ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-8537/16 от 17.11.2016 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

24 ноября 2016 года

г. Архангельск

Дело № А05-8537/2016

Резолютивная часть решения объявлена 17 ноября 2016 года

Решение в полном объёме изготовлено 24 ноября 2016 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Ипаева С.Г.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смирновой Г.М.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению сельскохозяйственного потребительского ягодного кооператива «Архангельская клюква» (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 164569, дер.Копачево Холмогорского района, Архангельская область, дом 53; 163000, <...>, офис 801-Б)

к ответчику - министерству агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 163000, <...>)

о признании незаконным распоряжения от 28.07.2016 № 352-р,

при участии в заседании представителей:

от заявителя – ФИО1 (доверенность от 28.10.2016) ФИО2.(председатель)

от ответчика – ФИО3 (доверенность от 19.09.2016),

установил:

сельскохозяйственный потребительский ягодный кооператив «Архангельская клюква» (далее – заявитель, Кооператив) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением (с учетом уточнения):

- о признании недействительным распоряжения Министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области от 28.07.2016 №352-р «О продлении срока проведения конкурсного отбора для предоставления грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы»;

- о признании незаконными действий по уклонению (отказу) Министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области проведения конкурса 29.07.2016 в 10 час. 00 мин.;

- обязании Министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области заключить с Сельскохозяйственным потребительским ягодным кооперативом «Архангельская клюква» договор на получение гранта в соответствии с планом расходов запрашиваемых средств грантов, прилагаемых к заявке на предоставление грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативом для развития материально-технической базы.

Представитель заявителя в предварительном судебном заседании предъявленные требования поддержал.

Представитель ответчика с требованиями заявителя (истца) не согласился по доводам, изложенным в отзыве.

Как следует из материалов дела, Министерством агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области (далее-Министерство) принято распоряжение от 28.06.2016 №296-р «О проведении конкурсного отбора по предоставлению грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы».

Во исполнение названного распоряжения 28.06.2016г. в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на сайте http://dvinaland.ru размещено информационное сообщение о проведении конкурсного отбора по предоставлению грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально - технической базы (далее -извещение), согласно которому 29.07.2016г. в 10 час. 00 мин. по адресу: <...>, каб. 308, должно состояться заседание конкурсной комиссии по отбору кооперативов для предоставления грантов для развития материально -технической базы.

Срок принятия заявлений и конкурсной документация установлен до 28 июля 2016 года 16 час. 00 мин. (пункт 1.6 информационного сообщения). Проведение конкурса назначено на 29 июля 2016 года 10 час. 00 мин. (пункт 1.7 информационного сообщения).

28.07.2016 Министерством принято распоряжение от 28.06.2016 №296-р «О продлении срока проведения конкурсного отбора по предоставлению грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы».

Согласно названному распоряжению продлен срок приема заявок на конкурс по предоставлению грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы по 05 сентября 2016 года до 18 часов 15 минут по адресу: <...>,каб.302-303.

Сельскохозяйственный потребительский ягодный кооператива «Архангельская клюква» не согласившись с распоряжением от28.06.2016 №352-р о продлении срока приема заявок на конкурс по предоставлению грантов обратился с рассматриваемым заявлением в суд.

В обоснование доводов заявитель ссылается на то, что СПК «Архангельская клюква» подал заявку на Конкурс в полном соответствии с требованиями Положения «О порядке предоставления грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы» утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 09.10.2012 №436-пп и в установленные сроки (далее –Положение №436-пп). В соответствии с требованиями статьи 1058 Гражданского кодекса Российской Федерации и Положения №436-пп комиссия обязана была рассмотреть заявку кооператива, в назначенный день и вне зависимости от числа лиц участвующих в конкурсе. Кроме того, оспариваемое распоряжение №352-р от 28.07.2016 принято Министерством с превышением полномочий установленных пункта 12 раздела II и пункта 8 раздела III Положения «О министерстве агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области», утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 03.04.2012 №127-пп.

Рассмотрев материалы дела, изучив представленные доказательства, а также заслушав представителей заявителя и ответчика, суд установил следующие фактические обстоятельства дела.

На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Доводы заявителя о принятии Министерством оспариваемого распоряжения №352-р от 28.07.2016 с превышением полномочий, суд считает несостоятельным, по следующим основанием.

Компетенция министерства определена разделом II Положения о министерстве агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 03.04.2012 № 127-пп (далее -Положение о министерстве). При этом в соответствии с пунктом 12 Положения о министерстве министерство по вопросам своей компетенции издает распоряжения, а в случаях, предусмотренных пунктом 9 Положения о министерстве, издает постановления.

Согласно подпункту 7 пункта 8 Положения о министерстве министерство осуществляет разработку и реализацию мер государственной поддержки сельского хозяйства в Архангельской области, в том числе в форме субсидий организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим рыболовство в целях аквакультуры (рыбоводства), производство, переработку, реализацию сельскохозяйственной продукции, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, крестьянским (фермерским) хозяйствам.

В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Порядок предоставления субсидий из бюджетов разных уровней предусмотрен статьей 78 БК РФ и нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с кодексом.

При этом на основании части 7 указанной статьи БК РФ в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление юридическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.

Субсидия на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы предоставляется в соответствии с Положением о порядке предоставления грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 09.10.2012 № 436-пп (далее - Положение №436-пп), согласно которому главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на предоставление данного вида грантов, является министерство агропромышленного комплекса и торговли.

Таким образом, оспариваемое распоряжение от 28.07.2016 №352-р вынесено уполномоченным органом.

Заявитель считает, что оспариваемым распоряжением от 28.07.2016 №352-р Министерством нарушены права СПК «Архангельская клюква», так как Положение №436-пп о предоставлении грантов не предусматривает оснований для продления сроков приема документов и оснований для такого продления. В силу положений статьи 1058 ГК РФ и Положения №436-пп комиссия обязана была рассмотреть заявку кооператива, в назначенный день и вне зависимости от числа лиц участвующих в конкурсе. Следовательно, распоряжение №352-р от 28.07.2016г. не соответствует Положению №436-пп от 09.10.2012, поскольку названным актом министерству не предоставлено право изменять дату и время проведения конкурса, сроки приема заявок на участие в конкурсе.

Доводы заявителя суд считает необоснованными, по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2015 №623 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы (далее – Правила №623).

Правила №623 устанавливают порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы в рамках реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы (далее соответственно - Государственная программа, субсидии).

Правилами установлено, что Субсидии предоставляются в целях софинансирования исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией государственных программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Сельскохозяйственный потребительский кооператив - сельскохозяйственный потребительский (перерабатывающий и сбытовой) кооператив, объединяющий не менее 10 сельскохозяйственных товаропроизводителей на правах членов кооперативов (кроме ассоциированного членства), или потребительское общество, если 70 процентов его выручки формируется за счет осуществления видов деятельности, аналогичных таким видам деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, как заготовка, хранение, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции;

Развитие материально-технической базы - мероприятия, направленные на внедрение новых технологий и создание высокопроизводительных рабочих мест, строительство, реконструкцию, модернизацию или приобретение материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе:

Пунктом 4 Правил №623 установлено максимальный размер гранта на развитие материально-технической базы на один сельскохозяйственный потребительский кооператив определяется субъектом Российской Федерации в сумме, не превышающей 70 млн. рублей, и не более 60 процентов затрат на развитие материально-технической базы сельскохозяйственного потребительского кооператива. В случае если субъект Российской Федерации утверждает максимальный размер гранта на развитие материально-технической базы в сумме, превышающей 70 млн. рублей и (или) 60 процентов затрат на развитие материально-технической базы сельскохозяйственного потребительского кооператива, то источником финансового обеспечения выплаты гранта на развитие материально-технической базы в размере, превышающем указанную сумму, не может являться субсидия.

Размер гранта на развитие материально-технической базы, предоставляемого конкретному сельскохозяйственному потребительскому кооперативу, определяется конкурсной комиссией, создаваемой субъектом Российской Федерации, с учетом собственных средств сельскохозяйственного потребительского кооператива, внесенных на счет неделимого фонда, и плана расходов сельскохозяйственного потребительского кооператива в целях, указанных в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил.

Грант на развитие материально-технической базы должен быть использован в срок не более 18 месяцев со дня поступления средств на счет сельскохозяйственного потребительского кооператива.

Правительством Архангельской области утверждено положение от 09.10.2012 №436-пп «О порядке предоставления грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы».

Согласно пункту 1 Положения оно разработано в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2015 года № 623, областным законом от 27 июня 2007 года № 367-19-ОЗ "О государственной поддержке сельского хозяйства в Архангельской области", государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 9 октября 2012 года № 436-пп, устанавливает порядок и условия предоставления грантов в форме субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы (далее соответственно - кооператив, грант).

Пунктом 2 Положения №436-пп определено, что главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на предоставление грантов в соответствии с настоящим Положением, является министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области.

Получателями грантов являются сельскохозяйственные потребительские (перерабатывающие и сбытовые) кооперативы, объединяющие не менее 10 сельскохозяйственных товаропроизводителей на правах членов кооперативов (кроме ассоциированного членства), или потребительские общества, если 70 процентов их выручки формируется за счет осуществления видов деятельности, аналогичных таким видам деятельности кооперативов, как заготовка, хранение, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции, документально подтвердившие одновременное соответствие следующим условиям:

Гранты предоставляются с целью финансового обеспечения затрат, связанных с внедрением новых технологий и созданием высокопроизводительных рабочих мест, строительством, реконструкцией, модернизацией или приобретением материально-технической базы кооперативов, в том числе:

Грант предоставляется министерством агропромышленного комплекса на основе конкурсного отбора.

Согласно разделу III «Организация и порядок проведения конкурса» Правил №364-пп Министерство организует размещение информационного сообщения о начале проведения конкурса на официальном сайте Правительства Архангельской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за 30 календарных дней до начала конкурса.

В течение 20 рабочих дней со дня окончания приема заявок министерство проводит заседание конкурсной комиссии, на котором рассматриваются поступившие заявления.

Конкурсная комиссия рассматривает каждую заявку отдельно. После обсуждения заявок каждый член комиссии выставляет каждой заявке оценку, руководствуясь критериями отбора по форме согласно приложению № 2 к настоящему Положению.

После обсуждения всех заявок секретарь конкурсной комиссии определяет суммарное значение оценок каждой заявки, определенных каждым из членов конкурсной комиссии, для подготовки итогового рейтинга заявок и протокола.

Кроме того, из Положения следует, что единственный участник конкурса не является его бесспорным победителем. Заявки оцениваются конкурсной комиссией, результат заседания оформляется в виде протокола, содержащего решение комиссии. При этом такое решение может содержать отказ в предоставлении гранта как одному конкурсанту, так и нескольким, в том числе и всем участвующим в конкурсе.

Таким образом, мнение СПК «Архангельская клюква», что единственная заявка в конкурсе обеспечивает победу в нем и получение государственного гранта, ошибочно и не основано на нормах действующего законодательства.

Ссылка заявителя на статью 1058 ГК РФ не обоснована, поскольку конкурсный отбор на получение рассматриваемого гранта имеет иную правовую природу и регулируется статьей 78 БК РФ.

Грант предоставляется в форме субсидии на безвозмездной и безвозвратной основе в целях финансового возмещения затрат в связи с производством товаров. Цель предоставления конкретного гранта указана в п. 4 Положения - грант предоставляется с целью финансового обеспечения затрат, связанных с внедрением новых технологий и созданием высокопроизводительных рабочих мест, строительством, реконструкцией, модернизацией или приобретением материально-технической базы кооперативов.

Денежные средства, передаваемые победителю публичного конкурса носят характер вознаграждения за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов.

Следовательно, предоставление бюджетной субсидии на основе конкурсного отбора не является публичным конкурсом.

Продление сроков приема заявок Положением о предоставлении грантов не является отказом от проведения конкурса, не запрещает и не нарушает право заявителя на участие в конкурсном отборе и рассмотрение заявки заявителя.

В рассматриваемом случае, СПК «Архангельская клюква» в приеме документов отказывалось, заявка была рассмотрена и оценена на общих основаниях на заседаниях конкурсной комиссии 26.09.2016 г. и 12.10.2016.

Таким образом, оспариваемым распоряжением от 28.07.2016 №352-р не нарушены права заявителя.

Довод заявителя о том, что 29.07.2016 в 9 часов 30 минут на информационном сайте Правительства Архангельской области отсутствовала информация о продлении сроков приема документов на конкурс и назначении иной даты проведения конкурсной комиссии для предоставления грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам, суд отклоняет по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном АПК РФ и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

Частью 2 статьи 64 АПК РФ предусмотрено, что в качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.

В соответствии с частью 3 статьи 75 АПК РФ документы, полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, допускаются в качестве письменных доказательств в случаях и в порядке, которые установлены АПК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или договором либо определены в пределах своих полномочий Верховным Судом Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 102 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1 (далее - Основы о нотариате) по просьбе заинтересованных лиц нотариус обеспечивает доказательства, необходимые в случае возникновения дела в суде или административном органе, если имеются основания полагать, что представление доказательств впоследствии станет невозможным или затруднительным.

Судом отмечает, что для бесспорности доказательства документа, созданного методом print screen, необходимо нотариальное заверение распечатанного текста либо составление нотариусом протокола осмотра сайта. Если документы, созданные методом print screen, в установленном порядке нотариусом не подтверждены (не заверены), то они не могут быть признаны допустимыми доказательствами.

Представленные СПК «Архангельская клюква» копии скриншотов в подтверждение того, что 28.07.2016-29.07.2016 не было опубликовано оспариваемое распоряжение о продлении сроков проведения конкурса по отбору кооперативов не позволяют установить, действительно ли оспариваемое постановление не было опубликованы в указанные даты, в связи с чем суд не признает представленные кооперативом скриншоты надлежащими доказательствами по делу (статьи 67, 68 АПК РФ).

С учетом вышеизложенных обстоятельств, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Отказать сельскохозяйственному потребительскому ягодному кооперативу «Архангельская клюква» в удовлетворении заявленных требований:

- о признании недействительным распоряжения Министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области от 28.07.2016 №352-р «О продлении срока проведения конкурсного отбора для предоставления грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы»;

- о признании незаконными действий по уклонению (отказу) Министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области проведения конкурса 29.07.2016 в 10 час. 00 мин.;

- об обязании Министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области заключить с Сельскохозяйственным потребительским ягодным кооперативом «Архангельская клюква» договор на получение гранта в соответствии с планом расходов запрашиваемых средств грантов, прилагаемых к заявке на предоставление грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативом для развития материально-технической базы.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

С.Г. Ипаев