ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-9327/07 от 28.09.2007 АС Архангельской области


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

по делу об  оспаривании  постановления административного органа

о привлечении к административной ответственности

г. Архангельск                                                                    Дело№А05-9327/2007

Резолютивная часть решения принята и оглашена 28 сентября 2007 года.

Полный текст решения изготовлен 28 сентября 2007 года.

Арбитражный суд Архангельской области

в составе: судьи Ипаева С.Г.

протокол судебного заседания вел  судья Ипаев С.Г.

рассмотрев  заявление Войсковой части 92485 

к Управлению по технологическому и экологическому надзору по Архангельской области Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

о признании незаконным и отмене постановления№2.27-80.07 от 30.08.2007г.  

при участии в заседании представителей:

от заявителя:  ФИО1 по доверенности от 09.01.2007г.

от ответчика:   ФИО2 по доверенности от 11.01.2007г. 

Установил:

      Войсковая часть обратилась  в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконным и отмене постановления Управления по технологическому и экологическому надзору по Архангельской области Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №2.27-80.07 от 30.08.2007г. о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

     Ответчик с требованиями не согласен по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

     Как следует из материалов дела, на основании распоряжения №75-8 от 28.06.2007г. начальника отдела  Управлению по технологическому и экологическому надзору по Архангельской области Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, инспектором  проведена плановая проверка по вопросу соблюдения  природоохранного законодательства Войсковой частью 92485.

В ходе проведения проверки установлено, Войсковой частью 92485. не получена лицензия по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов; не разработана инструкция  по обращению с опасными отходами; отсутствует сотрудник имеющий профессиональную подготовку на право работы с опасными отходами; не проведена паспортизация опасных отходов;  не разработан проект нормативов образования и лимит на размещение отходов; отсутствуют утвержденные лимиты на размещение отходов производства и потребления; не предоставляются отчеты в Управление по форме2-ТП (отходы) за 2005,2006год; не уплачиваются платежи за негативное воздействие на окружающую среду, что является нарушением статей 9,14,15,18,19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от 24.06.1998г.

По результатам проверки  составлен акт проверки и  протокол об административном правонарушении от 07.08.2007г.

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, начальником отдела Управления по технологическому и экологическому надзору по Архангельской области Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в отношении Войсковой части вынесено постановление №2.27-80.07 от 30.08.2007г. о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 10 000 рублей.

Войсковая часть 92485 не согласившись с привлечением к административной ответственности обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановление №2.27-80.07 от 30.08.2007г.

В обоснование своих доводов, заявитель ссылается на нарушение административным органом порядка проведения проверки. Акт проверки датирован 02.07.2007г., тогда как проверка начата 09.07.2007г., проверка проводилась в отсутствии уполномоченных лиц, акт проверки и протокол об административном правонарушении подписаны не уполномоченными лицами, протокол составлен в отсутствие законного представителя войсковой части; нарушен срок составления протокола. Кроме того, статья 8.2 КоАП не предусматривает ответственность за отсутствие учета опасных отходов производства и потребления и за непредставление государственной статистической отчетности.

Доводы Войсковой части 92485 об отсутствии оснований для привлечения к административной ответственности по статье 8.21КоАП РФ, суд считает несостоятельными, по следующим основаниям.

Из пункта 1 статьи 22 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ следует, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельностью для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в числе которых нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.

В соответствии с пунктом 4 статьи 15 указанного Закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей природной среды.

Согласно статье 11 и пункту 3 статьи 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.98 N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;

В  соответствии с пунктами 1,2 статьи 19 Закона №89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Материалами дела подтверждается отсутствие  проектов нормативов образования отходов производства и потребления, лимита на их размещение, отсутствие ведения учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, не представление отчетность в установленном порядке и в установленные сроки. Данные нарушения образуют состав административного правонарушения предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ. Факт отсутствия в Войсковой части 92485 лица, допущенного к обращению с опасными отходами и наличии у него профессиональной подготовки, материалами дела не подтверждаются.

      Вместе с тем, постановление о привлечении к административной ответственности подлежит признанию незаконным и отмене, по следующим основаниям.

      Представитель административного органа, инспектор, проводивший проверку пояснил, что составил акт проверки 02.08.2007г. (в акте допущена опечатка и ошибочно указана дата 02.07.2007), протокол об административном правонарушении составлен 07.08.2007г., при этом законный представитель Войсковой части 92485 не уведомлялся надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Акт проверки и протокол об административном правонарушении от 07.08.207г., были вручены 09.08.2007г.  начальнику вещевой службы Войсковой части 92485 майору ФИО3, что подтверждается его подписью в протоколе.

       Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, в том числе протоколом об административном правонарушении. При этом не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушений физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Таким образом, названная норма права предоставляет ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Материалы дела свидетельствуют о том, что протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие законных представителей Войсковой части 92485.

Как указано в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требований административного органа о привлечении к административной ответственности, либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Составление протокола об административном правонарушении без уведомления лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, является существенным нарушением.

При таких обстоятельствах, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Арбитражный суд, руководствуясь ст.211 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

РЕШИЛ:

 Признать незаконным и отменить постановление Управления  по технологическому и экологическому надзору по Архангельской области Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №2.27-80.07 от 30.08.2007г. о привлечении к административной ответственности Войсковой части 92485 по статье 8.2  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  в виде наложения штрафа в размере 10 000 руб.

        Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает  в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. 

Судья                                                                                              С.Г.Ипаев