ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-9721/12 от 24.10.2012 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050

E-mail: arhangelsk.info@arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

октября 2012 года

г. Архангельск

Дело № А05-9721/2012   

Резолютивная часть решения объявлена октября 2012 года

Решение в полном объёме изготовлено октября 2012 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Бекаровой Е.И. при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Михайловой В.Е., рассмотрев в судебном заседании дело №А05-9721/2012

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Триумф Групп» (ОГРН <***>; место нахождения:163000, <...> этаж, каб.45а)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Архангельску (ОГРН <***>; место нахождения:163000, <...>)

о признании незаконным решения от 16.04.2012 №2.14-22/792.

В судебном заседании приняли участие представители:

заявителя – ФИО1 по доверенности от 20.08.2012;

ответчика - ФИО2 по доверенности от 29.12.2011 №2.4-08/047445 (в судебном заседании 17.10.2012 и 24.10.2012),  ФИО3 по доверенности от 20.08.2012 №2.6-08/026541 (в судебном заседании 24.10.2012).

Суд  установил:

общество с ограниченной ответственностью «Триумф Групп» (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Архангельску (далее - ответчик, Инспекция) с заявлением о признании незаконным решения №2.14-22/792 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 16.04.2012 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.

Представитель заявителя в судебном заседании предъявленные требования поддержал.

Представитель ответчика с требованиями заявителя не согласился.

Заявитель зарегистрирован в статусе юридического лица, включён в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>.

Дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как рассмотрение споров об оспаривании ненормативных правовых актов отнесено к компетенции арбитражных суда в  соответствии с пунктом 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Поводом к оспариванию решения №2.14-22/792 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 16.04.2012 послужили следующие фактические обстоятельства, установленные арбитражным судом при рассмотрении дела:

Как следует из документов, представленных в материалы дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации общества по НДС за 3 квартал 2011 года, по результатам которой решением №2.14-22/792 от 16.04.2012 ООО «Триумф Групп» уменьшен предъявленный к возмещению из бюджета НДС в размере 6 366 356 руб., предложено уплатить в бюджет недоимку по НДС в сумме 66 813 руб., кроме того, общество привлечено к налоговой ответственности по п.1 ст.122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату НДС в виде штрафа в сумме 133 62 руб. 60 коп..

Не согласившись с решением инспекции, ООО «Трумф Групп» обжаловало его в Управление ФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу  (далее – Управление ФНС).

07.06.2012 по результатам рассмотрения апелляционной жалобы и.о. руководителя Управления ФНС ФИО4 вынесено решение №07-10/1/07043, которым решение Инспекции о привлечении к налоговой ответственности №2.14-22/792 от 16.04.2012 оставлено без изменения и утверждено. Решение №2.14-22/792 от 16.04.2012 вступило в силу с даты принятия решения по результатам апелляционной жалобы, то есть с 07.06.2012.

Общество, не согласившись с решением налогового органа о привлечении к налоговой ответственности, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В обоснование заявленных требований ООО «Триумф Групп» ссылается на наличие у него права на возмещение НДС по сделкам о приобретении транспортных средств с ООО «Беломорский Альянс» и ООО «Северная Энергия», надлежащим образом оформленный пакет документов, подтверждающих право на вычет, реальность операций с указанными контрагентами, нарушение порядка проведения камеральной налоговой проверки.

Налоговый орган, возражая против заявленного требования, указывает, что документы по операциям о приобретении транспортных средств с ООО «Беломорский Альянс» и ООО «Северная Энергия» не отвечают признакам достоверности, не имеют реальной экономической цели, заключены взаимозависимыми лицами с целью получения возмещения из бюджета. Полученные в ходе проверки доказательства свидетельствуют об отсутствии реальных хозяйственных операций между заявителем и его контрагентами, в связи с чем в возмещении НДС из бюджета обществу, по мнению налогового органа,  отказано правомерно.

Суд оценил доводы сторон с учетом следующих фактических обстоятельств по делу, установленных в судебном заседании.

20.10.2011 ООО «Триумф Групп» направило в налоговый орган налоговую декларацию по НДС за 3 квартал 2011 года (рег. №29686777), в которой указало к возмещению из бюджета 6 366 356 руб. налога на добавленную стоимость.

В ходе камеральной проверки для подтверждения правомерности налоговых вычетов по НДС налоговым органом направлено в адрес налогоплательщика требование о предоставлении документов №2.16-23/12085 от 24.10.2011, в котором запрошены следующие документы: копии книг покупок и продаж, копии полученных и выставленных счетов-фактур, копии платёжных поручений к полученным счетам-фактурам, копии товарных накладных, копии товарно-транспортных накладных, путевых листов, договоры, акты выполненных работ, соглашения,  копию журнала полученных счетов-фактур, оборотно-сальдовую ведомость по оприходованию поступившего товара, копии договоров аренды офисного, складских помещений, транспортных средств, иного оборудования, а также сведения и информация о причинах возмещения НДС из бюджета, о места хранения и методе доставки товара, приказ об учётной политике на 2011 год.

Требование получено представителем Общества ФИО5 28.10.2011.

В порядке исполнения требования о предоставлении документов Общество 11.11.2011 представило в налоговую инспекцию в подтверждение права на налоговый вычет представлены книгу продаж, книгу покупок, полученные и выставленные счета-фактуры (копии), акты о приёме-передаче основных средств, договоры купли-продажи транспортных средств, копии платёжных поручений, оборотно-сальдовую ведомость по счёту 08.04, приказ об учётной политике на 2011 год.

Общество также сообщило, что причиной возмещения НДС из бюджета является приобретение Обществом транспортных средств в 3 квартале 2011 года и местом хранения техники является Архангельская область, Пинежский район, пос.Шангас.

При анализе представленных Обществом документов налоговая инспекция установила, что в 3 квартале 2011 года Обществом приобретены транспортные средства у поставщиков: ООО «Беломорский Альянс» ИНН <***> (6 единиц техники) и у ООО «Северная Энергия» ИНН <***> (8 единиц техники).

В ходе проверки инспекция провела дополнительные мероприятия налогового контроля: направлен запрос от 24.10.2011 №2.16-23/66129 по движению денежных средств на счёте Общества в банке (филиал №7806 ВТБ 24 за период с 01.07.2011 по 30.09.2011. у налогоплательщика истребованы договора займа с ООО «Инкор», ФИО6, ФИО7; копия договора аренды нежилого помещения по адрес: <...>, каб.45А; проведён осмотр помещения Общества (протокол осмотра от 08.11.2011 №2.28-12/1702), допрошены свидетели, истребована деловая переписка общества с контрагентами, исследована бухгалтерская и налоговая документация, наличие банковских счетов, движение денежных средств по счетам ООО «Беломорский Альянс» и ООО «Северная энергия» (продавцов техники) и контрагентов продавцов (ООО «Фундамент», ООО «ПромТрансСервис», ООО «СтройСнаб», ООО «Карпогорылес», ООО «Шангаслес» и др.).

По результатам камеральной проверки декларации инспекцией 16.04.2012 вынесено решение №2.14-22/792 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в котором указано на отсутствие у общества права на возмещение НДС по операциям с контрагентами ООО «Беломорский Альянс» и ООО «Северная Энергия» в сумме 6 433 169 руб.

Суд согласен с позицией заявителя о нарушении налоговым органом правил проведения камеральной проверки, а также об отсутствии у инспекции оснований к отказу в возмещении НДС по результатам данного мероприятия налогового контроля.

В соответствии с пунктом 1 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями статьи 176 НК РФ.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.

Как установлено пунктом 8 статьи 88 НК РФ, при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных данным пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с Кодексом.

Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.

В соответствии со статьей 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг).

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ, и при наличии соответствующих первичных документов.

Следовательно, при проведении камеральной проверки декларации по налогу на добавленную стоимость, в ходе которой проверяется правильность исчисления и уплаты налога, налоговый орган при необходимости вправе затребовать у налогоплательщика дополнительные документы, в том числе первичные документы, необходимые для подтверждения правомерности применения налоговых вычетов.

В рассматриваемом случае Общество одновременно с представлением декларации, а также по требованиям инспекции, представило в подтверждение права на применение налоговых вычетов пакет документов: книгу продаж, книгу покупок, полученные и выставленные счета-фактуры (копии), акты о приёме-передаче основных средств, договоры купли-продажи транспортных средств, копии платёжных поручений, оборотно-сальдовую ведомость по счёту 08.04, приказ об учётной политике на 2011 год.

Более того, заявителем представлены иные истребованные налоговым органом документы. Этот факт отражен в решении инспекции №12.14-22/792 от 16.04.2012.

Как установлено судом, каких-либо претензий к оформлению первичных учетных документов по операциям, связанным с приобретением основных средств у ООО «Беломорский Альянс» и ООО «Северная энергия» (продавцов техники), включая документы, подтверждающие оплату данных товаров в решении №12.14-22/792 от 16.04.2012 о привлечении к ответственности инспекция не отразила.

Налоговый орган отказал заявителю в применении права на налоговый вычет только по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля, в том числе в отношении контрагентов общества.

Как следует из решения №12.14-22/792 от 16.04.2012, налоговый орган направил в адрес контрагента ООО «Беломорский Альянс» требование от 26.10.2011 №2.16-23/12242 о предоставлении документов (счета-фактуры, договора, книга продаж, акты приёма-передачи к договорам, товарные накладные, товарно-транспортные накладные, карточки учёта основных средств, подробный расчёт и начисление амортизации (с указанием остаточной стоимости на момент продажи транспортных средств) за период с 01.07.2011-30.09.2011 и информацию по транспортным средствам (если организация является перепродавцом, представить копии договоров с поставщиками, копии книг покупок за соответствующий период, копии счетов-фактур на приобретение данного товара). Документы по требование в налоговую инспекцию не представлены.

Инспекция провела анализ бухгалтерской и налоговой отчетности контрагентов Общества - ООО «Беломорский Альянс» и ООО «Северная энергия».

Установлены несоответствия данных, указанных в декларациях ООО «Триумф Групп» и ООО «Беломорский Альянс» и ООО «Северная энергия», взаимозависимость указанных организаций, факт приобретения транспортных средств по цене выше их балансовой стоимости у продавцов на момент продажи.

Направлены запросы в банковские организации о предоставлении выписки о движении денежных средств по расчетным счетам контрагентов Общества. Произведён анализ счетов контрагента ООО «Беломорский Альянс»  в филиале НБ «Траст», филиале №7806 ВТБ 24, филиале «Архангельский» ОАО «Собинбанк».

Вызваны и допрошены в качестве свидетелей ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО6, ФИО10, ФИО11

Проведен анализ отношений ООО «Беломорский Альянс» с его контрагентами.

Направлено требование от 28.11.2011 №2.16-23/14035 о предоставлении документов в порядке статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации контрагенту ООО «Беломорский Альянс» - обществу с ограниченной ответственностью «Фундамент» относительно взаимоотношений с ООО «Беломорский Альянс», а также требование от 01.12.2011 №2.16-23/14315 о предоставлении документов, подтверждающих взаимоотношения с ООО «ПромТрансСервис» за период с 01.04.2011-30.09.2011. Вызван на допрос в качестве свидетеля руководитель ООО «Фундамент» ФИО12, 28.12.2011 произведён осмотр помещения ООО «Фундамент» (по ул.Самойло,1, в г.Архангельске), установлены банковские счета ООО «Фундамент» и проанализированы  операции по его счетам.

Направлено требование контрагенту ООО «Беломорский Альянс» - ООО «ПромТрансСервис» от 28.11.2011 №2.16-23/14036 относительно взаимоотношений с ООО «Беломорский Альянс». Вызван на допрос в качестве свидетеля руководитель ООО «ПромТрансСервис» ФИО13, 12.01.2012 произведён осмотр помещения «ПромТрансСервис» (наб. Северной Двины, 112, 3, 204 в г.Архангельске), установлены банковские счета ООО «ПромТрансСервис» и проанализированы  операции по его счетам.

Установив, что контрагентом ООО «ПромТрансСервис» является ООО «СтройСнаб», которому ООО «ПромТрансСервис» перечисляет денежные средства за лесопродукцию по договору от 11.07.2011, а ООО «СтройСнаб» перечисляет полученные денежные средства физическим лицам по договорам комиссии (6 человек), налоговый орган в рамках камеральной проверки налоговой декларации ООО «Триумф Групп» предпринял меры для вызова физических лиц, получивших денежные средства в налоговый орган для допроса в качестве свидетелей. Допрошен свидетель ФИО14 (протокол допроса №12 от 19.01.2012).

Аналогичные контрольные мероприятия проведены в рамках камеральной налоговой проверки и в отношении ООО «Карпогорылес», ООО «Шангаслес»

Направлено требование от 27.12.2011 №2.16-23/15208 ФИО10 о предоставлении документов по взаимоотношениям с ООО «Шангаслес» и ООО «Северная Энергия».

Налоговый орган также установил, что часть техники (4 единицы) была реализована в 4 квартале 2011 года (следующем налоговом периоде) физическим лицам по ценам, значительно ниже цен их приобретения.

Вместе с тем, пунктом 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации  предусмотрено право проверяющих при выявлении ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлении несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, истребовать у проверяемого необходимые пояснения или обязать налогоплательщика внести соответствующие исправления в установленный срок.

Пунктом 8 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговый орган также вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.

Таким образом, полномочия налогового органа по определению мероприятий налогового контроля в рамках камеральных проверок ограничены нормами Налогового кодекса Российской Федерации.

Целью камеральной проверки является выявление соответствия содержащихся в налоговой декларации и в документах информации имеющимся у налогового органа сведениям, устранение возможных в декларации ошибок, правильности произведенного расчета при исчислении налога, то есть в рамках такой проверки оценке подвергается только предусмотренный законом объем документов.

Выездная налоговая проверка производится на основании оценки всей совокупности имеющихся у налогоплательщика первичных документов, полноты и достоверности отражения в бухгалтерском учете всех хозяйственных операций, с истребованием информации о налогоплательщике в установленном статьей 93.1 НК РФ порядке и использованием иных форм налогового контроля в отношении проверяемого налогоплательщика, в том числе и с учетом ранее осуществленных в камеральном порядке проверок.

В рассматриваемом случае, налоговый орган, по существу, в ходе камеральной налоговой проверки реализовал полномочия, предоставленные ему только при проведении выездной налоговой проверки.

Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает четкую и последовательную процедуру формирования доказательств, свидетельствующих о совершении налогоплательщиком нарушений законодательства о налогах и сборах, их систематизации и соответствующего оформления, которые впоследствии являются основой для принимаемого налоговым органом решения.

Доказательства совершенного налогоплательщиком нарушения только тогда могут считаться таковыми, когда они собраны в строгом соответствии с требованиями Кодекса.

В рассматриваемом случае, налогоплательщик представил в налоговый орган декларацию с документами, подтверждающими его право на получение налогового вычета. Порядок оформления документов, являющихся основанием для применения налогового вычета – счетов-фактур, не нарушен. Факт исполнения договоров купли-продажи транспортных средств и оплата товара их поставщикам подтверждены. Транспортные средства объективно существуют, что не оспаривает налоговый орган, зарегистрированы в ГИБДД.

При выборе контрагента обществом проявлена определенная осмотрительность и осторожность. Документы, подтверждающие правоспособность ООО «Беломорский Альянс» и ООО «Северная энергия» запрошены заявителем до заключения сделок и осуществления спорных отношений. ООО «Беломорский Альянс» и ООО «Северная энергия» внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.

Иные доказательства (протоколы осмотра, допросы свидетелей, документы, запрошенные у контрагентов, по отношениям с третьими лицами) собраны налоговым органом с превышением полномочий, предоставленных ему статьей 88 НК РФ, и не могут оцениваться судом в качестве надлежащих доказательств по данному делу.

По смыслу правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума от 12.10.2006 №53, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.

Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения.

Анализ документов, представленных ООО «Триумф Групп» к налоговой декларации за 3 квартал 2011 года, подтверждающих право на возмещение налога, без учета собранных инспекцией с превышением полномочий доказательств, не позволяет сделать вывод о том, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

На основании изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьями 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу подлежат отнесению на ответчика.

Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Признать недействительным проверенный на соответствие нормам Главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации  ненормативный правовой акт – решение № 2.14-22/792 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 16 апреля 2012 года, принятый в г.Архангельске Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Архангельску в отношении общества с ограниченной ответственностью "Триумф Групп"   .

Обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов  заявителя.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Архангельску в пользу общества с ограниченной ответственностью "Триумф Групп" 2000 рублей расходов по государственной пошлине.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Е.И. Бекарова