ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-9455/2010 от 14.10.2010 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

18 октября 2010 года

г. Архангельск

Дело № А05-9455/2010

Резолютивная часть решения объявлена 14 октября 2010 года.

Решение в полном объёме изготовлено 18 октября 2010 года.

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Звездиной Л.В. при ведении протокола помощником судьи Поликарповой С.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Отделстрой" к финансовому отделу администрации муниципального образования "Вилегодский муниципальный район" о признании незаконным бездействия, в отсутствие представителей сторон, надлежаще извещенных о времени и месте заседания,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Отделстрой" (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным бездействия финансового отдела администрации муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» (далее – ответчик, финансовый отдел), выразившегося в неисполнении исполнительного листа АС №001969098, выданного 20 апреля 2010 года Арбитражным судом Архангельской области, на взыскание с муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» 367 755 руб. 12 коп. пеней и 8809 руб. 22 коп. расходов по государственной пошлине, в установленный законом срок. Кроме этого, заявитель просит обязать ответчика устранить допущенные нарушения законодательства.

В обоснование требований заявитель ссылался на то, что в нарушение положений статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) финансовый отдел в трехмесячный срок с момента поступления не исполнил требования исполнительного листа АС №001969098, выданного по делу №А05-17833/2009, на взыскание 367 755 руб. 12 коп. пеней и 8809 руб. 22 коп. расходов по государственной пошлине.

Стороны, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательству, явку своих представителей в суд не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156, части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для проведения судебного разбирательства на основании имеющихся в деле доказательств.

Ответчик направил в материалы дела отзыв относительно заявленного требования. В обоснование возражений финансовый отдел указал на то, что в бюджете муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» названная сумма в качестве расходов не предусмотрена; иных свободных финансовых средств для её погашения у администрации не имеется. Из возражений финансового отдела следует также, что в 2009 году он обращался несколько раз в Администрацию Архангельской области с просьбой о выделении денежных средств для погашения задолженности по строительству больницы в селе Ильинско-Подомское, но результата такие обращения не имели.

Суд установил следующие фактические обстоятельства дела.

В 2009 году общество обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к муниципальному образованию «Вилегодский муниципальный район» о взыскании 379 361 руб. 52 коп. пеней, начисленных за период просрочки оплаты работ по строительству больницы на 100 коек с поликлиникой на 200 посещений в смену в селе Ильинско-Подомское, выполненных на основании муниципального контракта №8 от 21.08.2006, в период с 17.12.08 по 29.09.09.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 10.12.2009 по делу №А26-17833/2009, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2010, с муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» за счет средств казны муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» в пользу общества было взыскано 367 755 руб. 12 коп. пеней, 8809 руб. 22 коп. расходов по государственной пошлине. В остальной части иска и в иске к администрации муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» решением суда было отказано.

Решение суда по делу №А05-17833/2009 вступило в законную силу 29.03.2010, в связи с чем заявитель получил исполнительный лист АС №001969098, который вместе с сопроводительным письмом и приложенными в его подтверждение документами общество представило 14.05.2010 в финансовый отдел для исполнения.

04 июня 2010 года конкурсный управляющий общества обратился к ответчику с письменными разъяснениями о дате перечисления сумм, взысканных по решению арбитражного суда по делу №А05-17833/2009.

Письмом №02-17 от 08.07.2010 заместитель начальника финансового отдела сообщил, что строительство больницы в селе Ильинско-Подомское производилось за счет средств областного бюджета, в связи с чем в бюджете муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» на 2010 год денежных средств на оплату пеней, начисленных за период просрочки оплаты работ по строительству этой больницы, не предусмотрено. При этом ответчик отметил, что при поступлении дополнительных доходов уточнение бюджета муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» в 2010 году будет производиться с учетом сумм, взысканных по решению суда по делу №А05-17833/2009.

По заявлению конкурсного управляющего общества прокуратура Вилегодского района Архангельской области провела проверку по факту неисполнения решения суда, по результатам которой 21.07.2010 сообщила, что на момент этого обращения срок, предусмотренный частью 6 статьи 242.2 БК РФ, не истек, поэтому оставила жалобу заявителя без удовлетворения.

По состоянию на 19 августа 2010 года финансовый отдел не исполнил требования, содержащиеся в исполнительном листе АС №001969098, выданном на основании решения Арбитражного суда Архангельской области по делу №А05-17833/2009, что послужило основанием для обращения в суд общества с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные сторонами в направленных в суд пояснениях, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим мотивам.

Согласно частям 1 и 2 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу акты арбитражных судов обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Федеральным законом от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определены условия и порядок принудительного исполнения судебных актов.

В силу пункта 2 статьи 1 названного закона порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 названного Кодекса.

В силу пункта 4 статьи 242.2 БК РФ указанной главы для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.

Таким образом, органом, исполняющим судебный акт по искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» в рассматриваемом случае является ответчик - финансовый отдел.

В силу пункта 6 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.

Как следует из материалов дела, на момент обращения общества в суд с рассматриваемым заявлением трехмесячный срок со дня поступления исполнительного листа АС №001969098, выданного на основании решения Арбитражного суда Архангельской области по делу №А05-17833/2009, истек, решение суда не исполнено.

Обязанность доказывания того обстоятельства, что для исполнения вступившего в законную силу решения суда были приняты все меры, в силу части 5 статьи 200 АПК РФ возлагается на ответчика – финансовый отдел.

Вместе с тем ответчик не представил суду доказательств, свидетельствующих о том, что муниципальное образование «Вилегодский муниципальный район» в период с 14.05.2010 (даты поступления исполнительного листа) до 14.08.2010 (даты истечения трехмесячного срока, закрепленного пунктом 6 статьи 242.2 БК РФ) не располагало денежными средствами, достаточными для погашения задолженности.

Фактически только 18.08.2010, т.е. после истечения установленного трехмесячного срока, глава муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» ФИО1 обратился в Министерство финансов Архангельской области с просьбой о выделении дополнительной финансовой помощи из областного бюджета в сумме 376 564,34 руб. на погашение задолженности по строительству больницы. В ответ на это обращение министр финансов Архангельской области ФИО2 в своем письме №02/02-10/50 от 31.08.2010 сообщила о том, что показатели наполняемости консолидированного бюджета муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» в текущем году позволяют органам местного самоуправления изыскать средства на уплату неустойки за просрочку оплаты работ по строительству больницы в селе Илимско-Подомское за счет собственных доходных источников.

Более того, суд отмечает следующее.

Действующим законодательством, в частности, пунктом 5 статьи 242.2 БК РФ предусмотрено, что исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

В соответствии с пунктом 1 статьи 217 БК РФ утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется руководителем финансового органа.

Согласно подпунктам 1-3 пункта 8 Положения о финансовом отделе администрации муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» финансовый отдел составляет проект решения представительного органа местного самоуправления о местном бюджете муниципального района и представляет его в администрацию муниципального образования «Вилегодский муниципальный район», осуществляет методическое руководство по составлению проекта местного бюджета муниципального района и исполнению местного бюджета района, составляет сводную бюджетную роспись местного бюджета.

Следовательно, при недостаточности ассигнований на исполнение судебных решений именно ответчик должен подготовить проект решения о внесении изменений в бюджет муниципального района. Однако финансовый отдел не представил суду доказательств того, что после получения 14 мая 2010г. исполнительного листа АС №001969098 им были приняты все необходимые и зависящие от него меры для исполнения судебного решения в трехмесячный срок.

То обстоятельство, что ответчик в настоящее время готовит проект о внесении изменений в решение Собрания депутатов №67 от 10.12.2009 «О бюджете муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» на 2010 год», в котором будут предусмотрены денежные средства для погашения задолженности перед обществом, и такой проект будет внесен на очередное Собрание депутатов, которое должно состояться 28 октября 2010г., суд во внимание не принимает. Такие меры должны были быть приняты ответчиком своевременно, т.е. до 14 августа 2010г. с учетом получения исполнительного листа 14.05.2010. Кроме этого, ответчик не представил в материалы дела соответствующий проект изменений в решение о бюджете.

С учетом изложенного заявленные обществом требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьями 106 и 110 АПК РФ, а также пунктом 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 №139 «О внесении изменений в информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 №91 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» и от 13.03.2007 №117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» расходы заявителя по уплате государственной пошлины по настоящему делу подлежат возмещению ответчиком в составе судебных расходов.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

признать незаконным бездействие финансового отдела администрации муниципального образования «Вилегодский муниципальный район», допущенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Отделстрой" и выразившееся в неисполнении исполнительного листа АС №001969098, выданного 20 апреля 2010 года Арбитражным судом Архангельской области, на взыскание с муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» 367 755 руб. 12 коп. пеней и 8809 руб. 22 коп. расходов по государственной пошлине, в установленный законом срок.

Обязать финансовый отдел администрации муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Отделстрой".

Оспариваемое бездействие проверено на соответствие нормам статьи 242.2. Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Взыскать с финансового отдела администрации муниципального образования "Вилегодский муниципальный район" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Отделстрой" 2000 рублей расходов по государственной пошлине.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Л.В. Звездина