ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-8934/17 от 05.10.2017 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

12 октября 2017 года

г. Архангельск

Дело № А05-8934/2017

Резолютивная часть решения объявлена 05 октября 2017 года

Решение в полном объёме изготовлено 12 октября 2017 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Болотова Б.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нехаевой А.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Финтранс ГЛ" (ОГРН <***>; место нахождения: 191025, <...>)

к ответчику – Северо-Западному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ОГРН <***>; место нахождения: 190005, <...>, лит.У)

о признании недействительным предписания от 24.05.2017 №4/20-1,

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя: ФИО1 (доверенность от 12.09.2017), ФИО2 (доверенность от 03.07.2015), ФИО3 (доверенность от 17.10.2016);

ответчика: ФИО4 (доверенность от 29.08.2017), ФИО5 (доверенность от 29.08.2017),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Финтранс ГЛ" (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным предписания Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее – ответчик, управление) от 24.05.2017 №4/20-1.

В обоснование предъявленных требований общество указало, что с оспариваемым предписанием оно не согласно, поскольку спорные тахографы установлены на транспортные средства в период действия Приказа Минтранса России от 13.02.2013 №36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства" (далее – Приказ №36), не предусматривающего требований о поверке тахографов и программно-аппаратных шифровальных (криптографических) средств (далее - блок СКЗИ). Установленные тахографы и блоки СКЗИ являются утвержденными типами и до замены блока СКЗИ не подлежат приведению в соответствии с требованиями Приказа №36 в редакции Приказа Минтранса России от 20.02.2017 №55 "О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства" (далее – Приказ №55).

В судебном заседании представители заявителя на предъявленных требованиях настаивали по мотивам, изложенным в заявлении.

В судебном заседании представители ответчика с предъявленными требованиями не согласились по мотивам, изложенным в отзыве на заявление, указав, что общество допустило применении тахографов, не прошедших поверку в установленном порядке (3 единицы), неутвержденного типа и не прошедших поверку в установленном порядке (27 единиц), а также применение блоков СКЗИ неутвержденного типа и не прошедших поверку в установленном порядке, следовательно, оспариваемое предписание является законным и обоснованным. По мнению управления, ФБУ «Росавтотранс» не уполномочен вести какие-либо перечни или реестры, такие реестры носят информационный, рекомендательный характер; Приказ №55 не касается блоков СКЗИ и не может определять требования к измерениям в сфере безопасности дорожного движения, проверка на соответствие приказом №55 и №36 – не проводилась.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.

На основании приказа о проведении плановой документарной и выездной проверки от 09.03.2017 №151 в период с 24.04.2017 по 24.05.2017 управление провело проверку оценки соответствия измерений, выполняемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений установленным требованиям.

В ходе указанной проверки управление установило и в акте проверки от 24.05.2017 №4/20К отразило, что общество:

1. Применяет в качестве средства измерения 3 тахографа модели DTCO 3283, информация об утверждении типа отсутствует, информация о первичной поверке, проведенной до ввода в эксплуатацию средств измерений, отсутствует, то есть допущено применении тахографов, не прошедших поверку в установленном порядке в период с 30.05.2016, 08.07.2016 (дата проведения калибровки) по 24.05.2017 (дата окончания проверки);

2. Применяет в качестве средства измерения 27 тахографов модели «Штрих-ТахоRUS», неутвержденного типа и не прошедших поверку в установленном порядке в период с 25.12.2015 (дата внесения в Госреестр средства измерений) по 24.05.2017 (дата окончания проверки);

3. Применяет включенный в состав тахографов модели «Штрих-ТахоRUS» блок СКЗИ «НКМ-1» неутвержденного типа и не прошедший поверку в установленном порядке в период с 25.12.2015 (дата внесения в Госреестр средства измерений) по 24.05.2017 (дата окончания проверки).

Выявленные обстоятельства послужили основанием для направления в адрес общества предписания №4/20-1 от 24.05.2017, которым последнему запрещено применять средства измерений, не прошедших в установленном порядке поверку, с 25.05.2017 до устранения выявленных нарушений. Устранить выявленные нарушения метрологических правил и норм в срок до 08.12.2017.

Несогласившись с указанным предписанием, общество обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, рассмотренным в настоящем деле.

Оценив доводы и доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд считает заявление общества подлежащим удовлетворению ввиду следующего.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее – Закон №196-ФЗ) указанный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.

Задачами данного Закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Следовательно, данный Закон не регулирует общественные отношения, связанные выполнением работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

Согласно части 1 статьи 20 Закона №196-ФЗ одним из основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, является обязанность таких лиц оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы).

Установка и эксплуатация обществом тахографов (включая блоки СКЗИ) на транспортные средства явилось следствием выполнения им вышеназванной обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона №196-ФЗ требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.11.2012 №1213 "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы" требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации; порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.

Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, утверждены Приказом №36 и на момент их установки обществом на транспортные средства не предусматривали необходимость обязательной поверки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Такая обязанность вменена лишь Приказом №55, который начал действовать с 16.05.2017.

Согласно пункту 2 Приказа №36 в состав тахографа входит бортовое устройство и внешние компоненты.

Бортовое устройство имеет защищенный от вскрытия опломбированный корпус и содержит внутри него, в том числе блок СКЗИ (подпункт 3 пункта 3 Приказа №36).

Следовательно, доводы управления о том, что Приказ №36 и вносящий в него изменения Приказ №55 не касается блоков СКЗИ и не может определять требования к измерениям в сфере безопасности дорожного движения, суд считает необоснованными.

Необоснованным суд считает и довод управления о том, что ФБУ «Росавтотранс» не уполномочено вести какие-либо перечни или реестры, такие реестры носят информационный, рекомендательный характер, так как в соответствии с пунктами 2 и 3 Правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства, утвержденных Приказом №36:

- на транспортном средстве устанавливается, активизируется и используется один тахограф, соответствующий Требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортное средство (приложение №1 к Приказу №36), сведения о котором включены Федеральным бюджетным учреждением "Агентство автомобильного транспорта" в перечне сведений о моделях тахографов;

- в тахографе активизируется и используется один блок СКЗИ тахографа, соответствующий Требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортное средство (приложение №1 к Приказу №36), сведения о котором включены ФБУ "Росавтотранс" в перечне сведений о моделях блоках СКЗИ тахографа.

В данном случае, как следует из представленных обществом Перечней сведений о моделях тахографов, устанавливаемых на транспортные средства, эксплуатируемые на территории Российской Федерации на 28.04.2014 и соответствующие сведения о моделях блоков СКЗИ тахографа на 23.12.2015, используемые обществом тахографы и блоки СКЗИ включены в соответствующие перечни.

Следовательно, общество исполнило обязанность, установленную частью 1 статьи 20 Закона №196-ФЗ в соответствии с требованиями, определяемыми Правительством Российской Федерации.

Как следует из пункта 2.6 акта проверки №4/20К от 24.05.2017 в отношении тахографов модели DTCO 3283 управление указало на отсутствие информации об утверждении типа, информации о первичной поверке, проведенной до ввода в эксплуатацию; в отношении тахографов модели «Штрих-ТахоRUS» и блоков СКЗИ - применение неутвержденного типа и не прошедших поверку в установленном порядке в период с 25.12.2015.

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 26.06.2008 №102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее – Закон №102-ФЗ) тип стандартных образцов или тип средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежит обязательному утверждению.

Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений определена в части 3 статьи 1 Закона №102-ФЗ.

Тахографы модели DTCO 3283 изготовлены 19.07.2014, модели «Штрих-ТахоRUS», а также блоки СКЗИ - в июле 2014 года.

На указанную дату часть 3 статьи 1 Закона №102-ФЗ не предусматривала сферой государственного регулирования обеспечения единства измерений сферу обеспечения безопасности дорожного движения.

Пункт 19 части 3 статьи 1 Закона №102-ФЗ введен в действие Федеральным законом от 21.07.2014 №254-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений" и вступил в силу 19.01.2015 (статья 2 этого Закона).

Следовательно, на дату изготовления спорных тахографов и блоков СКЗИ не требовалось обязательное утверждение соответствующих типов средств измерений.

Отсутствовали такие требования и в нормативных правовых актах, принятых во исполнение положений части 1 статьи 20 Закона №196-ФЗ.

Более того, тахографы модели DTCO 3283 были утверждены в качестве типа средств измерений приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14.05.2014 №606 (пункт19), что соответствует положениям части 8 статьи 12 Закона №102-ФЗ (юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие разработку, выпуск из производства, ввоз на территорию Российской Федерации, продажу и использование на территории Российской Федерации не предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартных образцов и средств измерений, могут в добровольном порядке представлять их на утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений).

Не может суд согласиться и с утверждением управления о нарушении обществом требований по первичной поверке тахографа модели DTCO 3283, а также о нарушении установленного порядка прохождения поверки тахографов модели «Штрих-ТахоRUS» и блока СКЗИ.

Пунктом 2.2. Порядка проведения поверки средств измерений, утвержденного Приказом Госстандарта Российской Федерации от 18.07.1994 №125 (действовавшего в спорный период, далее Приказ №125) установлено, что первичной поверке подлежат средства измерений утвержденных типов при выпуске из производства и ремонта, при ввозе по импорту.

Общество не является производителем (лицом, осуществляющим ремонт или ввоз по импорту) тахографа модели DTCO 3283, следовательно, вменение ему в обязанность осуществление первичной поверки не основано на положениях действующего законодательства.

Согласно пункту 2.5 Приказа №125 периодической поверке подлежат средства измерений, находящиеся в эксплуатации или на хранении, через определенные межповерочные интервалы.

Аналогичным образом пункт 18 Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке, утвержденного Приказом Минпромторга России от 02.07.2015 №1815, определяет, что периодической поверке подвергается каждый экземпляр СИ, находящийся в эксплуатации, через установленный межповерочный интервал.

В силу части 1 статьи 12 Закона №102-ФЗ при утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений.

Согласно Рекомендации по межгосударственной стандартизации. Государственная система обеспечения единства измерений. Метрология. Основные термины и определения. РМГ 29-2013., введенной в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 05.12.2013 №2166-ст, межповерочные интервалы устанавливаются нормативными документами по поверке в зависимости от стабильности того или иного средства измерений и могут устанавливаться от нескольких месяцев до нескольких лет (пункт 9.19).

Приказом Росстандарта от 25.12.2015 №1658 "Об утверждении типов средств измерений" для тахографов цифровых DTCO 3283 установлен межповерочный интервал 7 лет (пункт 51), для тахографов "ШТРИХ-TaxoRUS" – 7 лет (пункт 53), для СКЗИ «НКМ-1» межповерочный интервал не установлен.

Следовательно, доказательств того, что с учетом даты изготовления спорных тахографов и блока СКЗИ (не ранее июля 2014 года), на момент выдачи оспариваемого предписания (24.05.2017) межповерочный интервал истек, материалы дела не содержат.

Более того, Федеральный закон от 21.07.2014 №254-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений" не предусматривал проведение незамедлительной поверки всех тахографов и блоков СКЗИ, ранее установленных на транспортных средствах в соответствии с Приказом №36.

Мнение управления о том, что с 19.01.2015 (дата вступления в силу вышеназванного закона) все тахографы и блоки СКЗИ должны в обязательном порядке иметь соответствующую поверку, а не прошедшие поверки – запрету на применение, суд считает необоснованным, приводящим к невозможности выполнения требований части 1 статьи 20 Закона №196-ФЗ, нарушению баланса частных и публичных интересов.

Согласно статье 3 Закона №102-ФЗ законодательство Российской Федерации об обеспечении единства измерений основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, другие федеральные законы, регулирующие отношения в области обеспечения единства измерений, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Суд полагает, что поскольку часть 1 статьи 20 Закона №196-ФЗ определяет, что порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, то в указанном порядке должны решаться и вопросы приведения в соответствие с требованиями Закона №102-ФЗ ранее установленных тахографов и блоков СКЗИ.

Приказом №55 в Приказ №36 внесены изменения, устанавливающие, в том числе, обязанность поверки тахографов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Указанный приказ не противоречит Закону №102-ФЗ и в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов (с учетом значительной стоимости тахографа, его установки, невозможности единовременного прекращения перевозок) предполагает, что тахографы, установленные на транспортные средства до вступления в силу этого приказа, подлежат приведению в соответствие с его требованиями с момента замены в этих тахографах блока СКЗИ.

Пунктом 9 Приложения №4 к Приказу №36 определено, что замена тахографа, блока СКЗИ тахографа в связи с неисправностью или окончанием срока эксплуатации осуществляются согласно технической документации организаций - изготовителей тахографов и/или блоков СКЗИ тахографов.

Согласно пункту 4.2.1 Правил пользования программно-аппаратным шифровальным (криптографическим) средством блоком СКЗИ тахографа «Навигационно-криптографический модуль «НКМ-1» эксплуатация НКМ-1 с истекшим сроком действия ключевой информации запрещается. Срок действия ключевых документов НКМ-1 составляет 3 года с момента активации НКМ-1.

Активация НКМ-1 осуществлена обществом не ранее 21.08.2014, следовательно, замена блока СКЗИ и, соответственно, приведение тахографов и блоков СКЗИ в соответствии с требованиями Приказа №36 в редакции Приказа №55 должна была быть осуществлена не ранее 21.08.2017.

Таким образом, на дату вынесения оспариваемого предписания (24.05.2017) срок на приведение тахографов и блоков СКЗМ в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений не наступил.

Таким образом, нарушений действующего законодательства Российской Федерации обществом допущено не было.

Поскольку нарушений действующего законодательства Российской Федерации обществом допущено не было, у управления отсутствовали основания в порядке части 4 статьи 17 Закона №102-ФЗ запрещать применение средств измерений, не прошедших в установленном порядке поверку, и обязывать устранять выявленные нарушения метрологических правил и норм в срок до 08.12.2017.

С учетом изложенного предписание №4/20-1 от 24.05.2017, принятое управлением в отношении общества, подлежит признанию недействительным.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с управления в пользу общества подлежит взысканию 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Признать недействительным предписание №4/20-1 от 24.05.2017, принятое Северо-Западным межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в отношении общества с ограниченной ответственностью "Финтранс ГЛ".

Обязать Северо-Западное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Финтранс ГЛ".

Взыскать с Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в пользу общества с ограниченной ответственностью "Финтранс ГЛ" 3000 рублей расходов по государственной пошлине.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Б.В. Болотов