ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-9090/15 от 24.09.2015 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

октября 2015 года

г. Архангельск

Дело № А05-9090/2015   

Резолютивная часть решения объявлена сентября 2015 года

Решение в полном объёме изготовлено октября 2015 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Калашниковой В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тропниковой Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая Компания Соломбала» (ОГРН <***>; Россия, 163015, <...>; Россия, 163020, <...>) к государственной жилищной инспекции Архангельской области  (ОГРН <***>; Россия, 163072, <...>) об оспаривании предписания от 28.07.2015 №А-12/02-12/1сн,

в заседании суда принимали участие представители:

заявителя – ФИО1 по доверенности;

ответчика – ФИО2 по доверенности.

Суд установил следующее:

общество с ограниченной ответственностью «Управляющая Компания Соломбала» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции Архангельской области (далее – ответчик, инспекция) от 28.07.2015 №А-12/02-12/1сн об устранении выявленных нарушений.

Представитель заявителя поддержала доводы заявления в полном объеме, пояснила, что выявленные в ходе проверки нарушения полностью устранены обществом, что подтверждается актом проверки жилищной инспекции от 22.09.2015 №А0-12/02-06/1снПП по проверке исполнения оспариваемого в настоящем деле предписания.

Ответчик с требованиями заявителя не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, полагает вынесенное предписание законным и обоснованным.

Поводом к оспариванию предписания послужили следующие фактические обстоятельства, установленные арбитражным судом при рассмотрении дела.

Доводы сторон оценены судом с учетом следующих фактических обстоятельств по делу, установленных в судебном заседании.

На основании графика проведения систематического наблюдения за соблюдением обязательных требований содержания и ремонта общего имущества многоквартирных домов, утвержденного руководителем структурного подразделения государственной жилищной инспекции Архангельской области от 19.06.2015, было проведено наблюдение за соблюдением обязательных требований: Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 №170, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491, в отношении заявителя. Наблюдение проведено в отношении жилого многоквартирного дома №20 по ул.Красных партизан в г.Архангельске.

В ходе наблюдения инспекцией установлено ненадлежащее санитарное состояние контейнерной площадки и территории вокруг нее в районе указанного выше дома №20 по ул.Красных партизан, ненадлежащее санитарное состояние придомовой территории в районе главного фасада (наличие бытового мусора), отсутствуют сетки на всех проемах в техподполье, защищающие здание от проникновения животных со стороны главного фасада, наличие сквозных отверстий в цоколе со стороны главного фасада.

По результатам проведенного наблюдения инспекцией 28.07.2015 составлены: справка о проведении систематического наблюдения №А-12/02-23/1, акт систематического наблюдения №А-12/02-24/1, а также оспариваемое предписание №А-12/02-102/1сн, в котором отражены нарушения, зафиксированные в акте, указано на необходимость устранения нарушений нормативных правовых актов в срок до 21.08.2015. Письмом от 29.07.2015 №01-34/4405 в адрес общества были направлены акт систематического наблюдения, оспариваемое в настоящем деле предписание, протокол об административном правонарушении по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении. Указанные документы были получены обществом 31.07.2015 в соответствии с представленной в материалы дела копией почтового уведомления о вручении.

Не согласившись с вынесенным в его адрес предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, указав, что проведенная инспекцией проверка не соответствует нормам Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон №294-ФЗ): распоряжение о проведении проверки ответчиком не выносилось; общество, а также саморегулируемая организация, членом которой является заявитель, уведомление о проведении внеплановой проверки не получали; проверка была проведена без участия представителя общества. Закон №294-ФЗ имеет большую юридическую силу, нежели постановление Правительства Архангельской области от 26.12.2013 №643-пп «Об утверждении административного регламента исполнения государственной жилищной инспекцией Архангельской области государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора на территории Архангельской области». Указанные нарушения являются грубым нарушением законодательства при осуществлении проверки. Отчет о ходе исполнения предписания не представляли.

Ответчик в представленном суду отзыве и в судебном заседании указала, что проведенная инспекцией форма контроля в виде систематического наблюдения не предусматривает взаимодействие органа государственного надзора с проверяемым юридическим лицом, а также выполнение мероприятий, предусмотренных Федеральным Законом №294-ФЗ при проведении внеплановых и плановых проверок, в том числе, вынесение распоряжения, ознакомление проверяемого лица о проводимой проверке, участие представителя проверяемого лица в ходе осуществления проверки. Ссылается на Постановление Правительства Архангельской области от 26.12.2013 №643-пп «Об утверждении административного регламента исполнения государственной жилищной инспекции Архангельской области государственной функции по осуществлению регионального жилищного надзора на территории Архангельской области», которое принято во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 №493 «О государственном жилищном надзоре». Полагает, что предписание выдано на законных основаниях, вынесено в соответствии с имеющимися у инспекции полномочиями, просит в удовлетворении заявленного требования отказать.

Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, суд пришёл к следующим выводам.

Из анализа положений части 1 статьи 65, части 1 статьи 198 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что ненормативный правовой акт может быть признан судом недействительным лишь при одновременном его несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении прав и охраняемых законом интересов заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

На основании части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (часть 4 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Законом №294-ФЗ.

Указанным Законом устанавливаются порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона №294-ФЗ под проверкой понимается совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

В соответствии со статьей 12 Закона №294-ФЗ предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами (часть 1); выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности (часть 2).

Понятия «систематическое наблюдение и анализ информации» в Законе №294-ФЗ отсутствует.

Пунктом 12 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 №493, определено, что содержание, сроки и последовательность выполнения административных процедур при осуществлении государственного жилищного надзора устанавливаются административными регламентами, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 №373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг».

Согласно статье 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК Российской Федерации) и Положению о государственной жилищной инспекции Архангельской области, утвержденному постановлением администрации области от 07.06.2007 №110-па, инспекция осуществляет региональный государственный жилищный надзор.

Постановлением Правительства Архангельской области от 26.12.2013 №643-пп утвержден Административный регламент исполнения государственной жилищной инспекцией Архангельской области государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора на территории Архангельской области (далее - Административный регламент), который определяет сроки и последовательность административных процедур государственной жилищной инспекции Архангельской области при осуществлении полномочий по проведению регионального государственного жилищного надзора, а также порядок взаимодействия инспекции с физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами муниципального жилищного контроля и организациями при исполнении государственной функции по осуществлению на территории Архангельской области регионального государственного жилищного надзора.

Разделом IIIАдминистративного регламента установлен исчерпывающий перечень административных процедур в рамках исполнения государственной функции, который включает в себя административные процедуры в том числе: подготовка к проведению плановой проверки; подготовка к проведению внеплановой проверки; подготовка к проведению систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований (далее - систематическое наблюдение); проведение проверки и оформление ее результатов; проведение систематического наблюдения и оформление его результатов; принятие мер в отношении выявленных фактов нарушений обязательных требований (пункт 24 Административного регламента).

В соответствии с главой 3.4 раздела III Административного регламента систематическим наблюдением является наблюдение за соблюдением стандарта раскрытия информации управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами и за исполнением иных обязательных требований органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее - поднадзорные субъекты). Подготовка к проведению систематического наблюдения включает в себя составление графика систематического наблюдения. Решение о подготовке к проведению систематического наблюдения принимают руководители структурных подразделений инспекции или руководители межтерриториальных отделов путем дачи поручений подчиненным государственным жилищным инспекторам. График проведения систематического наблюдения разрабатывается сроком на один месяц и утверждается руководителем структурного подразделения инспекции или руководителем межтерриториального отдела до 20-го числа месяца, предшествующего месяцу проведения систематического наблюдения. В случае поступления обращений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления и средств массовой информации о нарушении стандарта раскрытия информации или иных обязательных требований поднадзорным субъектом, включенным в график проведения систематического наблюдения, в отношении соответствующего поднадзорного субъекта проводится внеплановая проверка в соответствии с разделами 3.3 и 3.5 настоящего административного регламента, при этом поднадзорный субъект исключается из графика проведения систематического наблюдения (пункты 40-42 Административного регламента).

Порядок проведения систематического наблюдения и оформление его результатов определен в главе 3.6 раздела III Административного регламента.

Основанием для проведения систематического наблюдения является график проведения систематического наблюдения. Решение о проведении систематического наблюдения принимают руководители структурных подразделений инспекции или руководители межтерриториальных отделов. При осуществлении систематического наблюдения за исполнением обязательных требований и анализа поступивших в инспекцию или ее межтерриториальный отдел документов, сведений и размещенной на официальных сайтах органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации об их деятельности государственный жилищный инспектор: проверяет своевременность, полноту и достоверность поступивших документов и сведений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; изучает размещенную на официальных сайтах указанных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию об их деятельности.

При осуществлении систематического наблюдения за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, государственный жилищный инспектор проверяет соблюдение поднадзорным субъектом установленных требований в отношении: факта раскрытия информации; источника опубликования информации; сроков и периодичности раскрытия информации; полноты раскрытия информации.

Результаты систематического наблюдения используются при планировании и проведении инспекцией и ее межтерриториальными отделами плановых и внеплановых проверок. По результатам систематического наблюдения государственным жилищным инспектором подготавливается справка о проведении систематического наблюдения. В случае выявления нарушений обязательных требований стандарта раскрытия информации в ходе проведения систематического наблюдения государственным жилищным инспектором, проводившим систематическое наблюдение, составляется и подписывается акт систематического наблюдения в двух экземплярах. Один экземпляр акта систематического наблюдения не позднее дня, следующего за днем его составления, направляется поднадзорному субъекту почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле инспекции или ее межтерриториального отдела (пункты 58-63 Административного регламента).

Таким образом, указанным Административным регламентом определено, что при проведении систематического наблюдения действительно не предусмотрено взаимодействие органа государственного надзора с проверяемым юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, на что указывает в своем отзыве инспекция. Между тем, результаты систематического наблюдения используются при планировании и проведении инспекцией и ее межтерриториальными отделами плановых и внеплановых проверок, а само систематическое наблюдение не предусматривает фактическое проведение проверки на объектах, находящихся в управлении заявителя, а носит камеральный характер: проверяется своевременность, полнота и достоверность поступивших документов и сведений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; изучается размещенная на официальных сайтах указанных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информация об их деятельности; проверяется соблюдение поднадзорным субъектом установленных требований в отношении: факта раскрытия информации; источника опубликования информации; сроков и периодичности раскрытия информации; полноты раскрытия информации.

Таким образом, из материалов дела усматривается, что инспекция фактически провела внеплановую выездную проверку в отношении общества, не выполнив требования как Административного регламента, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 26.12.2013 №643-пп, Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 №493, так и правила, установленные Законом №294-ФЗ, на что ссылалось общество при обращении в суд с рассматриваемым заявлением.

Действия сотрудников жилищной инспекции подпадают под понятие выездной проверки, так как контрольное мероприятие проведено по месту нахождения юридического лица и по месту фактического осуществления его деятельности; в ходе контрольного мероприятия исследовалось имущество проверяемого лица и принимаемые им меры по исполнению обязательных требований при осуществлении деятельности в сфере управления многоквартирными домами.

С учетом изложенного, жилищной инспекции при проведении контрольного мероприятия следовало руководствоваться положениями Закона №294-ФЗ, который регулирует порядок проведения выездных внеплановых проверок.

Согласно положениям Закона №294-ФЗ внеплановая выездная проверка юридических лиц проводится на основании распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора) после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, о проведении внеплановой выездной проверки, юридическое лицо уведомляется органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в случае проведения внеплановой выездной проверки членов саморегулируемой организации орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны уведомить саморегулируемую организацию о проведении внеплановой выездной проверки в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении внеплановой выездной проверки. Инспекцией указанные действия не были выполнены.

Вышеперечисленные обстоятельства частью 2 статьи 20 Закона №294-ФЗ определены как грубые нарушения.

Поскольку в силу части 1 статьи 20 Закона №294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), с грубым нарушением установленных настоящим Законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

То обстоятельство, что фактически такая проверка была осуществлена вне правовых оснований, подтверждается вынесенным в адрес общества предписанием об устранении выявленных нарушений и требовании устранить такие нарушения в срок до 21.08.2015, фотокопиями, сделанными в ходе систематического наблюдения (на то указывает ответчик), справкой от 28.07.2015, актом от 28.07.2015.

Оспариваемые действия и предписание нарушают права и законные интересы заявителя, т.к. влекут неблагоприятные последствия в виде привлечения к административной ответственности.

Установление судом несоответствия оспариваемых ненормативных актов государственного органа закону и нарушение этими актами прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности, согласно части 2 статьи 201 АПК РФ дает суду основание для признания указанных ненормативных актов недействительными.

При изложенных обстоятельствах суд признает результаты проверки и выданное предписание незаконными.

Выявление жилищной инспекцией факта нарушений требований действующего законодательства в любом случае не давало правовых оснований к игнорированию требований Федерального закона №294-ФЗ и положений Административного регламента.

Ссылка в отзыве инспекции на пункт 1 части 3 статьи 1 Федерального закона №294-ФЗ как на правовое основание выдачи предписания без проведения проверки, является необоснованной, поскольку основана на неверном толковании норм права.

На основании изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Поскольку определением суда от 21.08.2015 заявителю была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины в размере 3000 руб. до рассмотрения дела по существу, тем самым расходы по её уплате в федеральный бюджет общество не понесло, соответственно, в соответствии со статьями 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу не подлежат взысканию с ответчика.

Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Признать недействительным, проверенное на соответствие нормам Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предписание от 28.07.2015 №А-12/02-12/1сн, принятое государственной жилищной инспекцией Архангельской области в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая Компания Соломбала».

Обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов  заявителя.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

В.А. Калашникова