АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
163069, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
24 августа 2009 года
г. Архангельск
Дело №А05-8910/2009
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шишовой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кожевниковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального унитарного предприятия «Водоканал» от 30.06.2009 №441юр
к Архангельской таможне
о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе в выдаче паспортов транспортных средств; о возложении обязанности выдать паспорта транспортных средств,
при участии в заседании представителей:
от заявителя – ФИО1 (по доверенности от 27.01.2009),
от Архангельской таможни – ФИО2 (по доверенности от 12.05.2008), ФИО3 (по доверенности от 28.05.2007),
установил:
муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» (далее – заявитель, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным бездействия Архангельской таможни (далее – Таможня), выразившегося в отказе в выдаче паспортов транспортных средств на две машины для очистки канализационных сетей KOMBI Н 8.0/28 Р, имеющих код VIN транспортного средства Y3M53360870000073 и Y3M53360870000074 на базе шасси МАЗ-533608-243, а также о возложении на Таможню обязанности выдать паспорта транспортных средств на указанные автомашины.
Заявитель заявленные требования поддержала, подтвердив доводы, изложенные в заявлении.
Представитель Таможни заявленные требования Предприятия не признал, сославшись на следующие обстоятельства: заявителем пропущен установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок на обжалование действий (бездействия) Таможни; в соответствии с изменениями, внесенными в приказ Федеральной таможенной службы от 13.06.2007 №721, у Таможни на момент обращения Предприятия с заявлением о выдаче паспортов транспортных средств отсутствовали полномочия на совершение таких действий; ввезенные на территорию Российской Федерации машины для очистки канализационных сетей KOMBI Н 8.0/28 Р, на момент их таможенного оформления не соответствовали требованиям по экологическому классу, действовавшему с 01.01.2008.
Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав документы, представленные в материалы дела, доводы заявителя, изложенные в заявлении, возражения Таможни, суд установил следующие фактические обстоятельства.
Как установлено судом, Предприятие ввезло на таможенную территорию Российской Федерации машины для очистки канализационных сетей KOMBI Н 8.0/28 Р, имеющие код VIN транспортного средства Y3M53360870000073 и Y3M53360870000074 на базе шасси МАЗ-533608-243.
С целью таможенного оформления указанных автомобилей 27.03.2008 заявитель подал в Таможню грузовые таможенные декларации. Грузовые таможенные декларации приняты таможенным органом и им присвоены номера 10203100/270308/0000754 и 10203100/270308/0000752.
Заявитель обратился в Таможню с письмом от 20.11.2008 №5405, в котором просил рассмотреть вопрос выдачи паспортов транспортных средств (далее – ПТС) для ввезенных на территорию Российской Федерации транспортных средств.
В своем письме от 02.12.2008 Таможня проинформировала Предприятие об отсутствии возможности выдать ПТС на указанные автомобили. При этом в письме таможенного органа было указано на следующее: при отсутствии подтверждения экологического класса автотранспортных средств или в случае их соответствия экологическому классу ниже «ЕВРО 3» ПТС не выдаются; согласно приказу Федеральной таможенной службы от 13.06.2007 №721 таможенные посты Архангельской области не обладают компетенцией по совершению таможенных операций в отношении ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров, на которые в соответствии с установленным порядком выдаются ПТС, паспорта шасси транспортных средств и паспорта самоходных машин.
Полагая, что бездействие таможенного органа по невыдаче ПТС на автомобили незаконно, Предприятие обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
При рассмотрении дела суд принимает во внимание следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц установлен главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании устанавливает соответствие оспариваемого акта, решений, действия (бездействия) закону и иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), а также устанавливает нарушает ли оспариваемый акт права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действия (бездействия) незаконным) является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствие таких актов (действий (бездействия, решения) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом обязанность доказывания соответствия ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, вынесения решения, совершения действий (бездействия), в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложена на орган, приявший акт.
Заявитель, оспаривая решение, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать, что оспариваемый акт (действия (бездействие), решение) нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 403 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) таможенные органы обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Одним из принципов перемещения товаров через таможенную границу России является соблюдение установленных запретов и ограничений.
Частью 1 статьи 13 ТК РФ установлено, что товары, ограниченные к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации, допускаются к ввозу (а в случаях, предусмотренных Кодексом, выпускаются таможенными органами) при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 158 ТК РФ запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также требования законодательства Российской Федерации, установленные в целях валютного регулирования и валютного контроля, лица обязаны соблюдать вне зависимости от заявленного таможенного режима.
Учитывая положения пункта 5 части 2 статьи 13, подпункта «б» пункта 9 части 1 статьи 32 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся, в том числе, представления таможенным органам Российской Федерации одновременно с ГТД документов о соответствии товаров обязательным требованиям.
Пунктом 2 статьи 131 ТК РФ определено, что при декларировании товаров среди прочих документов декларант представляет разрешение, лицензию, сертификат и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В силу статьи 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон № 184-ФЗ) технический регламент является документом, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
На основании пункта 1 статьи 23 Закона № 184-ФЗ в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, проводится обязательное подтверждение соответствия продукции требованиям технического регламента. При этом объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.
Для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании (пункт 1 статьи 29 Закона № 184-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 № 609 утвержден специальный технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» (далее – Регламент), который устанавливает требования к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автомобильной техникой, оборудованной двигателями внутреннего сгорания, и применяется в целях защиты населения и окружающей среды от воздействия указанных выбросов (пункт 2 Регламента). При этом в силу пункта 3 Регламента понятие «автомобильная техника, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации» включает в себя как впервые изготовленную в Российской Федерации, так и ввозимую на таможенную территорию Российской Федерации автомобильную технику. Пунктом 10 Регламента определено, что уровень выбросов на дату производства автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, не должен превышать технические нормативы, указанные в пункте 8 данного регламента.
Соответствие автомобильной техники и установленных на ней двигателей требованиям настоящего регламента удостоверяет сообщение, касающееся официального утверждения типа транспортного средства и (или) двигателя, предусмотренное Правилами ЕЭК ООН, или сертификат соответствия, выдаваемый в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 11 Регламента).
Из приведенных норм следует, что автомобильная техника, изготовленная в Российской Федерации, а также ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации в целях ее эксплуатации, должна соответствовать техническим нормативам, установленным Регламентом.
Как установлено судом, Предприятие ввезло на таможенную территорию Российской Федерации две машины для очистки канализационных сетей KOMBI Н 8.0/28 Р (имеющие код VIN транспортного средства Y3M53360870000073 и Y3M53360870000074 на базе шасси МАЗ-533608-243), в отношении которых установлены ограничения, не носящие экономического характера, заключающиеся в обязанности декларанта представить одобрения типа транспортного средства, в котором отражена информация об экологическом классе автотранспортного средства или сертификат соответствия на товар.
В соответствии с представленным в материалы дела Одобрением типа транспортного средства РОСС DE.МТ15,Е01810, выданным Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, ввезенные на территорию Российской Федерации транспортные средства соответствуют экологическому классу 2.
Таким образом, ввезенные по ГТД №10203100/270308/0000754 и ГТД №10203100/270308/0000752 транспортные средства соответствуют экологическому классу 2.
Согласно пункту 14 Регламента введение в действие технических нормативов выбросов в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, осуществляется в следующие сроки: экологического класса 2 – с даты вступления в силу указанного регламента (с 01.01.2007); экологического класса 3 – с 01.01.2008.
В силу пункта 7 Регламента сведения об экологическом классе вносятся в действующие на территории Российской Федерации документы, идентифицирующие автомобильную технику.
Кроме того, согласно разъяснениям Федеральной таможенной службы Российской Федерации, изложенным в письме от 19.02.2007 № 01-06/5905 о подтверждении экологического класса автомобильной техники, таможенное оформление и выпуск новой автомобильной техники, ввозимой юридическими и физическими лицами не для личных целей, производится при одновременном представлении с таможенной декларацией одобрения типа транспортного средства, в котором отражена информация об экологическом классе автотранспортного средства.
На основании пункта 57 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 № 496/192/134 (зарегистрирован в Минюсте РФ 29 июля 2005 года № 6842) (далее – Положение) после завершения таможенного оформления таможенные органы выдают на автомобиль паспорт транспортного средства.
Заполнение строки «Экологический класс» паспортов осуществляется таможенными органами при выдаче ПТС (пункт 70 Положения).
В случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям технического регламента ПТС не выдается.
Транспортные средства ввозились Предприятием на территорию Российской Федерации 27.03.2008, что подтверждается ГТД №№ 10203100/270308/0000754 и 10203100/270308/0000752. На момент таможенного оформления товара – машин для очистки канализационных сетей KOMBI Н 8.0/28 Р (имеющие код VIN транспортного средства Y3M53360870000073 и Y3M53360870000074 на базе шасси МАЗ-533608-243) на территории Российской Федерации действовал технический норматив выбросов в отношении автомобильной техники – экологический класс 3. Доказательства, подтверждающие соответствие ввезенных транспортных средств действовавшему на тот момент техническому нормативу, Предприятием в материалы дела не представлены.
Поскольку на момент ввоза на территорию Российской Федерации спорные транспортные средства не соответствовали требованиям технического регламента, то у Таможни отсутствовали законные основания для выдачи ПТС на спорные автомобили.
В соответствии с Приказом Федеральной таможенной службы от 13.06.2007 №721 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров» установлен перечень таможенных органов, уполномоченных совершать таможенные операции, в том числе выдавать ПТС в отношении ввозимых автомобилей.
Приказом Федеральной таможенной службы от 05.08.2008 №964 в указанный перечень таможенных органов внесены изменения. В соответствии с такими изменениями, вступившими в силу 01.10.2008, Архангельская таможня и подчиненные ей таможенные посты исключены из перечня таможенных органов, уполномоченных выдавать ПТС.
Как установлено судом заявитель обратился в Таможню с заявлением о выдаче ПТС 25.11.2008 (письмо от 20.11.2008 №5405).
Принимая во внимание изложенное, на момент обращения с заявлением о выдаче ПТС, Таможня не обладала полномочиями по совершению соответствующих действий.
Указанные обстоятельства, свидетельствую о законности отказа Таможни в выдаче Предприятию ПТС на спорные транспортные средства.
Кроме того, заявителем пропущен установленный в части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок на обжалование действий (бездействия) Таможни.
Заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из абзаца 2 пункта 3 мотивировочной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 №367-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Владимир и Ольга» на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 52 и частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» следует, что само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) – незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, – вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Согласно частям 1 и 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено данным Кодексом. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
Таким образом, установленный в части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок для подачи соответствующего заявления не является пресекательным и может быть восстановлен арбитражным судом по ходатайству лица, участвующего в деле, обратившегося с таким заявлением, если суд признает причину пропуска срока уважительной.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 №367-О, заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Как установлено судом, копия письма Таможни от 02.12.2008 №12-02-16/11489ф об отказе в выдаче ПТС была направлена Предприятию по почте 04.12.2008, что подтверждается копией реестра №240 на корреспонденцию, направляемую через отделение связи №45 от 03.12.2008 и выпиской из Журнала исходящей корреспонденции.
Заявитель оспаривает получение такого письма.
В материалы дела представлены выписки из журналов входящей корреспонденции за период с 31.10.2008 по 28.04.2009. В указанных выписках от 04.12.2008 за номером 2351 в качестве входящей корреспонденции зарегистрировано письмо Архангельской таможни от 02.12.2008 №12-02-16/11489ф.
Таким образом, довод заявителя о неполучении указанной корреспонденции опровергается материалами дела.
С учетом изложенного можно утверждать, что уже 04.12.2008 заявитель знал о нарушении своих прав и законных интересов.
Таким образом, установленный в части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок обжалования истекает 04.03.2009.
В рассматриваемом случае с заявлением в арбитражный суд о признании незаконным бездействия Таможни Предприятие обратилось 02.07.2009, то есть по истечении установленного трехмесячного срока. Доказательств невозможности обращения в суд в установленный срок либо наличия препятствий для своевременного обращения в арбитражный суд заявитель не представил, ходатайство о восстановлении пропущенного трехмесячного срок не заявлял.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 19.04.2006 №16228/05, пропуск срока подачи заявления об оспаривании ненормативного акта государственного органа является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При изложенных обстоятельствах суд считает, что требование Предприятия не подлежит удовлетворению, в том числе в связи с пропуском установленного срока на обжалование бездействий Таможни.
Государственная пошлина в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отнесению на заявителя.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Отказать муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» в признании незаконными бездействия Архангельской таможни, выразившегося в отказе в выдаче паспортов транспортных средств на две автомашины для очистки канализационных сетей KOMBI Н 8.0/28 Р, имеющих код VIN транспортного средства Y3M53360870000073 и Y3M53360870000074 на базе шасси МАЗ-533608-243.
Отказать муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» в удовлетворении требования о возложении на Архангельскую таможню обязанности выдать паспорта транспортных средств на две автомашины для очистки канализационных сетей KOMBI Н 8.0/28 Р, имеющих код VIN транспортного средства Y3M53360870000073 и Y3M53360870000074 на базе шасси МАЗ-533608-243.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья
Л.В. Шишова