ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-8333/14 от 06.10.2014 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

13 октября 2014 года

     г. Архангельск

Дело № А05-8333/2014

Резолютивная часть решения объявлена октября 2014 года  

Решение в полном объёме изготовлено октября 2014 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шашкова А.Х.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Панфиловой Н.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инвестстройпроект" (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 163000, <...>)

к ответчикам:

1) Администрации муниципального образования "Виноградовский муниципальный район" (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 164571, рп Березник, Архангельская обл., ул. П.Виноградова, 83)

2) закрытое акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» (ОГРН <***>; место нахождения: 127055, Москва, Новослободская улица, дом 24, строение 2; 115184, Россия, <...>)

о взыскании 227 316 руб. 00 коп.,

в заседании участвовали представители:

от 1-го ответчика – ФИО1 (доверенность от 11.06.2014),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Инвестстройпроект" (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Администрации муниципального образования "Виноградовский муниципальный район" (далее – 1-й ответчик) о взыскании 227 316 руб. 00 коп., из которых 200 000 руб. 00 коп. долг по возврату денежных средств, служивших обеспечением участия в открытом аукционе в электронной форме на право заключения муниципального контракта по разработке проектной документации для строительства детского сада по адресу: ул. Уборевича, д. 12 к. 1 п. Березник Виноградовского района Архангельской области от 01 декабря 2011 года, 27 316 руб. 67 коп. проценты за период с 14 декабря 2012 года по 01 августа 2014 года.

Определением от 13 августа 2014 года суд привлек к участию в деле в качестве второго ответчика закрытое акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» (далее – 2-й ответчик, оператор), исключив его из числа третьих лиц.

Истец  и  второй ответчик в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Дело рассмотрено без их участия.

Первый  и второй ответчики с иском не согласились по доводам, изложенным в отзывах на иск.

Первый ответчик указал, что денежные средства указанные истцом не получал.

Второй ответчик сообщил, что остаток средств истца на счете составляет 100 072 руб. 76 коп.

Изучив документы, представленные лицами, участвующими в деле, заслушав представителя первого ответчика, суд считает, что иск подлежит удовлетворению в части за счет второго ответчика.

Как видно из материалов дела, для обеспечения участия в открытых аукционах в электронной форме  истец на счет ЗАО «Сбербанк АСТ» платежными поручениями № 259 от 30.05.2011 на сумму 15 000 руб., № 329 от 01.07.2011 на сумму 50 000 руб., № 457 от 23.08.2011 на сумму 100 000 руб. и № 622 от 15.11.2011 на сумму 50 000 руб. перечислил 215 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Архангельской области по делу № А05-2547/2012 от 09 июня 2012 года, протокол подведения итоговоткрытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта по разработке проектной документации для строительства детского сада по адресу ул. Уборевича, д. 12, к. 1 п. Березник, Виноградовского района Архангельской области от 01.12.2011 МО «Виноградовский муниципальный район», признан недействительным.

13 декабря 2012 года постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда, решение Арбитражного суда Архангельской области по делу № А05-1068/2012 от 27 апреля 2012 года отменено, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 27 декабря 2011 года о включении сведений в отношении ОАО «Инвестстройпроект» в Реестр недобросовестных поставщиков, признано незаконным.

19 марта 2012 года решением единственного акционера ОАО «Инвестстройпроект», Открытое акционерное общество «Инвестстройпроект» (ИНН <***>) преобразовано (изменение организационно-правовой формы) в Общество с ограниченной ответственностью «Инвестстройпроект», в соответствии с действующим законодательством к вновь возникшему юридическому лицу перешли все права и обязанности реорганизованного юридического лица.

09 сентября 2013 года истцом в МО «Виноградовский муниципальный район» было направлено письмо с требованием вернуть денежные средства в размере 200 000 рублей, служившие обеспечением участия в открытом аукционе в электронной форме.

21 февраля 2014 года истцом в ЗАО «Сбербанк-ACT» было направлено письмо с требованием вернуть денежные средства в размере 200 000 рублей, служившие обеспечением участия в открытом аукционе в электронной форме.

Поскольку денежные средства не были возвращены, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

При вынесении решения судом установлено следующее.

ЗАО «Сбербанк - ACT» является оператором электронной площадки  и предоставляет услуги по проведению электронных торгов. Оператор обязан выполнять требования, предъявляемые к оператору, оказывать услуги оператора электронной площадки в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, обеспечить работоспособность и функционирование электронной площадки в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством Российской Федерации.

08.06.2010 ОАО «Инвестстройпроект» был аккредитован на электронной торговой площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ».

В 2011 году по указанным выше платежным поручениям от ОАО «Инвестстройпроект» на электронную площадку ЗАО «Сбербанк-АСТ» перечислены денежные средства на общую сумму 215000  рублей 00 коп. для обеспечения участия в открытых аукционах в электронной форме (далее - ОАЭФ).

Аукцион, на который ссылается истец в обоснование своих требований, проводился в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее -Закон о размещении заказа).

В соответствии с частью 4 статьи 41.3 Закона о размещении заказа участнику открытых аукционов в электронной форме открывается счет для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме (далее - Счет).

Часть 10 статьи 41.8 Закона о размещении заказа предусматривает, что поступление заявки на участие в ОАЭФ является поручением о блокировании операций по счету такого участника в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в ОАЭФ (далее - блокирование).

В соответствии с частью 11 статьи 41.8 Закона о размещении заказа в течение одного часа с момента получения заявки на участие в ОАЭФ Оператор, в том числе, блокирует операции по счету участника для проведения операций по обеспечению участия в ОАЭФ, подавшего такую заявку, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие.

Таким образом, когда ОАО «Инвестстройпроект» подавало заявки на участие в ОАЭФ, в том числе указанных выше, происходило блокирование в отношении денежных средств в размере обеспечения заявок на участие.

ОАО «Инвестстройпроект» участвовало в определенных ОАЭФ, в том числе: 0184300000411000342, 0106300001011000051, 0184200000611000331, 0184200000611000342, 0124300020711000047.

Денежные средства в размере обеспечения заявок на участие при подаче ОАО «Инвестстройпроект» заявок  в ОАЭФ № 0184200000611000342 и №0124300020711000047, а именно: 98927 руб. 24 коп.  и 10 000 рублей 00 копеек  соответственно.

 «24» октября 2011 г. по результатам проведения ОАЭФ № 0184300000411000342 с победителем ОАО «Инвестстройпроект» был заключен государственный/муниципальный контракт.

В течение четвертого квартала 2011 г. ОАО «Инвестстройпроект» участвовало в ОАЭФ №№ 0106300001011000051, 0184200000611000331, 0184200000611000342, по результатам которых вторые части заявок ОАО «Инвестстройпроект» были признаны заказчиками не соответствующими документации об указанных аукционах, что повлекло наступление последствий, предусмотренных частью 14 статьи 41.11 Закона о размещении заказа.

Часть 14 статьи 41.11 предусматривает, что в случае, если в течение одного квартала на одной электронной площадке в отношении вторых частей трех заявок на участие в ОАЭФ, поданных одним участником размещения заказа, приняты решения о несоответствии таких заявок требованиям, предусмотренным документацией об ОАЭФ, по основаниям, установленным пунктом 1 части 6 статьи 41.11 (за исключением случаев, если указанный участник размещения заказа обжаловал данные решения в соответствии с Законом о размещении заказа по результатам обжалования вынесено решение о необоснованных решениях аукционной комиссии о несоответствии заявок на участие в ОАЭФ требованиям документации об ОАЭФ), Оператор по указанным основаниям прекращает осуществленное блокирование и перечисляет эти денежные средства заказчику.

В соответствии с требованиями Закона о размещении заказа оператором денежные средства в размере обеспечения заявки ОАО «Инвестстройпроект» по ОАЭФ № 0184200000611000342 в размере 98927 руб. 24 коп.  были разблокированы и перечислены по реквизитам, указанным заказчиком, что подтверждается платежным поручением №65859 от 08.09.2014.

По результатам проведения Аукциона № 0124300020711000047 ОАО «Инвестстройпроект» было признано уклонившимся от заключения государственного/муниципального контракта, внесено в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП), что привело к наступлению последствий, предусмотренных частью 12 статьи 41.12 Закона о размещении заказа.

Часть 12 статьи 41.12 Закона о размещении заказа предусматривает, что в случае уклонения участника ОАЭФ от заключения контракта в течение одного рабочего дня со дня внесения сведений о таком участнике ОАЭФ в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП) в соответствии со статьей 19 Закона о размещении заказа Оператор прекращает осуществленное в соответствии с частью 11 статьи 41.8 блокирование, перечисляет данные денежные средства заказчику, а также списывает со счета такого участника ОАЭФ денежные средства в качестве платы за участие в ОАЭФ в размере, определенном по результатам отбора операторов электронных площадок.

По итогам проведения ОАЭФ № 0124300020711000047 ОАО «Инвестстройпроект» было признано уклонившимся от заключения государственного/муниципального контракта, внесено в РНП, что привело к наступлению последствий, предусмотренных частью 12 статьи 41.12 Закона о размещении заказа. В установленные законом сроки оператор  прекратил блокирование и перечислил денежные средства в размере обеспечения заявки на участие в указанном аукционе  10000 руб. 00 коп.  заказчику - администрации муниципального образования «Виноградовский муниципальный район», что подтверждается  письмом №180 ФК от 20.01.2012, акт сверки взаимных расчетов за период с 08.06.2010 по 08.09.2014, сообщением об удержании денежных средств в личном кабинете ОАО «Инвестстройпроект». В соответствии с частью 12 статьи 41.12 Закона о размещении заказа со счета аукциона (ОАО «Инвестстройпроект») были списаны денежные средства в сумме 3 000 руб. в качестве платы за участие в аукционе.

Часть 17 статьи 41.12 Закона о размещении заказа предусматривает, что в течение одного рабочего дня со дня заключения контракта Оператор прекращает блокирование операций, при этом списывает со счета участника ОАЭФ, с которым заключен контракт, денежные средства в качестве платы за участие в таком открытом аукционе в размере, определенном по результатам отбора операторов электронных площадок.

Трехсторонним соглашением о функционировании электронной площадки для проведения открытых аукционов в электронной форме между Министерством экономического развития Российской Федерации, ФАС России и ЗАО «Сбербанк-АСТ» от 04 мая 2010 г. (далее - Соглашение) предусмотрено, что размер платы за участие в ОАЭФ в 2011 году составлял 3000 руб. 00 коп.

По результатам проведения ОАЭФ № 0184300000411000342 с ОАО «Инвестстройпроект» был заключен государственный/муниципальный контракт - в соответствии с положениями Закона о размещении заказа и Соглашения со счета ОАО «Инвестстройпроект» была списана плата за участие в ОАЭФ в размере 3000 руб. 00 коп.

Таким образом, по счету ОАО «Инвестстройпроект»  проведены следующие операции в ходе участия его в открытых аукционах в электронной форме, а именно:  из внесенных 215000 руб. 00 коп.  было списано 114927 руб. 24 коп., из которых 6000 руб.  списаны в качестве платы за участие в ОАЭФ, 10000 руб.  списаны в результате уклонения ОАО «Инвестстройпроект» от заключения государственного/муниципального контракта и внесения в РНП, 98927 руб. 24 коп. - за третье отклонение по вторым частям в квартал на одной электронной площадке. Собственные средства ОАО «Инвестстройпроект» в размере 100 072 руб.76 коп.  находятся на счете.

          Составленный и подписанный ЗАО «Сбербанк-АСТ»  акт сверки взаимных расчетов с ОАО «Инвестстройпроект» подтверждает, что по данным второго ответчика его задолженность в пользу истца составляет 100 072 руб. 76 коп.

         Поскольку  требования истца от 21.02.2014 о возврате  денежных средств второй ответчик не исполнил, счет не разблокировал, средства не перечислил, то суд считает, что иск подлежит удовлетворению за счет второго ответчика  в сумме 100 072 руб. 76 коп. В остальной части иск и требования к первому ответчику удовлетворению не подлежат.

В силу ст. 110 АПК РФ государственная пошлина относится на истца и второго ответчика пропорционально удовлетворенным требованиям.

Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Взыскать с закрытого акционерного общества «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» (ОГРН <***>; место нахождения: 127055, Москва, Новослободская улица, дом 24, строение 2; 115184, Россия, <...>) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Инвестстройпроект" (ОГРН <***>; место нахождения: Россия 163000, <...>) 100 072 руб.  76 коп. задолженности, а также в доход федерального бюджета 3 322 руб. 17 коп. государственной пошлины.

В удовлетворении остальной части иска и в иске  к Администрации муниципального образования "Виноградовский муниципальный район" отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Инвестстройпроект" в доход федерального бюджета 2 224 руб. 15 коп. государственной пошлины.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

А.Х. Шашков