АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
11 ноября 2015 года
г. Архангельск
Дело № А05-8655/2015
Резолютивная часть решения объявлена 03 ноября 2015 года
Решение в полном объёме изготовлено 11 ноября 2015 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Бекаровой Е.И.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело № А05-8655/2015 по исковому заявлению
Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 163004, <...>)
к ответчику – обществу с ограниченной ответственностью «САВИНСКЖИЛСЕРВИС» (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 164288, рп Савинский, Архангельской области Плесецкого района, ул. Октябрьская, 6/-/-)
о взыскании 15 640 руб. 59 коп.
В судебном заседании приняли участие представители:
заявителя – ФИО1, ведущий консультант отдела правового и кадрового обеспечения, по доверенности от 26.05.2015 №21-д; ФИО2, консультант отдела финансирования и контроля, по доверенности от 15.10.2015 №39-д;
ответчика – ФИО3, главный экономист, по доверенности от 05.10.2015.
Протокол судебного заседания вела помощник судьи Ястребова Н.Л.
Суд установил следующее:
Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (далее – истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «САВИНСКЖИЛСЕРВИС» (далее – ответчик, Общество) 15 640 руб. 59 коп., в том числе: 15 589 руб. 15 коп. излишне перечисленной суммы субсидии «Дельта Г» за второе полугодие 2013 года и за 2014 год, 51 руб. 44 коп. пени за период просрочки возврата излишне перечисленной субсидии с 04.07.2015 по 15.07.2015.
Период взыскания (не первое, как истцом первоначально указано в заявлении, а второе полугодие 2013 года) уточнён представителями истца в судебном заседании, соответствует представленным в дело расчётам и доказательствам.
От ответчика суду поступил отзыв на заявление (письмо от 31.08.2015 №2387/5) и дополнения к отзыву (письмо от 02.11.2015 №2993/5), в которых он не согласился с исковыми требованиями, просит суд в удовлетворении заявления отказать. Ответчик ссылается на то, что излишне перечисленная сумма субсидий «Дельта Г» 2045 руб. 66 коп. перечислена им добровольно пл.поручением №1078 от 02.11.2015, в остальной части в сумме 13 543 руб. 49 коп. ответчик полагает иск необоснованно заявленным, так как объём газа, подтверждённый первичными документами ответчика, соответствует сумме полученной им субсидии, расхождения объясняются неправильно проведённой в счетах бухгалтерского учёта корректировкой (корректировка проведена одной строкой с данными по текущему месяцу, не выделена отдельно).
При рассмотрении иска Министерства суд установил следующие фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.
Общество в период второе полугодие 2013 года – 2014 год оказывало услуги по газоснабжению населения и являлось получателем субсидии «Дельта Г» с целью возмещения недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования розничных цен на сжиженный газ, отпускаемый населению для бытовых нужд.
Министерством в отношении Общества в соответствии с программой контрольного мероприятия, утверждённой распоряжением Министерства от08.04.2015 №201-р, проведена проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов (убытков), возникающих в результате государственного регулирования розничных цен на сжиженный газ, отпускаемый населению для бытовых нужд (далее – «Дельта Г»).
В ходе проверки подлежали изучению вопросы контроля наличия правоустанавливающих и учредительных документов; правильности применения розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств) и экономически обоснованных расходов на реализацию 1кг сжиженного газа населению, установленных Агентством по тарифам и ценам Архангельской области, представленных в Министерство; соответствия сведений, представленных объектом финансового контроля, об объёмах реализации сжиженного газа данным бухгалтерского учёта, наличие первичных учётных документов, подтверждающих фактический объём реализации сжиженного газа.
По результатам проверки составлен акт от 26.05.2015 №203/01-23/62 (л.д.61-69, т.1). В акте указано на то, что выявлена сумма необоснованно полученных средств субсидий за проверяемый период 19 327 руб. 83 коп. в связи с представлением Обществом недостоверных сведений в ежемесячный отчётах фактической потребности в средствах субсидии по причине завышения объёма сжиженного газа, реализуемого населению из групповых резервуарных установок, определённого по данным бухгалтерского учёта, на 1090,391 кг; занижения объёма баллонного газа с доставкой – на 484,000 кг; завышения объёма баллонного газа, реализуемого населению со склада, по данным бухгалтерского учёта на 505,000 кг.
Акт проверки направлен Обществу почтой и получен им 02.06.2015 согласно уведомлению организации почтовой связи.
Во исполнение акта проверки Министерство направило в адрес Общества требование о возврате субсидии (средств областного бюджета) от 04.06.2015 №203/07-06/3871, в котором предложило произвести возврат в областной бюджет излишне полученную субсидию в размере 19 327 руб. 83 коп. в течение 15 дней со дня получения требования. 11.06.2015 требование было направлено повторно.
Ответчик в ответ представил дополнительные подтверждающие документы, которые были частично приняты Министерством, и в результате сумма необоснованно полученных средств субсидии скорректирована до 15 589 руб. 15 коп.
В связи с тем, что Общество требование добровольно не исполнило, Министерство обратилось в арбитражный суд с требованием о взыскании 15 589 руб. 15 коп. необоснованно полученных средств субсидии.
Проанализировав представленные в дело доказательства, суд пришёл к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований с учётом следующего.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – БК РФ) определяет субсидию как форму предоставления юридическому лицу бюджетных средств, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Как установлено пунктом 1 статьи 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе, из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В рассматриваемом случае предоставление субсидий на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования розничный цен на сжиженный газ, отпускаемый населению для бытовых нужд было предусмотрено:
- в 2013 году Законом Архангельской области от 17.12.2012 № 603-36-ОЗ «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», Порядком предоставления в 2013 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (Приложение №17 к Областному закону №603-36-ОЗ);
- в 2014 году Законом Архангельской области от 19.12.2014 № 59-4-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», Порядком предоставления в 2014 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (Приложение №18 к Областному закону №59-4-ОЗ).
Относительно обстоятельств предоставления и расходования субсидий во втором полугодии 2013 года судом установлено следующее.
Министерство энергетики и связи Архангельской области (Сторона 1) и общество (Сторона 2) во исполнение Закона Архангельской области от 17.12.2012 № 603-36-ОЗ «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (далее - Закон о бюджете на 2013 год) заключили договор от 28.12.2012 № 5-Г на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования розничный цен на сжиженный газ, отпускаемый населению для бытовых нужд (том 1, листы 25-27).
Предметом заключенного договора является взаимодействие сторон, направленное на предоставление Стороной 1 Стороне 2 субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования розничный цен на сжиженный газ, отпускаемый населению для бытовых нужд, в соответствии с разделом 1 Порядка предоставления в 2013 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг, предусмотренного Приложением №17 к Закону о бюджете на 2013 год.
В соответствии с пунктом 1.4 указанного выше Порядка в качестве базовых величин для расчета убытков газоснабжающих организаций, подлежащих возмещению из областного бюджета, принимаются:
а) действующие розничные цены на сжиженный газ, отпускаемый населению для бытовых нужд (без налога на добавленную стоимость (далее - НДС)), утвержденные агентством по тарифам и ценам;
б) экономически обоснованные расходы на единицу оказанных услуг, утвержденные агентством по тарифам и ценам;
в) фактически реализованный объем сжиженного газа населению для бытовых нужд (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств).
Согласно пункту 1.7 указанного выше Порядка Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства заключает с газоснабжающими организациями договоры на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования розничных цен на сжиженный газ, отпускаемый населению для бытовых нужд (далее - договоры на возмещение убытков). Договоры на возмещение убытков должны предусматривать порядок определения количества отпущенного газа, подтверждение объемов сжиженного газа, используемых для расчета субсидий, данными бухгалтерского учета и иные существенные условия, установленные и согласованные сторонами.
По условиям пункта 1.3 договора от 28.12.2012 № 5-Г объем субсидии рассчитывается по формуле:
С = (Тэ - Тнас) х О, где:
С - объем субсидии, руб.;
Тэ – экономически обоснованные расходы на единицу указанных услуг, утверждённые агентством по тарифам и ценам, рублей/Гкал;
Тнас – розничная цена на сжиженный газ, отпускаемый населению, утверждённая агентством по тарифам и ценам (без НДС), рублей/кг;
О – объём сжиженного газа, реализованного населению для бытовых нужд, кг.
В связи с переименованием стороны Министерство в договоре №5-Г от 28.12.2012 на Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области между сторонами заключено Дополнительное соглашение №1 от 10.07.2013 (л.д.29-30, т.1).
В ходе судебного исследования доказательств, представленных в дело, и пояснений представителей сторон установлено, что в 2013 году Обществом предъявлено в расчётах и получено средств субсидии 2 078 000, 65 руб. Данное обстоятельство подтверждено обеими сторонами.
Установлено, что в рассматриваемом случае в соответствии с экспертным заключением по обоснованию расчёта экономически обоснованных расходов ООО «Савинскжилсервис» на реализацию 1 кг сжиженного газа населению на 2013 год, составленным 01.08.2013 Агентством по тарифам и ценам Архангельской области, экономически обоснованные расходы на реализацию 1 кг газа населению на период с 01.01.2013 по 31.12.2013 определены для ООО «Савинскжилсервис» на уровне 47 руб. 10 коп. (л.д.46-53, т.1). Обе стороны спора исходят при расчёте средств субсидии из указанных экономически-обоснованных расходов.
Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 15.03.2013 №19-п/2 были утверждены и введены в действие с 01.07.2013 розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств).
Согласно указанному постановлению с 01.07.2013 розничная цена
- на газ, реализуемый из групповых резервуарных установок, составила 38,42 руб. за 1 кг (цена без НДС составила 32,56 руб. за 1 кг);
- газа, реализуемого в баллонах, с доставкой до потребителя – 49,86 руб. за 1 кг (цена без НДС составила 42,25 руб. за 1 кг);
- газа, реализуемого в баллонах с места промежуточного хранения (склада) – 41,66 руб. за 1 кг (цена без НДС составила 35,31 руб. за 1 кг).
Обе стороны при расчёте средств субсидии использовали указанные выше розничные цены на сжиженный газ (без учёта НДС), реализуемый населению.
Объём реализованного населению сжиженного газа в соответствии с данными первичных учётных документов, достоверность которых не оспаривается заявителем и указана им в расчёте, во втором полугодии 2013 года составил:
- газа, реализуемого из групповых резервуарных установок (емкостного) – 134406,890 кг;
- газа, реализуемого в баллонах, с доставкой до потребителя – 1657,5 кг;
- газа, реализуемого в баллонах с места промежуточного хранения (склада) – 10688,0 кг.
С учётом экономически обоснованных расходов, розничной цены и объёма газа, реализованного населению судом установлено, что фактическая потребность в средствах субсидии на 2013 год составила с применением формулы С = (Тэ - Тнас) х О:
1 954 276, 18 + 7937, 03 +125 875, 95 = 2 088 089, 16 (руб.)
Доводы Министерства о наличии ошибок в бухгалтерском учёте Общества проанализированы судом. Суд пришёл к выводу, что в данном случае сам по себе факт неправильно проведённой в счетах бухгалтерского учёта корректировки (исправление ошибки в объёмах, допущенной в ноябре 2013 года при предъявлении к оплате ООО «Билдинг-Компани» по вновь введённому жилому дому рассчитан исходя из нормативов при наличии приборов учёта, показания по которым не передавались, произведен одной строкой с данными по текущему месяцу в январе 2014 года, корректировка не выделена отдельно) не привёл в целом за проверяемый период (2 полугодие 2013 года – 2014 год) к завышению объёмов реализованного газа. Объёмы скорректированы ответчиком, в связи с изменением величины «Дельта Г» (изменены с 01.01.2014 экономически обоснованные расходы Общества с 47,10 за 1 кг до 49,18 руб. за 1 кг) размер обоснованно полученной Обществом субсидии определён судом исходя из данных об объёмах реализованного газа населению, определённых по первичным учётным документам.
Согласно расчёту истца с учётом первичных документов недополучено 13497,43 руб. субсидии по емкостному газу, недополучено 2352,28 руб. субсидии по баллонному газу с доставкой и излишне получено 5761,20 руб. субсидии по баллонному газу со склада. При таких обстоятельствах, оснований сделать вывод о том, что в 2013 году Общество получило излишние средства из областного бюджета в качестве субсидии «Дельта Г» в совокупности у суда нет.
Относительно обстоятельств предоставления и расходования средств субсидий в 2014 году судом установлено следующее.
Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (Министерство) и общество (Предприятие) во исполнение Закона Архангельской области от 19.12.2014 № 59-4-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (далее - Закон о бюджете на 2014 год) заключили договор от 23.01.2014 № 01-Г на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования розничный цен на сжиженный газ, отпускаемый населению для бытовых нужд в 2014 году (л.д.31-35, том 1).
Предметом заключенного договора является предоставление Предприятию субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования розничных цен на сжиженный газ, отпускаемый населению для бытовых нужд в соответствии с разделом 1 Порядка предоставления в 2014 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг, предусмотренным Приложением №18 к Закону о бюджете на 2014 год (далее – Порядок 2014 года).
Согласно пункту 1.2 договора от 23.01.2014 № 01-Г объём субсидии рассчитывается в соответствии с пунктами 1.4-1.5 Порядка (раздел 1).
В Порядке (раздел 1) предусмотрено, что субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования розничных цен на сжиженный газ, отпускаемый населению для бытовых нужд (далее - субсидии), предоставляются газоснабжающим организациям Архангельской области (далее - газоснабжающие организации) в случае превышения экономически обоснованных расходов на единицу оказанных услуг над розничными ценами на сжиженный газ, отпускаемый населению для бытовых нужд, установленными агентством по тарифам и ценам Архангельской области (далее - агентство по тарифам и ценам).
Целями предоставления субсидий являются защита экономических интересов населения от монопольного повышения тарифов и покрытие расходов газоснабжающих организаций, связанных с государственным регулированием розничных цен на сжиженный газ, отпускаемый населению для бытовых нужд.
Предоставление субсидий осуществляется в связи с государственным регулированием розничных цен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 года N 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства".
В соответствии с пунктом 1.4 Порядка 2014 года в качестве базовых величин для расчета размера субсидий принимаются:
а) действующие розничные цены на сжиженный газ, отпускаемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме сжиженного газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и сжиженного газа для заправки автотранспортных средств) (без налога на добавленную стоимость (далее - НДС)), утвержденные агентством по тарифам и ценам;
б) экономически обоснованные расходы на реализацию одного килограмма сжиженного газа, определяемые агентством по тарифам и ценам;
в) фактически реализованный населению объем сжиженного газа для бытовых нужд (кроме сжиженного газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и сжиженного газа для заправки автотранспортных средств), подтвержденный данными бухгалтерского учета.
В соответствии с пунктом 1.5 Порядка 2014 года объем субсидии i-й газоснабжающей организации рассчитывается по формуле:
Сгi = (ЭРгi - РЦ1гi) x V1гнi + (ЭРгi - РЦ2гi) x V2гнi + (ЭРгi - РЦ3гi) x V3гнi + (ЭРгi - РЦ4гi) x V4гнi, где:
Сгi - объем субсидии i-й газоснабжающей организации, рублей;
ЭРгi - экономически обоснованные расходы на единицу оказанных услуг (без НДС), определенные агентством по тарифам и ценам для i-й газоснабжающей организации, рублей/кг;
РЦ1гi - установленная агентством по тарифам и ценам розничная цена на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд из групповых резервуарных установок (без НДС), рублей/кг;
V1гнi - фактический объем сжиженного газа, реализованный i-й газоснабжающей организацией населению для бытовых нужд из групповых резервуарных установок, подтвержденный данными бухгалтерского учета, кг;
РЦ2гi - установленная агентством по тарифам и ценам розничная цена на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд в баллонах с доставкой до потребителя (без НДС), рублей/кг;
V2гнi - фактический объем сжиженного газа, реализованный i-й газоснабжающей организацией населению для бытовых нужд в баллонах с доставкой до потребителя, подтвержденный данными бухгалтерского учета, кг;
РЦ3гi - установленная агентством по тарифам и ценам розничная цена на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд в баллонах с места промежуточного хранения (без НДС), рублей/кг;
V3гнi - фактический объем сжиженного газа, реализованный i-й газоснабжающей организацией населению для бытовых нужд в баллонах с места промежуточного хранения, подтвержденный данными бухгалтерского учета, кг;
РЦ4гi - установленная агентством по тарифам и ценам розничная цена на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд в баллонах без доставки до потребителя (без НДС), рублей/кг;
V4гнi - фактический объем сжиженного газа, реализованный i-й газоснабжающей организацией населению для бытовых нужд в баллонах без доставки до потребителя, подтвержденный данными бухгалтерского учета, кг.
Согласно пунктами 1.7 и 1.8 Порядка предоставление субсидий газоснабжающим организациям осуществляется министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (далее - министерство ТЭК и ЖКХ) в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета, доведенными лимитами бюджетных обязательств и предельными объемами финансирования в рамках подпрограммы "Формирование и реализация региональной политики в сфере энергетики, связи и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области" государственной программы Архангельской области "Развитие энергетики, связи и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (2014 - 2020 годы)".
Министерство заключает с газоснабжающими организациями договоры на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования розничных цен на сжиженный газ, отпускаемый населению для бытовых нужд (далее - договоры на возмещение недополученных доходов).
Договоры на возмещение недополученных доходов должны предусматривать порядок определения объема отпущенного газа, подтверждение объемов сжиженного газа, используемых для расчета размера субсидий, данными бухгалтерского учета и иные существенные условия, установленные и согласованные сторонами.
Обязательным условием предоставления субсидий, включаемым в договоры на возмещение недополученных доходов, является согласие получателей субсидий (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий) на осуществление министерством ТЭК и ЖКХ и органами государственного финансового контроля Архангельской области проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.
Договоры на возмещение недополученных доходов должны предусматривать уплату пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки в случае невозврата или несвоевременного возврата средств областного бюджета в сроки, установленные пунктами 1.13 и 1.14 настоящего Порядка.
Согласно пункту 1.14 Порядка 2014 года в случае выявления министерством ТЭК и ЖКХ нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями, а также условий договоров на возмещение недополученных доходов соответствующий объем субсидий подлежит возврату в областной бюджет в течение 15 дней со дня предъявления министерством ТЭК и ЖКХ соответствующего требования.
Газоснабжающие организации в течение 15 дней со дня предъявления министерством ТЭК и ЖКХ соответствующего требования в порядке досудебного урегулирования споров вправе направить в министерство ТЭК и ЖКХ соглашение по форме, утвержденной министерством ТЭК и ЖКХ, об уменьшении суммы субсидии на текущий финансовый год в размере соответствующего требования.
При невозврате бюджетных средств в установленный срок они подлежат взысканию министерством ТЭК и ЖКХ в судебном порядке.
Установлено, что в 2014 году Обществом предъявлено в расчётах потребности средств субсидии и получено средств субсидии «Дельта Г» 4 213 870, 93 руб.
В соответствии с пунктом 1.6 Порядка 2014 года экономически обоснованные расходы на единицу оказанных услуг определяются агентством по тарифам и ценам по каждой газоснабжающей организации отдельно из расчета на календарный год.
В соответствии с экспертным заключением по обоснованию расчёта экономически обоснованных расходов ООО «Савинскжилсервис» на реализацию 1 кг сжиженного газа населению на 2014 год, составленным 08.07.2014 Агентством по тарифам и ценам Архангельской области, экономические расходы на реализацию 1 кг сжиженного газа населению на период с 01.01.2014 по 31.12.2014 определены для ООО «Савинскжилсервис» в размере 49 руб. 18 коп. (л.д.54-60, т.1). Спор по величине экономически-обоснованных расходов между сторонами отсутствует.
Экономически обоснованные расходы учтены в изложенных величинах заявителем и ответчиком при расчёте средств субсидии (ЭРгi).
Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 15.03.2013 №19-п/2 были утверждены и введены в действие с 01.07.2013 розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств). Утверждённые указанным постановлением розничные цены действовали до 01.07.2014.
Согласно указанному постановлению с 01.07.2013 до 01.07.2014 розничная цена
- на газ, реализуемый из групповых резервуарных установок, составила 38,42 руб. за 1 кг (РЦ1гi без НДС составила 32,56 руб. за 1 кг);
- газа, реализуемого в баллонах, с доставкой до потребителя – 49,86 руб. за 1 кг (РЦ2гi без НДС составила 42,25 руб. за 1 кг);
- газа, реализуемого в баллонах с места промежуточного хранения (склада) – 41,66 руб. за 1 кг (РЦ3гi без НДС составила 35,31 руб. за 1 кг).
Объём реализованного населению сжиженного газа в соответствии с данными первичных учётных документов, достоверность которых не оспаривается заявителем и указана им в расчёте, в первом полугодии 2014 года составил:
- газа, реализуемого из групповых резервуарных установок (емкостного) – 124470,906 кг;
- газа, реализуемого в баллонах, с доставкой до потребителя – 1607,500 кг;
- газа, реализуемого в баллонах с места промежуточного хранения (склада) – 7090,000 кг.
С учётом экономически обоснованных расходов, розничной цены и объёма газа, реализованного населению судом установлено, что расчётная потребность в средствах субсидии за первое полугодие 2014 года составила с применением формулы Сгi = (ЭРгi - РЦ1гi) x V1гнi + (ЭРгi - РЦ2гi) x V2гнi + (ЭРгi - РЦ3гi) x V3гнi + (ЭРгi - РЦ4гi) x V4гнi: 2 194 694 руб. 90 коп. Излишне получено средств субсидии 16218,87 руб. + 291,27 руб. согласно расчёту истца.
Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29.05.2014 №21-п/2 были утверждены и введены в действие с 01.07.2014 розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), постановление Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 15.03.2013 №19-п/2 признано утратившим силу с 01.07.2014.
Согласно указанному постановлению с 01.07.2014 розничная цена
- на газ, реализуемый из групповых резервуарных установок составила 40,03 руб. за 1 кг (РЦ1гi без НДС составила 33,92 руб. за 1 кг );
- газа, реализуемого в баллонах, с доставкой до потребителя – 51,95 руб. за 1 кг (РЦ2гi без НДС составила 44,03 руб. за 1 кг );
- газа, реализуемого в баллонах с места промежуточного хранения (склада) – 43,41 руб. за 1 кг (РЦ3гi без НДС составила 36,79 руб. за 1 кг ).
Исходя из указанных выше розничных цен без учёта НДС на сжиженный газ, реализуемый населению, сторонами производилось определение размера субсидий обществу в проверяемый период с 01.07.2014 по 31.12.2014.
Объём реализованного населению сжиженного газа в соответствии с данными первичных учётных документов, достоверность которых не оспаривается заявителем и указана им в расчёте, во втором полугодии 2014 года составил:
- газа, реализуемого из групповых резервуарных установок (емкостного) – 122594,232 кг;
- газа, реализуемого в баллонах, с доставкой до потребителя – 1338,500 кг;
- газа, реализуемого в баллонах с места промежуточного хранения (склада) – 11419,000 кг.
С учётом экономически обоснованных расходов, розничной цены и объёма газа, реализованного населению судом установлено, что расчётная потребность в средствах субсидии за второе полугодие 2014 года составила с применением формулы Сгi = (ЭРгi - РЦ1гi) x V1гнi + (ЭРгi - РЦ2гi) x V2гнi + (ЭРгi - РЦ3гi) x V3гнi + (ЭРгi - РЦ4гi) x V4гнi определена за данный период 2 019 176 руб. 03 коп. Излишне получено средств субсидии 9167,52 руб. по емкостному газу.
Всего в рассматриваемом периоде 2 полугодие 2013 года – 2014 года Обществом излишне получено средств субсидии 6903,18 коп. Общество в судебное заседание представило копию платёжного поручения №1078 от 02.11.2015 в доказательство добровольного возврата излишне полученных средств субсидии 2045, 66 руб.
Таким образом, с Общества подлежит принудительному взысканию настоящим решением сумма излишне полученной субсидии «Дельта Г» за рассматриваемый период - 4857,52 руб.
В соответствии с пунктом 3.3.4 договора от 23.01.2014 № 01-Г в случае невозврата или несвоевременного возврата средств областного бюджета в сроки, установленные пунктами 1.13 и 1.14 Порядка 2014 года Предприятие уплачивает пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки от суммы задолженности. В соответствии с пунктом 1.14 Порядка 2014 года В случае выявления министерством ТЭК и ЖКХ нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями, а также условий договоров на возмещение недополученных доходов соответствующий объем субсидий подлежит возврату в областной бюджет в течение 15 дней со дня предъявления министерством ТЭК и ЖКХ соответствующего требования.
Требование о возврате средств излишне полученной субсидии (письмо от 04.06.2015 №203/07-06/3871) направлено в адрес Общества почтой и получено им 09.06.2015 согласно уведомлению организации почтовой связи (л.д.72-74,т.1).
Следовательно, возврат средств субсидии должен быть произведён Обществом не позднее 01.07.2015. Министерство заявило требование о взыскании пени в сумме 51 руб. 44 коп. за период просрочки с 04.07.2015 по 15.07.2015 исходя из суммы задолженности 15589,15 руб., ставки рефинансирования 8,25% годовых (установлена с 14.09.2012 Центральным Банком Российской Федерации, указание от 13.09.2012 №2873-У).
Требование о взыскании пени подлежит частичному удовлетворению в сумме 22 руб. 78 коп., исходя из установленной судом на этот период суммы задолженности по возврату субсидии в областной бюджет 6903,18 руб., периода просрочки, заявленного истцом – с 04.07.2015 по 15.07.2015, ставки рефинансирования 8,25% годовых.
В остальной части заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Государственная пошлина подлежит отнесению на ответчика пропорционально удовлетворённых с него требований, истец об уплаты государственной пошлины в бюджет освобождён.
Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «САВИНСКЖИЛСЕРВИС» (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 164288, рп Савинский, Архангельской области Плесецкого района, ул. Октябрьская, 6/-/-) в пользу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 163004, <...>) 4857 руб. 52 коп. излишне перечисленной суммы субсидии «Дельта Г» за второе полугодие 2013 года и 2014 год, 22 руб. 78 коп. пени за период просрочки возврата излишне перечисленной субсидии 6903 руб. 18 коп. с 04.07.2015 по 15.07.2015.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «САВИНСКЖИЛСЕРВИС» в доход федерального бюджета 624 руб. государственной пошлины.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья
Е.И. Бекарова