Именем Российской Федерации
по делу об оспаривании постановления административного органа
о привлечении к административной ответственности
г. Архангельск Дело№А05-9327/2007
Полный текст решения изготовлен 28 сентября 2007 года.
в составе: судьи Ипаева С.Г.
протокол судебного заседания вел судья Ипаев С.Г.
рассмотрев заявление Войсковой части 92485
к Управлению по технологическому и экологическому надзору по Архангельской области Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании незаконным и отмене постановления№2.27-80.07 от 30.08.2007г.
при участии в заседании представителей:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 09.01.2007г.
от ответчика: ФИО2 по доверенности от 11.01.2007г.
Войсковая часть обратилась в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконным и отмене постановления Управления по технологическому и экологическому надзору по Архангельской области Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №2.27-80.07 от 30.08.2007г. о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Ответчик с требованиями не согласен по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения №75-8 от 28.06.2007г. начальника отдела Управлению по технологическому и экологическому надзору по Архангельской области Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, инспектором проведена плановая проверка по вопросу соблюдения природоохранного законодательства Войсковой частью 92485.
В ходе проведения проверки установлено, Войсковой частью 92485. не получена лицензия по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов; не разработана инструкция по обращению с опасными отходами; отсутствует сотрудник имеющий профессиональную подготовку на право работы с опасными отходами; не проведена паспортизация опасных отходов; не разработан проект нормативов образования и лимит на размещение отходов; отсутствуют утвержденные лимиты на размещение отходов производства и потребления; не предоставляются отчеты в Управление по форме2-ТП (отходы) за 2005,2006год; не уплачиваются платежи за негативное воздействие на окружающую среду, что является нарушением статей 9,14,15,18,19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от 24.06.1998г.
По результатам проверки составлен акт проверки и протокол об административном правонарушении от 07.08.2007г.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, начальником отдела Управления по технологическому и экологическому надзору по Архангельской области Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в отношении Войсковой части вынесено постановление №2.27-80.07 от 30.08.2007г. о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 10 000 рублей.
Войсковая часть 92485 не согласившись с привлечением к административной ответственности обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановление №2.27-80.07 от 30.08.2007г.
В обоснование своих доводов, заявитель ссылается на нарушение административным органом порядка проведения проверки. Акт проверки датирован 02.07.2007г., тогда как проверка начата 09.07.2007г., проверка проводилась в отсутствии уполномоченных лиц, акт проверки и протокол об административном правонарушении подписаны не уполномоченными лицами, протокол составлен в отсутствие законного представителя войсковой части; нарушен срок составления протокола. Кроме того, статья 8.2 КоАП не предусматривает ответственность за отсутствие учета опасных отходов производства и потребления и за непредставление государственной статистической отчетности.
Доводы Войсковой части 92485 об отсутствии оснований для привлечения к административной ответственности по статье 8.21КоАП РФ, суд считает несостоятельными, по следующим основаниям.
Из пункта 1 статьи 22 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ следует, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельностью для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в числе которых нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
В соответствии с пунктом 4 статьи 15 указанного Закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей природной среды.
Согласно статье 11 и пункту 3 статьи 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.98 N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
В соответствии с пунктами 1,2 статьи 19 Закона №89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Материалами дела подтверждается отсутствие проектов нормативов образования отходов производства и потребления, лимита на их размещение, отсутствие ведения учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, не представление отчетность в установленном порядке и в установленные сроки. Данные нарушения образуют состав административного правонарушения предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ. Факт отсутствия в Войсковой части 92485 лица, допущенного к обращению с опасными отходами и наличии у него профессиональной подготовки, материалами дела не подтверждаются.
Вместе с тем, постановление о привлечении к административной ответственности подлежит признанию незаконным и отмене, по следующим основаниям.
Представитель административного органа, инспектор, проводивший проверку пояснил, что составил акт проверки 02.08.2007г. (в акте допущена опечатка и ошибочно указана дата 02.07.2007), протокол об административном правонарушении составлен 07.08.2007г., при этом законный представитель Войсковой части 92485 не уведомлялся надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Акт проверки и протокол об административном правонарушении от 07.08.207г., были вручены 09.08.2007г. начальнику вещевой службы Войсковой части 92485 майору ФИО3, что подтверждается его подписью в протоколе.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, в том числе протоколом об административном правонарушении. При этом не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушений физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Таким образом, названная норма права предоставляет ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Материалы дела свидетельствуют о том, что протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие законных представителей Войсковой части 92485.
Как указано в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требований административного органа о привлечении к административной ответственности, либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Составление протокола об административном правонарушении без уведомления лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, является существенным нарушением.
При таких обстоятельствах, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Арбитражный суд, руководствуясь ст.211 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить постановление Управления по технологическому и экологическому надзору по Архангельской области Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №2.27-80.07 от 30.08.2007г. о привлечении к административной ответственности Войсковой части 92485 по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 10 000 руб.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Судья С.Г.Ипаев