АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
октября 2013 года | г. Архангельск | Дело № А05-9440/2013 |
Резолютивная часть решения объявлена октября 2013 года
Решение в полном объёме изготовлено октября 2013 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Бекаровой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № А05-9440/2013
по заявлению Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства» (ОГРН <***>, <***>; место нахождения: 160000, <...>, <...>)
к предпринимателю ФИО1 (ОГРН <***>; место жительства: 163515, Архангельская область, г.Северодвинск)
при участии в деле третьего лица, не заявляющего требования относительно предмета спора- Управления государственного автодорожного надзора по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (160019, <...>)
о взыскании 391 720 руб. 26 коп.
В судебном заседании приняли участие представители:
заявителя – ФИО2 по доверенности от 27.04.2013;
ответчика – ФИО3 по доверенности от 29.08.2013.
Протокол судебного заседания вела помощник судьи Ястребова Н.Л.
Суд установил следующее:
Федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства» (далее – заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к предпринимателю ФИО1 (далее – ответчик, Предприниматель) о взыскании 391 720 руб. 26 коп. платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без специального разрешения (сумма указана с учётом увеличения заявителем своих требований в предварительном судебном заседании, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, заявитель просит взыскать с ответчика 4373 руб. 98 коп. в возмещение уплаченной госпошлины и 121 руб. 34 коп. судебных издержек, составляющих почтовые расходы.
Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, посредством размещения информации о движении дела на сайте Высшего Арбитражного Суда РФ.
Ответчик представил суду отзыв на заявление, в соответствии с которым с заявленными требованиями не согласен, представил суду расчёт вреда, который, по его мнению, составляет 345 703 руб. 20 коп.
Третье лицо согласно отзыву от 13.09.2013 №2427/05-60 поддерживает требования заявителя в полном объёме и просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении.
Заслушав пояснения представителей заявителя и ответчика, исследовав материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.
ФИО1 зарегистрирован в статусе индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером <***>.
Как следует из материалов дела, 10.04.2012 сотрудниками ГУ Архангельской области «Служба весового контроля» на 14 км. автомобильной дороги «Волода-Новая Ладога» установлен факт несанкционированного (без специального разрешения) провоза тяжеловесного груза принадлежащим ответчику автотранспортным средством – тягачом RENAULT (регистрационный номер <***>) с прицепом VANHOOL (регистрационный номер АС6019/29), которое осуществляло перевозку тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования А-114 Вологда-Новая Ладога и М-8 Холмогоры по маршруту ФИО4 по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения с превышением предельно допустимых значений осевых нагрузок транспортного средства и предельно допустимой массы транспортного средства.
По факту выявленного нарушения составлен акт № 338 от 10.04.2012 о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось и произведен расчет платы за провоз тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования, взимаемой в целях компенсации ущерба (вреда), причиняемого автомобильным дорогам, согласно которому плата составила 391 720 руб. 26 коп.
Первый экземпляр акта с реквизитами для оплаты вручён водителю транспортного средства ФИО1, о чем свидетельствует его подпись в акте.
В акте имеется ссылка на то, что взвешивание транспортного средства произведено с применением весового оборудования «ВА-Д-20» №10-28434, поверенного 29.12.2011. Согласно данному акту расстояние, пройденное транспортным средством по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, составляет всего 642 км; фактические осевые нагрузки транспортного средства превысили значения предельно допустимых нагрузок на оси.
В отзыве ответчик выразил несогласие с заявленными требованиями.
Суд, заслушав пояснения представителей заявителя и ответчика, изучив доводы сторон, исследовав материалы дела, пришёл к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Закона № 257-ФЗ пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном названным Законом.
В силу части 1 статьи 31 Закона № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями названной статьи.
Для получения специального разрешения требуется: 1) согласование в установленном порядке маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; 2) возмещение в установленном порядке владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
Таким образом, федеральным законом установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.
В целях установления порядка возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядка определения размера такого вреда Правительством Российской Федерации постановлением от 16.11.2009 № 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила № 934).
В соответствии с пунктом 2 Правил № 934 внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.
Пункт 3 Правил № 934 предусматривает, что осуществление расчёта, начисления и взимания платы в счёт возмещения вреда в отношении участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства, организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил № 934 размер платы в счёт возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, значений предельно допустимой массы транспортного средства и предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определённого соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.
Постановлениями Правительства Архангельской области от 01.03.2011 № 49-пп и от 20.03.2012 № 102-пп вводились временные ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Архангельской области и Ненецкого автономного округа.
В целях обеспечения безопасности дорожного движения и сохранности автомобильных дорог разработана Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденная Министерством транспорта Российской Федерации 27.05.1996 и зарегистрированная в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.08.1996 за № 1146 (далее - Инструкция № 1146).
Согласно п.1.4 Инструкции №1146 перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться только на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке и по форме, установленной Инструкцией. С владельцев или пользователей автомобильного транспорта (п.1.6 Инструкции) взимается плата за ущерб, наносимый транспортными средствами дорогам и дорожным сооружениям.
Согласно Инструкции № 1146 под тяжеловесным грузом понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышает хотя бы один из параметров, приведенных в разделе 1 Приложения 1, в котором регламентированы предельно допустимые параметры осевых и полных масс автотранспортных средств групп А и Б.
В силу пункта 8.2. Инструкции № 1146 водители и должностные лица, владельцы или пользователи транспортных средств несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, изложенных в настоящей Инструкции, и установленных заводами-изготовителями правил эксплуатации транспортных средств.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, убытки представляют собой негативные имущественные последствия, возникающие у лица вследствие нарушения его неимущественного или имущественного права. Реализация такого способа защиты, как возмещение убытков, возможна лишь при наличии определенных условий гражданско-правовой ответственности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т.п.
Из положений статьи 1064 ГК РФ следует, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается принадлежность на праве собственности транспортного средства: тягач RENAULT (регистрационный номер <***>).
Использование предпринимателем при перевозке груза прицепом VANHOOL (регистрационный номер АС6019/29) подтверждается данными акта №338 от 10.04.2012, Прицеп не является транспортным средством, которое возможно самостоятельно использовать при осуществлении перевозок грузов, оказании транспортных услуг, поскольку не имеет двигателя, таким образом, является применительно к основному транспортному средству (тягач RENAULT регистрационный номер <***>) дополнительной вещью.
Следовательно, на дату выявления факта несанкционированного (без специального разрешения) провоза тяжеловесного груза и составления акта тягач RENAULT (регистрационный номер <***>) и прицеп VANHOOL (регистрационный номер АС6019/29) находились во владении ответчика, который несёт ответственность за перевозку тяжеловесного груза.
Основным нормативно-правовым актом, дающим понятие временного ограничения движения, а также порядок его введения на федеральных автомобильных дорогах, является Федеральный закон Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 257-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Закона №257-ФЗ временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
По смыслу приведенной нормы, временное ограничение движения транспортных средств есть ни что иное, как необходимая мера по максимальному уменьшению внешних воздействий и нагрузок на дорожное полотно путем введения государством более жестких требований как к нагрузкам на оси транспортных средств в части их уменьшения, так и по увеличению ставок размеров компенсации ущерба, наносимого автомобильной дороге перевозкой тяжеловесных грузов в период неблагоприятных природно-климатических условий.
В соответствии с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17 июля 1998 г. N 22-П "По делу о проверке конституционности постановлений Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 года N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования" и от 14 октября 1996 года N 1211 "Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы", Правительство Российской Федерации действовало согласно Конституции Российской Федерации в целях обеспечения нормального функционирования федеральных путей сообщения, и в целях управления федеральной собственностью с учетом других государственных интересов.
Согласно части 2 статьи 30 Закона №257-ФЗ временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок введения временного ограничения движения по автомобильным дорогам федерального значения установлен в Приказе Минтранса РФ от 12.08.2011 N 211 "Об утверждении Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам" (далее -Порядок).
В соответствии с пунктом 3 Порядка временные ограничения или прекращение движения устанавливаются, в частности, в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 16 Порядка осуществления временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам, временные ограничения движения в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий вводятся в весенний период в целях предотвращения снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, вызванной их переувлажнением, а также в летний период для транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов на автомобильных дорогах с асфальтобетонным покрытием, в связи с превышением допустимых температур.
Согласно п. 19 Порядка, период введения временного ограничения движения (весенний период) движение транспортных средств по автомобильным дорогам, нагрузка на ось которых превышает предельно допустимые нагрузки, установленные актом о введении ограничения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим движение тяжеловесных транспортных средств.
В таблице № 2 к Правилам возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, отдельно выделен столбец № 4 с повышенными ставками размеров вреда, применяемых при расчетах в период временных ограничений в связи с неблагоприятными природно-климатическими условиями.
Приказ Росавтодора от 24.01.2012 № 3 устанавливает на федеральных автомобильных дорогах периоды временного ограничения движения транспортных средств в связи с неблагоприятными природно-климатическими условиями.
Правила возмещения вреда (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 г. № 934) и Порядок осуществления временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам (утв. Приказом Минтранса РФ от 12.08.2011 N 211) имеют различную правовую природу. Так, в соответствии с п. 1 Правил возмещения вреда, настоящие правила устанавливают порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда, в то время как согласно Порядка осуществления временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам, настоящий Порядок определяет процедуру введения временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам.
Столбец 4 таблицы № 2 Правил возмещения вреда определяет временные рамки, в которые устанавливаются повышенные ставки по расчету размера вреда, а не устанавливает временные ограничения движения транспортных средств.
Нормативные акты, регулирующие перевозки грузов в периоды с неблагоприятными климатическими условиями направлены на то, чтобы в период временного ограничения движения тяжеловесных грузов перевозилось как можно меньше (больше размер вреда на каждые 100 км пути), так как в такие периоды дорожное полотно подвержено наибольшему разрушению.
В период действия временного ограничения движения транспортным средствам, перевозящим жизненно важные грузы, разрешается провозить груз большей массы, нежели иным транспортным средствам (допустимые осевые нагрузки транспортного средства определяются в соответствии с Приложением № 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом).
Однако, в случае превышения транспортными средствами, перевозящими жизненно важные грузы, допустимых осевых нагрузок, вред подлежит начислению в соответствии с показателями, установленными в столбце 4 к таблице № 2 Правил возмещения вреда.
В случае, если транспортные средства, относящиеся к указанным категориям, осуществляют в весенний период временного ограничения движения перевозки тяжеловесных и/или крупногабаритных грузов, к ним применяются нормы, установленные Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 272, и Правилами возмещения вреда, а именно: в случае превышения транспортными средствами, относящимися к указанным категориям, установленных Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом ограничений весовых и габаритных параметров, движение указанных транспортных средств, как относящихся к категории тяжеловесных и/или крупногабаритных, осуществляется при наличии специального разрешения, при этом расчет платы за наносимый ущерб производится по ставкам, установленным в таблице 2 Правил возмещения вреда для периодов временных ограничений в связи с неблагоприятными погодно-климатическими условиями.
Учитывая вышеизложенное, Федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства» обоснованно произвело расчет размера вреда, причиненного транспортным средством при перевозке тяжеловесного груза в период введения временных ограничений движения по акту № 338 от 10.04.2012.
Взвешивание транспортных средств, принадлежащих ответчику, было произведено с применением весового оборудования, признанного пригодным к применению и поверенного.
Маршрут транспортного средства, принадлежащего ответчику, указанный в акте № 338 от 10.04.2012 предпринимателем документально не опровергнут и подтверждается представленными заявителем документами.
Представленные заявителем расчеты ущерба, причиненного предпринимателем автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в сумме 391 720 руб. 26 коп. произведены в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации».
Указанные расчеты проверены судом и признаны обоснованным и арифметически верными. Заявленные требования подлежат удовлетворению полностью.
Доводы ответчика относительно неверного составления заявителем расчёта размера вреда судом признаны ошибочными, так как в расчёте ответчика не рассчитан базовый компенсационный индекс на 2012 год, расчёт сделан исходя из 2011 года.
Поскольку решение суда состоялось не в пользу ответчика, на него относится также расходы по уплате государственной пошлины и судебные расходы (почтовые расходы в сумме 121 руб. 34 коп.), понесённые заявителем в связи с рассмотрением настоящего дела.
Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1, зарегистрированного в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером <***>; проживающего по адресу: 163515, <...> в пользу Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства» плату за провоз тяжеловесных грузов по автомобильной дороге общего пользования федерального значения в сумме 391 720 руб. 26 коп.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 в пользу Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства» в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 4373 руб. 98 коп., в возмещение почтовых расходов 121 руб. 34 коп.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 в доход федерального бюджета 6460 руб. 42 коп. государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья | Е.И. Бекарова |