ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-8456/07 от 16.10.2007 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163069, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Архангельск

Дело №

А05-8456/2007

Дата объявления резолютивной части решения 16.10.2007. Дата изготовления решения  октября 2007 года    

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шашкова А.Х.

при ведении протокола судебного заседания судьей Шашковым А.Х.

рассмотрев в судебном заседании дело

заявитель - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №2 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу

ответчик - Дочернее Общество с ограниченной ответственностью "Железобетон"

об обязании признать требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в размере 229 070 руб. 87 коп., начисленных по результатам выездной налоговой проверке (решение № 04-07/3742 от 04.08.2005), в том числе в сумме налога на добавленную стоимость в размере 181 126 руб. 00 коп. и пени за несвоевременную уплату налога в размере 47 944 руб. 87 коп., в качестве требований кредитора по обязательным платежам и включить данные требования в реестр кредиторов Дочернего Общества с ограниченной ответственностью "Железобетон"; определить и установить для Дочернего Общества с ограниченной ответственностью "Железобетон" размер обязательных платежей в размере суммы налога на добавленную стоимость в размере 181 126 руб. 00 коп. и пени за несвоевременную уплату налога в размере 47 944 руб. 87 коп. всего 229 070 руб. 87 коп., начисленных по результатам выездной налоговой проверке (решение № 04-07/3742 от 04.08.2005)

при участии в заседании представителей:

от заявителя ФИО1, доверенность от 14.11.2006 г.

от ответчика ФИО2, доверенность от 12.08.2007 г.,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №2 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – заявитель, МИ ФНС № 2) обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать неправомерными действия ликвидационной комиссии ДООО «Железобетон» в части непринятия к исполнению требования налогового органа об уплате задолженности в бюджет; обязать ДООО «Железобетон» признать требование МИ ФНС №2  по налогу на добавленную стоимость в размере 181 126 руб. 00 коп. и пени за несвоевременную уплату налога в размере 47 944 руб. 87 руб., а всего 229 070 руб. 87 коп., начисленных по результатам выездной налоговой проверке (решение № 04-07/3742 от 04.08.2005), в качестве требований кредитора по обязательным платежам на основании статей 63, 64 Гражданского кодекса Российской Федерации; включить данные требования в реестр кредиторов ДООО «Железобетон»; определить и установить для ДООО «Железобетон» размер обязательных платежей в размере вышеуказанных сумм НДС и пени, начисленных по результатам проверки (МИ ФНС № 2  уточненное исковые требования в порядке ст. 49 АПК РФ).

Ответчик иск не признал, мотивируя тем, что истец пропустил срок для предъявления требований.

Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Как видно из материалов дела, 08.12.2004 г. ДООО «Железобетон» уведомило МИ ФНС № 2 о принятии решения о ликвидации юридического лица и о формировании ликвидационной комиссии. В газете «Трудовая Коряжма» от 18.12.2004  № 142 ликвидационная комиссия поместила публикацию о ликвидации  ДООО «Железобетон» и установлении 2-х месячного срока для предъявления требования кредиторам.

В соответствии с ст. 89 НК РФ налоговой службой назначена выездная налоговая проверка ДООО «Железобетон», которая проведена в период с 21.02.2005 по 14.04.2005. По результатам проверки вынесено решение № 04-07/3742 от 04.08.2005 о начислении  ДООО «Железобетон» 181126 руб. недоимки по НДС и 47944,87 руб. пени за несвоевременную уплату налога. 11.08.2005 налоговая служба направила ДООО «Железобетон» требование № 4607 об уплате указанных сумм НДС и пени. ДООО «Железобетон» требование № 4607 не признало в качестве требования по обязательным платежам и не включило в реестр требований кредиторов.

Решение и требование налоговой службы должником в части начисления НДС и пени в судебном порядке не обжаловались.Ликвидационной комиссией ДООО «Железобетон»ни промежуточный ни окончательный ликвидационный баланс не составлялся.

Не согласившись с действиями ликвидационной комиссии ДООО «Железобетон»  по отказу  включения требований МИ ФНС №2 обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Согласно статье 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

В соответствии с пунктами 4, 5, 6 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица.

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

Анализ п. 4 ст. 64 Кодекса позволяет сделать вывод о том, что основанный на данной норме иск может быть заявлен в случае отказа ликвидационной комиссии (ликвидатора) в удовлетворении требования кредитора, либо в случае уклонения от рассмотрения данного требования независимо от наличия (отсутствия) факта пропуска срока его предъявления

Судом установлено, что  МИ ФНС №2, своевременно уведомленная о ликвидации Предприятия, обратилась в ликвидационную комиссию об установлении требования по результатам выездной налоговой проверки 11.08.2005, то есть по истечении срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, однако, до составления промежуточного ликвидационного баланса (запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса в Единый государственный реестр юридических лиц не вносилась). Кроме того, как следует из пояснений представителя ответчика, реестр требований у ДООО «Железобетон» отсутствует, поскольку кредиторская задолженность не выявлена, что также подтверждается бухгалтерским балансом на 30.09.2005.

Согласно п. 1 ст. 49 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе от реализации ее имущества. При этом в силу требований п. 3 данной статьи очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.

Удовлетворение  требования МИ ФНС № 2 возможно лишь путем уплаты соответствующей суммы в бюджет в порядке и очередности, установленных п. 1 ст. 49 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 64 ГК РФ.

Иск инспекции  основан на положениях п. 4 ст. 64 ГК РФ и фактически направлен на взыскание соответствующей суммы задолженности с ликвидируемого должника в доход бюджета.

С учетом изложенного суд пришел к выводу, что действия ликвидационной комиссии ДООО «Железобетон» по отказу в исполнении требования № 4607 от 11.08.2005 являются неправомерными и требование МИ ФНС № 2 по НДС в сумме 181126 руб. и пени в сумме 47944 руб. 87 коп. подлежащим удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в  срок.

В остальной части иск удовлетворению не подлежит, так как размер обязательных платежей (НДС и пени) определен и установлен материалами выездной проверки и ответчиком не оспаривается, а включение их в реестр невозможно в связи с тем, что реестр должником не ведется и требование заявлено после истечения 2-х месячного срока, установленного для заявлении требований кредиторов.

В силу ст. 110 АПК РФ   государственная пошлина с удовлетворенной части иска относится на ответчика. МИ ФНС №2 на основании  подпункта 1 пункта 1 ст. 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины, поскольку обратилась в защиту государственных и общественных интересов, освобождена.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Действия ликвидационной комиссии Дочернего общества с ограниченной ответственностью «Железобетон», выразившиеся в уклонении  исполнения требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу № 4607 от 11.08.2005 признать неправомерными, как несоответствующие  пунктам 4, 5 и 6 статьи 64 ГК РФ.

Признать требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Архангельской области и Ненецкому автономному по налогу на добавленную стоимость  в сумме 181126 руб. и пени в сумме 47944 руб. 87 коп. подлежащими удовлетворению за счет имущества Дочернего общества с ограниченной ответственностью «Железобетон», оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с Дочернего общества с ограниченной ответственностью «Железобетон» в доход федерального бюджета 4000 рублей государственной пошлины.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

А.Х. Шашков