ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-8501/13 от 09.09.2013 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

сентября 2013 года

г. Архангельск

Дело № А05-8501/2013   

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Меньшиковой И.А., рассмотрев в порядке упрощённого производства дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН <***>; <...>) о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>; Архангельская область, с. Благовещенское Вельского района) к административной ответственности,

установил: административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ФИО1 (далее также – предприниматель) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Отзыва на заявление предприниматель суду не представил.

Исследовав доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, об этом в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись за основным государственным регистрационным номером <***>. Ему выдана лицензия № АСС-29-201349 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.

            17 апреля 2013 года сотрудником административного органа при проведении контрольно-надзорных мероприятий установлено, что ФИО1, осуществляя предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом (автобус ПАЗ-32053-07, государственный регистрационный знак АА911/29) по маршруту
№ 605 «Вельск - Благовещенское», нарушил требования и условия, предусмотренные специальным разрешением (лицензией), а именно:

- в нарушение подпункта «б» пункта 37 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112, внутри автобуса не размещена информация о наименовании, адресе и контактных телефонах органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа;

- в нарушение пункта 16 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утверждённых приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152, в путевом листе от 17.04.2013 № 90 не указаны имя, отчество медицинского работника, проводившего медицинский осмотр;

- в нарушение части 1 статьи 16, статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» использовал для перевозок пассажиров в междугороднем сообщении Вельск-Благовещенское автобус, не оборудованный ремнями безопасности, без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (тахографа);

- в нарушение подпункта «ж» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 2.04.2012 № 280, использовал транспортное средство, не оснащённое в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАС/GPS.

            Административный орган составил протокол от 30 апреля 2013 года № 33-В о совершении предпринимателем административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, - нарушении лицензионных требований и условий при осуществлении предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек. Копия протокола ФИО1 вручена.

            Заявитель обратился в суд за привлечением предпринимателя к административной ответственности.

Суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

            Суд отмечает, что полномочия должностных лиц Управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу составлять протокол по делу об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, предусмотрены статьёй 28.3 Кодекса (часть 3).

            В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечёт предупреждение или наложение административного штрафа, в том числе на должностных лиц (к которым статья 2.4 Кодекса относит индивидуальных предпринимателей) в размере от трёх тысяч до четырёх тысяч рублей.

Пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 2.04.2012 № 280, предусмотрено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров является использование лицензиатом транспортных средств, оснащённых в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (подпункт «ж»); соблюдение лицензиатом требований, установленных статьёй 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (подпункт «з»); соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом  (подпункт «и»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 720 утверждён Технический регламент о безопасности колёсных транспортных средств (далее - Технический регламент).

В соответствии с пунктом 8 (1) Технического регламента транспортные средства категорий M2, M3, № 2 и № 3, осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров и грузов, подлежат оснащению техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха. Конструкция указанных транспортных средств должна обеспечивать возможность оснащения указанными техническими средствами.

Порядок оснащения указанными техническими средствами транспортных средств, находящихся в эксплуатации, определяется Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Порядок оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, включая специальные транспортные средства, категории M, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, утверждён приказом Минтранса России от 26 января 2012 г. № 20. Порядок применяется владельцами транспортных средств независимо от того, являются ли они собственниками транспортных средств или используют их на ином законном основании в целях повышения эффективности управления движением транспортных средств, уровня безопасности перевозок пассажиров и опасных грузов.

Установка на транспортное средство абонентского телематического терминала и подключение абонентского телематического терминала к диспетчерскому центру или диспетчерскому пункту и к АЦКН Ространснадзора обеспечивается владельцем транспортного средства (пункт 4 Порядка).

Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 16 названного Федерального закона техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Из пункта 4.1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утверждённых  Советом Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, следует, что в автобусах, используемых для перевозки пассажиров в междугородном сообщении, места для сидения должны быть оборудованы ремнями безопасности.

Согласно пункту 16 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утверждённых приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152, даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.

В подпунктах «б» пункта 37 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112, указано, что внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, размещается следующая информация: наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.

            Материалами дела, в том числе актом осмотра автобуса на линии от 17.04.2013
№ 16, протоколом об административном правонарушении от 30.04.2013 № 33-В, подтверждается и предпринимателем не оспаривается нарушение им вышеприведённых норм. Таким образом, предприниматель допустил нарушение условий осуществления предпринимательской деятельности, предусмотренных лицензией.

Суд усматривает в деянии предпринимателя признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ, - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Его виновность суд считает доказанной, требования законодательства предпринимателю известны, но не соблюдены.

Вместе с тем суд отмечает, что в силу статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трёх месяцев со дня совершения (а если правонарушение является длящимся, со дня обнаружения) административного правонарушения.

Заявитель установил нарушение ФИО1 условий осуществления предпринимательской деятельности, предусмотренных лицензией, 17 апреля 2013 года. Трёхмесячный срок давности истёк 17 июля 2013 года.

Ввиду истечения срока давности суд оказывает заявителю в привлечении предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в течение десяти дней со дня принятия.

            Судья

И.А. Меньшикова