами этапом последовательности действий в отношении имущества, собственник от которого отказался.
Все иные доводы ответчика не имеют правового значения для правильного разрешения спора.
Иск в указанной части подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, рассмотрев требование истца об обязании ответчика подать заявление в Росреестр о постановке на учет в качестве бесхозяйного - земельного участка с кадастровым номером 29:16:080501:471, на котором расположены КОС, суд приходит к следующему.
Как следует из пункта 3 Порядка № 931, на учет в качестве бесхозяйных принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Земельные участки в данном Порядке не поименованы.
В силу пункта 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее- ЗК РФ) имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено, в частности, земельным законодательством.
В соответствии со ст. 44 ЗК РФ право собственности на земельный участок прекращается в том числе при отказе собственника от права собственности на земельный участок.
Согласно пункту 2 статьи 53 ЗК РФ отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган регистрации прав. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Федерального закона № 218-ФЗ, государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от соответствующего права собственности осуществляется на основании заявления собственника земельного участка или земельной доли.
Как указано в пункте 1.1 статьи 19 ЗК РФ, если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.
При отказе от права собственности на земельный участок с даты государственной регистрации прекращения права собственности такой участок становится муниципальной собственностью, а в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе - собственностью соответствующего субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, если законами указанных субъектов Российской Федерации не установлено, что такой земельный участок является собственностью муниципальных образований, находящихся на территориях указанных субъектов Российской Федерации (п. 3 ст. 18, п. 1.1 ст. 19 ЗК РФ, ст. 56 Федерального Закона №218-ФЗ).
Таким образом, в силу закона следствием отказа юридического лица от права собственности на земельный участок является прекращение права собственности на него у отказавшегося лица и возникновение права у публичного образования.
С учетом изложенного, требование истца об обязании ответчика обратиться с заявлением в Росреестр о постановке на учет в качестве бесхозяйного спорного земельного участка не подлежит удовлетворению.
При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению частично.
На основании положений статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает тридцатидневный срок для обращения в Росреестр с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества - канализационных очистных сооружений, со дня вступления решения суда в законную силу. Данный срок, по мнению суда, является разумным и достаточным.
Истцом также заявлено требование о взыскании неустойки на случай неисполнения решения суда в установленный срок - в размере 300 000 руб.
В силу части 1 статьи 308.3 ГК РФ, суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).
Как следует из разъяснений, содержащихся в пунктах 28, 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» (далее - Постановление № 7), в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (судебная неустойка).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 32 Постановления № 7 удовлетворяя требования истца о присуждении судебной неустойки, суд указывает ее размер и/или порядок определения. Размер судебной неустойки определяется судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения должником выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ). В результате присуждения судебной неустойки исполнение судебного акта должно оказаться для ответчика явно более выгодным, чем его неисполнение.
Суд, принимая во внимание принцип разумности и справедливости, приходит к выводу, что неустойка в размере 50 000 рублей единовременно является соразмеренной последствиям неисполнения ответчиком решения суда, в результате присуждения судебной неустойки исполнение судебного акта оказывается для ответчика явно более выгодным, чем его неисполнение.
В силу положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы при частичном удовлетворении исковых требований относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Однако данное правило не действует при распределении судебных расходов по делам об удовлетворении требований неимущественного характера.
Положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статья 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не подлежат применению при разрешении в том числе иска неимущественного характера (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации» от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела»).
Следовательно, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма государственной пошлины в размере 6000 руб.
Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Администрации муниципального образования «Уемское» в тридцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества - канализационных очистных сооружений, расположенных по адресу: Архангельская область, Приморский район, Уемская поселковая администрация, <...>.
В случае неисполнения решения арбитражного суда в установленный судом срок взыскать с Администрации муниципального образования «Уемское» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Птицефабрика «Архангельская» судебную неустойку в сумме 50 000 руб. единовременно.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с Администрации муниципального образования «Уемское» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Птицефабрика «Архангельская» 6000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья | Т.Л. Булатова |