АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
11 октября 2017 года
г. Архангельск
Дело № А05-9315/2017
Резолютивная часть решения объявлена 05 октября 2017 года
Решение в полном объёме изготовлено 11 октября 2017 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Панфиловой Н.Ю.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вельская энергетическая компания" (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 165150, г.Вельск, Архангельская область, ул.Горького, д.1 оф.1; Россия, 165150, г.Вельск, Архангельская область, ул. Нечаевского, дом 3)
к ответчику - администрации муниципального образования «Вельское» (ОГРН <***>; Россия, 165150, г.Вельск, Архангельская область, ул.Советская, дом 33)
о признании незаконным решения,
В заседании суда приняли участие представители:
от заявителя – ФИО1 (доверенность от 22.05.2017), ФИО2 (доверенность от 01.08.2016)
от ответчика – ФИО3 (доверенность от 08.09.2016)
Протокол судебного заседания вела секретарь судебного заседания Шварева И.В.
Суд установил следующее:
общество с ограниченной ответственностью "Вельская энергетическая компания" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения администрации муниципального образования «Вельское» об отказе присвоения заявителю статуса Единой теплоснабжающей компании в границах подключенных потребителей по котельным РМЗ, РПБ и Терапии МО «Вельское» Архангельской области; обязании администрации муниципального образования «Вельское» присвоить заявителю статус Единой теплоснабжающей компании в границах подключенных потребителей по котельным РМЗ, РПБ и Терапии МО «Вельское» Архангельской области.
Представители заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержали по доводам заявления и дополнения. Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал по доводам отзыва и дополнений.
Поводом к оспариванию решения послужили следующие фактические обстоятельства, установленные арбитражным судом при рассмотрении дела.
Из материалов дела следует, что по результатам открытого конкурса на право заключения договора аренды объектов теплоснабжения МО «Вельское», проведенного Администрацией муниципального образования «Вельское» в 2014 году, Общество с ограниченной ответственностью «Энерго-М» признано победителем. 30 июля 2014 года между ООО «Энерго-М» и Администрацией муниципального образования «Вельское» заключен Договор аренды объектов теплоснабжения муниципального образования «Вельское» № 192/2071/14. Постановлением Главы муниципального образования «Вельское» № 123 от 10 сентября 2014 года ООО «Энерго-М» было назначено единой теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения на территории городского поселения МО «Вельское» с 08 сентября 2014 года.
17 мая 2017 года между ООО «Энерго-М» и Администрацией МО «Вельское» подписано Соглашение о досрочном расторжении Договора аренды № 192/2071/14 от 30.07.2014 года объектов теплоснабжения МО «Вельское» с 24 мая 2017 года. Акт приема передачи объектов теплоснабжения от ООО «Энерго-М» в собственность Администрации МО «Вельское» подписан сторонами 24 мая 2017 года. Собственных источников тепловой энергии на территории МО «Вельское» у ООО «Энерго-М» не имеется.
Ввиду расторжения Договора аренды №192/2071/14 объектов теплоснабжения МО «Вельское» и в соответствии с пунктом 13 «Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 года № 808, ООО «Энерго-М» утратило статус Единой теплоснабжающей организации на территории МО «Вельское» с 24 мая 2017 года.
01 марта 2014 года общество с ограниченной ответственностью «Вельская энергетическая компания» включено в схему теплоснабжения Муниципального образования «Вельское с 2014 по 2030 год в следующих системах теплоснабжения:
- котельная РМЗ (в границах подключенных к ней потребителей) - радиус эффективного действия 8 км;
- котельная РПб (Севтрансстрой) (в границах подключенных к ней потребителей) -радиус эффективного действия 6 км:
- котельная Терапии (в границах подключенных к ней потребителей) - радиус эффективного действия 3 км.
Учитывая прекращение деятельности ООО «Энерго-М» в качестве единой теплоснабжающей организации на территории МО «Вельское», ООО «Вельская энергетическая компания» обратилось 06 июня 2017 года (исх. № 311) в Администрацию МО «Вельское» с заявлением о присвоении статуса Единой теплоснабжающей организации в системах теплоснабжения котельной РМЗ, котельной РПБ и котельной Терапии (в границах подключенных к данным котельным потребителей).
В адрес ООО «Вельская энергетическая компания» поступил ответ от Администрации МО «Вельское» от 30 июня 2017 года № 2308 об отказе в присвоении ООО «Вельская энергетическая компания» статуса Единой теплоснабжающей компании (далее – ЕТО) на территории МО «Вельское».
Общество не согласно с указанным решением Администрации и обратилось в суд с заявлением о его оспаривании. В обоснование своих требований Общество ссылается на неправомерное бездействие Администрации в связи с неисполнением ей обязанности по определению ЕТО на территории МО «Вельское». Общество полагает, что отвечает всем критериям для присвоения ему статуса ЕТО, а отказ Администрации немотивирован и неправомерен. Оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку статус ЕТО дает теплоснабжающей организации право на заключение договоров теплоснабжения и возможность расчетов напрямую с потребителями.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, объяснения представителей участвующих в деле лиц, суд пришёл к следующим выводам.
Согласно подп. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.
В соответствии с п.28 ст. 2 Закона "О теплоснабжении" под единой теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения (совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями) понимается теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены Правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Как критерии для присвоения статуса ЕТО, так и порядок присвоения такого статуса, установлены Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 года № 808.
В силу п. 7 Правил № 808 критериями определения единой теплоснабжающей организации являются:
владение на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации;
размер собственного капитала;
способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения.
Как установлено п.3 указанных Правил статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации решением органа местного самоуправления при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа.
В материалы дела обоими сторонами представлена в полном объеме Схема теплоснабжения МО Вельское с 2014 по 2030 годы( размещена в электронном виде в Картотеке арбитражных дел). Схема теплоснабжения была утверждена решением органа местного самоуправления в 2014 году и тогда же статус ЕТО на территории МО Вельское был присвоен ООО «Энерго-М», которое утратило его в мае 2017 года в связи с прекращением владения имуществом, указанным в п.7 Правил ( п.13 Правил № 808).
Согласно п.17 Правил уполномоченный орган ( в данном случае - орган местного самоуправления) обязан в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об утрате организацией статуса единой теплоснабжающей организации разместить на официальном сайте сообщение об этом, а также предложить теплоснабжающим и (или) теплосетевым организациям подать заявку о присвоении им статуса единой теплоснабжающей организации.
Подача заявления заинтересованными организациями и определение единой теплоснабжающей организации осуществляется в порядке, установленном в пунктах 5 - 11 настоящих Правил.
Как указано в п.5 Правил для присвоения организации статуса единой теплоснабжающей организации на территории поселения, городского округа лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями, подают в уполномоченный орган в течение 1 месяца с даты опубликования (размещения) в установленном порядке проекта схемы теплоснабжения, а также с даты опубликования (размещения) сообщения, указанного в пункте 17 настоящих Правил, заявку на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации с указанием зоны ее деятельности. К заявке прилагается бухгалтерская отчетность, составленная на последнюю отчетную дату перед подачей заявки, с отметкой налогового органа о ее принятии.
Уполномоченные органы обязаны в течение 3 рабочих дней с даты окончания срока для подачи заявок разместить сведения о принятых заявках на сайте поселения, городского округа, на сайте соответствующего субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).
В случае если органы местного самоуправления не имеют возможности размещать соответствующую информацию на своих официальных сайтах, необходимая информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Поселения, входящие в муниципальный район, могут размещать необходимую информацию на официальном сайте этого муниципального района.
В случае если в отношении одной зоны деятельности единой теплоснабжающей организации подана 1 заявка от лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в соответствующей зоне деятельности единой теплоснабжающей организации, то статус единой теплоснабжающей организации присваивается указанному лицу.
В случае если в отношении одной зоны деятельности единой теплоснабжающей организации подано несколько заявок от лиц, владеющих на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в соответствующей зоне деятельности единой теплоснабжающей организации, уполномоченный орган присваивает статус единой теплоснабжающей организации в соответствии с пунктами 7 - 10 настоящих Правил ( п.6 Правил).
При этом, в п.4 Правил указано, что в проекте схемы теплоснабжения должны быть определены границы зон деятельности единой теплоснабжающей организации (организаций). Границы зоны (зон) деятельности единой теплоснабжающей организации (организаций) определяются границами системы теплоснабжения.
В случае если на территории поселения, городского округа существуют несколько систем теплоснабжения, уполномоченные органы вправе:
определить единую теплоснабжающую организацию (организации) в каждой из систем теплоснабжения, расположенных в границах поселения, городского округа;
определить на несколько систем теплоснабжения единую теплоснабжающую организацию.
Таким образом, в Правилах само понятие «зона деятельности ЕТО» определена как одна или несколько систем теплоснабжения на территории муниципального образования, в границах которых ЕТО обязана обслуживать любых обратившихся к ней потребителей тепловой энергии.
При этом, Правилами закреплено право , а не обязанность, органа местного самоуправления определить ЕТО в каждой из систем теплоснабжения или одну ЕТО на несколько систем теплоснабжения.
Согласно представленной Схеме теплоснабжения МО «Вельское» на момент утверждения схемы на территории МО «Вельское» имелась 31 система централизованного теплоснабжения, не имеющие взаимных технологических соединений тепловыми сетями. При этом, указаны 8 наиболее подходящих претендентов на присвоение статуса ЕТО ( стр.104-105).
Таким образом, Правилами № 808 установлен определенный конкурентный порядок определения ЕТО на территории муниципального образования, который обязателен как для органа местного самоуправления, так и для теплоснабжающей организации, претендующей на присвоение такого статуса.
Судом установлено, что Общество подало заявление 06 июня 2017 года (исх. № 311) в Администрацию МО «Вельское» о присвоении статуса Единой теплоснабжающей организации в системах теплоснабжения котельной РМЗ, котельной РПБ и котельной Терапии (в границах подключенных к данным котельным потребителей) вне рамок установленного Правилами конкурентного порядка определения ЕТО.
Общество с заявлении и в дополнениях неоднократно ссылается на неправомерное бездействие Администрации по определению ЕТО на территории МО «Вельское» в соответствии с установленным Правилами порядком. Однако, такое бездействие Обществом в установленном порядке не оспорено.
По мнению суда, Общество избрало неверный способ защиты своих прав, поскольку вместо оспаривания указанного бездействия Администрации или определения другой ЕТО с нарушением установленного порядка, само подало заявку вне рамок существующей процедуры отбора ЕТО, что влечет неизбежный отказ в присвоении ему такого статуса.
Поэтому вне зависимости от того, что оспариваемый отказ Администрации является немотивированным, суд пришел к выводу о том, что у ответчика отсутствовали правовые основания, установленные Правилами № 808, для присвоения Обществу статуса ЕТО.
Позиция Общества по данному делу представляется суду непоследовательной, поскольку, с одной стороны, Общество ссылается на нарушение Администрацией конкурентной процедуры отбора ЕТО и назначение ( уже в ходе судебного разбирательства) иных ЕТО с нарушением такого порядка, с другой стороны, полагает, что самому Обществу должен быть присвоен статус ЕТО вне рамок такой процедуры.
Между тем, определение ЕТО вне рамок установленного порядка может повлиять на права и законные интересы иных теплоснабжающих организаций, которые лишены возможности заявить о своем праве претендовать на статус ЕТО.
Доводы Общества о неправомерном определении иных ЕТО на территории МО «Вельское» судом не оцениваются, поскольку не относятся в предмету данного спора и не влияют на законность оспариваемого отказа Администрации. Общество вправе заявить такие доводы в самостоятельном споре.
На основании изложенного, заявленные требования подлежат отклонению. В соответствии со статьями 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявления о признании недействительным, проверенного на соответствие нормам «Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808, решения Администрации МО «Вельское» от 30.06.2017 № 2308 об отказе в присвоении ООО «Вельская энергетическая компания» статуса единой теплоснабжающей организации.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья
Н.Ю. Панфилова