АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
02 октября 2013 года | г. Архангельск | Дело № А05-9732/2013 |
Резолютивная часть решения объявлена сентября 2013 года
Решение в полном объёме изготовлено октября 2013 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шашкова А.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Яремчук М.П.
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: 163004, <...>)
к ответчику - обществу с ограниченной ответственностью "Устьянские тепловые сети" (ОГРН <***>; место нахождения: 165210, Архангельская область, п.Октябрьский Устьянского района, ул.Советская, дом 32)
о взыскании 1 462 407 руб. 68 коп.,
с участием в заседании представителя истца – ФИО1 (доверенность от 25.09.2013),
установил:
министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (далее – истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Устьянские тепловые сети" (далее – ответчик, Общество) о взыскании 1 462 407 руб. 68 коп., из них 1 457 730 руб. 79 коп. неосновательного обогащения, образовавшегося в связи с невозвратом в областной бюджет излишне перечисленной суммы субсидии, 4676 руб.89 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму неосновательного обогащения за период с 18 июля 2013 года по 01 августа 2013 года.
Ответчик о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направил. Дело рассмотрено без его участия.
Ответчик отзыв на иск не представил.
Изучив материалы дела, заслушав представителя истца, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.
Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, является правопреемником министерства энергетики и связи Архангельской области (далее - ФИО2) на основании Указа Губернатора Архангельской области от 17 июня 2013 года № 73-у (п. 1 и пп.З п. 4 Указа). Этим Указом (в редакции от 27 июня 2013 года № 77-у) ФИО2 переименовано в министерство ТЭК и ЖКХ АО.
Как видно из материалов дела, 29 декабря 2012 года ФИО2 и общество с ограниченной ответственностью «Устьянские тепловые сети» в соответствии с Областным законом от 17 декабря 2012 года № 603-36-03 «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (далее - Закон о бюджете) заключили договор № 3-Т на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения.
Предметом указанного договора является взаимодействие сторон, направленное на предоставление ответчику субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения в соответствии с разделом 3 Порядка предоставления в 2013 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг, предусмотренного Приложением 17 к Закону о бюджете (далее -Порядок).
Субсидия предоставляется для населения, проживающего в жилых домах, расположенных на территории муниципального образования «Октябрьское».
При расчете субсидии объем фактически отпущенной для населения в 2013 году тепловой энергии (теплоносителя) определяется на основании объемов коммунальных услуг, указанных в выставленных потребителям платежных документах.
При расчете субсидии объем тепловой энергии (теплоносителя), отпущенный населению в точках учета тепловой энергии на нужды тепдоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения) определяется по показаниям приборов учета тепловой энергии или в случаях, допускаемых ФЗ РФ «О теплоснабжении» от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ - расчетным путем по нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению (п. 1.3 договора).
Фактический отпуск ответчиком тепловой энергии (теплоносителя) должен подтверждаться данными бухгалтерского учета предприятия (п. 1.6 Договора).
Договором определены следующие обязанности истца:
-проверка представленных ответчиком документов на соответствие Порядку;
-предоставление субсидии ответчику в соответствии с Порядком;
-авансовое перечисление субсидии в объемах, предусмотренных Порядком, в пределах лимитов бюджетных обязательств на 2013 год;
- приостановление предоставления субсидии за ненадлежащее исполнение обязательств ответчиком;
- обращаться в суд с требованием о возврате субсидии в случае неисполнения ответчиком письменного требования истца о ее возврате.
Договором определены следующие обязанности ответчика:
- предоставлять в Министерство ежемесячно не позднее 10 числа, месяца,
следующего за отчетным периодом, расчет фактической потребности в средствах субсидии (по утвержденной форме) с учетом произведенного авансирования, подтвержденный данными бухгалтерского учета;
- выполнить требование Министерства о возврате субсидии в случае ее
нецелевого использования или нарушения Порядка и условий договора в течение 15 дней со дня получения такого требования;
- предоставлять Министерству или контрольно-ревизионной инспекции
Архангельской области при проведении выездной проверки документы,
подтверждающие фактическую потребность в средствах субсидии.
В соответствии с п. 4.3. Договора, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения прочих обязательств, связанных с исполнением настоящего договора, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Архангельской области.
Агентство по тарифам и ценам Архангельской области постановлением от 20 декабря 2012 года № 96-э/16 установило тарифы для ответчика на 2013 год.
Ответчик в 2013 году неоднократно, письмами от 14 января 2013 года, 14 марта 2013 года обращался к истцу с просьбой об авансировании средств субсидии на возмещение убытков, возникающих при государственном регулировании тарифов.
За период с 29 декабря 2012 года по 16 мая 2013 года истцом на основании распоряжений Министерства от 31 января 2013 года № 11-р ответчику перечислено 21 270 766,81 рублей субсидии; от 18 апреля 2013 года № 108-р перечислено 1 200 251,92 рублей субсидии; от 23 апреля 2013 года № 114-р перечислено 1200 251,92 рублей субсидии; от 29 апреля 2013 года № 120-р перечислено 10 453 550 рублей субсидии, всего перечислено по заявкам ответчика средств субсидии на общую сумму 34 124 820,65 рублей в том числепринятая Министерством кредиторская задолженность , муниципального образования «Устьянский муниципальный район» перед Обществом по состоянию на 01 января 2013 года (в сумме 364 946,81 рублей). Факт перечисления средств субсидии подтверждается платежными поручениями от 05.02.2013 № 4334092, от 19.04.2013 № 4899676, от 24.04.2013 № 4928186, от 29.04.2013 № 4962668
В соответствии с представленными документами ответчик отпустил тепловой энергии 25369,437 Гкал, т.е. меньше ранее запланированных объемов, которые были заложены при расчете размера субсидии, ее авансировании и заключении договора.
По состоянию на 01 августа 2013 года с учетом перечисленной субсидии 34124820,65 рублей (включая задолженность за 2012 год 364946,81 рублей) и фактической потребности в средствах бюджета в размере 32667089,86 руб. за ответчиком образовалась задолженность перед истцом по субсидии на возмещение убытков в сумме 1 457 730 рублей 79 копеек. Указанная задолженность общества образовалась в результате излишне перечисленной субсидии в виду не подтверждения объемов поставки тепловой энергии в первой половине 2013 года потребителям со стороны ответчика.
24 июня 2013 года истец направил требование № 203/06-04/1950 о возврате данной суммы субсидии в течение 15 дней с момента получения требования. Требование получено ответчиком 02 июля 2013 года, следовательно, субсидия подлежала возврату не позднее 17 июля 2013 года.
Однако эта обязанность ответчиком в нарушение договора и Порядка не была исполнена, что послужило основанием для обращения Министерства Арбитражный суд с настоящим исковым требованием.
При вынесении решения суд учитывает следующее.
Статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" определено, что теплоснабжающая организация – это организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Согласно пункту 3.1 раздела 3 приложения № 17 областного закона от 17.12.2012 № 603-36-03 «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения, предоставляются теплоснабжающим организациям.
Ответчик в период с момента заключения договора и до окончания отопительного сезона 2012-2013 г. в МО «Октябрьское» (окончен 16 мая 2013 года на основании постановления главы МО «Октябрьское» от 08 мая 2013 года № 112) -являлся теплоснабжающей организацией.
С 16.05.2013 Общество не осуществляет деятельность по теплоснабжению потребителей МО «Октябрьское». Концессионное соглашение, заключенное ответчиком с МО «Октябрьское» 09 июля 2010 года, прекратило свое действие с 16 мая 2013 года, поскольку определением Арбитражного суда Архангельской области от 18.04.2013 по делу № А05-3279/2013 утверждено мировое соглашение между ответчиком и МО «Октябрьское»со следующими условиями:
- муниципальное образование «Октябрьское» и ООО «Устьянские тепловые сети» установили, что действие Концессионного соглашения от 09.07.2010, прекращается в последний день отопительного периода 2012 - 2013 гг., определяемого на основании постановления главы МО «Октябрьское» в установленном порядке;
- ООО «Устьянский тепловые сети» обязуется в срок не позднее, чем в течение двух рабочих дней с момента прекращения Концессионного соглашения передать Муниципальному образованию «Октябрьское» Устьянского района Архангельской области в лице администрации муниципального образования объект Концессионного оглашения, а также имущество, образующее единое целое с объектом Концессионного оглашения и предназначенное для использования по общему назначению для осуществления деятельности, предусмотренной пунктом 1.1 Концессионного соглашения».
В настоящий момент объектами коммунальной инфраструктуры владеет и пользуется на основании концессионного соглашения от 17 июня 2013 года ООО «Устьянская теплоэнергетическая компания».
Постановлением Агентства от 23 мая 2013 года № ЗЗ-э/1 признано утратившим силу с 28 мая 2013 года постановление Агентства от 20 декабря 2012 года № 96-э/15, которым были утверждены тарифы для ООО «Устьянские тепловые сети». Постановлением № ЗЗ-э/1 утверждены тарифы уже для ООО «Устьянская теплоэнергетическая компания».
Пунктом 3.7 Порядка предусмотрено, что в случае прекращения теплоснабжающей организацией регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения излишне перечисленные средства подлежат возврату в областной бюджет в текущем финансовом году.
Судом установлено, что взыскиваемая истцом указана в расчете ответчика за май 2013 года («Расчет фактической потребности в средствах субсидии из областного бюджета»), т.е. с основанием возникновения задолженности и ее размером ответчик согласен.
Излишне перечисленная сумма субсидий в размере 1 457 730 рублей 79 копеек подлежит возврату в областной бюджет в соответствии с Порядком предоставления в 2013 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (Приложение № 17 к областному закону от 17.12.2012 №6036-36-03 «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Согласно пункту 3 статьи 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации правила о неосновательном обогащении подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
Таким образом, как следует из пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, под обязательством из неосновательного обогащения понимается правоотношение, возникающее в связи с приобретением или сбережением имущества без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований одним лицом (приобретателем) за счет другого лица (потерпевшего).
Отсутствие надлежащего правового основания для обогащения как условие его неосновательности означает, что ни нормы законодательства, ни условия сделки не позволяют обосновать правомерность обогащения.
Правила, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 2 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при взыскании неосновательного обогащения истец должен доказать наличие факта приобретения (сбережения) ответчиком имущества без оснований и за счет истца, а также стоимость такого приобретения (сбережения).
Поскольку истец доказал, как того требует статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, наличие факта приобретения (сбережения) ответчиком имущества (денежных средств) без оснований и за счет истца, а также размер такого приобретения (сбережения), у суда нет причин для отказа в удовлетворении заявленного истцом требования.
Доказательства возврата истцу взыскиваемой им суммы ответчик в материалы дела не представлены, поэтому иск по возврату субсидии подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 1107 ГК РФ на сумму неосновательного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
Согласно ст. 395 ГК РФ размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.
С 14 сентября 2012 года Центральный Банк РФ установил процентную ставку рефинансирования 8,25% годовых.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 1998 г. №13/14при расчете подлежащих уплате годовых процентов по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации число дней в году (месяце) принимается равным соответственно 360 и 30 дням, если иное не установлено соглашением сторон, обязательными для сторон правилами, а также обычаями делового оборота. Проценты начисляются до момента фактического исполнения денежного обязательства, определяемого исходя из условий о порядке платежей, форме расчетов и положений статьи 316 ГК РФ о месте исполнения денежного обязательства, если иное не установлено законом либо соглашением сторон.
Заявленный истцом период начисления процентов с 18.07.2013 по 01.08.2013 (14 дней) - с момента окончания срока для добровольного перечисления Обществом средств субсидии в соответствии с требованием Министерства до момента обращения с настоящим иск, суд считает верным, соответствующим положениям ст. 314 ГК РФ.
Доказательств опровергающих расчет истца и контррасчет процентов ответчик не представил.
На основании изложенного, поскольку ответчик не возвратил в установленный срок средства субсидии в областной бюджет и пользовался чужими денежными средствами, суд удовлетворяет требования истца по взысканию процентов в заявленном размере.
В силу ст. 110 АПК РФ государственная пошлина относится на ответчика.
Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Устьянские тепловые сети" (ОГРН <***>; место нахождения: 165210, Россия, рп. Октябрьский, Устьянского района Архангельской области, ул. Комсомольская, дом 13) в пользу министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: 163004, Россия, <...>) 1 480 781 руб. 16 коп., в том числе 1457 730 руб. 79 коп. задолженности и 23 050 руб. 37 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Устьянские тепловые сети" в доход федерального бюджета 27 807 руб. 81 коп. государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья | А.Х. Шашков |