ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-8697/12 от 11.09.2012 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050

E-mail: arhangelsk.info@arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

18 сентября 2012 года

г. Архангельск

Дело № А05-8697/2012

Резолютивная часть решения объявлена 11 сентября 2012 года

Решение в полном объёме изготовлено 18 сентября 2012 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шашкова А.Х.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Попцовой С.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» (ОГРН <***>; место нахождения: 166000, Ненецкий автономный округ, <...>)

к ответчику - Архангельской области в лице Министерства финансов Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: 163000, <...>),

третьи лица: Правительство Архангельской области и Министерство Образования Архангельской области

о взыскании 2 715 200 руб. 00 коп.,

в заседании участвовали представители:

от истца – ФИО1 (доверенность от 14.03.2012),

от ответчика – ФИО2 (доверенность от 13.06.2012),

от Министерства образования АО – ФИО3 (доверенность от 03.05.2012),

установил:

администрация муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» (далее – истец) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Архангельской области в лице Министерства финансов Архангельской области (далее – ответчик) о взыскании 2 715 200 руб. 00 коп., из которых 2 713 000 руб. 00 коп. расходы, связанные с предоставлением жилья ФИО4, имеющей статус лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и 2200 руб. 00 коп. расходы, связанные с оплатой услуг независимого эксперта по оценке рыночной стоимости квартиры.

Истец в судебном заседании предъявленные требования поддержал.

Ответчик с требованиями истца не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, где указывает следующее: стоимость жилья должна определяться исходя из расчета субвенций, а не по рыночной стоимости жилья; в полномочия Министерства финансов Архангельской области не входит вопрос по обеспечению граждан жилыми помещениями, в связи с чем оно является ненадлежащим ответчиком по делу; Министерством финансов полностью выполнено обязательство по организации исполнения областного бюджета за 2011 год в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, поскольку денежные средства на приобретение жилых помещений этой категории граждан выделены в полном объеме; в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие вины в действиях ответчика, а также иных элементов, необходимых для удовлетворения требования о взыскании убытков; истец сам своими действиями способствовал возникновению у него убытков, поскольку на конец 2011 года имелся остаток субвенций, данные денежные средства могли быть направлены на приобретение квартиры; истец должен самостоятельно за счет средств бюджета нести все расходы, возникшие у него по причине превышения нормативов, в связи с чем истец в рамках предоставленных ему прав распорядился своим правом на использование собственных материальных ресурсов; стоимость квартиры определена не верно.

По ходатайству ответчика определением суда от 23.07.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Правительство Архангельской области и Министерство Образования Архангельской области.

Третьи лица в своих отзывах поддержали позицию ответчика.

Заслушав пояснения представителей сторон, ознакомившись с материалами дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, ФИО4 относится к категории лиц из числа детей сирот, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар № 836 от 13.05.2011 ФИО4 поставлен на учет на получение муниципальной жилой площади в очередь в общем списке - 2055, во внеочередном списке – 34.

Постановлением Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" от 23.12.2011 № 2275, на основании ст. 49 Жилищного кодекса РФ ФИО4, имеющего статус лица из категории детей-сирот, по договору социального найма была предоставлена однокомнатная квартира общей площадью 36,9 кв.м. в г. Нарьян-Маре по адресу: ул. Рыбников, д. ЗБ, кв. 30. Договор социального найма с ФИО4 заключен 27.12.2011.

Указанная квартира является муниципальной собственностью, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.10.2011, серия 29 АК № 669965. Данная квартира предоставлена по договору социального найма ФИО4 в соответствии с Законом Архангельской области от 20.09.2005 № 84-5-03 "О порядке наделения органов муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями" (далее - Закон АО № 84-5-03). По мнению Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар", в силу жилищного законодательства она не может свободно распоряжаться этой квартирой, поскольку квартира обременена жилищными правами граждан и, соответственно, за счет данного жилого помещения не может исполнить собственные обязательства. Следовательно, для исполнения своих основных обязательств, возложенных Жилищным кодексом Российской Федерации, Администрация будет вынуждена приобрести аналогичное жилое помещение по рыночной стоимости.

Согласно отчету № 30/12 об оценке рыночной стоимости квартиры, общей площадью 36,9 кв.м., расположенной по адресу: Ненецкий автономный округ, <...> д. ЗБ, кв. 30, от 01.02.2012, рыночная стоимость указанной квартиры на 27.12.2011 составляет 2 713 000 (Два миллиона семьсот шесть тысяч) рублей. Стоимость услуг по оценке указанной квартиры, согласно счету № 30 от 30.01.2012, составила 2 200 рублей.

В целях компенсации расходов, связанных с предоставлением квартиры ФИО4., Администрация МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" направила в адрес Губернатора Архангельской области письмо с предложением возместить указанные расходы (исх. № 2934/01-11 от 19.04.2012). В своем ответе от 22.05.2012 (вх. № 4446 от 25.05.2012) заместитель Губернатора Архангельской области по экономике и финансам указал, что расходы Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар", связанные с предоставлением жилья детям-сиротам, в том числе ФИО4, из бюджета Архангельской области возмещению не подлежат.

В связи с отказом Архангельской области компенсировать указанные расходы, Администрация МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании убытков.

При вынесении решения суд учел следующее.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту - Закон о социальной поддержке детей-сирот) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2009 N 250-ОП установлено, что абзац второй пункта 1 статьи 8 Закона по социальной поддержке детей-сирот в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Статьей 5 Закона о социальной поддержке детей-сирот в редакции, действовавшей до 01.01.2005, установлено, что расходы на реализацию мер по обеспечению гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников.

С 01.01.2005 вступили в действие изменения в статью 5 Закона о социальной поддержке детей-сирот, внесенные Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, согласно которым предусмотренные Законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных учреждениях), отнесены к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Таким образом, суд пришел к выводу, что к спорным правоотношениям подлежат применению положения Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 и в силу прямого указания закона обеспечение детей-сирот жилыми помещениями относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 46 Закона АО № 84-5-03, органы местного самоуправления муниципальных образований, указанных в статье 45 настоящего областного закона, наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Статьей 45 этого закона государственными полномочиями, указанными в статье 46 настоящего областного закона, наделяются органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области, городских и сельских поселений и городских округов Ненецкого автономного округа.

Следовательно, МО «Городской округ «Город «Нарьян-Мар» как орган местного самоуправления наделен отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.

Согласно ст. 7 Закона Архангельской области от 05.07.2001 N 49-7-ОЗ (ред. от 23.09.2009) "О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области" (принят Архангельским областным Собранием депутатов 05.07.2001) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным Правительством Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

На исполнение указанных государственных полномочий ежегодно предусматривается субвенция, размер которой и распределение по муниципальным образованиям утверждается областным законом "Об областном бюджете" на очередной финансовый год.

Областным законом от 21.12.2010 № 243-18-03 "Об областном бюджете на 2011 год" (в ред. от 16.12.2011) на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа на 2011 год муниципальному образованию "Городской округ "Город Нарьян-Мар" предоставлена субвенция за счет средств бюджета Архангельской области в размере 10 790 000рублей, а также субвенция за счет средств межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в размере 7 500 000 рублей. Остаток субвенции, предоставленной в 2010 году, составляет 121 690 рублей. Таким образом, общая сумма субвенции в 2011 году составляет 18 411 690 рублей.

Средства субвенции на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, поступили на лицевой счет Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар": 02.02.2011 - в сумме 5 790 000 рублей; 24.08.2011 - в сумме 7 500 000 рублей; 07.12.2011 - в сумме 5 000 000 рублей.

В 2011 году право на внеочередное получение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма в городе Нарьян-Маре, возникло у 17 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Учитывая, что количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете по предоставлению жилья в городе Нарьян-Маре, и имеющих право на предоставление жилья в 2011 году составляло 17 человек, с учетом нормы предоставления общей площади жилья - не менее 33 кв.м., рыночной стоимости 1 кв.м. - 67,1 тыс. руб., общий объем средств, необходимых для обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц, на 2011 год должен составлять 37 643 100 рублей (17 чел. * 33 кв.м * 67,1 тыс. руб. = 37 643 100 руб.).

Администрацией МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" в 2011 году для детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа приобретено 6квартир общей стоимостью 13 151 600 рублей. Общая сумма израсходованных средств субвенции составила 13 151 600 рублей.

В связи с тем, что часть субвенции на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа были доведены до Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" лишь 07 декабря 2011 года в сумме 5 000 000 рублей, исполнить переданные полномочия до конца 2011 года не представилось возможным, и сумма оставшихся средств в размере 5 260 090 рублей была перенесена на 2012 год.

Средства на реализацию переданных государственных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. В случае неиспользования органами местного самоуправления Архангельской области средств на реализацию переданных государственных полномочий в текущем финансовом году указанные средства подлежат использованию в очередном финансовом году на те же цели. При установлении соответствующим главным распорядителем средств областного бюджета отсутствия потребности в них остаток указанных средств подлежит возврату в доходы областного бюджета.

Между тем наличие остатка субвенций на конец года само по себе не свидетельствует о надлежащем исполнении субъектом своих обязательств по финансовому обеспечению переданных органам местного самоуправления полномочию по предоставлению жилья детям-сиротам.

Кроме того, реализация Администрацией МО «Городской округ «город Нарьян-Мар» полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем размещения заказов на право заключения муниципальных контрактов на приобретение квартир в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Данная процедура является длительной по времени, аукцион может не состояться в том числе, в силу отсутствия заявок на участие в нем.

При таких обстоятельствах, наличие остатка субвенций может означать, что орган местного самоуправления не успел в установленном законом порядке приобрести жилые помещения для их предоставления рассматриваемой категории граждан, в силу сложности и длительности процедуры приобретения жилья.

Кроме того, остаток субвенций 2011 года перешел на следующий год - 2012 год и использован на соответствующие цели.

В силу части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных учреждениях) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Возложение на органы местного самоуправления обязанности по реализации льгот, установленных федеральным законодательством, по смыслу статей 132 и 133 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию возникших дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования.

Только при таких условиях не происходит изъятие муниципальной собственности и не нарушается самостоятельность муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом в соответствии со статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, все расходы, возникшие у Администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар», при обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежат возмещению за счет субъекта Российской Федерации.

Исковые требования о возмещении расходов на приобретение жилого помещения ФИО4 сформулированы Администрацией как требование о взыскании убытков.

В порядке пункта 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно нормам статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Предоставив жилое помещение ФИО4, Администрация МО в силу жилищного законодательства за счет данного жилого помещения не может исполнить собственные обязательства. Следовательно, для исполнения своих основных обязательств, возложенных Жилищным кодексом Российской Федерации, администрация будет вынуждена приобрести аналогичное жилое помещение по рыночной стоимости.

Соответственно, убытки Администрации города Нарьян-Мара составляют рыночную стоимость квартиры, предоставленной администрацией ФИО4, на момент ее предоставления.

Из материалов дела усматривается и установлено судом, по договору социального найма № 392 от 27.12.2011 ФИО4 передано жилое помещение, расположенное по адресу: <...> общей площадью 36,9 кв.м.

Убытки в сумме 2 713 000 руб. определены истцом исходя из отчета № 30/12 от 01.02.2012 «Об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости» по состоянию на 27.12.2011. Расходы по проведению оценки стоимости квартиры подтверждаются договором № 30 от 30.01.2011 на оказание услуг по определению рыночной стоимости объектов имущества, актом сдачи-приемки услуг по оценке от 01.02.2012 счетом № 30 от 30.01.2012 и платежным поручением № 143416 от 29.02.2012.

В данном же случае убытки Администрации города Нарьян-Мара представляют собой сумму денежных средств, которые Администрация вынуждена будет потратить для приобретения в муниципальную собственность квартиры, аналогичной предоставленной из муниципального фонда ФИО4, во исполнение обязательств, переданных ей субъектом РФ. Соответственно, сумма убытков верно определена истцом исходя из рыночной стоимости квартиры на момент их предоставления ФИО4

Возмещение убытков - это мера гражданско-правовой ответственности, ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом, а именно: противоправности действий (бездействия) причинителя вреда, наличие убытков на стороне потерпевшего, причинная связь между противоправными действиями (бездействием) и наступившими последствиями и виной причинителя вреда в причинении убытков. Причинная связь между фактом причинения убытков и действиями (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной). В отсутствие хотя бы одного из указанных условий обязанность лица возместить убытки не возникает.

Поскольку дополнительные гарантии для детей-сирот отнесены к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (статья 5 Закон о социальной поддержке детей-сирот), передав полномочия по обеспечению жильем данной категории граждан органу местного самоуправления субъект обязался компенсировать из областного бюджета в полном объеме расходы, связанные с исполнением переданных государственных полномочий, то именно субъект, в данном случае Архангельская область, является причинителем вреда, не обеспечившим достаточное финансирование переданных полномочий.

Согласно пункту 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 настоящей статьи Кодекса.

Указанное подтверждается разъяснениями, изложенными в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами Бюджетного кодекса Российской Федерации".

Поскольку распорядителем бюджетных средств субъекта Российской Федерации, в данном случае субвенций, выделенных для обеспечения жилой площадью детей-сирот, является Министерство финансов Архангельской области, то Администрация города Нарьян-Мара заявила исковые требования к надлежащему ответчику.

Учитывая указанные обстоятельства, суд исходит из наличия причинно-следственной связи между понесенными истцом расходами на приобретение жилья для передачи его ФИО4 и обязанностью ответчика в силу закона возместить данные расходы, а также доказанностью размера понесенных истцом убытков.

Согласно части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Закон о социальной поддержке детей-сирот определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержание статьи 8 Закона о социальной поддержке детей-сирот в системном единстве с другими положениями данного Федерального закона позволяет сделать вывод, что законодатель в целях реализации конституционного права каждого на жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации), учитывая особый статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), гарантировав получение жилой площади вне очереди при наличии указанных в законе условий, не прописывает в названном законе конкретный порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации также предусмотрено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений названной категории лиц.

Отношения, возникающие в связи с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), являются по своей правовой природе жилищными правоотношениями, следовательно, на них не могут не распространяться общие нормы Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно пунктам 3 и 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации, муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются не только малоимущим гражданам, но и иным определенным федеральным законом категориям граждан в установленном названным Кодексом порядке, если иной порядок не установлен этим федеральным законом.

Учитывая изложенное, поскольку истец доказал свои требования по праву и размеру, суд удовлетворяет иск в полном объеме.

Суд не распределяет государственную пошлину на истца и ответчика в силу их освобождения от ее уплаты на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Взыскать с Архангельской области в лице Министерства финансов Архангельской области за счет казны Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: 163000, РОССИЯ, <...>) в пользу администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (ОГРН <***>; место нахождения: 166000, РОССИЯ, г.Нарьян-Мар, Ненецкий автономный округ, ул.Ленина, дом 12) 2 715 200 руб. убытков.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

А.Х. Шашков