ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-9169/2021 от 27.09.2021 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

октября 2021 года

г. Архангельск

Дело № А05-9169/2021   

Резолютивная часть решения объявлена сентября 2021 года  

Полный текст решения изготовлен октября 2021 года  

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Калашниковой В.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Медниковой А.Г.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению УМВД России по городу Архангельску (адрес: Россия 163057, г.Архангельск, Архангельская область, пр.Ленинградский, дом  279, корп. 2)

о привлечении индивидуального предпринимателя Гусейнова Магсуда Мусабала оглы (ОГРН 318290100010090; место жительства: Россия 163065, г.Архангельск, Архангельская область) к административной ответственности, предусмотренной частью 3  статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

в отсутствие представителей сторон,

установил:

УМВД России по городу Архангельску (далее – заявитель, административный орган, Управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Гусейнова Магсуда Мусабала оглы (далее – лицо, привлекаемое к административной ответственности) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ данное дело подведомственно арбитражному суду.

Поводом к возбуждению заявителем дела об административном правонарушении в отношении ответчика послужили следующие обстоятельства.

02.07.2021 сотрудниками заявителя было установлено, что предприниматель в помещении торговой палатки «Шашлычная», расположенной по адресу: г. Архангельск, ул.Галушина, д.15, осуществлял незаконное хранение алкогольной продукции без лицензии, а именно: 1 бутылка самогона «Сиббиттер» объемом 0,5 литра с содержанием этилового спирта 38,0%, 2 бутылки вина игристого белого полусладкого «Дербенское» объемом 0,75 литра с содержанием этилового спирта 10,5-12,5%, 3 бутылки вина столового сухого красного «Традиции Абхазии», объемом 0,75 литра с содержанием этилового спирта 11,0-13,0%, 5 бутылок вина сухого белого «Ласточкино гнездо», объемом 0, 75 литра с содержанием этилового спирта 11,0 – 13,0%, 5 бутылок вина столового розового полусладкого «Кирсово Пино» объемом 0,75 литра с содержанием этилового спирта 10,5%, 1 бутылка вина красного полусладкого «Саперави» объемом 0,75 литра с содержанием этилового спирта 11%, 1 коробка вина пакетированного белого сухого «Монастырская трапеза» объемом 1,0 литра с содержанием этилового спирта 10-12%, 1 бутылка настойки «Доктор Август» объемом 0,5 литра с содержанием этилового спирта 20%, без лицензии на хранение алкогольной продукции.

В тот же день, в ходе проверки Управление составило протокол осмотра помещений, протокол изъятия, согласно которому у предпринимателя изъята названная алкогольная продукция, у предпринимателя взяты объяснения.

Поскольку хранение алкогольной продукции было осуществлено ответчиком в отсутствие лицензии на хранение алкогольной продукции, Управление  составило протокол об административном правонарушении 29 АК №508149/В-3139/1520ж от 02.08.2021, в котором деяние ответчика было квалифицировано в соответствии с частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ. При составлении протокола об административном правонарушении предприниматель присутствовал.

Учитывая, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, рассматривают судьи арбитражных судов, заявитель  направил материалы административного дела в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, суд находит требования Управления подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии. Совершение данного правонарушение влечет наложение административного штрафа  на должностных лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц в размере не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии).

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, в том числе виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и подлежащие лицензированию, порядок выдачи лицензий, приостановления, возобновления, прекращения действия лицензий, их аннулирования, установлены Федеральным законом от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон №171-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 и пунктом 1 статьи 16 Закона №171-ФЗ индивидуальные предприниматели вправе осуществлять только розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и ни при каких обстоятельствах не могут получить лицензию на осуществление видов деятельности из числа указанных в пункте 2 статьи 18 Закона №171-ФЗ.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 2 Обзора судебной практики «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017, с 30.07.2017 за хранение алкогольной продукции без лицензии индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.

Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и оборота этилового спирта, главным образом лицензирования и соблюдения лицензионных требований и условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Объективную сторону данного правонарушения образует, в том числе, оборот (в том числе хранение) алкогольной продукции без соответствующей лицензии.

В силу пункта 2 статьи 18 Закона №171-ФЗ такой вид деятельности, как хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции подлежит лицензированию.

В абзаце седьмом пункта 1 статьи 26 Закона №171-ФЗ установлен запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий. При этом под оборотом понимается, в том числе, и хранение (пункт 16 статьи 2 Закона №171-ФЗ).

Согласно пункту 7 статьи 2 Закона №171-ФЗ под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.

Как установлено управлением и подтверждается материалами дела, у предпринимателя на хранении в помещении торговой палатки «Шашлычная» находилось: 31 бутылка самогона «Сиббиттер» объемом 0,5 литра с содержанием этилового спирта 38,0%, 2 бутылки вина игристого белого полусладкого «Дербенское» объемом 0,75 литра с содержанием этилового спирта 10,5-12,5%, 3 бутылки вина столового сухого красного «Традиции Абхазии», объемом 0,75 литра с содержанием этилового спирта 11,0-13,0%, 5 бутылок вина сухого белого «Ласточкино гнездо», объемом 0,75 литра с содержанием этилового спирта 11,0 – 13,0%, 5 бутылок вина столового розового полусладкого «Кирсово Пино» объемом 0,75 литра с содержанием этилового спирта 10,5%, 1 бутылка вина красного полусладкого «Саперави» объемом 0,75 литра с содержанием этилового спирта 11%, 1 коробка вина пакетированного белого сухого «Монастырская трапеза» объемом 1,0 литра с содержанием этилового спирта 10-12%, 1 бутылка настойки «Доктор Август» объемом 0,5 литра с содержанием этилового спирта 20%. Таким образом, находившаяся на хранении продукция  относится к алкогольной.

В данном случае факт совершения предпринимателем правонарушения, заключающегося  в хранении алкогольной продукции в отсутствие лицензии,  подтверждается имеющими в материалах дела документами, а именно, протоколом осмотра от 02.07.2021 и приложенными к нему материалами фотосъемки, объяснениями предпринимателя от 02.07.2021, протоколом об административном правонарушении от 02.08.2021.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Доказательств, свидетельствующих о принятии предпринимателем всех необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины предпринимателя во вмененном ему правонарушении.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о наличии в деянии предпринимателя состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.

Проверив полномочия должностного лица заявителя на составление протокола об административном правонарушении, соблюдение положений КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении, суд не находит нарушений, которые препятствовали бы полному, всестороннему и объективному рассмотрению дела в суде. На момент рассмотрения дела в арбитражном суде не истёк срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

Суд не усмотрел и оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, которой предусмотрена возможность освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности при малозначительности правонарушения.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Согласно пункту 18.1 названного постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Доказательств, свидетельствующих о принятии предпринимателем всех зависящих от него мер по соблюдению закона, а также доказательств объективной невозможности принятия им мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения, материалы дела не содержат.

В связи с этим у суда отсутствуют основания для признания совершенного предпринимателем правонарушения малозначительным, изменения административного штрафа на предупреждение.

В то же время суд полагает, что в данном случае возможно применить положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ на основании следующего.

Положением части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. В силу части 3.3 этой же статьи при назначении административного наказания размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьёй или частью статьи раздела II КоАП РФ.

Суд принимает во внимание, что согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.07.2001 №13-П, правоприменитель при наложении санкции должен учитывать, в частности, имущественное положение правонарушителя и иные существенные обстоятельства. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу Конституции Российской Федерации недопустимо.

В соответствии с частью 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, оценивая при этом относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

С учетом указанных обстоятельств дела, приведенных норм права и позиции Конституционного Суда РФ, принимая во внимание имущественное положение предпринимателя, суд считает, что размер штрафа, предусмотренный частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, подлежит уменьшению в два раза. Поэтому предприниматель подлежит привлечению к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 250 000 рублей.

Санкцией части 3 статьи 14.17 КоАП РФ предусмотрен дополнительный вид наказания – конфискации. Вместе с тем конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей (часть 1 статьи 3.6 КоАП РФ).

В соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.

Согласно пункту 15.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте, то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами.

Изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота и подлежащих обращению в доход государства или уничтожению, не является конфискацией (часть 3 статьи 3.7 КоАП РФ), поэтому судья при вынесении решения по делу об административном правонарушении в соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ должен решить вопрос об этих вещах.

На основании статьи 25 Закона № 171-ФЗ и части 3 статьи 3.7 КоАП РФ находящаяся на хранении в отсутствие лицензии алкогольная продукция находится в незаконном обороте и подлежит изъятию и уничтожению.

Следовательно, алкогольная продукция, изъятая по протоколу изъятия от 02.07.2021 и находящаяся по адресу: г.Архангельск, ул.Русанова, д.8, подлежит уничтожению.

В соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения по следующим реквизитам: получатель платежа - УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (УМВД России по Архангельской области); ИНН 2901071427; КПП 290101001; номер счета получателя платежа - 03100643000000012400; наименование банка - Отделение Архангельск Банка России/УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, БИК 011117401, ОКТМО 11701000, УИН 18880329210295081496, КБК 18811601331010000140.

При отсутствии у суда документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней с момента вступления в законную силу настоящего решения оно будет направлено судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Привлечь индивидуального предпринимателя Гусейнова Магсуда Мусабала оглы, 13.09.1967 года рождения, уроженца с.Эддиоймаг Массалинского района Азербайджанской ССР, зарегистрированного 09.01.2018 в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 318290100010090, ИНН 290117288665, проживающего по адресу: Россия 163065, г.Архангельск, Архангельская область, ул. Стрелковая, дом 26, кв.54, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 250 000 рублей.

Алкогольную продукцию, изъятую по протоколу изъятия от 02.07.2021 и находящуюся в ОП №1 УМВД России по адресу: г.Архангельск, ул.Русанова, д. 8, направить на уничтожение в установленном порядке.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья

В.А. Калашникова