ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-9364/2021 от 16.09.2021 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

сентября 2021 года

г. Архангельск

Дело № А05-9364/2021   

Резолютивная часть решения объявлена сентября 2021 года  

Полный текст решения изготовлен сентября 2021 года  

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Звездиной Л.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем Короткой С.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Балтийско-Арктического межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1045100180388; адрес: Россия 183032, Мурманская область,  г.Мурманск, просп.Кольский, дом 24, корп.А) к акционерному обществу «Архангельская областная энергетическая компания» (ОГРН 1082901006165; адрес: Россия, 163069, Архангельская область, г.Архангельск, ул.Попова дом 17)о привлечении к административной ответственности, при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – Жуковой И.В. (доверенность от 28.12.2020),

  от ответчика – Рябчиковой А.В. (доверенность от 01.01.2021), Богуш В.Ю. (доверенность от 15.09.2021),

 установил:

Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – заявитель, Росприроднадзор,управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением  к акционерному обществу «Архангельская областная энергетическая компания» (далее – ответчик, общество) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал.

Представители ответчика требования заявителя не признали.

Поводом к возбуждению заявителем дела об административном правонарушении послужили следующие обстоятельства.

Росприроднадзором на основании распоряжения № 180-рп от 18.05.2021 в отношении общества в период с 01.06.2021 по 29.06.2021 проведена плановая выездная проверка в рамках федерального государственного экологического надзора по соблюдению обязательных требований. По результатам проверки составлен акт проверки № 07-10/ПВ-180рп/2021 от 29.06.2021. Контрольно-надзорные мероприятия проводились в отношении объекта общества - «Производственная территория Соловецкого филиала АО «АрхоблЭнерго», МГ-0129-001143-П, категория риска – значительная, категория объекта - II.

В ходе проверки установлено, что общество осуществляет на данном объекте деятельность по обращению с отходами производства и потребления, а именно, по размещению (хранению) отходов III класса (шлам от очистки ёмкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов, фильтры очистки масла дизельных двигателей отработанные и топлива и т.д.). Поскольку складирование указанных отходов осуществляется более 11-ти  месяцев в целях утилизации, такое складирование является хранением, при этом у общества отсутствует лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. В связи с этим заявитель пришел к выводу о том, что ответчиком допущено административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

По результатам проверки в отношении общества составлен протокол от 04.08.2021 № 07-033/2021 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ. Протокол составлен с участием защитников общества Денисюк И.Г., Богуш В.Ю. и Резцовой Е.А., действующих на основании доверенностей.

Учитывая, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, рассматривают судьи арбитражных судов, заявитель направил протокол с материалами административного дела в арбитражный суд.

Оценив доводы и доказательства, представленные сторонами, суд считает, что требование заявителя подлежит удовлетворению ввиду следующего.

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), в силу части 2 статьи 14.1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. При этом указанные отношения непосредственно касаются установленного государственного порядка и права на занятие той или иной предпринимательской деятельностью, на осуществление которой необходимо получение специального разрешения (лицензии).

Объективная сторона правонарушения заключается в осуществлении предпринимательской деятельности в отсутствие специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно.

В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) установлено, что хранение отходов - это складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; размещение отходов - хранение и захоронение отходов.

Согласно пункту 1 статьи 30 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию. Пунктом 2 данной статьи установлено, что перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливается федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона № 89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IVклассов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»  (далее – Закон № 99-ФЗ) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, определен статьей 12 Закона № 99-ФЗ. В части 30 статьи 12 Закона № 99-ФЗ указано, что к лицензируемым видам деятельности относится деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Судом установлено, что на объекте «Производственная территория Соловецкого филиала АО «АрхоблЭнерго» осуществляется складирование более 11-ти месяцев (т.е. хранение) следующих отходов: шлам от очистки ёмкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов (0,715 т), фильтры очистки масла дизельных двигателей отработанные  (0,187 т), фильтры очистки топлива дизельных двигателей отработанные (0,079 т), обтирочный материал, загрязнённый нефтью и нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15 % и более) (1,232 т), фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные (0,012 т), фильтры очистки топлива автотранспортных средств отработанные (0,002 т), фильтры воздушные дизельных двигателей отработанные (0,101 т). Указанное обстоятельство подтверждается  данными учёта отходов ответчика за 2019 и 2020 годы, статистическим отчётом общества по форме № 2-ТП (отходы) за 2020 год, отчётом  об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2020 год. Указанные отходы относятся к III классу опасности. При этом согласно письму Северного межрегионального управления Росприроднадзора от 09.06.2021                 № 07-01-17/6453, у ответчика отсутствует лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Таким образом, в действиях общества усматривается событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суд считает, что общество не предприняло все исчерпывающие меры для получения соответствующей лицензии в установленный срок.

Доводы общества о том, что транспортирование отходов для последующего обезвреживания, утилизации не представляется возможным из-за отсутствия перевозчика морским транспортом, имеющего лицензию по обращению с отходами I - IV классов опасности, судом отклоняется, поскольку ответчиком не представлены достаточные доказательства в подтверждение данного факта. В материалы дела представлены копии писем общества от 2017-2018 года, адресованные организациям - судоходной компании «Экотэк», ООО «НК-флот», ОАО «Мортехсервис», ООО «Морнефтесервис», в которых ответчик просил указанные организации рассмотреть возможность принятия на утилизацию упомянутых отходов общества. Однако доказательств направления (вручения) этих писем указанным организациям или их отказов в предоставлении  таких услуг суду не представлено. Факт направления обществом писем об оказании содействия в поиске лицензированного подрядчика, имеющего возможность транспортировать нефтесодержащие отходы из п. Соловецкий, в Северное межрегиональное управление Росприроднадзора, министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, Фонд по сохранению и развитию Соловецкого архипелага, Агентство по развитию Соловецкого, архипелага Архангельской области, главе МО «Селкое поселение «Соловецкое» также не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку такие письма датированы августом 2021 года, т.е. подготовлены и направлены после выявления административного правонарушения. К тому же из пояснений заявителя следует, что на сайте Северного межрегионального управления Росприроднадзора в свободном доступе размещена информация о лицах, имеющих лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Проверив полномочия старшего государственного инспектора Жуковой И.В. на составление протокола об административном правонарушении, соблюдение положений КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении, суд не находит нарушений, которые препятствовали бы полному, всестороннему и объективному рассмотрению дела в суде. Отсутствуют в материалах дела и данные, которые позволили бы суду квалифицировать совершенное правонарушение в качестве малозначительного.

На момент рассмотрения дела в арбитражном суде не истёк срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ. Совершенное обществом административное правонарушение является длящимся, датой его выявления является день окончания плановой выездной проверки и составления акта проверки от 29.06.2021 № 07-10/ПВ-180рп/202, т.е. 29 июня 2021 года.

С учетом характера административного правонарушения, имущественного положения общества, отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что ответчик подлежит привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 40 000 рублей, т.е. в минимальном размере.

В соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения по следующим реквизитам: наименование получателя: УФК по Мурманской области (Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, л/с 04491780380), ИНН: 519 012 9538, КПП: 519 001 001, казначейский счет: 03100643000000014900, ЕКС 40102810745370000041, наименование банка: Отделение Мурманск // УФК по Мурманской области в городе Мурманск, БИК:014705901, код бюджетной классификации - 1 16 01141 01 0001 140 (штрафы за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)).

При отсутствии у суда документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней с момента вступления в законную силу настоящего решения оно будет направлено судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

привлечь акционерное общество «Архангельская областная энергетическая компания», зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1082901006165, ИНН 2901179251, находящееся по адресу: Россия, 163069, г.Архангельск, ул.Попова, дом 17, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья

Л.В. Звездина