ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-936 от 28.03.2012 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050

E-mail: arhangelsk.info@arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

апреля 2012 года

г. Архангельск

Дело № А05-936/2012   

Резолютивная часть решения объявлена марта 2012 года .

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Пигурновой Н.И., 

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Самокиш В.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" в лице Архангельского филиала (ОГРН <***>; место нахождения: 163000, <...>, <...> )

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН <***>; место нахождения: 163000, <...>, а/я 280)

о признании недействительным предписания от 27.10.2011 №П-029/0097,

при участии представителей:

заявителя: ФИО1 - по доверенности от  30.01.2012 № 94-10/2,

ответчика: ФИО2 - по доверенности № 012-Д от 27.02.2012 г., ФИО3 – по доверенности от 18.01.2012,

установил:

Открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" в лице Архангельского филиала (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – ответчик, Управление) о признании недействительным предписания от 27.10.2011 №П-029/0097 об устранении нарушения подпункта 1 пункта 2 Требований к порядку пропуска трафика в телефонной сети связи общего пользования, утвержденных приказом Мининформсвязи от 08.08.2005 №98, так как внутризоновое соединение между абонентом ОАО «Ростелеком» в г.Нарьян-Маре и абонентом ОАО «Ростелеком» в Заполярном районе осуществляется и тарифицируется как при местном соединении.

Заявитель в обоснование заявления ссылается на то, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует пункту 2 приказа Мининформсвязи России от 08.08.2005 №97 "Об утверждении требований к построению телефонной сети связи общего пользования", пункту 2 приказа Мининформсвязи от 08.08.2005 №98 "Об утверждении Требований к порядку пропуска трафика в телефонной сети связи общего пользования" (далее – Требования), нарушает его права и законные интересы, поскольку указанные требования введены в действие с 01 января 2006 года, не распространяются на правоотношения, возникшие до 01.01.2006 и не содержат условий, в соответствии с которыми ранее введённые в эксплуатацию объекты связи должны быть приведены в соответствие с названными Требованиями.

При этом Общество поясняет, что разрешение № 23227-87/Нарьян-Мар «на эксплуатацию сооружения связи» выдано ему в установленном порядке 12.10.2005, то есть, до введения в действие названных Требований; это разрешение считается действующим до 04.10.2012 в соответствии с уведомлением Россвязькомнадзора от  24.12.2008  № 05-11/3735, в связи с чем Общество не могло нарушить положения подпункта 1 пункта 2 Требований, введённых в действие с 01.01.2006, следовательно, оспариваемое предписание выдано обществу необоснованно. 

В заявлении в суд и в судебном заседании представитель заявителя сослался на то, что по состоянию на дату получения лицензии и разрешения на эксплуатацию объектов связи, посёлок Искателей, являющийся административным центром Заполярного района был частью города Нарьян-Мар; устав муниципального образования «Муниципальный район «Заполярный район» был принят в 2006 году, что ответчиком не оспаривается. В этой связи  абонентам Общества, находящимся в Заполярном районе Общество правомерно оказывает услуги местной телефонной связи, как в период до 01.01.2006 года, так и по настоящее время.

Кроме того, заявитель также сослался на то, что обоснованность его заявления в суд косвенно подтверждается позицией, изложенной Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, изложенной в адресованных руководителю Роскомнадзора письмах от 06.02.2009№ НМ-П12-516 и от 11.02.2009 № НМ-П12-565, в решении, принятом по результатам совещания в Минкомсвязи по вопросу изменения нумерации и порядку пропуска трафика абонентов ОАО «СЗТ» Заполярного района Ненецкого автономного округа от 25 февраля 2010 года (л.д.65-66) о замене ресурса нумерации местной телефонной связи в Заполярном районе (в ав 57) на ресурс нумерации, действующий в городе Н-Мар (в ав 53), а также позицией, изложенной Роскомнадзором  в адресованном руководителю Управления Роскомнадзора по Калининградской области письме   от 08.04.2010 № КА-05981, состоящей в том, что с учётом сложившихся социально-экономических связей между жителями пригородов и областных или республиканских центров, а также в целях исключения социальной напряженности и массовых жалоб, Минкомсвязь России считает возможным продолжить использовать существующую нумерацию и порядок пропуска трафика (л.д.67,68).

Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы заявления.

Судом установлено, что Общество зарегистрировано в статусе юридического лица до 1 июля 2001 года – 23 сентября 1993 года № 021833 государственным учреждением Московская регистрационная палата за основным государственным регистрационным номером <***>, о чём в Единый государственный реестр юридических лиц 09 сентября 2002 года внесена соответствующая запись Управлением МНС России по г.Москве (л.д.19). Обществу выдана лицензия  № 86466 на услуги внутризоновой телефонной связи, сроком действия с 04.10.2002 до 16.02.2016; дата начала оказания услуг не позднее 06.05.2011.

Дело подведомственно арбитражному суду.

 Как следует из материалов дела, на основании приказа от 12.10.2011 N 671-впл Управлением проведена внеплановая выездная проверка Общества по адресу: г.Нарьян-Мар по соблюдению обязательных требований в области связи. По результатам проверки составлен акт от 27 октября 2011 года № А-86466-83-03/0107 с приложениями (л.д.41-50).

В рамках проверки составлен Протокол контрольных наборов внутризоновых соединений в сети телефонной связи оператора ОАО «Ростелеком» в Ненецком автономном округе от 18.10.2011 года (л.д. 49 - 50).

При проведении проверки по контролю прохождения трафика были осуществлены контрольные вызовы с телефонного номера АТС г.Нарьян-Мар 4-19-60 (ОАО «Ростелеком») на телефонные номера АТС: с. Красное (81853) 3-11-31, с.Андег – (81853) 3-21-80, с.Нельмин Нос – (81853) 3-34-10 Заполярного района (ОАО «Ростелеком»).

Анализ показал, что при соединении абонентов Общества в г. Нарьян-Маре с абонентами Общества в Заполярном районе Ненецкого автономного округа (с. Красное, с.Андег, с.Нельмин Нос), трафик не проходит через зоновую сеть Общества, соединение устанавливается и тарифицируется как при местном соединении. 

Выявленные обстоятельства оценены Управлением как нарушение Обществом подпункта 1 пункта 2 Требований к порядку пропуска трафика в телефонной сети связи общего пользования, утвержденных приказом Мининформсвязи от 08.08.2005 №98.

В этой связи Управлением Обществу выдано предписание «Об устранении выявленного нарушения» от 27 октября 2011 года № П-029/0097, в котором срок устранения нарушения установлен – 27 апреля 2012 года (л.д.51).

Исследовав доказательства по делу и заслушав представителей сторон, суд считает, что заявление Общества подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Услуги местной и внутризональной телефонной связи включены в Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона N 126-ФЗ федеральный орган исполнительной власти в области связи устанавливает требования к построению сетей связи. При этом в силу части 3 указанной статьи операторы связи всех категорий сетей связи единой сети электросвязи Российской Федерации обязаны создавать системы управления своими сетями связи, соответствующие установленному порядку их взаимодействия.

Требования к порядку пропуска трафика в телефонной сети связи общего пользования, утверждены Приказом Министерства информационных технологий и связи РФ от 08 августа 2005 г. N 98. Порядок пропуска трафика при оказании услуг внутризоновой телефонной связи предусмотрен пунктом 2 указанных Требований.

Материалами дела подтверждается и Обществом не оспаривается, что при соединении абонентов Общества в г. Нарьян-Мар и абонентов Общества в Заполярном районе Ненецкого автономного округа, трафик не проходит через зоновую сеть Общества.

Требования к построению сети связи общего пользования, утверждены Приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 08 августа 2005 г. N 97.

Подпункт 1 пункта 16 Требований к построению сети связи общего пользования предусматривает, что точки присоединения должны размещаться в административном центре и в каждом муниципальном районе субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, когда сеть связи функционирует на территории г. Москвы или г. Санкт-Петербурга. Согласно пункту 30 указанных Требований узлы связи размещаются в пределах территории муниципального образования, являющегося городским или сельским поселением, муниципальным районом, городским округом, либо города федерального значения.

В ходе проверки установлено и Обществом не оспаривается, что при соединении абонентов Общества г. Нарьян-Мара на абонентов Общества в Заполярном районе Ненецкого автономного округа (с. Красное, с.Андег, с.Нельмин Нос), трафик не проходит через зоновую сеть Общества, соединение устанавливается и тарифицируется как при местном соединении.

Вместе с тем, "Требования к построению телефонной сети связи общего пользования", утвержденные Приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 08 августа 2005 г. N 97 и "Требования к порядку пропуска трафика в телефонной сети связи общего пользования", утвержденные Приказом N 98, вступили в законную силу с 1 января 2006 года, т.е. после получения Обществом лицензии на предоставление услуг  внутризоновой связи (04.10.2002), после получения Обществом разрешения на эксплуатацию сооружения связи (законченного строительством объекта «Расширение ОПТС-4 в г.Нарьян-Маре» (л.д.52), не предусматривавшего сооружение дополнительного узла сети местной телефонной связи, необходимого для прохождения трафика через зоновую сеть Общества при соединении абонентов Общества в г. Нарьян-Мар и абонентов Общества в Заполярном районе Ненецкого автономного округа; названные Требования не содержат указания о том, что действие данных нормативных актов распространяется на правоотношения, возникшие до 01.01.2006 года.

Как указано в разрешении на эксплуатацию сооружения связи, объект связи в г.Нарьян-Маре (акт приемки без номера от 30.09.2005 г.) введен в эксплуатацию  до введения в действие Требований к построению телефонной сети связи общего пользования и Требований к порядку пропуска трафика в телефонной сети связи общего пользования; это разрешение действует до 04.10.2012 (л.д.52-56).

При таких обстоятельствах, суд считает, что, эксплуатируя свои сооружения связи в соответствии с действующим разрешением и условиями выданной лицензии, Общество не могло нарушить подпункт 1 пункта 2 Требований, введённых в действие после получения Обществом лицензии и указанного разрешения. 

Довод ответчика о том, что в настоящее время лицензионная деятельность должна осуществляться в соответствии с действующими в настоящее время Требованиями к построению телефонной сети и порядку пропуска трафика и предполагает приведение объектов осуществления лицензионной деятельности в соответствие с изменившимися условиями технического характера, является обоснованным в той части, в которой эти Требования подлежат распространению на лиц, оказывающих услуги связи, поскольку в названных Требованиях не указаны сроки, в течение которых объекты связи, введенные в эксплуатацию ранее 01.01.2006, должны быть приведены в соответствие с данными Требованиями. В этой связи суд считает, что Общество правомерно осуществляет пропуск трафика через сооружения связи, введённые в эксплуатацию до 01.01.2006 в соответствии с полученным разрешением на эксплуатацию этих объектов, срок действия которого продлён до 04.10.2012 года.

При таких обстоятельствах оспариваемое предписание подлежит признанию недействительным, а заявление Общества подлежит удовлетворению.

В силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на ответчика возлагается обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со статьями 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу подлежат отнесению на ответчика.

Арбитражный суд Архангельской области, руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Признать недействительным, проверенный на соответствие нормам Приказа Мининформсвязи РФ от 08.08.2005 N 98 "Об утверждении Требований к порядку пропуска трафика в телефонной сети связи общего пользования" ненормативный правовой акт – предписание  от 27 октября 2011 года № П-029/0097, принятый Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в отношении открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком"   полностью.

Обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов  заявителя в установленном законом порядке.

Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком"   2000  рублей расходов по государственной пошлине.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

           Судья

Н.И. Пигурнова