АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
сентября 2014 года | г. Архангельск | Дело № А05-9134/2014 |
Резолютивная часть решения объявлена сентября 2014 года
Решение в полном объёме изготовлено сентября 2014 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Ипаева С.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сушинскене К.И.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Автодороги» (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 163039, <...>)
к Отделу Государственной инспекции безопасности дорожного движения ОМВД России «Вельский» (место нахождения: Россия, 165160, г.Шенкурск, Архангельская область, ул.Ленина, дом 11)
о признании недействительным предписания № 11-2014 от 23.06.2014
при участии в заседании представителей:
от заявителя – ФИО1 (доверенность от 29.10.2013)
от ответчика – не явился,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Автодороги» (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным предписания Отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения ОМВД России «Вельский» (далее – Отдел ГИБДД, ответчик) № 11-2014 от 23.06.2014.
Представитель заявителя в судебном заседании предъявленные требования поддержал.
Ответчик с требованиями заявителя не согласился по доводам, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные доказательства, а также заслушав представителя заявителя, суд установил следующие фактические обстоятельства дела.
Как следует из материалов дела, государственным казенным учреждением Архангельской области «Дорожное агентство» «Архангельскавтодор» заключен с обществом с ограниченной ответственностью «Автодороги» государственный контракт №03-ос на выполнение работ по содержанию сети региональных автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них».
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 Контракта №03-0с ООО «Автодороги» принимает на себя обязательства на выполнение работ по содержанию сети региональных автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них в Шенкурском районе Архангельской области.
В ходе проведения 05.06.2014 в соответствии с пунктом 10.2.8.1 Наставления по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 08.06.1999 №410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД «Вельский» при осуществлении надзора за дорожным движением на 1, 2, 5, 10, 11, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 33, 34, 37, 39, 40, 42, 43, 44, 46, 48, 52, 53, 54, 56 и 57 километре автодороги регионального значения «Усть-Паденьга-Верхопаденьга-Керзеньга» были выявлены недостатки в виде отсутствия нормативной видимости, которые влияют на безопасность дорожного движения, о чем составлен акт.
Отдел ГИБДД выдал ООО «Автодороги» предписание от 23.06.2014, которым предложил в течение 38 суток с момента получения предписания (до 01.08.2014) в целях устранения нарушений ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221 (далее - ГОСТ Р 50597-93), Правил дорожного движения» и «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» от 23.10.1993 № 1090; СП 34.13330.2012. Свода правил. Автомобильные дороги актуализированная редакция - СниП 2.05.02-85*»; СТО 001-29 "Требования к качеству содержания региональных автомобильных дорог Архангельской области"; Рекомендаций по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах- произвести разрубку древесно-кустарниковой растительности в полосе отвода, обеспечить нормативную видимость в треугольниках видимости на пересечениях и примыканиях, выездах с прилегающих территорий, обеспечить нормативную видимость дорожных знаков.
Определением от 31.07.2014 срок исполнения предписания продлен до 21.08.2014. Письмом от 11.08.2014 №567 Отдел ГИБДД уведомил Общество об отсутствии оснований для отмены предписания №11-2014 в связи с сообщением заказчика о наличии у ООО «Автодороги» денежных средств для проведения работ по разрубке древесно-кустарниковой растительности.
Общество не согласилось с выданным ему предписанием и обратилось с соответствующим заявлением в суд.
В обоснование заявленных требований Общество сослалось, на то, что в соответствии с условиями контракта установлена периодичность проведения работ по содержанию автомобильных дорог, состав работ, виды и объемы, критерии оценки состояния автомобильных дорог. Ведомостью разрубки полосы отвода на автодороге регионального значения определены площадь разрубки, местоположение и наименование автодороги, при этом работы и требования указанные в оспариваемом предписании №11-2014 не входят в данную ведомость. В случае выполнения требований указанных в предписании, объем работ осуществляемых подрядчиком выйдет за рамки государственного контракта, следовательно, за проведение указанных работ денежные средства заказчиком в лице ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» не будут возмещены.
Суд в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовал представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, по следующим основаниям.
В п. 6, п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» определено, что под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги включает в себя комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно статье 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 утверждены «Правила дорожного движения» и «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения».
В пункте 13 Основных положений установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения установлены ГОСТ Р 50597-93.
Пунктом 3 ГОСТ Р 50597-93 определены требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, при этом проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
В соответствии с подпунктом 3.1.1 пункта 3 ГОСТ Р 50597-93на пересечениях автомобильных дорог в одном уровне при отсутствии застройки должно быть обеспечено расстояние видимости в соответствии с требованиями действующих строительных норм и правил ГОСТ 50597-93.
Контрактом установлено, что требуемый уровень содержания определяется Техническим заданием в соответствии со стандартом организации СТО 001-29 "Требования к качеству содержания региональных автомобильных дорог Архангельской области" (далее - Стандарт).
В названном Стандарте определено, что он разработан и предназначен для эффективности управления содержания региональных автомобильных дорог и инженерных сооружений на них. Он определяет классификацию региональных автомобильных дорог, мостовых сооружений, ледовых переправ для проведения работ по содержанию; требования к качеству содержания; порядок и методологию оценки уровня содержания конструктивных элементов автомобильных дорог и инженерных сооружений на них.
Из условий контракта, а также анализа Стандарта следует, что указанным контрактом на общества возложена обязанность по надлежащему в целях безопасности содержанию покрытия региональных дорог и дорожных сооружений на них на территории Шенкурского района.
Стандартом организации СТО 001-29 «Требования к качеству содержания региональных автомобильных дорог Архангельской области» (далее – СТО 001-29) с Приложением №2 предусмотрено, что наличие древесно-кустарниковой растительности на обочинах, откосах и разделительной полосе, наличие древесно-кустарниковой в полосе отвода допустимо только при обеспечении нормативной видимости. Видимость дорожных знаков должна не менее 150 метров.
Пунктом 8.1.5 Рекомендаций по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах» утвержденных утвержденные Распоряжением Минтранса России от 24 июня 2002 г. № ОС-557-р» установлено, что на пересечениях в одном уровне должна быть обеспечена боковая видимость, рассчитываемая из условия видимости с главной дороги автомобиля, ожидающего на второстепенной дороге момента безопасного выезда на главную дорогу. При расчете принимается: ожидающий автомобиль расположен в 1,5 м от кромки проезжей части; уровень глаза водителя находится на высоте 1,2 м. Значения расстояний для обеспечения боковой видимости приведены в табл. 8.1.
Пункт 11.9 СП 42.13330.2011 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01.89*", предусмотрено, что на нерегулируемых перекрестках и примыканиях улиц и дорог, а также пешеходных переходах необходимо предусматривать треугольники видимости. Размеры сторон равнобедренного треугольника для условий "транспорт - транспорт" при скорости движения 40 и 60 км/ч должны быть соответственно не менее, м: 25 и 40. Для условий "пешеход - транспорт" размеры прямоугольного треугольника видимости должны быть при скорости движения транспорта 25 и 40 км/ч соответственно 8 x 40 и 10 x 50 м. В пределах треугольников видимости не допускается размещение зданий, сооружений, передвижных предметов (киосков, фургонов, реклам, малых архитектурных форм и др.), деревьев и кустарников высотой более 0,5 м. Примечание. В условиях сложившейся капитальной застройки, не позволяющей организовать необходимые треугольники видимости, безопасное движение транспорта и пешеходов следует обеспечивать средствами регулирования и специального технического оборудования.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 июня 2012 года N 266 утвержден Свод Правил Автомобильные дороги актуализированная редакция - СниП 2.05.02-85*. СП 34.13330.2012
В соответствии с пунктом 5.15 данных правил расстояние видимости на всем протяжении дороги должно быть не менее остановочного пути до препятствия. Наименьшие расстояния видимости при скорости 40км/час должно быть- до остановки транспорта 55 метров, до встречного транспорта 110 метров, при скорости 60км/час должно быть – до остановки транспорта 85 метров, до встречного транспорта 170 метров, при обгоне 500 метров. Наименьшее расстояние видимости для остановки должно обеспечивать видимость любых предметов, имеющих высоту 0,2 м и более, находящихся на середине полосы движения, с высоты глаз водителя автомобиля, равной 1,2 м от поверхности проезжей части.
Согласно пункту 5.19 СП 34.13330.2012 во всех случаях, где по местным условиям возможно попадание на дорогу с придорожной полосы людей и животных, следует обеспечить боковую видимость прилегающей к дороге полосы на расстоянии 25 м от кромки проезжей части для дорог с расчетной скоростью 80 км/ч и более и 15 м - для дорог с расчетной скоростью до 80 км/ч.
Согласно пункту 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» расстояние видимости знака должно быть не менее ста метров.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 Контракта №03-0с ООО «Автодороги» принимает на себя обязательства на выполнение работ по содержанию сети региональных автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них в Шенкурском районе Архангельской области. Требуемый уровень содержания определяется техническим заданием (приложение №1 к контракту) в соответствии со Стандартом организации СТО 001-29.
В случае необходимости заказчик по согласованию с подрядчиком вправе изменить объемы по отдельным работам путем их перераспределения (пункт 2.6), при этом при выполнении работ сверх норматива подрядчик вправе согласовать их с заказчиком (пункт 4.15); Пунктом 4.17 Контракта предусмотрено согласование подрядчиком с заказчиком объемы и сроки по работам необходимым для обеспечения безопасности дорожного движения.
Пунктом 6.3 Контракта предусмотрена обязанность подрядчика ежемесячно не позднее 3-го числа предъявлять заказчику акты проверки уровня содержания региональных дорог.
Таким образом, согласно государственному контракту №03-ос от 25.11.2011 общество обязано осуществлять комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги регионального значения «Усть-Паденьга-Верхопаденьга-Керзеньга» и обеспечить безопасность дорожного движения.
Оспариваемым предписанием подтверждается и заявителем не оспариваются выявленные нарушения, выразившиеся в виде отсутствия нормативной видимости, влияющие на безопасность дорожного движения.
При этом ответчик в отзыве на заявление дополнительно пояснил, что по указанной дороге осуществляются перевозки детей в школу.
Довод общества об отсутствии денежных средств на проведение работ, в данном случае правового значения не имеет.
Кроме того, согласно письму заказчика, в ходе совместной проверки с представителями ГИБДД и администрации района установлена необходимость проведения работ по разрубке древесно-кустарноковой растительности. По состоянию на 01.06.2014 у подрядчика имелись денежные средства на проведения указанных работ.
С учетом вышеизложенного отсутствуют основания для признания недействительным предписания №11-2014 от 04.10.2013.
Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявления о признании недействительным предписания № 11-2014 от 23.06.2014 Отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения ОМВД России «Вельский» вынесенного в отношении общества с ограниченной ответственностью «Автодороги».
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья | С.Г. Ипаев |