ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-9117/2010 от 28.09.2010 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

05 октября 2010 года

г. Архангельск

Дело № А05-9117/2010

Резолютивная часть решения объявлена 28 сентября 2010 года

Решение в полном объёме изготовлено 05 октября 2010 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Бекаровой Е.И.

рассмотрел в судебном заседании дело №А05-9117/2010 по заявлению

открытого акционерного общества "Котласский электромеханический завод"

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу

об оспаривании уведомления инспекции по крупнейшим налогоплательщикам по постановке на учёт в качестве крупнейшего налогоплательщика.

В заседании суда принимали участие представители:

заявителя – ФИО1;

ответчика – ФИО2

Протокол судебного заседания вела секретарь судебного заседания Васильева А.Н.

Суд установил следующее:

открытое акционерное общество «Котласский электромеханический завод» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением об оспаривании уведомления №34025 от 27.07.2010 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – ответчик, инспекция) о постановке на учёт в качестве крупнейшего налогоплательщика (предмет спора изложен с учётом его письменного уточнения заявителем в письме от 25.08.2010 №28/10-179).

Заявитель в обоснование заявления ссылается на то, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует пункту 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает его права и интересы в сфере хозяйственной деятельности в связи с возникновением материальных и временных затрат при осуществлении взаимоотношений с налоговым органом, расположенным не по месту нахождения налогоплательщика.

Ответчик заявленные требования не признал, ссылаясь на законность и обоснованность постановки общества на учёт в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Заявитель зарегистрирован в статусе юридического лица, включён в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1102904000220.

Дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как рассмотрение споров об оспаривании ненормативных правовых актов отнесено к компетенции арбитражных суда в соответствии с пунктом 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Поводом к оспариванию уведомления о постановке на учёт в качестве крупнейшего налогоплательщика послужили следующие фактические обстоятельства, установленные арбитражным судом при рассмотрении дела:

ОАО «Котласский электромеханический завод» создано 31.03.2010 (дата регистрации в ЕРГЮЛ) в результате реорганизации в форме преобразования ФГУП «Котласский электромеханический завод» в открытое акционерное общество. Общество является правопреемником ФГУП «Котласский электромеханический завод» (далее по тексту – ФГУП «КЭМЗ»).

Общество поставлено на налоговый учёт в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ИНН/КПП <***>/290401001).

27.07.2010 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу направила обществу письмо №03-21/08513 о направлении ему уведомления о постановке на учёт в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика, приложив к письму уведомление от 27.07.2010 №34025 о постановке на учёт в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика с 27.07.2010 с кодом причины постановки на учёт (КПП) 293150001.

ФГУП «КЭМЗ» (правопредшественник общества) был поставлен на учёт в качестве крупнейшего налогоплательщика в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу 20.05.2008. В связи с реорганизацией в форме преобразования ФГУП «КЭМЗ» 31.01.2010 снято с учёта в данной налоговой инспекции. Реорганизованное юридическое лицо ОАО «КЭМЗ» 27.07.2010 поставлено на налоговый учёт в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Общество не согласилось в правомерностью и обоснованностью постановки его на налоговый учёт в качестве крупнейшего налогоплательщика и оспорило в арбитражный суд указанное уведомление.

Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, объяснения представителей участвующих в деле лиц, суд пришёл к следующим выводам:

В соответствии с п.1 ст.83 Налогового кодекса Российской Федерации в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом. Министерство финансов Российской Федерации вправе определять особенности учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков.

Во исполнение указанной нормы Налогового кодекса Российской Федерации Приказом Минфина РФ от 11.07.2005 N 85н утверждены «Особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.07.2005 N 6834), на основании которых постановка на учёт крупнейших налогоплательщиков осуществляется в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (далее – Особенности постановки на учёт).

Согласно п. п. 4 - 5 Особенностей постановки на учёт межрегиональная (межрайонная) инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в трехдневный срок после получения документов от инспекции ФНС России по месту нахождения организации направляет крупнейшему налогоплательщику заказным письмом с уведомлением уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Процесс постановки на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика проходит без участия налогоплательщика. И только по завершении процесса определенный налоговый орган должен уведомить налогоплательщика о постановке его на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика в течение определенного срока.

Таким образом, фактическое уведомление налогоплательщика о его статусе влечёт возникновение у налогоплательщика обязанностей по выполнению предусмотренных НК РФ требований, связанных с его статусом.

Для налогоплательщика его статус определяется с момента уведомления его налоговым органом о постановке его на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Минфин России в Письме от 22.08.2008 N 03-11-04/3/395 также указал, что организация получает статус крупнейшего налогоплательщика с момента ее постановки на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика и получения соответствующего уведомления.

Полученное организацией уведомление в присвоенном КПП содержит цифровое значение 50, в котором зашифрована принадлежность налогоплательщика к категории крупнейших.

Критерии отнесения российских организаций к крупнейшим налогоплательщикам утверждены Приказом ФНС России от 16.05.2007 N ММ-3-06/308@ (в ред. Приказа ФНС РФ от 02.04.2010 N ММ-7-2/161@) (далее по тексту – Критерии).

Согласно пп.2.3, 2.4 п.2 раздела 1 Критериев к организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне, может быть отнесена организация оборонно-промышленного комплекса  , у которой один из перечисленных ниже показателей имеет следующие значения, в частности: среднесписочная численность работающих свыше 100 человек; доля вклада учредителя (государство) составляет свыше 50%.

На основании пункта 1 Указа Президента РФ от 10.07.2008 N 1052 "Вопросы Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии" (далее – Указ) федеральные государственные унитарные предприятия, у которых 100 процентов акций находится в федеральной собственности, преобразованы в открытые акционерные общества. Приложением №1 к Указу определён перечень федеральных государственных унитарных предприятий, преобразуемых в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в Федеральной собственности и передаётся в качестве имущественного взноса Российской Федерации государственной корпорации «Ростехнологии». В пункте 18 данного перечня в разделе Оборонно-промышленный комплекс, Авиационная промышленность указан Котласский электромеханический завод, Архангельская область.

Таким образом, общество относится к предприятиям оборонно-промышленного комплекса, доля вклада учредителя (государство) в котором составляет 100%, что соответствует пп.2.4 п.2 раздела 1 Критериев.

Кроме того, пп.3.3, 3.4 пункта 3 раздела 1 Критериев к организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне, может быть отнесена организация, включенная в утвержденный в установленном порядке перечень стратегических предприятий  , организаций и стратегических акционерных обществ, у которых один из перечисленных ниже показателей имеет следующие значения, в частности: среднесписочная численность работающих свыше 100 человек; доля вклада учредителя (государство) составляет свыше 50%.

ФГУП «КЭМЗ» был включён в перечень стратегических организаций, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.01.2004 №22-р, а после его отмены распоряжением Правительства Российской Федерации №1226-р от 20.08.2009, принятым в соответствии со статьей 190 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (пункт 152). Суд полагает, что указанный нормативный акт регулирует иные правоотношения и не применяется при оценке правомерности отнесения к крупнейшим налогоплательщикам в целях постановки на налоговый учёт.

Котласский электромеханический завод, Архангельская область до 10.07.2008 был включён в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утверждённый Указом Президента РФ от 04.08.2004 N 1009 (пункт 178).

ФГУП «КЭМЗ» (правопредшественник общества) был поставлен на учёт в качестве крупнейшего налогоплательщика в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу 20.05.2008, то есть на момент постановки на налоговый учёт в качестве крупнейшего налогоплательщика правопредшественник соответствовал критериям крупнейшего налогоплательщика также и по признаку, установленному в пп.3.3, 3.4 пункта 3 раздела 1 Критериев как стратегическое предприятие.

По итогам 2009 года среднесписочная численность ФГУП «КЭМЗ» составляла 639 человек, что подтверждено документально.

В соответствии с подпунктами 7.1.1, 7.1.2, 7.1.3 пункта 7.1 раздела 7 Методических указаний для налоговых органов по вопросам учета крупнейших налогоплательщиков - российских организаций, утверждённых Приказом ФНС РФ от 27.09.2007 N ММ-3-09/553@ межрегиональная (межрайонная) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам осуществляет мероприятия по снятию крупнейшего налогоплательщика с учёта в связи с реорганизацией в форме преобразования, слияния, разделения и по постановке на учёт созданного путём реорганизации юридического лица. Созданное путем реорганизации юридическое лицо сохраняет статус крупнейшего налогоплательщика в течение трех лет, включая год реорганизации.

При таких обстоятельствах, суд пришёл к выводу, что общество соответствует критериям крупнейшего налогоплательщика как организация оборонно-промышленного комплекса, доля вклада государства в которой составляет более 50%, что само по себе достаточно для постановки общества на учёт в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Кроме того, установлено, что правопредшественник общества, соответствующий критериям крупнейшего налогоплательщика по признакам, установленным в подпунктах 2.3, 2.4 пункта 2 и подпунктами 3.3, 3.4 пункта 3 раздела 1 Критериев, на момент реорганизации состоял на налоговом учёте в качестве крупнейшего налогоплательщика, что является основанием для сохранения за обществом статуса крупнейшего налогоплательщика в течение 3 лет, включая год реорганизации.

Нарушений действующего законодательства налоговым органом при постановке общества на налоговый учёт в качестве крупнейшего налогоплательщика и направлении ему уведомления № 34025 от 27 июля 2010 года судом не установлено.

Довод общества о нарушении его прав при постановке на налоговый учёт в другом населённом пункте рассмотрены судом.

При этом судом учтены следующие выводы, сделанные Конституционным Судом РФ в Определении N 438-О: «Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 57 обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, непосредственно не предусматривает обеспечительный механизм ее исполнения. Федеральный законодатель, действуя в пределах своих дискреционных полномочий, самостоятельно определяет формы налогового контроля и порядок его осуществления, в том числе условия учета налогоплательщиков таким образом, чтобы гарантировать, с одной стороны, исполнение ими налоговых обязанностей, а с другой - защиту их конституционных прав. Налоговый кодекс Российской Федерации, регулирующий в числе других вопросы налогового контроля, допускает установление как общих правил учета налогоплательщиков (абзацы первый и второй пункта 1 статьи 83), так и особенностей учета определенных категорий налогоплательщиков. Кроме того, Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает определение особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков и предоставляет это право Министерству финансов Российской Федерации (абзац третий пункта 1 статьи 83).

Из приведенных положений Налогового кодекса Российской Федерации следует, что осуществление налогоплательщиком деятельности, позволяющей отнести его к "крупнейшим налогоплательщикам", находится в ряду иных специальных оснований, по которым подлежат постановке на учет в налоговых органах отдельные категории налогоплательщиков. Подобное регулирование, как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 16 июля 2004 года N 14-П по делу о проверке конституционности отдельных положений части второй статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации, обусловлено юридически значимыми объективными различиями между ними и потому само по себе не может рассматриваться как нарушающее принцип равенства, который гарантирует равные права и обязанности для субъектов, относящихся к одной и той же категории, и не исключает в отношении лиц, принадлежащих по условиям и роду деятельности к другим категориям налогоплательщиков, возможность установления иных правовых предписаний.»

Поскольку особый порядок учета крупнейших налогоплательщиков позволяет более эффективно осуществлять контроль за уплатой таких сумм налогов, которые в значительной степени влияют на формирование бюджета, материальные издержки крупнейших налогоплательщиков могут рассматриваться как адекватные социально необходимому результату.

С учётом изложенного, сам по себе факт постановки налогоплательщика на налоговый учёт в качестве налогоплательщика, произведённый с соблюдением норм действующего законодательства, не свидетельствует о нарушении прав и имущественных интересов общества.

На основании изложенного, заявленные требования не подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьями 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу подлежат отнесению на заявителя.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Отказать открытому акционерному обществу "Котласский электромеханический завод" в признании недействительным ненормативного правового акта – уведомления о постановке на учёт в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика № 34025 от 27 июля 2010 года, вынесенного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.

Оспариваемый ненормативный правовой акт проверен на соответствие нормам Налогового Кодекса Российской Федерации.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Е.И. Бекарова