ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-9653/15 от 19.10.2015 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

26 октября 2015 года

     г. Архангельск

Дело № А05-9653/2015

Резолютивная часть решения объявлена октября 2015 года  

Решение в полном объёме изготовлено октября 2015 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шапран Е.Б.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузнецовской Е.И.

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению муниципального образования «Мезенское» в лице администрации муниципального образования (ОГРН <***>, 164750, <...>)

к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН <***>, 107078, <...>)

с привлечением третьих лиц: 1. Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу

2. ФИО1

о снятии с кадастрового учета 190 земельных участков

при участии в судебном заседании представителя ответчика  ФИО2 (по доверенности от 28.01.2013)

установил:

Муниципальное образование «Мезенское» в лице администрации (далее- истец, Администрация) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее- ответчик, Кадастровая палата) о снятии с кадастрового учета  190 земельных участков, находящихся на территории муниципального образования  «Мезенское». 

Заявлением от 14.10.2015 №722/03-08 Администрация ходатайствовала об исключении из заявленных 190 земельных участков 27 земельных участков, указав, что из 11 земельных участков образован земельный участок с кадастровым номером  29:11:010134:236 площадью 1 155 кв.м., который предоставлен в аренду на 10 лет ФИО1 для ведения личного подсобного хозяйства, из 16 других земельных участков образован  земельный участок с кадастровым номером  29:11:010134:237 площадью 1 155 кв.м., который предоставлен в аренду на 10 лет ФИО3  также для ведения личного подсобного хозяйства.

Администрация поддержала требование о снятии с кадастрового учета 163 земельных участков.

Исковые требования мотивированы тем, что на основании генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования  «Мезенское» Администрации необходимо создать условия для планировки территории города Мезени. Законом Архангельской области от 07.10.2003 №192-24-ОЗ «О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан» установлены минимальные размеры для предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства площадью 600 кв.м. Сохранение существующих земельных участков (площадью 100-200 кв.м.) не позволяет Администрации сформировать и поставить на кадастровый учет земельные участки иной конфигурации и площади. Поэтому в целях реализации программ индивидуального жилищного строительства на территории города Мезени  и последующего предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства нужно снять с кадастрового учета 163 земельных участка.

Кадастровая палата с исковыми требованиями не согласилась, в отзыве указала на то, что снятие земельного участка с кадастрового учета осуществляется, если такой объект является преобразуемым либо сведения о нем носят временный характер.  Администрация не указала, в чем заключается нарушение её прав и законных интересов наличием в государственном кадастре сведений о 163 земельных участках. Наличие таких сведений не препятствует Администрации осуществлять преобразование земельных участков (раздел, выдел, объединение или перераспределение). Кадастровая палата считает себя ненадлежащим ответчиком, ссылаясь на отсутствие у неё материальной заинтересованности в исходе спора. 

Привлеченные к участию в деле 3-и лица отзыв на иск не представили.

Изучив материалы дела, заслушав представителя ответчика, суд установил.

В государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 29:11:010130:14, 29:11:010130:15, 29:11:010130:16, 29:11:010130:17, 29:11:010130:18, 29:11:010130:19, 29:11:010130:20, 29:11:010130:21, 29:11:010130:22, 29:11:010130:23, 29:11:010130:24, 29:11:010130:25, 29:11:010130:26, 29:11:010130:27, 29:11:010130:28, 29:11:010130:29, 29:11:010130:30, 29:11:010130:31, 29:11:010130:32, 29:11:010130:33, 29:11:010130:34, 29:11:010130:35, 29:11:010130:36, 29:11:010130:37, 29:11:010130:38, 29:11:010130:39, 29:11:010130:40, 29:11:010130:41, 29:11:010130:42, 29:11:010130:43, 29:11:010130:44, 29:11:010130:45, 29:11:010130:46, 29:11:010130:47, 29:11:010130:48, 29:11:010130:49, 29:11:010130:50, 29:11:010130:51, 29:11:010130:52, 29:11:010130:53, 29:11:010130:54, 29:11:010130:57, 29:11:010130:58, 29:11:010130:59, 29:11:010130:60, 29:11:010130:61, 29:11:010130:62, 29:11:010130:63, 29:11:010130:66, 29:11:010130:67, 29:11:010130:68, 29:11:010130:69, 29:11:010130:70, 29:11:010130:71, 29:11:010130:72, 29:11:010130:73, 29:11:010130:74, 29:11:010130:75, 29:11:010130:76, 29:11:010130:77, 29:11:010130:78, 29:11:010130:79, 29:11:010130:80, 29:11:010130:81, 29:11:010130:82, 29:11:010130:83, 29:11:010130:84, 29:11:010130:85, 29:11:010130:86, 29:11:010130:87, 29:11:010130:88, 29:11:010130:89, 29:11:010130:90, 29:11:010130:91, 29:11:010130:92, 29:11:010130:93, 29:11:010130:94, 29:11:010130:95, 29:11:010130:96, 29:11:010130:97, 29:11:010130:98, 29:11:010130:99, 29:11:010130:100, 29:11:010130:101, 29:11:010130:102, 29:11:010130:103, 29:11:010130:104, 29:11:010130:105, 29:11:010130:106, 29:11:010130:107, 29:11:010134:38, 29:11:010134:39, 29:11:010134:40, 29:11:010134:41, 29:11:010134:42, 29:11:010134:43, 29:11:010134:44, 29:11:010134:45, 29:11:010134:46, 29:11:010134:47, 29:11:010134:48, 29:11:010134:49, 29:11:010134:50, 29:11:010134:51, 29:11:010134:52, 29:11:010134:53, 29:11:010134:54, 29:11:010134:55, 29:11:010134:56, 29:11:010134:57, 29:11:010134:58, 29:11:010134:59, 29:11:010134:60, 29:11:010134:61, 29:11:010134:62, 29:11:010134:63, 29:11:010134:64, 29:11:010134:65, 29:11:010134:66, 19:11:010134:67, 19:11:010134:68, 29:11:010134:69, 29:11:010134:70, 29:11:010134:71, 29:11:010134:72, 29:11:010134:78, 29:11:010134:79, 29:11:010134:80, 29:11:010134:84, 29:11:010134:85, 29:11:010134:86, 29:11:010134:87, 29:11:010134:91, 29:11:010134:92, 29:11:010134:93, 29:11:010134:96, 29:11:010134:100, 29:11:010134:103, 29:11:010134:104, 29:11:010134:105, 29:11:010134:106, 29:11:010134:109, 29:11:010134:110, 29:11:010134:111, 29:11:010134:112, 29:11:010134:113, 29:11:010134:114, 29:11:010134:116, 29:11:010134:117, 29:11:010134:118, 29:11:010134:119, 29:11:010134:120, 29:11:010134:121, 29:11:010134:122, 29:11:010134:123, 29:11:010134:124, 29:11:010134:125, 29:11:010134:126, 29:11:010134:127, 29:11:010134:128, 29:11:010134:129, 29:11:010134:130, 29:11:010134:131, 29:11:010134:132, 29:11:010134:133.

Как следует из кадастровых паспортов, вышеперечисленные земельные участки были сформированы в 1993-2000 годах из земель населенных пунктов на территории г. Мезени, имеют площадь от 50 до 200 кв.м. и разрешенное использование «огород».

Письмом от 19.06.2015 №500/03-08 Администрация обратилась в Кадастровую палату с просьбой снять с кадастрового учета ранее учтенные земельные участки согласно списку «в связи с невостребованностью и неиспользованием».

Письмом от 01.07.2015 №03-06/23366 Кадастровая палата сообщила, что снятие с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 №221-ФЗ не предусмотрено, орган кадастрового учета снимает земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости.

Считая необходимым осуществить снятие земельных участков с кадастрового учета в судебном порядке, Администрация обратилась в арбитражный суд.

При разрешении спора суд пришел к следующему.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 №221-ФЗ (далее – Закон о кадастре) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе.

Согласно пункту 1 статьи 11 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. 

Таким образом, общим основанием для осуществления кадастрового учета путем внесения в государственный кадастр недвижимости предусмотренных законом  сведений  является создание (образование) объекта недвижимости, подлежащего учету.

Основанием для снятия объекта недвижимости с кадастрового учета является прекращение его существования. 

Внесение в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте не имеет самостоятельного значения для факта возникновения, изменения его свойств или прекращения объекта недвижимости, поскольку государственный кадастр недвижимости является сводом сведений об объектах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 2 статьи 11.2 названного Кодекса земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона о кадастре орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.

Согласно части 3 статьи 24 Закона о кадастре учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости.

Из совокупного толкования вышеприведенных норм следует, что снятие с кадастрового учета земельного участка осуществляется в связи с тем, что такой земельный участок прекращает свое существование в связи с образованием из него других земельных участков, за исключением случая, если преобразуемый земельный участок продолжает существовать в измененных границах.

Кроме того в пункте 1 статьи 25 Закона о кадастре установлены особенности осуществления кадастрового учета отдельных объектов недвижимости, в частности,  предусмотрено, что  внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер.

К таким объектам применяются правила предусмотренные в пункте 4 статьи 24 Закона  о кадастре, а именно то, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением сведений о земельных участках, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (в том числе в случае признания местоположения границ или частей границ такого земельного участка спорным в порядке, установленном частью 15 статьи 42.10 настоящего Федерального закона), а также случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.

Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.

Земельные участки, снять которые с кадастрового учета в судебном порядке просит Администрация, являются ранее учтенными объектами недвижимости, поскольку были поставлены на кадастровый учет до вступления в силу Закона  о кадастре.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

В соответствии со статьей 4 АПК РФ арбитражный суд осуществляет защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Судом не установлено, какие законные права и интересы истца нарушены в связи с учетом в государственном кадастре недвижимости 163 земельных участков, какие законные права и интересы истца будут восстановлены в результате снятия с кадастрового учета 163 земельных участков.

При этом суд учитывает, что наличие в государственном кадастре сведений о 163 земельных участках не препятствует их преобразованию в установленном порядке,  образованию из них новых земельных участков путем объединения, перераспределения и т.д.

Обоснованность данного вывода подтверждается также тем, что в отношении 27 ранее учтенных земельных участков уже проведены процедуры преобразования, из них образовано два новых земельных участка необходимой площади, которые предоставлены для ведения личного подсобного хозяйства.    

Поскольку 163 земельных участка, которые Администрация просит снять с кадастрового учета, не являются временными либо преобразуемыми в порядке статей 11.4 – 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации (не является участками, в отношении которых осуществляется раздел, выдел, объединение или перераспределение), наличие в государственном кадастре сведений об этих земельных участках не препятствует формированию земельных участков иной конфигурации и площади и реализации программ индивидуального жилищного строительства на территории города Мезени, а также учитывая отсутствие предусмотренных законом оснований для снятия с кадастрового учета указанных земельных участков и отсутствие нарушения прав и законных интересов Администрации нахождением в кадастре недвижимости сведений о данных земельных участках, суд отказывает в удовлетворении иска. 

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины относятся на истца. Поскольку в силу подпункта 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты госпошлины как орган государственной власти, государственная пошлина по настоящему иску взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Е.Б. Шапран