ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-9438/2011 от 13.10.2011 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163000, г. Архангельск, ул. Логинова, 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  Резолютивная часть решения объявлена 13 октября 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 14 октября 2011 года.

г. Архангельск Дело № А05-9438/2011

14 октября 2011 года

Арбитражный суд Архангельской области

в составе судьи Козьминой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 13 октября 2011 года дело по заявлению Архангельско-Ненецкого отдела инспекций за радиационно-опасными объектами Северо-Европейского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1037828018535, адрес: 163000, г.Архангельск, ул.Выучейского, д.18, оф.203)

к федеральному государственному унитарному предприятию «Федеральный центр по проектированию и развитию объектов ядерной медицины» Федерального медико-биологического агентства (ОГРН 1037739158896, адрес: 123060, г.Москва, ул.Берзалина, д.36, стр.1)

о привлечении к административной ответственности,

при участии в заседании представителей: от заявителя – Асадулиной О.В., от ответчика – не явились,

протокол судебного заседания вела помощник судьи Юринская И.С.,

установил:

Архангельско-Ненецкий отдел инспекций за радиационно-опасными объектами Северо-Европейского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – административный орган) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный центр по проектированию и развитию объектов ядерной медицины» Федерального медико-биологического агентства (далее – предприятие) к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Предприятие отзыв на заявление не представило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, в соответствии с ч.3 ст.205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено без участия представителей предприятия.

Основанием для обращения в суд послужили следующие обстоятельства.

Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный центр по проектированию и развитию объектов ядерной медицины» Федерального медико-биологического агентства зарегистрирован в статусе юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1037739158896; имеет лицензию № ЦО-02-205-5889 от 21.02.2011 на сооружение радиационного источника (комплекса, в котором содержатся радиоактивные вещества) в части выполнения работ и оказания услуг эксплуатирующим организациям со сроком действия до 15.02.2016. Лицензия действует при соблюдении прилагаемых к ней условий действия лицензии, являющихся ее неотъемлемой частью.

В соответствии с п.1.3 и 3.1 Устава предприятие является коммерческой организацией и создано в целях получения прибыли.

На основании приказа руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30.06.2011 №352 (л.26) и распоряжения руководителя Северо-Европейского МТУ по надзору за ядерной и радиационной безопасностью от 26.08.2011 №196рп административный орган в период с 05.09.2011 по 09.09.2011 провел выездную комплексную проверку объекта капитального строительства «Технологический медицинский модуль с размещением оборудования для проведения радионуклидной терапии» по адресу: 163061, г.Архангельск, пр.Троицкий, д.115.

В ходе проверки установлено, что федеральное государственное учреждение «Северный медицинский клинический центр имени Н.А.Семашко Федерального медико-биологического агентства» (Государственный заказчик) и федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный центр по проектированию и развитию объектов ядерной медицины» Федерального медико-биологического агентства (Подрядчик) по итогам открытого аукциона в электронной форме заключили государственный контракт от 24.05.2011 регистрационный номер 0324100001811000089-0008925-01 (л.77-80). Согласно п.1.1 указанного контракта его предметом является выполнение Подрядчиком по заданию Государственного заказчика строительно-монтажных работ для перевода технологического медицинского модуля, поставляемого в рамках государственного контракта от 20.07.2010 №ГК-2-3/118-10, в единое здание 1 уровня ответственности, выполнение внутренних сетей и коммуникаций, подключение и пуско-наладочные работы инженерных сетей и коммуникаций, а также производство комплекса работ, необходимых для ввода здания в эксплуатацию, в соответствии с техническим заданием.

Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный центр по проектированию и развитию объектов ядерной медицины» Федерального медико - биологического агентства (Заказчик) заключило с обществом с ограниченной ответственностью «СОРО» (Подрядчик) договор подряда от 02.06.2011(л.56), предметом которого является выполнение Подрядчиком по заданию Заказчика строительно-монтажных работ для перевода технологического медицинского модуля, поставляемого в рамках государственного договора от 20.07.2010 № ГК-2-3-118-10, в единое здание 1 уровня ответственности, выполнение внутренних сетей и коммуникаций, а также производство комплекса работ, необходимых для ввода здания в эксплуатацию, в соответствии с техническим заданием.

Общество с ограниченной ответственностью «СОРО» не имеет лицензии в области использования атомной энергии Ростехнадзора на соответствующий вид деятельности, поэтому административный орган пришел к выводу о нарушении предприятием п.2.3.3 Условий действия лицензии на деятельность в области использования атомной энергии №ЦО-02-205-5889 от 21.02.2011, выразившееся в привлечении для выполнения отдельных видов работ специализированной организации – общества с ограниченной ответственностью «СОРО» без лицензии.

Выявленное нарушение отражено в п.5.8 акта проверки от 09.09.2011 №11-62/240 (л.32). С актом проверки ознакомлен, копию акта получил представитель предприятия по доверенности от 05.09.2011 № 55/11-1-1036а Базаревский К.С. (л.45).

Уведомлением от 08.09.2011 предприятие извещено о возбуждении дела об административном правонарушении и о том, что составление протокола состоится 09.09.2011. В связи с необходимостью установления дополнительных обстоятельств у предприятия запрошены дополнительные документы, составление протокола перенесено на 12.09.2011. Уведомление о переносе составления протокола на 12.09.2011 вручено Базаревскому К.С.

Начальник Архангельско-Ненецкого отдела инспекций за радиационно - опасными объектами Северо-Европейского межрегионального территориального управлении по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Асадулина О.В. 12.09.2011 составила в отношении предприятия протокол №05/2011 об административном правонарушении (л.51-52), в котором зафиксировала выявленные в ходе проверки нарушения и указала, что они свидетельствуют о совершении предприятием административного правонарушения, за которое ч.3 ст.14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Представитель предприятия на составление протокола не явился.

Копия протокола направлена предприятию по почте (л.55) и вручена 27.09.2011.

Руководствуясь ч.3 ст.23.1 КоАП РФ, административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении предприятия к административной ответственности на основании ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.

Изучив материалы дела, выслушав представителя административного органа, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 3 ст.14.1. КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии со ст.26 Федерального закона от 21.11.1995 №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» перечень видов деятельности в области использования атомной энергии, для осуществления которых требуется получение разрешений (лицензий), порядок выдачи и прекращения действия разрешений (лицензий) устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 14.07.1997 №865 утверждено Положение о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии (далее – Положение).

Согласно п.4 Положения лицензирование деятельности в области использования атомной энергии осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Как следует из Приложения к указанному Положению к видам деятельности в области использования атомной энергии, относится, в том числе, размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов.

Предприятие имеет лицензию №ЦО-02-205-5889 от 21.12.2011 на сооружение радиационного источника (комплекса, в котором содержатся радиоактивные вещества) в части выполнения работ и оказания услуг эксплуатирующим организациям со сроком действия до 15.02.2016. Как указано в лицензии она действует при соблюдении прилагаемых к ней условий действия лицензии, являющихся ее неотъемлемой частью.

В соответствии с п.1.2.2 Условий действия лицензии в рамках осуществления заявленного вида деятельности лицензиату разрешается:

осуществление функций генерального подрядчика при размещении и сооружении центров позитронно-эмиссионной томографии, протонно-ионных центров (в части обращения с радионуклидными источниками (РнИ), отделений лучевой терапии, лучевой диагностики, ядерной медицины, интервенционной радиологии, радиационной медицины и радиационной стерилизации в медицинских учреждениях);

организация строительных и монтажных работ, проведение пуско-наладочных работ, а также монтажа (демонтажа) радиационных источников (РИ), в том числе зарядка (разрядка) радионуклидных источников (РнИ) из состава комплексов, установок, аппаратов, оборудования и изделий;

осуществление контроля качества ведения строительных, монтажных и пуско-наладочных работ;

техническое обслуживание и ремонт систем обеспечения радиационной безопасности (РБ) в соответствии с технологической документацией;

заключение договоров (контрактов) на приобретение необходимого технологического и защитного оборудования, дозиметрических приборов, средств индивидуальной защиты, инженерно-технических средств физической защиты.

Согласно п.2.3.3 Условий действия лицензии лицензиат может привлекать для выполнения отдельных видов работ (в том числе для контроля качества выполняемых работ) только специализированные организации, имеющие лицензии Ростехнадзора на соответствующий вид деятельности.

Предприятие является генеральным подрядчиком по выполнению строительно-монтажных работ для перевода технологического медицинского модуля, поставляемого в рамках государственного контракта от 20.07.2010 №ГК-2-3/118-10, в единое здание 1 уровня ответственности, выполнению внутренних сетей и коммуникаций, подключению и пуско-наладочных работ инженерных сетей и коммуникаций, а также производству комплекса работ, необходимых для ввода здания в эксплуатацию, в соответствии с техническим заданием согласно государственному контракту от 24.05.2011. Согласно экспертному заключению технологический медицинский модуль с размещением оборудования для проведения радионуклидной терапии относится к особо опасным, технически сложным объектам использования атомной энергии .

В нарушение п.2.3.3 Условий действия лицензии предприятие привлекло для выполнения работ организацию, не имеющую лицензии на деятельность в области использования атомной энергии – общество «СОРО».

Согласно договору подряда от 02.06.2011, заключенному между предприятием (Заказчиком) и обществом с ограниченной ответственностью «СОРО» (Подрядчиком), его предметом является выполнение Подрядчиком по заданию Заказчика строительно-монтажных работ для перевода технологического медицинского модуля, поставляемого в рамках государственного договора от 20.07.2010 №ГК-2-3-118-10, в единое здание 1 уровня ответственности, выполнение внутренних сетей и коммуникаций, а также производство комплекса работ, необходимых для ввода здания в эксплуатацию, в соответствии с техническим заданием.

В Техническом задании на выполнение строительно-монтажных работ для перевода медицинского технологического модуля в единое здание 1 уровня ответственности, являющемся Приложением № 1 к договору от 02.06.2011, содержится перечень работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, к числу которых отнесены объекты использования атомной энергии.

Таким образом, материалами дела: договором поставки от 20.08.2010 №1/08, дополнительным соглашением от 01.09.2010 №1, договором подряда от 02.06.2011, локальным сметным расчетом №1 на выполнение строительно-монтажных работ для перевода медицинского технологического модуля в единое здание 1 уровня ответственности, счетом-фактурой от 09.12.2010 №1, товарной накладной от 09.12.2010 №1, актами освидетельствования скрытых работ, подтверждается факт привлечения предприятием общества «СОРО» для осуществления деятельности в области использования атомной энергии.

Из письма Северо-Европейского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27.09.2011 №09-09/1050 следует, что обществу с ограниченной ответственностью «СОРО» лицензии на сооружение радиационного источника (комплекса, в котором содержатся радиоактивные вещества), в части выполнения работ и предоставления услуг, не выдавались. Таким образом, предприятие привлекло для выполнения отдельных видов работ организацию, у которой не имеется лицензии Ростехнадзора на соответствующий вид деятельности.

Из Устава предприятия следует, что оно является коммерческой организацией (п.1.3. Устава) и создано в целях получения прибыли (п.3.1. Устава).

При таких обстоятельствах следует признать, что в действиях предприятия имеется событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Разрешая вопрос о вине юридического лица при привлечении его к административной ответственности, следует устанавливать, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения закона и приняты ли юридическим лицом все зависящие от него меры по его соблюдению.

Правовая возможность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей, то есть обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица.

Доказательств невозможности соблюдения предприятием условий, предусмотренных лицензией, в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, предприятие не представило.

При таких обстоятельствах следует признать, что в действиях предприятия имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.

Суд, изучив материалы дела, пришел к выводу о том, что права и гарантии предприятия, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не нарушены. На момент рассмотрения дела в суде срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, не истёк.

Суд не усматривает оснований для освобождения предприятия от административной ответственности, предусмотренных ст.2.9 КоАП РФ, поскольку совершенное административное правонарушение не может быть признано малозначительным.

В соответствии с ч.3 ст.14.1. КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно ст.4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих, либо смягчающих ответственность, суд не установил. В то же время, учитывая характер совершенного административного правонарушения – предприятие привлекло к выполнению работ на особо опасном, технически сложном объекте (объекте использования атомной энергии) медицинского назначения организацию, которая не имеет соответствующей лицензии, назначение такого наказания как предупреждение, по мнению суда, не выполнит задачи законодательства об административных правонарушениях и цели административного наказания, в связи с чем предприятие подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в минимальном размере 30000 руб.

В соответствии со ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу настоящего решения по следующим реквизитам: на счёт УФК по Санкт-Петербургу (Северо-Европейское МТУ по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору) г.Санкт-Петербург. Расчётный счёт 40101810200000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по г.Санкт-Петербургу, БИК 044030001, ИНН 7809010213, КПП 781301001. Код бюджетной классификации 49811611000010000140.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, принудительное исполнение решения арбитражного суда производится в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

привлечь Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный центр по проектированию и развитию объектов ядерной медицины» Федерального медико-биологического агентства, зарегистрированное в статусе юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1037739158896, расположенное по адресу: 123060, г.Москва, ул.Берзалина, д.36, стр.1 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 30000 рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья

С.В. Козьмина