ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-9385/20 от 08.12.2020 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

декабря 2020 года

г. Архангельск

Дело № А05-9385/2020   

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Звездиной Л.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства заявление о составлении мотивированного решения публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» от 01.12.2020, поданное в дело по заявлению публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» (ОГРН <***>; адрес: Россия, 150003, <...>) к административной комиссии Октябрьского территориального округа администрации муниципального образования «Город Архангельск» (адрес: Россия, 163000, <...>) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 30.07.2020 № 201,

установил:

публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 2» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к административной комиссии Октябрьского территориального округа администрации муниципального образования «Город Архангельск»                 (далее – ответчик, административная комиссия) о признании незаконным и отмене постановления от 30.07.2020 № 201 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного пунктами 1, 6 статьи 7.1 Закона Архангельской области от 03.06.2003 № 172-22-ОЗ «Об административных правонарушениях» (далее – Областной закон).

Определением Арбитражного суда Архангельской области от 29.09.2020  названное заявление принято к производству, возбуждено производство по настоящему делу с рассмотрением дела в порядке упрощенного производства.

Стороны о рассмотрении дела в порядке упрощённого производства извещены надлежащим образом. 

27 ноября 2020 года Арбитражным судом Архангельской области  принято решение в виде резолютивной части в порядке статьи 229 АПК РФ, в соответствии с которым обществу отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления от 30.07.2020 № 201 о назначении административного наказания.

01 декабря 2020 года заявитель обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о составлении мотивированного решения.

Поскольку ответчиком срок подачи заявления о составлении мотивированного решения соблюден, суд находит указанное заявление подлежащим удовлетворению и изготавливает решение по правилам главы 20 АПК РФ.

Общество при обращении в суд заявило ходатайство о восстановлении срока, установленного частью 2 статьи 208 АПК РФ, для обжалования постановления № 201 от 30.07.2020. В обоснование ходатайства заявитель сослался на то, что причиной пропуска срока явилось его направление в адрес юридического лица (г.Ярославль), которое впоследствии направило названное постановление в г.Архангельск.

Суд считает ходатайство о восстановлении срока подлежащим удовлетворению с учетом следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

Нормами АПК РФ не предусмотрен какой-либо перечень уважительных причин для восстановления установленного частью 2 статьи 208 АПК РФ срока, поэтому право установления наличия таких причин и их оценки принадлежит суду.

Суд признает причины пропуска срока обращения в суд с заявлением уважительными, в связи с этим ходатайство общества подлежит удовлетворению, а срок для обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления суд восстанавливает.

Суд установил следующие фактические обстоятельства дела.

20 июня 2020 года департамент транспорта, строительства и городской инфраструктуры  администрации МО «Город Архангельск» выявил, что при производстве земляных работ по ремонту тепловых сетей по пр. Обводный канал в районе здания, расположенного по адресу: <...> в Октябрьском территориальном округе, отсутствует разрешение (ордер) на право производства земельных работ, оформленное в соответствии с Порядком выдачи разрешения (ордера) на право производства земельных работ на территории МО «Город Архангельск», утвержденным постановлением администрации МО «Город Архангельск от 21.06.2018   № 787; нарушено твердое покрытие участка автомобильной дороги по пр. Обводный канал, восстановление нарушенного благоустройства не обеспечено. Указанные нарушения зафиксированы в акте № 2 фиксации обнаруженного правонарушении на территории МО «Город Архангельск» от 20.06.2020. В ходе осмотра осуществлялась фотофиксация, фотоматериалы являются приложением к названному  акту.

Уведомлениями от 23.06.2020 № 17-27/3135 и № 17-27/3134 департамент транспорта, строительства и городской инфраструктуры  администрации МО «Город Архангельск» известил заявителя о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Названные уведомления вручены представителю  общества 25.06.2020.

29 июня 2020 года должностным лицом отдела содержания дорог и безопасности дорожного движения управления транспорта, дорог и мостов департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры  администрации МО «Город Архангельск» в  присутствии представителя общества ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении № 5, в котором зафиксировано, что обществом осуществлено производство земельных работ без разрешения (ордера) на право производства земельных работ, которое считается самовольным, что является нарушением подпункта 12.1.1 пункта 12.1 раздела 12 Правил благоустройства муниципального образования «Город Архангельск» (далее – Правила благоустройства), утвержденных решением Архангельской городской Думы от 25.10.2017 № 581.

Кроме того, 29 июня 2020 года должностным лицом отдела содержания дорог и безопасности дорожного движения управления транспорта, дорог и мостов департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры  администрации МО «Город Архангельск» в  присутствии того же представителя общества составлен протокол об административном правонарушении № 6, в котором зафиксировано, что обществом не восстановлено благоустройство при производстве земляных работ, чем нарушены требования подпункта 12.2.6. пункта 12.2. раздела 12 Правил благоустройства.

Письмами от 10.07.2020 № 17-26/3481, № 17-26/3482 департамент транспорта, строительства и городской инфраструктуры  администрации МО «Город Архангельск»  направил названные протоколы об административном правонарушении и материалы дела в административную комиссию.

Определениями от 17.07.2020 № 201, 204 ответчик известил заявителя о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении. Определением от 30.07.2020 дела об административных правонарушениях № 201 и № 204 объединены в одно производство.

30 июля 2020 года административной комиссией в присутствии представителя общества ФИО2 вынесено постановление № 201 о назначении административного наказания, которым заявитель привлечен к административной ответственности по пунктам 1, 6 статьи 7.1 Областного закона в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене. По мнению общества, получение ордера не представлялось возможным в связи с отказом департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры администрации МО «Город Архангельск» в продлении сроков разрешения выполнения земельных работ; административный орган вышел за пределы Административного регламента осуществления администрацией МО «Город Архангельск» муниципального контроля за соблюдением обязательных требований правил благоустройства муниципального образования «Город Архангельск», утвержденных постановлением администрации МО «Город Архангельск» от 03.06.2020   № 961 (далее – Административный регламент).

Исследовав материалы дела, суд прищел к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об
оспариваниирешенияадминистративногооргана о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации. Пунктом 25 части 1 статьи 16 названного Федерального закона вопросы организации благоустройства и озеленения территории отнесены к вопросам местного значения городского округа.

Согласно пункту 12.1.1 Правил благоустройства земляные работы выполняются на территории города в строгом соответствии с проектной документацией, согласованной в установленном порядке с заинтересованными организациями, владельцами подземных сетей и коммуникаций, расположенных в зоне производства работ, и при наличии разрешения (ордера) на право производства работ. Проведение работ без разрешения (ордера) или с разрешением (ордером), срок действия которого истек, запрещается. Лицо, производящее земляные работы, обязано на месте проведения работ иметь при себе копию разрешения (ордера) и договор подряда.

В соответствии с пунктом 12.1.2. Правил благоустройства выдачу ордеров на право производства земляных работ на территории города организациям и гражданам осуществляет администрация МО «Город Архангельск». Разрешение (ордер) выдается в соответствии с утвержденным порядком выдачи разрешения (ордера) на право производства земляных работ.

В силу пункта 12.1.4 Правил благоустройства ордер действителен на указанные в нем виды работ, объемы, сроки и место проведения работ.

На основании пункта 12.2.2 Правил благоустройства вскрытие и восстановление дорожных покрытий при прокладке подземных сетей и наземных сооружений производится в сроки, указанные в разрешении (ордере) на право производства работ. При нарушении твердого покрытия проезжей части дорог и тротуаров на ширине 40 и более процентов оно восстанавливается полностью. В целях предотвращения просадок на разрытиях при восстановлении асфальтового покрытия засыпка траншей и котлованов в летний период должна производиться чистым песком с проливкой водой, а в зимних условиях - талым песком с механическим уплотнением. Засыпка производится слоями толщиной 20 см с послойным уплотнением и обеспечением сохранности как прокладываемых, так и существующих сетей. По окончании восстановительных работ на сопряженных разрытиях с основной дорогой на протяжении 15 м от краев разрытия не должно быть выпуклостей, просадок, выбоин и иных деформаций дорожной одежды. При производстве работ по разрытию и восстановлению дорожного покрытия организация, выполняющая такие работы, несет гарантийные обязательства за качество произведенных работ. Гарантийные обязательства распространяются на срок не менее срока гарантийных обязательств по содержанию дорожного полотна или на срок, указанный в муниципальном контракте на восстановление участка автомобильной дороги.

Пунктом 12.2.6 Правил благоустройства предусмотрено, что после окончания земляных работ благоустройство, нарушенное при их проведении, подлежит обязательному восстановлению. Восстановление дорожных покрытий, зеленых насаждений, газонов и других элементов благоустройства производится организациями, гражданами, индивидуальными предпринимателями, производящими земляные работы, в объемах и способами, установленными проектами с учетом согласований заинтересованных сторон. Все работы должны сдаваться по акту представителю территориального органа Администрации города. Производство земляных работ без разрешения (ордера) не освобождает лицо, их производящее, от обязанности по восстановлению благоустройства. Лицо, которому было выдано разрешение (ордер) на производство земляных работ, обязано в течение трех дней после подписания акта приема работ по восстановлению благоустройства предоставить данный акт в отраслевой (функциональный) орган, выдавший разрешение (ордер) на проведение земляных работ.

Частью 1 статьи 7.1 Областного закона предусмотрена административная ответственность за проведение земляных работ без разрешения (ордера) на проведение земляных работ, выданного уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Архангельской области.

Частью 6 статьи 7.1 Областного закона предусмотрена административная ответственность за невосстановление после проведения земляных работ асфальтового покрытия, газонов, плодородного слоя почвы, зеленых насаждений, дворового оборудования, подземных инженерных сетей и коммуникаций, устройств наружного освещения, иных объектов и элементов благоустройства территории, поврежденных при проведении земляных работ, в срок, указанный в разрешении (ордере), либо невосстановление после завершения проведения земляных работ указанных объектов и элементов благоустройства территории, поврежденных в результате проведения земляных работ без разрешения (ордера).

Согласно примечанию к статье 8 Областного закона данная статья применяется с учетом требований к благоустройству территорий поселений и городских округов Архангельской области, в том числе к объектам благоустройства и деятельности по благоустройству территорий, предусмотренных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов Архангельской области, утвержденными муниципальными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области. Под земляными работами понимаются работы на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности поселения (городского округа) Архангельской области, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, при строительстве, реконструкции и ремонте подземных, наземных и надземных инженерных сетей и коммуникаций, временных строений, сооружений, связанных со вскрытием и (или) перемещением грунта, вскрытием дорожного покрытия или иным нарушением благоустройства территории.

Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем, земельные работы по пр. Обводный канал в районе здания, расположенного по адресу: <...> в Октябрьском территориальном округе, осуществлялись обществом в отсутствие разрешения (ордера) на право производства земельных работ; при этом было нарушено покрытие участка автомобильной дороги по пр. Обводный канал, восстановление нарушенного благоустройства на момент составления акта обнаруженного правонарушении от 20.06.2020 не обеспечено.

Статьей 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалы дела не содержат доказательств невозможности соблюдения обществом вышеназванных требований Правил благоустройства и наличия обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Ссылка общества на подпункт 2 пункта 3 примечания к статье 7.1 Областного закона судом отклоняется. Обществом не представлено доказательств того, что земляные работы были направлены на предотвращение и ликвидацию последствий стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, являлись неотложными работами, связанными с обеспечением нормального функционирования объектов жизнедеятельности населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом пунктом 12.1.5 Правил благоустройства предусмотрено, что при авариях на сетях инженерно-технического обеспечения, ликвидация которых требует разрытия, уполномоченные лица владельца сетей инженерно-технического обеспечения, на которых произошло повреждение (авария), или уполномоченные лица, эксплуатирующие данные сети, обязаны в течение часа с момента обнаружения аварии оповестить телефонограммой о начале работ отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по городу Архангельску (в случаях проведения работ на проезжей части), единую дежурно-диспетчерскую службу МО "Город Архангельск", департамент градостроительства администрации МО "Город Архангельск", администрацию соответствующего территориального округа, а также организации, имеющие подземные коммуникации на участке разрытия, с последующим оформлением (не позднее трех рабочих дней) разрешения (ордера) на право производства работ в департаменте градостроительства администрации МО "Город Архангельск". В противном случае разрытие считается самовольным.

Таким образом, в случае проведения неотложных работ на общество также возлагается обязанность по получению разрешения (ордера), которое оформляется в последующем (не позднее трех рабочих дней с начала таких работ).

Пунктом 12.2.6 Правил благоустройства предусмотрено, что производство земляных работ без разрешения (ордера) не освобождает лицо, их производящее, от обязанности по восстановлению благоустройства.

Довод общества о том, что получение ордера не представлялось возможным в связи с отказом департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры администрации МО «Город Архангельск» в продлении сроков разрешения выполнения земельных работ, не подтверждаются материалами дела. Заявитель не доказал, что им предприняты все меры по соблюдению возложенных на него обязанностей при проведении земляных работ, в том числе по получению разрешения (ордера) на их проведение, а также по восстановлению после их проведения асфальтового покрытия и нарушенного благоустройства. Заключение договора подряда на выполнение работ по благоустройству территории не опровергает факт нарушения и не свидетельствует об отсутствии вины общества в нарушении требований законодательства.

Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ, нарушения процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено.

Довод заявителя о том, что ответчик вышел за пределы полномочий, установленных Административным регламентом, судом отклоняется, поскольку противоречит положениям статьи 28.1 КоАП РФ, статей 11.2, 11.3 Областного закона, пунктам 1.6, 2.7.1 Административного регламента.

Суд не усматривает признаков малозначительности совершенного административного правонарушения, доказательств исключительности применительно к обстоятельствам совершенного деяния обществом не представлено.

В частях 1 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Совершение административного правонарушения в соответствии с частями 1, 6 статьи 7.1 Областного закона влечет за собой наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Обществу назначен штраф в минимальном размере, предусмотренном санкцией частью 8 статьи 7.1 Областного закона. Доказательств в обоснование применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ обществом не представлено, а судом не установлено оснований для снижения суммы назначенного штрафа.

При изложенных обстоятельствах, оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления судом не установлено.

Руководствуясь статьями 207 - 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 6 статьи 7.1 Закона Архангельской области от 03.06.2003 № 172-22-ОЗ «Об административных правонарушениях»,

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания № 201 от 30.07.2020, принятого административной комиссией Октябрьского территориального округа  администрации муниципального образования «Город Архангельск» в отношении публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2», зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, находящегося по адресу: 150003, <...>.

Настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения – со дня принятия решения в полном объеме.

Судья

Л.В. Звездина