АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050
E-mail: arhangelsk.info@arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
11 сентября 2012 года
г. Архангельск
Дело № А05-8080/2012
Резолютивная часть решения объявлена 06 сентября 2012 гола
Решение в полном объеме изготовлено 11 сентября 2012 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шишовой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чертовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске (ОГРН <***>; место нахождения: 163000, <...>)
к ответчику – обществу с ограниченной ответственностью «МАГ-МА» (ОГРН <***>; место нахождения: 163000, <...>)
о взыскании 12 260 руб. штрафа,
при участии в заседании представителей: от заявителя – ФИО1 (доверенность от 30.07.2012), от ответчика – ФИО2 (доверенность от 30.08.2012),
установил:
государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске (далее – заявитель, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «МАГ-МА» (далее – ответчик, общество) о взыскании 12 260 руб. финансовой санкции за представление неполных и недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, начисленного по результатам выездной проверки.
Время и место судебного заседания суда первой инстанции установлены определением суда от 13.08.2012 – в 10 час. 30 мин. 03.09.2012.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в судебном заседании объявлялся перерыв с 03.09.2012 на 06.09.2012 на 14 час. 00 мин., что отражено в протоколе судебного заседания, информация о перерывах размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети Интернет.
До объявленного перерыва в судебном заседании присутствовали представители Фонда и общества. Представитель Фонда заявленное требование поддержал в полном объеме. Представитель общества с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве на заявление; просила в иске отказать, сославшись на то, что выявленные нарушения не являются существенными и не повлекли ошибок в начислении и уплате страховых взносов; допущенные ошибки в части страхового стажа были исправлены обществом, корректирующие сведения сданы в территориальный орган Пенсионного фонда.
После перерыва в судебное заседание представитель Фонда не явился, в судебном заседании принимала участие представитель общества. Представитель поддержала доводы, озвученные до перерыва.
Дело на основании части 3 статьи 156 и части 2 статьи 215 АПК РФ рассмотрено в отсутствие представителя Фонда.
Исследовав документы, представленные в материалы дела, заслушав представителей, изучив доводы, изложенные в заявлении, возражения, содержащиеся в отзыве на заявление, суд приходит к выводу о том, что заявленное требование подлежит удовлетворению частично с учетом следующих обстоятельств:
Общество зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц регистрирующим органом внесена запись о государственной регистрации за основным государственным регистрационным номером <***>.
Ответчик, являясь организацией, производящей выплаты в пользу физических лиц, в соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее Закон № 212-ФЗ), статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, и, следовательно, плательщиком страховых взносов. Регистрационный номер страхователя в Пенсионном фонде Российской Федерации 039-010-011361.
Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного разбирательства, в отношении общества в период с 17.08.2011 по 25.08.2011 проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) им страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов.
Проверка проведена за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 сплошным методом на основании представленных в орган Пенсионного фонда расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 квартал, 6 месяцев, 9 месяцев 2010 года, 2010 год, сведений персонифицированного учета за 1 полугодие, 2 полугодие 2010 года, а также первичных документов и расчетов страхователя, имеющих отношение к проверяемому периоду.
В ходе проверки Фондом было выявлено, что в нарушение пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) обществом сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2010 год представлены с нарушениями в части страхового стажа в отношении следующих работников: ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, поскольку не были выделены периоды административных отпусков, не отражена доля ставки при работе в условиях неполного рабочего дня, не отражена доля ставки при работе по совместительству, не выделен период временной нетрудоспособности, отсутствует запись за работу в территориальных условиях.
По результатам проведенной проверки 25.08.2011 Фондом составлен акт выездной проверки № 30, в котором зафиксированы выявленные нарушения, а также обществу предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета и представить корректирующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 1 и 2 полугодие 2010 года в отношении застрахованных лиц, по которым установлены факты предоставления неполных и (или) недостоверных сведений; привлечь общество к ответственности по статье 17 Закона № 27-ФЗ за представление неполных и (или) недостоверных) сведений, необходимых для осуществления индивидуального персонифицированного учета в виде штрафа в размере 10% платежей, причитающихся за отчетный период и за истекший календарный год.
Копия акта вручена директору общества 26.08.2011, о чем свидетельствует отметка о получении, сделанная на акте. Уведомлением от 30.08.2011 № 25 общество уведомлено о времени и месте рассмотрения материалов проверки – 27.09.2011 в 14 час. 15 мин. Указанное уведомление получено директором общества 30.08.2011, что подтверждено его подписью на уведомлении.
Рассмотрев материалы проверки, Фонд принял решение от 28.09.2011 № 24 о привлечении общества к предусмотренной статьей 17 Закона №27-ФЗ ответственности за предоставление неполных и недостоверных сведений для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 2010 год в виде взыскания финансовой санкции в размере 12 260 руб. Указанное решение направлено в адрес общества по почте, что подтверждено имеющимися в материалах дела документами. Общество обжаловало решение от 28.09.2011 № 24 в государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области. По результатам рассмотрения жалобы принято решение от 02.11.2011 № 54 об оставлении жалобы без удовлетворения.
На основании решения от 28.09.2011 № 24 в адрес общества было выставлено требование об уплате от 25.11.2011 № 27. Согласно представленному в материалы дела списку внутренних почтовых отправлений от 28.11.2011 № 8, копии почтовой квитанции от 28.11.2011 № 6 указанное требование направлено в адрес общества по почте 28.11.2011.
Общество штраф не уплатило, в связи с этим Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании 12 260 руб. штрафа в принудительном порядке.
В силу части 1 статьи 212 АПК РФ дела о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются судом по общим правилам искового производства с учетом особенностей главы 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы, в том числе взыскиваемых штрафных санкций за совершенное правонарушение с учетом необходимости определения при применении санкций степени вины привлекаемого к ответственности лица и наличия в его действиях смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливаются нормами Закона № 27-ФЗ.
В соответствии с абзацем 8 статьи 1 Закона № 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице в целях реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 5 Закона № 27-ФЗ органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 11 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов государственного пенсионного страхования представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации в качестве плательщиков указанных страховых взносов сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже – на основании приказов и других документов по учету кадров. Этой же статьей установлен перечень представляемых в Пенсионный фонд сведений.
Сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и указанные в пункте 2 статьи 11 Закона №27-ФЗ, страхователь обязан представлять ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (пункт 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ).
Статьей 1 Закона № 27-ФЗ установлено, что отчетный период – период, за который страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ были внесены изменения в Закон №27-ФЗ, согласно которому пунктом 12 статьи 37 определены сроки представления отчетности для индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетный период - период, за который страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами в 2010 году признавались полугодие и календарный год. Страхователи за первый отчетный период 2010 года (полугодие) представляют сведения, предусмотренные Законом № 27-ФЗ, до 1 августа 2010 года, за второй отчетный период 2010 года (календарный год) – до 15 февраля 2011 года.
В силу пункта 2 статьи 8 Закона № 27-ФЗ сведения об уплаченных страховых взносах представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями. Такие формы и инструкции утверждены Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 № 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению».
В соответствии с Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 № 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению» при представлении сведений персонифицированного учета в отношении застрахованных лиц должны указываться дополнительные сведения в отношении отдельных периодов трудового стажа (касается осуществления деятельности в особых территориальных условиях используются коды МКС, РКС, Ч31, Ч33, Ч34, Ч35, Ч36; периоды нахождения в административных отпусках, периоды временной нетрудоспособности, отпуска по уходу за ребенком и др.). Кроме того, по территориальным условиям помимо соответствующего кода Инструкция № 192п требует указывать при работе в режиме неполного рабочего дня – долю ставки.
Из материалов дела следует, что обществом сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2010 год представлены с нарушениями в части страхового стажа в отношении следующих работников: ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, поскольку не были выделены периоды административных отпусков, не отражена доля ставки при работе в условиях неполного рабочего дня, не отражена доля ставки при работе по совместительству, не выделен период временной нетрудоспособности, отсутствует запись за работу в территориальных условиях.
Данный факт подтверждается материалами дела и обществом по существу не оспаривается.
Согласно части 3 статьи 17 Закона №27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Предоставление неполных и недостоверных сведений за 2010 год в части указания страхового стажа материалами дела подтверждается, в связи с чем суд считает доказанным событие нарушения пенсионного законодательства Российской Федерации, ответственность за совершение которого, предусмотрена пунктом 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ. Указанные выше нарушения совершены обществом виновно.
При таких обстоятельствах решение заявителя о привлечении общества к ответственности является правомерным. Сумма штрафа за представление неполных, недостоверных сведений за 2010 год исчислена правильно, в размере 10% от суммы страховых взносов, начисленных ответчиком к уплате за 2010 год за 15 застрахованных лиц, в отношении которых были представлены неполные сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Судом не установлено существенных нарушений процедуры привлечения к ответственности со стороны Фонда, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть материалы проведенной в отношении ответчика проверки. При этом суд принимает во внимание то обстоятельство, что Фондом были по существу рассмотрены возражения страхователя, представленные на акт выездной проверки.
Вместе с тем, заявленное Фондом требование подлежит удовлетворению в части, поскольку суд в соответствии со статьей 44 Федерального закона №212-ФЗ усматривает наличие оснований для снижения размера санкций, подлежащих взысканию с ответчика.
В соответствии с частью 6 статьи 39 Закона № 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, в том числе выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного указанным Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного указанным Федеральным законом.
При вынесении решения от 28.09.2011 № 24 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности обстоятельств, смягчающих или отягощающих ответственность Фондом не было установлено.
В силу части 4 статьи 44 Закона № 212-ФЗ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к ответственности.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 44 Закона № 212-ФЗ суд вправе признать смягчающими ответственность за совершение правонарушения иные, помимо установленных пунктами 1-3 части 1 статьи 44 Закона № 212-ФЗ, обстоятельства, перечень которых не определен.
Кроме того, при привлечении лица к ответственности необходимо соблюдать установленные статьей 19 (часть 1) и статьей 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации конституционные принципы справедливости, юридического равенства, пропорциональности и соразмерности ответственности конституционно значимым целям.
Как указал Конституционный суд в Постановлении от 15.07.1999 № 11-П принцип соразмерности и вытекающие из него требования справедливости, адекватности и пропорциональности используемых правовых средств предполагают установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Соблюдение названных принципов гарантирует недопустимость чрезмерных ограничений конституционных прав, в том числе права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Право относить те или иные фактические обстоятельства, не предусмотренные прямо статьей 44 Закона № 212-ФЗ, к обстоятельствам, смягчающим ответственность и устанавливать по результатам их оценки размер, в том числе и кратность, снижения санкции, установленной законом, предоставлено суду. Примененная мера ответственности за совершение правонарушения проверяется судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые суд оценивает по своему внутреннему убеждению.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, учитывая обстоятельства совершения правонарушения, а также, руководствуясь принципами справедливости и целесообразности при назначении наказания, суд считает необходимым снизить размер подлежащего взысканию за предоставление неполных и недостоверных сведений для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 2010 год до 2000 руб. в связи с наличием смягчающих ответственность обстоятельств.
В качестве обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, суд учитывает, что выявленные Фондом нарушение совершено обществом впервые; выявленное нарушение не повлекло за собой занижение базы для начисления страховых взносов и исчисления с нее страховых взносов; в результате совершения правонарушения бюджету не причинен ущерб, негативных последствий от содеянного не наступило; обществом представлены корректирующие сведения, которые были приняты Фондом без замечаний. Вменяемое ответчику правонарушение совершено им неумышленно, поскольку иное не следует из материалов дела и не доказано заявителем.
При определении размера подлежащего взысканию с общества штрафа, суд также принимает во внимание, что размер начисленного Фондом штрафа нарушает принцип соразмерности ответственности с последствиями правонарушения. Принцип соразмерности, выражающий требование справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера ущерба, степени вины правонарушителя и иных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию применения взыскания.
Учитывая вышеизложенное, суд считает возможным уменьшить размер штрафа, подлежащего взысканию с ответчика, до 2000 руб. В остальной части заявленные требования Фонда удовлетворению не подлежат.
В силу части 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
С учетом положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика, составляет 326 руб. 27 коп.
Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170, 212-216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «МАГ-МА», зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, находящегося по адресу: 163000, <...>, в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 2000 руб. штрафа.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «МАГ-МА» в доход федерального бюджета 326 руб. 27 коп. государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья
Л.В. Шишова