АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
апреля 2014 года | г. Архангельск | Дело № А05-905/2014 |
Резолютивная часть решения объявлена апреля 2014 года
Решение в полном объёме изготовлено 21 апреля 2014 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Чуровой А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Керниченко Т.Л.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 164200, г.Няндома, Архангельская область, ул.Североморская, дом 7а, корп.1)
к администрации муниципального образования «Коношское» (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 164010, рп.Коноша, Архангельская область, пр.Октябрьский, дом 19)
о взыскании 7 500 руб.
при участии представителей: не явились (извещены)
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – заявитель, инспекция, налоговый орган) обратилась в арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с администрации муниципального образования "Коношское" (далее – ответчик, Администрация) финансовой санкции в размере 22 500 руб. за совершения налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
24.02.2014, 18.04.2014 от Администрации поступил отзыв на заявление, в котором она не согласилась с заявлением указав, что не является субъектом налогового правонарушения предусмотренного пунктом 1 статьи 129.1 Налогового Кодекса Российской Федерации.
11.03.2014 от заявителя поступило уточнение заявленных требований, в соответствии с которым инспекция просит взыскать с ответчика в доход бюджета задолженность в сумме 7 500 руб. в том числе: штрафные санкции за налоговое правонарушение по решению от 30.10.2013 №38Р в сумме 2500 руб. и штрафные санкции за налоговое правонарушение по решению от 03.03.2014 №07-10/1/0225@ в сумме 5 000 руб.
Уточнение принимается судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Стороны, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 2 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие сторон надлежащим образом извещенных о дате и месте рассмотрения дела.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные доказательства, суд находит заявленное требование не подлежащим удовлетворению с учетом следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, в результате проведенной Инспекцией проверки было выявлено нарушение Администрацией предусмотренного пунктом 3 статьи 85 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) срока представления в налоговый орган сведений о фактах регистрации физических лиц – ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р. – по месту жительства.
Данное нарушение было зафиксировано в актах об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123) №38А от 18.08.2013 и №39А от 23.09.2013.
Администрацией в адрес налогового органа направлены возражения на акты №38А от 18.08.2013 и №39А от 23.09.2013.
Рассмотрев материалы проверки и возражения на акты проверки, налоговым органом приняты решения:
- от 30.10.2013 № 38Р о привлечении лица к ответственности за налоговые правонарушения, которым ответчик привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 129.1 НК РФ за несвоевременное сообщение лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу в виде взыскания штрафа, с учетом смягчающих вину обстоятельств, в размере 2500;
- от 05.11.2013 № 39Р о привлечении лица к ответственности за налоговые правонарушения, которым ответчик привлечен к ответственности по пункту 2 статьи 129.1 НК РФ за несвоевременное сообщение лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу в виде взыскания штрафа в размере 20 000 руб.
Указанные решения получены Администрацией 07.11.2013, что подтверждается копиями почтовых уведомлений представленных в материалы дела налоговым органом.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 03.04.2014 № 07-10/1/02255@ решение налогового органа от 05.11.2013 №39-Р отменено и принято новое решение в соответствии с которым, Администрация привлечена к ответственности предусмотренной пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 5 000 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 03.04.2014 № 07-10/2/02256@ решение налогового органа от 30.10.2013 №38-Р без изменения, а жалоба Администрации без удовлетворения.
Требованием № 475 об уплате налога сбора, пени, штрафа по состоянию на 01.11.2013 ответчику предложено уплатить штраф в сумме 2500 руб. в срок до 25.11.2013.
Требованием № 511 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 13.11.2013 ответчику было предложено в срок до 04.12.2013 уплатить штраф в сумме 20 000 руб.
Указанные требования направлены в адрес Администрации, что подтверждается копиями списков заказных писем, представленных в материалы дела налоговым органом.
В связи с неисполнением Администрацией в добровольном порядке в установленный срок требований, инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ответчика в доход бюджета задолженность, с учетом уточнения заявленных требований, в сумме 7 500 руб.
В соответствии с частью 6 статьи 125 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности; полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании; проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Пунктом 3 статьи 85 НК РФ установлено, что органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника, о факте выдачи иностранному гражданину или лицу без гражданства, состоящему на миграционном учете по месту пребывания, разрешения на работу или патента, о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации физических лиц (постановки на миграционный учет иностранного работника, дня выдачи иностранному гражданину или лицу без гражданства, состоящему на миграционном учете по месту пребывания, разрешения на работу или патента, снятия с миграционного учета иностранного работника) или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.
Субъектом ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ, является лицо, которое обязано сообщить налоговому органу предусмотренные НК РФ сведения.
Исходя из положений статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон № 5242-1) (в редакции действовавшей в период спорных правоотношений) в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Закона № 5242-1(в редакции действовавшей в период спорных правоотношений) в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной полосе или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в остальных населенных пунктах - местная администрация.
Исходя из положений Федерального закона от 18.07.2006 № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу совершенствования государственного управления в сфере миграции», а также Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от 11.09.2012 № 288, регистрационный учет осуществляется территориальными органами через их структурные подразделения, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, - органами местного самоуправления поселений
В соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) осуществление регистрационного учета граждан по месту жительства не отнесено к числу вопросов местного значения, которые вправе решать органы местного самоуправления.
При этом статья 19 Закона № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется в соответствии с частью 5 статьи 19 Закона №131-ФЗ только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Однако, при этом органы местного самоуправления согласно части 3 статьи 20 Закона №131-ФЗ несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Законом Архангельской области от 26.04.2006 № 160-10-ОЗ «Об описании границ территорий муниципального образования «Коношский муниципальный район» и вновь образованных в его составе муниципальных образований» утверждены план границ и территорий МО «Коношский муниципальный район» и вновь образованных в его составе муниципальных образований, а также утверждены границы территорий МО «Коношский муниципальный район» и вновь образованных в его составе муниципальных образований.
Как следует из Устава Администрации в МО «Коношский муниципальный район» входят деревни Избное, Пархачевская и Харламовская. Административным центром МО «Коношский муниципальный район» является п. Коноша Архангельской области.
Приказом Федеральной миграционной службы России от 02.12.2005 № 147 (ред. от 20.11.2009) «Об утверждении Положения об Управлении Федеральной миграционной службы по Архангельской области» утверждено положение об Управлении Федеральной миграционной службы по Архангельской области (далее – Положение).
В соответствии с пунктом 4.2 Положения одной из основных задач управления Федеральной миграционной службы по Архангельской области является осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «м» пункта 13.2 Положения территориальный орган осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также регистрацию иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и проживающих на территории Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 (ред. от 21.05.2012) (далее – Правила) , установлено, что органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы Федеральной миграционной службы, являются эти территориальные органы, в остальных населенных пунктах - органы местного самоуправления.
Судом установлено, что на территории МО «Коношский муниципальный район» имеется территориальный орган Федеральной миграционной службы – Отделение Управление Федеральной миграционной службы по Архангельской области в Коношском районе.
Из Устава Администрации (статьи 7, 8, 26) следует, что регистрация граждан по месту жительства не входит в полномочия Администрации.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, в рассматриваемом случае присутствует на территории МО «Коношский муниципальный район» соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, а значит законодательством не предусмотрена возможность возложения функций по регистрации физических лиц по месту жительства на органы местного самоуправления.
Данное обстоятельства подтверждается также решением Коношского районного суда Архангельской области от 11.04.2014, вынесенного по жалобе Инспекции на постановление мирового судьи судебного участка №2 Коношского района Архангельской области от 19.12.2013 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении специалиста Администрации ФИО4
Кроме того, в соответствии с пунктом 6 статьи 108 НК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Как установлено судом, обстоятельства, связанные с наличием у Администрации полномочий по регистрации граждан по месту жительства, Инспекцией при рассмотрении дела о налоговом правонарушении не устанавливались. Доказательства выделения администрации денежных средств на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, Инспекцией не доказано отсутствие на территории муниципального образования «Коношское» Архангельской области подразделения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
При таких обстоятельствах суд считает, что Администрацию нельзя рассматривать в качестве органа, осуществляющего в соответствии с действующим законодательством регистрацию граждан по месту жительства.
Как следует из статьи 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации установлена ответственность.
Поскольку Администрация не совершила противоправного деяния (действия или бездействия), с нарушением срока представив в налоговый орган сведения о регистрации физических лиц по месту жительства, Инспекция неправомерно привлекла ее к ответственности по пункту 1 статьи 129.1 НК РФ. В действиях Администрации отсутствует как событие, так и состав налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170, 212-216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья | А.А. Чурова |