АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
06 декабря 2013 года
г. Архангельск
Дело № А05-9101/2013
Резолютивная часть решения объявлена 03 декабря 2013 года
Решение в полном объёме изготовлено 06 декабря 2013 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Ипаева С.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сушинскене К.И.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Соломбалалес» (ОГРН <***>; место нахождения: 163012, <...>)
к ответчику - Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН <***>, ; место нахождения: жительства: 163000, <...>; , 163000, <...>),
о признании незаконным постановления № 23 от 11.07.2013
при участии в заседании представителей:
от заявителя – ФИО1 (доверенность от 01.01.2013)
от ответчика – ФИО2 (доверенность от 24.10.2013),
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Соломбалалес» обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области № 23 от 11.07.2013 о назначении обществу административного наказания в виде штрафа в размере 7 000 рублей по части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель заявителя в судебном заседании предъявленные требования поддержал.
Представитель ответчика с требованиями заявителя не согласился по доводам, изложенным в отзыве.
Как следует из материалов дела, в соответствии и со статьями 22,72,74 Лесного кодекса РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов», приказом Министра промышленности и торговли Российской Федерации от 04 августа 2008 года № 49 «О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов», заключен договор аренды лесного участка от 16.11.2009 № 655 сроком до 15.11.2058 года, между департаментом лесного комплекса Архангельской области и обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Соломбалалес». Договор аренды лесного участка зарегистрирован 02 марта 2010 года УФРС по Архангельской области и Ненецкому автономному округу за № 29-17/010/2009-64.
Пунктом 3.4.8 названного договора предусмотрено обязанность заявителя соблюдать правила пожарной безопасности. Прокладывать противопожарные разрывы, обеспечивать создание создания систем, средств предупреждения, обнаружения и тушения лесных пожаров (пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение и др.) содержание этих систем и средств, а также формирование горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах согласно проекту освоения лесов.
Согласно пункту 9 таблицы проекта освоения лесов № 187 в пунктах сосредоточения средств пожаротушения должен находиться катер речной, грузоподъемностью не менее 2 тонн.
Административным органом на основании распоряжения № 351-р от 24.05.2013 министра природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области ФИО3 проведена плановая выездная проверка в отношении арендатора ООО «Управляющая компания «Соломбалалес».
В ходе проверки 03 июня 2013 года был проведен осмотр пункта сосредоточения пожарного оборудования и инвентаря, расположенного по адресу Архангельская область, Холмогорский район, пос. Светлый.
При осмотре пункта сосредоточения пожарного инвентаря заместителем главного государственного лесного инспектора в Архангельской области и НАО ФИО4 в присутствии представителя ООО «Управляющая компания «Соломбалалес» ФИО5 было выявлено отсутствие речного катера, грузоподъемностью не менее 2 тонн. Нарушения зафиксированы в акте осмотра территории №1 от 03.06.2013.
По факту выявленных нарушений в отношении заявителя заместителем главного государственного лесного инспектора в Архангельской области и Ненецком автономном округе составлен протокол от 01.07.2013 №6/8 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ.
В названном протоколе зафиксировано, что обществом нарушен пункт 3.4.8 договора аренды лесного участка от 16.11.2009 №11
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отсутствие представителя общества, начальником управления государственного надзора и противодействия незаконному обороту древесины вынесено постановление №23 от 11.07.2013 о привлечении ООО «Управляющая компания «Соломбалалес» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 7000 руб.
Не согласившись с названным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В обоснование заявитель сослался на то, что не обязан укомплектовывать пункт сосредоточения средств пожаротушения речным катером, грузоподъемностью не менее 2 тонн, поскольку на арендуемом участке лесного фонда отсутствуют водные пути, пригодные для движения маломерных судов. Установленная потребность в такой противопожарной технике ошибочно включена в проект освоения лесов №655 от 24.05.2010. В доказательство общество представило письмо №02/1848-1 от 09.09.2013 раз ФГУП «Рослесинфорг» Архангельский филиал (разработчика проекта освоения лесов №655).
Ответчик с доводами заявителя не согласился и пояснил, что в двух километрах от северо-западной границы арендуемого лесного участка протекает судоходная река Пинега, а по арендуемому участку протекают 3 реки: Угзенька, В.Угзеньга и Н.Позера. По информации полученной ФГУБ «Северное управление по гидрометрологии и мониторингу окружающей среды» ширина реки Угзенька 20 метров, а глубина составляет 0,5 метра и более. К примеру по техническим характеристикам на данной реке может быть использован катер речной Barents 800С.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу положений части 7 указанной статьи Кодекса при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.
Объективную сторону правонарушения образуют действия по использованию лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 (далее - Правила), предусмотрено, что настоящие Правила устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Согласно подпункту «в» пункта 13 Правил, юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденные Министерством природных ресурсов Российской Федерации, содержать средства пожаротушения в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов утверждены приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.12.2008 № 549 (далее - Приказ № 549).
Пунктом 3 указанных Норм установлены нормы наличия средств пожаротушения юридических и физических лиц, осуществляющих заготовку древесины, не имеющих структурных подразделений по заготовке древесины.
В частности, на пунктах сосредоточения средств пожаротушения юридических лиц, где имеются водные пути, среди прочих средств пожаротушения должен быть в наличии катер речной грузоподъемностью не менее 2 тонн.
В соответствии с абзацем 3 статьи 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - Кодекс ВВТ РФ) внутренние водные пути Российской Федерации - это естественные или искусственно созданные федеральные пути сообщения, обозначенные навигационными знаками или иным способом и используемые в целях судоходства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Кодекса ВВТ РФ внутренние водные пути и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения находятся в федеральной собственности и используются в целях судоходства любыми юридическими и физическими лицами.
Перечень внутренних водных путей утверждается Правительством Российской Федерации, перечень является исчерпывающим.
Правительством Российской Федерации распоряжением от 19.12.2002 № 1800-р утвержден «Перечень внутренних водных путей Российской Федерации».
Реки Угзенька, В.Угзеньга и Н.Позера протекающие на арендуемом обществом участке лесного фонда в названный перечень не включены следовательно, они не относится к внутренним водным путям.
Суд также учитывает письмо №02/1848-1 от 09.09.2013 раз ФГУП «Рослесинфорг» Архангельский филиал (разработчика проекта освоения лесов №655), из содержания которого следует, что на арендуемом участке лесного фонда отсутствуют судоходные реки, а приобретение катера речного нецелесообразно.
При таких обстоятельствах, суд считает, что общество не обязано иметь на пункте сосредоточения средств пожаротушения катер речной.
Суд считает несостоятельными доводы ответчика о том, что общество обязано иметь в пункте сосредоточения средств пожаротушения катер речной грузоподъемностью не менее 2 тонн, поскольку на расстоянии 2 километров от северо-западной границы арендуемого лесного участка протекает судоходная река Пинега.
Поскольку Нормами наличия средств пожаротушения в местах использования лесов №549 от 22.12.2008 предусмотрено наличие катера речного только в том случае, если на самом арендуемом участке лесного фонд имеются водные пути.
Суд не согласен с доводами ответчика о возможности использован на реке Угзенька катера речного Barents 800С. Согласно техническим характеристикам грузопассажирский катера Barents 800С имеет осадку по килю 37 сантиметров. Данный катер оборудуется двумя подвесными лодочными моторам мощностью по 150 л.с. или одним мощностью 300 л.с. Учитывая осадку катера по килю 37 см. и размеры подвесных лодочных моторов, названный катер не сможет передвигаться по реке глубиной 50 см.
Таким образом, административным органом не доказана вина общества во вмененном ему правонарушении. Следовательно, состав правонарушения в данном случае в порядке, предусмотренном нормами КоАП РФ, ответчиком не установлен. Указанное обстоятельство в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить постановление №23 от 11 июля 2013 года о наложении административного наказания, принятое Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Соломбалалес», зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, находящегося по адресу: 163012, <...>.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Судья
С.Г. Ипаев