Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Архангельск Дело №А05-8337/2007
22 октября 2007 г.
Резолютивная часть решения объявлена 15 октября 2007 г. Полный текст решения изготовлен 22 октября 2007 г.
Арбитражный суд Архангельской области
в составе председательствующего Куницыной Л. Л.,
при ведении протокола судьей Куницыной Л. Л.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску товарищества собственников жилья «Дзержинский-29»
к ответчику государственному учреждению «Отдел социальной защиты населения по г. Архангельску»
третье лицо – муниципальное образование «Город Архангельск» в лице мэрии г. Архангельска
о взыскании 23 408 руб. 31 коп.
при участии в заседании представителей:
от истца – ФИО1 по доверенности от 15.06.2007,
от ответчика – ФИО2 по доверенности от 06.03.2007,
от третьего лица – ФИО3 по доверенности от 02.10.2007,
установил: истец обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании с ответчика 23 408 руб. 31 коп. расходов на возмещение льгот по жилищно-коммунальные услугам, оказанных ветеранам труда Российской Федерации и ветеранам труда Архангельской области в соответствии с областным законом от 10.11.2004 № 262-33 ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий и иных категорий граждан» за период с января по май 2007 г.
Впоследствии истец пояснил, что просит взыскать расходы за период с января по май 2006 г. Уточнение принято судом.
Суд определением от 24.09.2007 привлек к участию в деле третьим лицом муниципальное образование «Город Архангельск» в лице мэрии г. Архангельска.
Ответчик с иском не согласился по мотивам, изложенным в отзыве.
Третье лицо представило отзыв на иск.
Изучив материалы дела и заслушав представителей сторон и третьего лица, суд установил следующее.
03 февраля 2006 г. между государственным учреждением «Отдел социальной защиты населения по г. Архангельску» (далее – ГУ ОСЗН) и товариществом собственников жилья «Дзержинский-29» (далее – Товарищество) был заключен договор № 101-03 на возмещение расходов по мерам социальной поддержки согласно областному закону от 10 ноября 2004 года № 262-33-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан».
На основании этого договора Товарищество предоставляет гражданам жилищно-коммунальные услуги надлежащего качества и взимает с граждан, пользующихся мерами социальной поддержки, установленными указанным выше законом, оплату за жилищно-коммунальные услуги с учетом установленной скидки.
В соответствии с разделом 3 договора Товарищество предоставляет ГУ ОСЗН списки-реестры, акты сверки расчетов и счета-фактуры. ГУ ОСЗН производит проверку документов, сверку лиц, пользующихся мерами социальной поддержки, сумм, подлежащих возмещению и на основании проверенных документов осуществляет перечисление Товариществу средств областного бюджета, в целях возмещения расходов, понесенных в связи с предоставлением мер социальной поддержки гражданам, в пределах выделенных ассигнований и по мере их поступления из областного бюджета.
26 июня 2006 г. ГУ ОСЗН произвело проверку Товарищества по начислению мер социальной поддержки и обоснованности сумм, предъявляемых к возмещению за период с 01.01.2006 по 31.05. 2006. Согласно акту проверки было установлено, что за период с января по май 2006 г. Товариществом было излишне начислено к возмещению 23 408 руб. 31 коп. расходов.
Товарищество с результатами проверки не согласилось, однако, указанная сумма не была перечислена ему из областного бюджета. Истец, считая, что имеет право на получение указанных денежных средств, обратился в суд с настоящим иском.
При оценке доводов сторон, суд учитывает следующее.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 3 областного закона от 10.11.2004 № 262-33 ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий и иных категорий граждан», лицам, являющимся ветеранами труда и имеющим право на пенсию в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также ветеранам военной службы при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", лицам, которым присвоено звание "Ветеран труда Архангельской области", имеющим право на пенсию в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предоставляются по месту жительства следующие меры социальной поддержки: оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах установленной социальной нормы площади жилья. Льготы по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от формы собственности; оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг.
Как усматривается из материалов дела, при расчете расходов, подлежащих возмещению из областного бюджета, Товарищество учитывало социальную норму общей площади жилья по г. Архангельску в размере на одного проживающего – 33 кв. м., как это было установлено Решением Архангельского городского Совета депутатов от 2 июля 1998 г. № 268 «Об упорядочении системы оплаты населением жилищно-коммунальных услуг».
Данный документ утратил силу в связи с принятием Решения Архангельского городского Совета от 31.05.2006 № 189.
ГУ ОСЗН считает, что в данном случае должен применяться федеральный стандарт социальной нормы площади жилья, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.1997 № 621 в размере 18 кв. м общей жилой площади на одного члена семьи из трех и более человек, 42 кв. м на семью из двух человек и 33 кв. м – на одиноко проживающего человека.
Указанный стандарт утвержден решением Архангельского областного собрания депутатов от 16.07.1997 № 223.
Стороны не оспаривают, что спорная сумма образовалась в результате разницы в расчетах, вызванных применением указанных показателей.
При этом истец считает, что применение стандарта социальной нормы площади жилья в размере 18 кв. м должно применяться с 01.06.2006, то есть после отмены Решения Архангельского городского Совета депутатов от 2 июля 1998 г. № 268.
Суд не может согласиться с мнением истца по следующим основаниям.
Как видно из областного закона от 10.11.2004 № 262-33 ОЗ, рассматриваемые льготы установлены для граждан субъектом Российской Федерации Архангельской областью. Меры социальной поддержки, устанавливаемые настоящим законом, являются расходными обязательствами Архангельской области.
В связи с этим при предоставлении льгот должен учитываться стандарт социальной нормы площади жилья, установленный на региональном уровне решением Архангельского областного собрания депутатов от 16.07.1997 № 223.
Данный стандарт соответствует федеральному стандарту, в том числе установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 № 541 «О федеральных стандартах жилого помещения и коммунальных услуг».
Поскольку Архангельским городским Советом депутатов был установлен иной размер стандарта, при предоставлении социальных льгот он мог применяться только с учетом ст. ст. 31, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Из этого следует, что органы местного самоуправления вправе устанавливать более высокую социальную норму площади жилья, улучшая тем самым положение граждан, но при этом обязаны покрывать указанную разницу за счет средств местного бюджета.
ГУ ОСЗН пояснило в отзыве, что не имело договорных отношений с муниципальным образованием «Город Архангельск», и не получало от него денежные средства на покрытие разницы организациям, предоставляющим меры социальной поддержки по жилищно-коммунальным услугам.
Мэрия г. Архангельска также подтвердила, что в городском бюджете 2006 и 2007 годов не предусматривались денежные средства на возмещение льгот в части разницы между федеральной и муниципальной нормой площади жилья.
Таким образом, судом установлено, что ответчик, являясь распорядителем средств областного бюджета, не обязан возмещать Товариществу расходы в части предоставленных гражданам льгот, свыше рассчитанной исходя их стандарта социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв. м., поскольку Архангельская область не устанавливала такие льготы и не принимала на себя обязательств по их возмещению.
В связи с изложенным, суд считает иск не подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина по делу относится на истца.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований - отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Архангельской области.
Судья | Л. Л. Куницына |