ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-8954/09 от 17.08.2009 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163069, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

17 августа 2009 года

г. Архангельск

Дело № А05-8954/2009

Резолютивная часть решения объявлена 17 августа 2009 года

Полный текст решения изготовлен 17 августа 2009 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Максимовой С.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Еремеевой В.Н.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

закрытого акционерного общества акционерная компания «АЛРОСА» в лице филиала акционерной компании «АЛРОСА» в г. Архангельске «АЛРОСА-Поморье»

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.

В заседании суда приняли участие:

от заявителя - ФИО1, по доверенности от 09.06.2009, ФИО2, по доверенности от 21.07.2009,

от административного органа - ФИО3, по доверенности от 16.07.2009 № 05-1/-2149, ФИО4, по доверенности от 26.01.2009 № 05-1/247.

Суд установил следующее:

закрытое акционерное общество акционерная компания «АЛРОСА» в лице филиала акционерной компании «АЛРОСА» в г. Архангельске «АЛРОСА-Поморье» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным постановления о назначении административного наказания от 16.06.2009 № 06-18ю/18-2009, вынесенного ведущим специалистом-государственным инспектором Российской Федерации по территории Архангельской области по геологическому контролю; по использованию и охране земель; по охране природы отдела геологического контроля и охраны недр Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области (далее – Управление Росприроднадзора, административный орган) ФИО5

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данное дело подведомственно арбитражному суду.

Выслушав представителей заявителя и административного органа, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

В соответствии с планом мероприятий по государственному контролю и надзору, на основании распоряжения Управления Росприроднадзора на 2009 год в период с 23.03.2009 по 29.04.2009 комиссией в составе инспекторов Управления Росприроднадзора ФИО3, ФИО4, ФИО6, ФИО7, с участием сотрудников УБЭП УВД Архангельской области, Территориального Управления Роснедвижимости по Архангельской области, ЦЛАТИ, ОГУ «Дирекция ООПТ», Управления по технологическому и экологическому надзору по Архангельской области была проведена плановая комплексная проверка соблюдения Обществом обязательных требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ в сфере природоохранного законодательства. По результатам проверки составлен акт №36-43/1-2009 от 29.04.2009. Копия акта вручена исполняющему обязанности директора филиала Общества 29.04.2009.

В пункте 1.4 акта установлено, что Общество имеет лицензию на право пользования недрами АРХ 01297 КП с целевым назначением и видами работ – геологическое изучение – поиски и оценка коренных месторождения алмазов на Кепинской площади. Участок недр расположен в границах МО «Приморский муниципальный район», МО «Мезенский муниципальный район» Архангельской области. Участок недр имеет статус геологического отвода. Право пользования земельным участком получено от МО «Приморский муниципальный район», МО «Мезенский муниципальный район». В результате осмотра территории подбазы «Ломоносовская» установлено: на территории подбазы «Ломоносовская» организовано временное хранение керна. Керносклад представлен на схеме подбазы «Ломоносовская» рис. 2.1. к проекту «Кепинский», утверждённому в 2004 году. Керн хранится под открытым небом, без навеса, в ящиках, ящики полностью не закрыты. Керн подвергается воздействию атмосферных осадков (вода, снег) хранение его не отвечает требованиям по обустройству кернохранилищ, т.е. Обществом не соблюдаются требования пункта 8 лицензионного соглашения приложения №1 к лицензиям (АРХ 13341 КП, АРХ 13342 КП, АРХ 01297 КП, АРХ 01298 КП).

Обществом представлены замечания по акту, в частности, в отношении указанных выше нарушений Общество пояснило, что не согласно с формулировкой акта «хранение керна на подбазе «Ломоносовская» не отвечает требованиям по обустройству кернохранилищ». Это ошибочное представление, т.к. указанный керн полностью отработан, он не содержит кимберлитовых пород и опробован в полном объёме, ждёт своей ликвидации. Необходимое количество образцов, которые могут потребоваться для дальнейшего изучения, находятся на хранении в кернохранилище филиала, отвечающем всем требвоаниям хранения. Нареканий со стороны бывшего владельца лицензии (ОАО «Севералмаз»), Управления по недропользованию по Архангельской области на полноту и качество отчётной документации по геологическому изучению Лицензионного участка нет.

Управление Росприроднадзора направило Обществу уведомление № 06-13/1455 от 13.05.2009 о времени и месте составления протокола (02.06.2009 в 12.00), которое было получено Обществом 29.05.2009 (копия уведомления о вручении почтового отправления).

На основании проведенной проверки, государственным инспектором РФ по территории Архангельской области по геологическому контролю, по использованию и охране земель, по охране природы ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении № 06-19ю-2009 от 02.06.2009 в отношении Общества по статье 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Согласно данному протоколу заявителю вменены в вину следующие нарушения: Обществом (недропользователем) не соблюдаются требования пункта 8 лицензионного соглашения (геологическая информация о недрах) приложения №1 к лицензиям (АРХ 13341 КП, АРХ 13342 КП, АРХ 01297 КП, АРХ 01298 КП). На территории подбазы «Ломоносовская» организовано временное хранение керна. Керносклад представлен на схеме подбазы «Ломоносовская» рис. 2.1. к проекту «Кепинский», утверждённому в 2004 году. В нарушение «Инструкции по отбору, документации, обработке, хранению, сокращению и ликвидации скважин колонкового разведочного бурения» керн хранится под открытым небом, без навеса, в ящиках, ящики не закрыты. На ящиках на этикетках проставлены года извлечения керна без указания площади. Керн подвергается воздействию атмосферных осадков (вода, снег). Указанное является нарушением пункта 10 части 2 ст. 22 Закона РФ «О недрах».

При составлении протокола присутствовал директор филиала Общества в г.Архангельске ФИО8 В объяснениях к протоколу он указал, что с протоколом не согласен, комиссия не сумела объективно и профессионально дать оценку вопроса.

О времени и месте рассмотрения административного дела Общество уведомлено письмом от 03.06.2009 №06/13/1701, полученным 09.06.2009 (согласно копии уведомления о вручении почтового отправления).

16.06.2009 по результатам рассмотрения материалов проверки государственным инспектором РФ по территории Архангельской области по геологическому контролю, по использованию и охране земель, по охране природы ФИО5 вынесено постановление №06-19ю/19-2009 о назначении Обществу административного наказания в соответствии со статьей 7.3 КоАП РФ. Постановление вынесено в отсутствие представителей Общества, копия постановления направлена в адрес заявителя 17.06.2009 и получена им 29.06.2009 (согласно копии уведомления о вручении почтового отправления).

Общество не согласилось с указанным постановлением и обратилось с соответствующим заявлением в суд, просит признать оспариваемое постановление незаконным по следующим основаниям. В соответствии с требованиями пункта 8.5 лицензионных соглашений к лицензиям на Летнезолотицкой (АРХ 13341 КП), Лайской (АРХ 13342 КП), Кепинской (АРХ 01297 КП), Верхнекепинской (АРХ 01298 КП) площадях на недропользователя возлагается обязанность обеспечения сохранности первичной геологической информации, в том числе образцов горных пород и руд, полученных в процессе освоения лицензионного участка. Отбор, обработка, перемещение, хранение полевых материалов в период выполнения геологических изысканий предусмотрены технологией проведения геологоразведочных работ при бурении скважин, и проводятся Обществом в соответствии с требованиями «Инструкции по отбору, документации, обработке, хранению, сокращению и ликвидации скважин колонкового бурения» с обязательным указанием номера аномалий в классификации, принятой в соответствии с приказом от 10.01.2004 «О нумерации скважин» 301/04 и содержит название площади, на которой производятся буровые работы, что указывается на этикетках ящиков. Отработанный керн подлежит сокращению или ликвидации. Согласно действующим проектам Общества на поисковые работы по указанным выше лицензиям, согласованным с руководителями управления «Архангельскнедра», оставшийся после первичного полевого опробования керн проходит летнюю (текущего года) детальную передокументацию на полевой временной площадке на подбазе «Ломоносовская» без его длительного хранения, и после детального изучения и опробования подлежит сокращению с составлением соответствующих актов. Сохранные образцы керна подлежат вывозке в кернохранилище, расположенное на охраняемой территории базы в г.Архангельске, оборудованное в соответствии с установленными требованиями. Обнаруженный в результате проверки керн без маркировок является полностью отработанным, он опробован в полном объёме, и подлежит ликвидации (захоронению). Нареканий ни со стороны бывшего владельца лицензии, ни от Управления по недропользованию по Архангельской области на полноту и качество отчётной документации по геологическому изучению лицензионных участков нет. Общество соблюдает условия лицензионных соглашений в части обеспечения сохранности первичной геологической информации. Кроме того, Общество ссылается на то, что оно не проводило буровые работы по Летнезолотицкому объекту.

В отзыве на заявленные требования административный орган просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку в действиях общества состав вмененного правонарушения имелся.

Суд находит заявленные Обществом требования не подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверил оспариваемое решение в полном объеме.

В силу статьи 23.22 КоАП РФ дела о пользовании недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), рассматриваются органами, осуществляющими государственный геологический контроль. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 № 293 к таким органам относится Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400, Положению об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области, утвержденному приказом Росприроднадзора от 24.11.2008 № 444, Управление в пределах своей компетенции (пункт 4.1.3. Положения) осуществляет контроль и надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

Порядок осуществления государственного геологического контроля осуществляется в соответствии с Положением о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.05.2005 № 293. Согласно Положению об отделе геологического контроля и охраны недр Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области, утвержденному руководителем Управления 01.04.2009, отдел геологического контроля и охраны недр Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области является структурным подразделением территориального органа регионального уровня Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, осуществляющим функции государственного контроля и надзора в сфере природопользования на территории Архангельской области. Перечень должностных лиц Управления Росприроднадзора по Архангельской области, осуществляющих контроль и надзор в сфере природопользования, утвержден приказом Управления № 116 от 26.11.2008.

В соответствии со статьей 7.3 КоАП РФ пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

На основании статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Как установлено пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить, в том числе, выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Общество имеет лицензии: серии АРХ №13341 КП, выданную 08.11.2005 на срок до 01.11.2010 на геологическое изучение - поиски и оценка коренных месторождений алмазов на Летнезолотицкой площади на участке недр, расположенном на территории Приморского и Онежского районов Архангельской области; серии АРХ №13342 КП, выданную 08.11.2005 на срок до 01.11.2010 на геологическое изучение - поиски и оценка коренных месторождений алмазов на Лайской площади на участке недр, расположенном на территории Приморского района Архангельской области; серии АРХ №01297 КП, выданную 11.11.2008 на срок до 15.12.2011 на геологическое изучение - поиски и оценка коренных месторождений алмазов на Кепинской площади на участке недр, расположенном в границах МО «Приморский муниципальный район», МО «Мезенский муниципальный район» Архангельской области; серии АРХ №01298 КП, выданную 11.11.2008 на срок до 15.12.2011 на геологическое изучение - поиски и оценка коренных месторождений алмазов на Верхнекепинской площади на участке недр, расположенном в границах МО «Приморский муниципальный район» Архангельской области.

В пункте 8 лицензионного соглашения установлено, что недропользователь должен обеспечить сохранность первичной геологической информации, в том числе, образцов горных пород и руд, полученных в процессе освоения лицензионных участков. Недропользователь может использовать в производственных или исследовательских целях необходимое количество кернового материала, оставшаяся часть кернового материала является национальным достоянием и подлежит хранению у недропользователя в соответствии с действующими нормативами (пункт 8.5 лицензионного соглашения).

Согласно определению, данному в пункте 1.5 Временного положения о порядке хранения, использования и передачи информации о недрах, полученной за счёт государственных средств, введенного в действие Письмом Комитета РФ по геологии и использованию недр от 15.11.1994 №ВЩ-61/2952 первичная геологическая информация - это: информация на природных носителях (вещественная информация), представленная керном буровых скважин, пробами нефти, воды, газа, образцами каменного материала, коллекциями различного назначения, дубликатами проб, шлифами и т.п.; информация на искусственных (бумажных, магнитных и других) носителях, включающая журналы полевых наблюдений и документации, в том числе цифровые журналы опробования, результаты анализов проб, записи геофизических наблюдений и т.п.

Как установлено Инструкцией по отбору, документации, обработке, хранению, сокращению и ликвидации керна скважин колонкового бурения, утвержденной Комитетом РФ по геологии и использованию недр от 22.08.1994 (далее – Инструкция), извлечение керна в процессе колонкового бурения является обязательным за исключением случаев бескернового бурения скважин и в особых случаях, керн, извлекаемый из колонковой трубы, отмывается и складывается в специальные керновые ящики, ящики, заполненные, или заполняемые керном, должны быть закрыты плотными крышками и находится в специально оборудованном помещении, по мере проведении полевой геологической документации керна и заполнения ящиками помещения для временного хранения керн в ящиках вывозится на керноразборочную или кернохранилище для дальнейшей более детальной геологической обработки (пункты 1.1, 1.3, 1.7 Инструкции). Как установлено пунктами 3.1, 3.3 Инструкции в процессе детального изучения керна допускается его сокращение по скважинам, пробуренным для оценки месторождений, сокращение и ликвидация керна производятся после его детального геологического описания, отбора необходимых образцов и проб. При сокращении керна по каждой скважине составляется соответствующий акт. Пунктами 4.2, 4.13 Инструкции предусмотрено, что для обеспечения сохранности керна и возможности его просмотра кернохранилища должны быть оборудованы специальными стеллажами, ликвидация керна оформляется специальным актом, а в книге регистрации керна по кернохранилищу делается соответствующая запись.

Таким образом, действующими нормативами не предусмотрена возможность хранения керна до его ликвидации вне кернохранилищ в незакрытых ящиках.

Судом установлено, что на момент проверки Общество не обеспечило сохранность первичной геологической информации – керна, добытого с Кепинской, Верхнекепинской, Лайской площадей, поскольку допустило его хранение под открытым небом, без навеса, в незакрытых ящиках, при этом керн подвергается воздействию атмосферных осадков.

Суд отклоняет доводы Общества о том, что обнаруженный в результате проверки в ящиках керн являлся отработанным и подлежал сокращению или ликвидации. Сокращение керна – это оставление типовых образов и керна, полученного по полезному ископаемому в процессе детального изучения (пункт 3.1 Инструкции). То обстоятельство, что керн подлежал сокращению уже свидетельствует о том, что он не был полностью отработан. Кроме того, в соответствии с представленными в материалы дела копиями актов сокращения керна с Кепинской площади (том 3 л.д.101-158, том 4, 5) керн сокращался Обществом на подбазе «Ломоносовская» в мае, июне, начале июля 2009 года, т.е. после проведения проверки. Общество не оспаривает, что хранило на подбазе «Ломоносовская» керн с Кепинской, Верхнекепинской и Лайской площадей.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за совершение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 названной статьи).

Суд отклоняет ссылку Общества на действующие проекты на поисковые работы по лицензиям. Проектом на геологическое изучение Лайской площади (том 1 л.д.63-66) предусмотрено сокращение керна на полевой подбазе с отбором сохранных образцов и составлением соответствующего акта. Проектом на геологическое изучение Кепинского участка недр (том 1 л.д.67-69) предусмотрено хранение керна на полевой базе после послойного описания и опробования до получения результатов опробования, после чего он частично ликвидируется и сокращается. Аналогичные положения содержит Проект на геологическое изучение Верхнекепинского участка недр (том 1 л.д.70-72). Указанные проекты не содержат положения об условиях хранения керна. Возможность хранения керна на подбазе «Ломоносовская» с соблюдением условий хранения административным органом не оспаривается. В данном случае Обществу вменено в вину необеспечение сохранности первичной геологической информации, что подтверждается материалами дела.

В соответствии с приказом от 08.04.2009 №114 с 01.04.2009 по филиалу Общества – «АЛРОСА – Поморье» объявлена временная приостановка работы. Вместе с тем, после проведения проверки, в мае, июне, июле Общество производило работы по сокращению и ликвидации керна.

С учетом изложенного, в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного 7.3 КоАП РФ - пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Судом не установлено нарушений административным органом процессуальных требований, установленных КоАП РФ, которые могли бы быть основанием для признания незаконным и отмены постановления, носят существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Постановление вынесено в пределах срока, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

Постановление о привлечении к административной ответственности по статье 7.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации вынесено при наличии факта совершения административного правонарушения, вины Общества в совершении административного правонарушения, с соблюдением процедуры привлечения к административной ответственности, вследствие чего является законным и обоснованным.

Заявление Общества о признании незаконным и отмене вынесенного постановления удовлетворению не подлежит.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении требования о признании незаконным постановления № 06-19ю/19-2009 от 16.06.2009, вынесенного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области в отношении закрытого акционерного общества Акционерной компании "АЛРОСА", зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1021400967092, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), Улус Мирнинский, <...>, к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 30000 рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья

С.А. Максимова